СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ Российский патент 2002 года по МПК E01C3/04 

Описание патента на изобретение RU2186897C2

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при возведении дорог с твердым покрытием.

Известен способ возведения шлакогрунтового основания дорожной одежды, включающий перемешивание грунта с предварительно измельченным доменным шлаком, увлажнением и уплотнением смеси [1].

Недостатками данного способа являются трудозатраты, связанные с измельчением и перемешиванием компонентов смеси, а также использование шлака как гидравлического вяжущего вещества, что не позволяет достичь большой прочности основания.

Прототипом является способ возведения дорожной одежды, включающий формирование фосфогипсового основания с замкнутой гидроизоляционной оболочкой, выполненной из каменно-угольного дегтя, при этом до формирования нижнего слоя замкнутой оболочки устраивают упрочненный подстилающий слой из материалов основания, а формирование верхнего и бокового слоев оболочки осуществляется путем поверхностной пропитки соответствующих граней основания дорожной одежды [2].

Недостатками данного способа являются значительные материальные затраты, связанные с производством и доставкой фосфогипсового материала к месту строительства дороги, а также ухудшение ремонтопригодности основания.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение несущей способности основания, улучшение его ремонтопригодности и снижение затрат на его возведение.

Для достижения указанной цели в способе возведения дорожной одежды, включающем формирование основания с замкнутой гидроизоляционной оболочкой, в процессе формирования основания наносят на нижнюю часть оболочки материал глинистой породы, верхний слой которого разрыхляют, укладывают на него камни, увлажняют до получения однородной жидкообразной консистенции, в которую погружают камни, а затем удаляют влагу до получения монолитной структуры основания. Нижний слой гидроизоляционной оболочки получают из материала основания путем утолщения его нижней части. Гидроизоляционную оболочку формируют обжигом поверхности основания. Верхний слой гидроизоляционной оболочки получают нанесением на основание асфальтового покрытия. Погружение камней сопровождают вибрацией. Кроме того, при погружении обеспечивают частичное выступание камней из жидкообразной консистенции.

Предлагаемый способ включает в себя операции:
- нанесения материала глинистой породы на нижнюю часть гидроизоляционной оболочки;
- разрыхление верхнего слоя материалов глинистой породы;
- укладывания на верхний слой материала глинистой породы камней;
- увлажнения разрыхленного слоя материала глинистой породы до получения жидкообразной консистенции;
- погружения камней в получившуюся жидкообразную консистенцию;
- удаления влаги до получения монолитной структуры основания.

Указанные операции позволяют достичь по сравнению с прототипом следующих преимуществ.

Все операции выполняются на месте строительства дороги из экологически чистых материалов, имеющихся в природе в достаточно большом количестве, что по сравнению с прототипом снижает затраты на возведение основания. Кроме того, использование в качестве связующего вещества материала глинистой породы, например глины, которая легко переходит из твердого состояния в жидкое (при увлажнении) и из жидкого в твердое (после удаления из нее влаги), позволяет улучшить ремонтопригодность основания и повысить его несущую способность. Камни, скрепленные глиной, хорошо выдерживают нагрузку от усилий, возникающих в основании, а при необходимости легко удаляются после размягчения глины водой.

Изобретение поясняется чертежом.

На рисунке изображен разрез дорожной одежды.

Дорожная одежда содержит размещенное на земляном полотне 1 основание, выполненное из глины 2, камней 3 и заключенное в замкнутую гидроизоляционную оболочку 4, на верхнюю часть которой наносится покрытие 5.

Способ реализуют следующим образом.

На земляном полотне 1 формируют нижний слой гидроизоляционной оболочки, на который наносят глину 2 и разрыхляют ее верхний слой, например, с помощью плуга и бороны. Затем укладывают на него камни 3 и увлажняют через них разрыхленный верхний слой глины до получения жидкообразной консистенции. При этом одновременно происходит мойка камней, что впоследствии улучшает сцепление их с верхним слоем гидроизоляционной оболочки 4 с покрытием 5. После этого опускают камни, например, с помощью виброкатка в получившуюся жидкообразную консистенцию и затем удаляют влагу до получения монолитной структуры основания. Далее на основание наносят верхний и боковые слои гидроизоляционной оболочки и устраивают покрытие 5. Заметим, что удаление влаги можно производить сушкой на воздухе или, например, с помощью плазмообразующей станции ППС-300. В качестве верхнего слоя этой оболочки может быть использовано асфальтовое покрытие, однако в случае его разрушения влага будет попадать на основание, размягчать глину, в результате чего несущая способность основания будет снижаться. Поэтому, если в процессе сушки произвести обжиг поверхности основания, то получившаяся таким образом корка будет служить в качестве гидроизоляционной оболочки и даже при поврежденном покрытии 5 основание сохранит высокую несущую способность. Кроме того, так как глина плохо пропускает воду, то утолщение нижней части основания препятствует проникновению в него влаги, например, в случае кратковременного подъема грунтовых вод.

Следует заметить, что монолитное основание из глины и камней практически не содержит воздуха, поэтому исключается образование влаги под покрытием 5 при резких сменах температур окружающего воздуха. Кроме того, если в обычном случае находящийся в основании воздух изменяет давление снизу на покрытие, например, при изменении температуры или при колебании уровня грунтовых вод, то отсутствие воздуха в основании исключает указанное явление. В результате этого покрытие не подвергается дополнительным (знакопеременным) нагрузкам и не отстает (не отрывается) от основания.

Внедрение изобретения снизит затраты на возведение экологически чистого основания дорожной одежды, повысит его несущую способность, улучшит ремонтопригодность и увеличит срок службы дороги. Все это даст экономический эффект в народном хозяйстве.

