ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-УСКОРИТЕЛЬ Российский патент 2002 года по МПК F02K9/42 

Описание патента на изобретение RU2183285C2

Изобретение относится к надводной и подводной технике передвижения, в частности для ускорения надводных и подводных объектов (кораблей, подводных лодок, торпедных катеров, торпед и др.)
Известны лопастные движители (гребные, водометные, крыльчатые) работают по принципу лопасти весла, загребающего воду. Они громоздки и обладают кпд, не превышающим 50%.

Известны предложения (Диомидов М.И., Дмитриев А.Н. Покорение глубин. Л.: Судостроение, 1974, стр. 251) по созданию новых гидрореактивных движителей, преобразующих тепловую или электрическую энергию непосредственно в работу отбрасываемой воды.

Движитель представляется в виде трубы, в передней части которой размещается заборное устройство с обратным клапаном, а после него - взрывная камера. Движитель периодически захватывает порции воды, которая под действием взрыва топлива или пороха выбрасывает струю воды, создавая тягу.

Недостатками такого движителя является пульсирующий режим работы, небезопасность взрывных циклов, трудности управления движением, трудности обеспечения скрытности военных объектов, экологической безопасности и др.

Задачей настоящего изобретения является исключение указанных недостатков.

Задача решается тем, что в гидрореактивном двигателе-ускорителе, преобразующем тепловую энергию непосредственно в работу отбрасываемой воды и состоящем из парогазогенератора, соединенного с трубой, двигатель дополнительно снабжен трубами, объединенными в обойму, имеющую возможность захватывать воду и переносить ее при вращении к выходному сечению парогазогенератора. Эта обойма приводится во вращение электродвигателем постоянного тока, оборудованным регулятором-синхронизатором, имеющим возможность поддерживать обороты обоймы так, что за один оборот обоймы выбрасывать количество воды, равное объему одной трубы. В двигателе могут использоваться две обоймы, вращающиеся в разные стороны, не создавая момента по крену.

Парогазогенератор является источником повышенного давления и работает на перекиси водорода. Вращающиеся трубы, объединенные в обойму, захватывают воду и переносят ее при вращении к выходному сечению парогазогенератора, подобно патронной ленте, подающей патронник в пулемете. При этом обеспечивается непрерывный режим работы, а перекись водорода образует при разложении экологически чистые продукты - воду и кислород.

Использование такого двигателя позволит существенно увеличить его тягу и кпд и создать условия для ускоренного движения надводных и подводных объектов со скоростью, превышающей 100 узлов.

Расположение труб, объединенных в обоймы, на торпеде показано на фиг.1.

Принципиальная схема гидрореактивного двигателя приведена на фиг.2.

В головной части расположен боевой заряд 1, затем идут приборный отсек 2 со средствами управления и наведения, двигательный отсек 3 и отсек блоков электропитания и приводов системы управления 4. Трубы, объединенные в обоймы 5, расположены в горгротах и приводятся во вращение электродвигателями 6. Парогазогенераторы 7 расположены внутри двигательного отсека и обеспечивают подачу сжатого газа во вращающуюся обойму. Забор воды в трубчатую обойму обеспечивается за счет скоростного напора при движении торпеды. Обоймы вращаются в разные стороны, что исключает при наличии регулирующих элементов появление моментов по крену. Стабилизаторы 8 работают по аналогии со стабилизаторами ракет.

Двигатель работает на концентрированной перекиси водорода, которая разлагается на кислород и воду в присутствии катализатора - перманганата (например, перманганата кальция или натрия). Запас перекиси водорода хранится в баллонах 1, а перманганата - в баллонах 2. Под действием сжатого до 250 атм газа (азота) в баллонах 3, проходящего через отсечные клапаны и редуктор 4, оба компонента под высоким давлением подаются в камеру парогазогенератора 7 через соответствующие отсечные клапаны 6. Образовавшиеся в результате разложения перекиси водорода газы выталкивают воду из вращающихся труб, объединенных в обоймы 5, создавая тягу.

