Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к способам сборки ракетных двигателей твердого топлива.
Одной из актуальных проблем при проведении сборки ракетного двигателя является повышение безопасности работ. В связи с появлением теплозащитных покрытий корпусов двигателей с высокой шероховатостью (силицированная теплозащита) снаряжение небронированных зарядов большого удлинения представляет повышенную опасность (из-за возможности повышения трения топлива о шероховатую поверхность). С этой же точки зрения желательно предохранить заряд от касания о резьбы, исключить попадание смазки на небронированную поверхность заряда.
Наибольшую опасность при сборке представляет процесс снаряжения в камеру сгорания двигателя небронированных твердотопливных зарядов большого удлинения (1000 мм и более длиной). Прохождение зарядом большого пути по шероховатой поверхности камеры сгорания чрезвычайно опасно с точки зрения возможного воспламенения заряда в результате трения. Данный момент еще более усугубляется при механизированной сборке ракет на автоматических линиях сборочных заводов.
Описанные в технической литературе способы снаряжения вкладных зарядов твердого ракетного топлива в камеры двигателей содержат, как правило, только общие указания по безопасности работ (не допускаются удары, падения, наличие статического электричества и т.п.).
В способе сборки по патенту США 3238717, принятому автором за прототип, частично предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности и качества снаряжения вкладного заряда в двигатель. Но при этом речь идет о снаряжении бронированного заряда, конструкция которого (наличие бронировки) заведомо предохраняет топливную шашку от прямого контакта с поверхностью камеры сгорания двигателя. Таким образом, по способу - прототипу не предусматривается технологических приемов, обеспечивающих безопасность сборки вкладных небронированных по боковой поверхности зарядов.
Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение безопасности и повышение качества сборки ракетного двигателя твердого топлива.
Указанная техническая задача решается путем исключения контакта внутренней поверхности камеры сгорания двигателя с зарядом (топливом) в процессе установки его в двигатель.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в предварительной установке заряда в тонкостенный гладкий стакан, в составе которого и производится установка вкладного небронированного по боковой поверхности заряда в корпус двигателя. После снаряжения стакан извлекают и используют для снаряжения следующего двигателя. Стакан выполняется из цветного металла, например латуни, и имеет гладкие стенки. Для удобства использования при сборке и извлечении из двигателя он может быть снабжен фланцем.
Отличительным признаком предлагаемого изобретения является использование при снаряжении тонкостенного гладкого стакана для исключения контакта внутренней поверхности камеры сгорания двигателя с зарядом в процессе установки его в двигатель.
Технический результат, достигаемый при проведении сборки по предложенному способу, заключается в повышении безопасности работ (исключение трения шашки твердого ракетного топлива о шероховатые поверхности корпуса двигателя, исключение касания о резьбы) и повышении качества сборки (исключение царапин, сколов, вмятин на поверхности заряда, исключение попадания смазки с резьб на поверхность заряда), а также в удобстве проведения сборки.
Перечень фигур и принятые обозначения.
Фиг.1. Предложенный способ сборки двигателя.
Фиг.2. Последовательность операций при снаряжении зарядом двигателя.
Обозначения на фиг. 1 и 2:
1 - корпус двигателя;
2 - заряд твердого топлива;
3 - стакан;
а) установка заряда в стакан;
б) установка стакана на фланец;
в), г) осаживание ("одевание") корпуса двигателя на стакан с зарядом;
д) переворот корпуса на 180oС;
е), ж) извлечение стакана.
При сборке двигателя, как показано на фиг.1 и 2, на вертикально установленный на фланец стакан (3) с небронированным зарядом (2) сверху осаживают ("надевают") корпус двигателя (1), затем переворачивают весь узел на 180o (придерживая фланец) и извлекают стакан (3). При этом достигается не только предохранение заряда (2) от контакта с корпусом двигателя (1), но и исключается случайный удар заряда (2) об опору установки (при выполнении высоты стакана, равной длине посадочного места под заряд).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СНАРЯЖЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МНОГОШАШЕЧНЫМ ЗАРЯДОМ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2274760C2 |
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2213242C2 |
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2211350C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ВКЛАДНЫХ ЗАРЯДОВ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ | 2006 |
|
RU2326340C2 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2002 |
|
RU2211352C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2211356C1 |
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ГАЗОГЕНЕРАТОРА | 2002 |
|
RU2232284C2 |
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2185522C1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2248457C2 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2241846C1 |
Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива основан на снаряжении корпуса двигателя вкладным зарядом. Снаряжение корпуса зарядом осуществляют в тонкостенном гладком стакане, извлекаемом после снаряжения, при этом заряд выполнен небронированным по боковой поверхности. Изобретение позволяет повысить безопасность и качество сборки ракетных двигателей твeрдого топлива. 2 ил.
Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива, основанный на снаряжении корпуса двигателя вкладным зарядом, отличающийся тем, что снаряжение корпуса зарядом осуществляют в тонкостенном гладком стакане, извлекаемом после снаряжения, при этом заряд выполнен небронированным по боковой поверхности.
US 3238717 А, 08.03.1966 | |||
US 3010355 А, 28.11.1961 | |||
Автомат для намотки заготовок из ленточных материалов | 1986 |
|
SU1390161A1 |
DE 3423468 А1, 02.01.1986 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГРАНУЛИРОВАННЫХ КОМБИКОРМОВ НА ОСНОВЕ ТОРФА | 2015 |
|
RU2606082C1 |
US 5206989 А, 04.05.1983 | |||
КОРПУС РДТТ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1996 |
|
RU2108476C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА СО СКРЕПЛЕННЫМ С КОРПУСОМ ЗАРЯДОМ | 1997 |
|
RU2122646C1 |
Авторы
Даты
2002-06-20—Публикация
2001-02-05—Подача