1. А. с. СССР 540952. кл. Е 01 С 3/04, 1977 - аналог.

2. А. с. СССР 1539248, кл. Е 01 С 3/00, 1990 - прототип.

Похожие патенты RU2186897C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Оленев Евгений Александрович
  • Ермошин Александр Владимирович
  • Джишкариани Гела Джарназович
RU2349833C2
СПОСОБ СЖИГАНИЯ И СУХОЙ ПЕРЕГОНКИ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2006
  • Оленев Евгений Александрович
  • Ермошин Александр Владимирович
  • Джишкариани Гела Джарназович
RU2319065C1
Способ герметизации участка горной выработки в соляном руднике 2023
  • Смирнов Эдуард Владимирович
  • Зданович Михаил Яковлевич
  • Урминский Дмитрий Геннадьевич
  • Скопинов Михаил Владимирович
  • Курсанин Юрий Васильевич
  • Салахиев Денис Фаритович
  • Русаков Михаил Ильич
  • Носов Олег Андреевич
  • Елькин Алексей Александрович
RU2801258C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2006
  • Конюхов Александр Владимирович
  • Калашников Антон Владимирович
  • Копалин Алексей Александрович
RU2312181C1
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛИНИСТОГО ГРУНТА И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 2015
  • Зырянов Владимир Васильевич
RU2592588C1
УСТРОЙСТВО СМЕШАННЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ 2008
  • Курбатский Александр Пантелеевич
RU2407848C2
СПОСОБ УСТРОЙСТВА МОНОЛИТНЫХ СВАЙНЫХ ОПОР ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ НЕФЕЛИНОВОГО ШЛАМА 2018
  • Артемьев Владислав Владимирович
  • Зубова Оксана Викторовна
  • Вальдер Марина Аркадьевна
  • Ефимов Вячеслав Игоревич
  • Гудебский Александр Николаевич
  • Силецкий Вадим Витальевич
  • Бессараб Геннадий Александрович
  • Станкевич Виктор Геннадьевич
RU2685599C1
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ОПОРНОЙ ПЛИТЫ КОЛОДЦА В ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2010
  • Шейнин Евгений Вениаминович
  • Грунин Юрий Александрович
  • Соколов Александр Алексеевич
RU2453661C2
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Арсеньев Дмитрий Анатольевич
  • Основин Евгений Владимирович
RU2492290C1
Способ изготовления дорожных оснований 1989
  • Еремеев Геннадий Александрович
  • Еремеев Александр Геннадьевич
SU1630618A3

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении дорог с твердым покрытием. Способ осуществляется следующим образом. На земляном полотне формируют нижний слой гидроизоляционной оболочки, на который наносят глину и разрыхляют ее верхний слой. Затем укладывают на него камни и увлажняют через них разрыхленный слой глины до получения жидкообразной консистенции. При этом одновременно происходит мойка камней, что улучшает сцепление их с верхним слоем гидроизоляционной оболочки и с покрытием. После этого опускают камни в получившуюся жидкообразную консистенцию и затем удаляют влагу, (например, сушкой) до получения монолитной структуры основания. Далее на основание наносят верхний и боковые слои гидроизоляционной оболочки и устраивают покрытие. Технический результат: повышение несущей способности основания, улучшение его ремонтопригодности, снижение затрат на возведение основания. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 186 897 C2

1. Способ возведения дорожной одежды, включающий формирование основания с замкнутой гидроизоляционной оболочкой, отличающийся тем, что в процессе формирования основания наносят на нижнюю часть оболочки материал глинистой породы, верхний слой которого разрыхляют, укладывают на него камни, увлажняют до получения однородной жидкообразной консистенции, в которую погружают камни, а затем удаляют влагу до получения монолитной структуры основания. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что нижний слой гидроизоляционной оболочки получают из материала основания путем утолщения его нижней части. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что гидроизоляционную оболочку формируют обжигом поверхности основания. 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что верхний слой гидроизоляционной оболочки получают нанесением на основание асфальтового покрытия. 5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что погружение камней сопровождают вибрацией. 6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что при погружении обеспечивают частичное выступание камней из жидкообразной консистенции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2186897C2

Способ возведения дорожной одежды 1987
  • Мариуца Виктор Дмитриевич
  • Кучма Михаил Иванович
  • Мельник Тамара Алексеевна
SU1539248A1
Способ возведения земляного сооружения 1980
  • Тимофеев Евгений Михайлович
  • Рабаев Гаврил Савиевич
  • Макаров Вячеслав Андреевич
  • Харитонов Александр Сергеевич
  • Лев Эрик Александрович
SU889780A1
Способ возведения основания дорожной одежды 1979
  • Гончаров Эдуард Яковлевич
  • Исаев Виктор Семенович
  • Левянт Михаил Борисович
  • Марышев Борис Семенович
  • Юмашев Владислав Михайлович
SU903446A1
Способ изготовления термически укрепленного дорожного основания 1989
  • Юрданов Альберт Павлович
  • Гусева Гелена Петровна
SU1693202A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ 1993
  • Никитин В.П.
  • Ковальский К.Ф.
  • Сиротюк В.В.
RU2097473C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 1992
  • Кулижников А.М.
  • Сажинов А.М.
RU2035536C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДОРОГ 1993
  • Вдовенко Анатолий Иванович
RU2040626C1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Автомобильные дороги
- М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986, с
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины 1921
  • Орлов П.М.
SU34A1

RU 2 186 897 C2

Авторы

Оленев Е.А.

Джишкариани Г.Д.

Ермошин А.В.

Даты

2002-08-10Публикация

2000-08-28Подача