Вращение каждой обоймы регулируется синхронизатором 8 и осуществляется электродвигателем постоянного тока 9.

Тяга двигателя будет равна
Р=Рк•F,
где Pк - давление газа в парогазогенераторе,
F - проходное сечение трубы.

Скорость истечения воды из трубы будет равна

где γ- удельная масса воды.

Экономичность такого двигателя определяет его удельная тяга, равная

где Gs - секундный расход перекиси водорода.

Современные парогазогенераторы, применяющиеся в качестве привода турбонасосного агрегата ракет на жидком топливе, обеспечивают получение в его камере до 100 атм.

При таком давлении скорость истечения воды из трубы будет равна 140 м/сек. При этом освобождающийся от воды объем трубы должен быть заполнен газом с давлением 100 атм, т.е. каждый свободный м3 должен содержать продуктов разложения перекиси водорода при температуре не более 2000 К (с учетом тепловых потерь). Секундный расход перекиси водорода будет равен
GS= V•F•γ2,
где F - площадь поперечного сечения трубы,
γ2- удельная масса газа при заданном давлении в парогазогенераторе.

Удельная масса определяется из уравнения Клапейрона и равна

где R и Тк - соответственно газовая постоянная и температуpa газа.

Тогда удельная тяга предлагаемого гидрореактивного двигателя будет равна

При давлении 100 атм и температуре 2000 К удельная тяга гидрореактивного двигателя будет равна 430 сек, т.е. будет соответствовать удельной тяге в пустоте самых современных ракетных двигателей на жидком топливе.

Причем для этого случая, даже используя трубу небольшого диаметра, скажем 20 см, можно получить тягу, равную более 30 т.

Для нормальной работы гидрореактивного двигателя трубы, объединенные в обойму, должны вращаться с определенным количеством оборотов так, чтобы за один оборот обоймы выбрасывалось количество воды, равное объему одной трубы. Таким образом, количество оборотов обоймы зависит от скорости истечения, диаметра и длины каждой трубы. Для рассматриваемого случая при использовании обоймы с длиной труб, равной 1 м, количество оборотов должно быть равным 600-700 оборотов в минуту.

В качестве примера использования изобретения рассмотрим один из лучших вариантов его применения для корабельной торпеды.

Берем торпеду диаметром 600 мм и длиной 4,5 м и с весом боевой головки, равной 1 т. Общий вес торпеды 2,8 т. Устанавливаем на ней, как показано на фиг. 1, трубы, объединенные в обойму, диаметром 200 мм с парогазогенератором и запасом топлива.

Парогазогенератор работает на концентрированной перекиси водорода с перманганатным катализатором при давлении в камере 100 атм. Такой гидрореактивный двигатель дает тягу, равную 4 т (две обоймы). При движении торпеды со скоростью 100 узлов сопротивление будет равно 3 т. Значит после включения двигателя она разовьет крейсерскую скорость в течение 8-10 сек.

Дальность действия торпеды будет зависеть от запаса топлива. В рассматриваемых габаритах и весе запас топлива составляет 1,5 т при секундном расходе около 8 кг/сек.

Таким образом, после включения двигателя торпеда в течение 3 мин преодолеет расстояние в 10 км. Это определяет ее тактические возможности.

Похожие патенты RU2183285C2

название год авторы номер документа
ПОРОХОВОЙ ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич
  • Дудов В.И.
  • Кобяков Д.П.
  • Трубицын А.П.
RU2199083C2
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ВСПЛЫТИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Адамович Б.А.
  • Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич
  • Дудов В.И.
  • Кобяков Д.П.
  • Трубицын А.П.
RU2201880C2
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2179120C2
МАРШЕВЫЙ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2183283C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЧИСТКИ И НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ НА ВНУТРЕННЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ ТРУБОПРОВОДОВ В МЕСТАХ ИХ СВАРКИ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2177103C2
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ПОВЫШЕНИЯ МОЩНОСТИ И УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТХОДЯЩИХ ИЗ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2180051C2
МЕТОД НАПОЛНЕНИЯ БАЛЛОНОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ОСОБО ЧИСТЫМ ВОДОРОДОМ И КИСЛОРОДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2183302C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗЖЕЛЕЗИВАНИЯ АРТЕЗИАНСКОЙ ВОДЫ ДЛЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И ЗАГОРОДНЫХ КОТТЕДЖЕЙ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
  • Конев Г.И.
RU2174963C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ 2000
  • Адамович Б.А.
  • Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Трубицын А.П.
RU2180637C1
ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ РАКЕТ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ 1999
  • Адамович Б.А.
  • Дудов В.И.
  • Ким О.Д.
  • Кобяков Д.П.
  • Конев Г.И.
  • Крылов В.И.
  • Трубицын А.П.
RU2189557C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 183 285 C2

Реферат патента 2002 года ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-УСКОРИТЕЛЬ

Гидрореактивный двигатель-ускоритель, преобразующий тепловую энергию непосредственно в работу отбрасываемой воды, состоит из парогазогенератора, соединенного с трубой. Двигатель дополнительно соединен с трубами, объединенными в обойму, которая имеет возможность захватывать воду и переносить ее при вращении обоймы к выходному сечению парогазогенератора. Трубчатая обойма приводится во вращение электродвигателем постоянного тока, оборудованным регулятором-синхронизатором. Регулятор-синхронизатор имеет возможность поддерживать обороты обоймы так, чтобы за один оборот обоймы выбрасывать количество воды, равное объему одной трубы. Для предотвращения возникновения момента по крену используются две обоймы, вращающиеся в разные стороны. Изобретение позволяет создать двигатель, преобразующий тепловую энергию непосредственно в работу отбрасываемой воды, отличающийся экологической и эксплуатационной безопасностью, простотой управления и обеспечивающий скрытность военных объектов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 183 285 C2

1. Гидрореактивный двигатель-ускоритель, преобразующий тепловую энергию непосредственно в работу отбрасываемой из трубы воды и состоящий из парогазогенератора, соединенного с трубой, отличающийся тем, что двигатель дополнительно снабжен трубами, объединенными в обойму, имеющую возможность захватывать воду и переносить ее при вращении обоймы к выходному сечению парогазогенератора, приводящуюся во вращение электродвигателем постоянного тока, оборудованным регулятором-синхронизатором, имеющим возможность поддерживать обороты обоймы так, чтобы за один оборот обоймы выбрасывать количество воды, равное объему одной трубы. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что используются две обоймы, вращающиеся в разные стороны, не создавая момента по крену.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2183285C2

ДИОМИДОВ М.Н
и др
Покорение глубин
- Л.: Судостроение, 1974, с
Способ модулирования для радиотелефона 1921
  • Коваленков В.И.
SU251A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1989
  • Корниенко Алексей Васильевич
RU2005903C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Корнеенко Алексей Васильевич
RU2008490C1
ФИЛЬТР С ЗЕРНИСТОЙ ЗАГРУЗКОЙ 2002
  • Гириков О.Г.
  • Петров М.Ю.
RU2217210C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ СОЛЕВЫХ ОТХОДОВ МАГНИЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА 2004
  • Потеха С.И.
  • Тетерин В.В.
  • Михайлов Э.Ф.
  • Батенев Б.Е.
  • Трифонов В.И.
RU2261926C1
US 3898800 А, 11.08.1975
СПОСОБ СОЗДАНИЯ РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ПАРОВОДЯНОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Григорьев С.С.
  • Мосесов С.К.
RU2105182C1

RU 2 183 285 C2

Авторы

Адамович Б.А.

Дудов В.И.

Ким О.Д.

Кобяков Д.П.

Конев Г.И.

Крылов В.И.

Трубицын А.П.

Даты

2002-06-10Публикация

1999-11-25Подача