Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при возведении дорог с твердым покрытием.
Известен способ возведения шлакогрунтового основания дорожной одежды, включающий перемешивание грунта с предварительно измельченным доменным шлаком, увлажнением и уплотнением смеси [1].
Недостатками данного способа являются трудозатраты, связанные с измельчением и перемешиванием компонентов смеси, а также использование шлака как гидравлического вяжущего вещества, что не позволяет достичь большой прочности основания.
Прототипом является способ возведения дорожной одежды, включающий формирование фосфогипсового основания с замкнутой гидроизоляционной оболочкой, выполненной из каменно-угольного дегтя, при этом до формирования нижнего слоя замкнутой оболочки устраивают упрочненный подстилающий слой из материалов основания, а формирование верхнего и бокового слоев оболочки осуществляется путем поверхностной пропитки соответствующих граней основания дорожной одежды [2].
Недостатками данного способа являются значительные материальные затраты, связанные с производством и доставкой фосфогипсового материала к месту строительства дороги, а также ухудшение ремонтопригодности основания.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение несущей способности основания, улучшение его ремонтопригодности и снижение затрат на его возведение.
Для достижения указанной цели в способе возведения дорожной одежды, включающем формирование основания с замкнутой гидроизоляционной оболочкой, в процессе формирования основания наносят на нижнюю часть оболочки материал глинистой породы, верхний слой которого разрыхляют, укладывают на него камни, увлажняют до получения однородной жидкообразной консистенции, в которую погружают камни, а затем удаляют влагу до получения монолитной структуры основания. Нижний слой гидроизоляционной оболочки получают из материала основания путем утолщения его нижней части. Гидроизоляционную оболочку формируют обжигом поверхности основания. Верхний слой гидроизоляционной оболочки получают нанесением на основание асфальтового покрытия. Погружение камней сопровождают вибрацией. Кроме того, при погружении обеспечивают частичное выступание камней из жидкообразной консистенции.
Предлагаемый способ включает в себя операции:
- нанесения материала глинистой породы на нижнюю часть гидроизоляционной оболочки;
- разрыхление верхнего слоя материалов глинистой породы;
- укладывания на верхний слой материала глинистой породы камней;
- увлажнения разрыхленного слоя материала глинистой породы до получения жидкообразной консистенции;
- погружения камней в получившуюся жидкообразную консистенцию;
- удаления влаги до получения монолитной структуры основания.
Указанные операции позволяют достичь по сравнению с прототипом следующих преимуществ.
Все операции выполняются на месте строительства дороги из экологически чистых материалов, имеющихся в природе в достаточно большом количестве, что по сравнению с прототипом снижает затраты на возведение основания. Кроме того, использование в качестве связующего вещества материала глинистой породы, например глины, которая легко переходит из твердого состояния в жидкое (при увлажнении) и из жидкого в твердое (после удаления из нее влаги), позволяет улучшить ремонтопригодность основания и повысить его несущую способность. Камни, скрепленные глиной, хорошо выдерживают нагрузку от усилий, возникающих в основании, а при необходимости легко удаляются после размягчения глины водой.
Изобретение поясняется чертежом.
На рисунке изображен разрез дорожной одежды.
Дорожная одежда содержит размещенное на земляном полотне 1 основание, выполненное из глины 2, камней 3 и заключенное в замкнутую гидроизоляционную оболочку 4, на верхнюю часть которой наносится покрытие 5.
Способ реализуют следующим образом.
На земляном полотне 1 формируют нижний слой гидроизоляционной оболочки, на который наносят глину 2 и разрыхляют ее верхний слой, например, с помощью плуга и бороны. Затем укладывают на него камни 3 и увлажняют через них разрыхленный верхний слой глины до получения жидкообразной консистенции. При этом одновременно происходит мойка камней, что впоследствии улучшает сцепление их с верхним слоем гидроизоляционной оболочки 4 с покрытием 5. После этого опускают камни, например, с помощью виброкатка в получившуюся жидкообразную консистенцию и затем удаляют влагу до получения монолитной структуры основания. Далее на основание наносят верхний и боковые слои гидроизоляционной оболочки и устраивают покрытие 5. Заметим, что удаление влаги можно производить сушкой на воздухе или, например, с помощью плазмообразующей станции ППС-300. В качестве верхнего слоя этой оболочки может быть использовано асфальтовое покрытие, однако в случае его разрушения влага будет попадать на основание, размягчать глину, в результате чего несущая способность основания будет снижаться. Поэтому, если в процессе сушки произвести обжиг поверхности основания, то получившаяся таким образом корка будет служить в качестве гидроизоляционной оболочки и даже при поврежденном покрытии 5 основание сохранит высокую несущую способность. Кроме того, так как глина плохо пропускает воду, то утолщение нижней части основания препятствует проникновению в него влаги, например, в случае кратковременного подъема грунтовых вод.
Следует заметить, что монолитное основание из глины и камней практически не содержит воздуха, поэтому исключается образование влаги под покрытием 5 при резких сменах температур окружающего воздуха. Кроме того, если в обычном случае находящийся в основании воздух изменяет давление снизу на покрытие, например, при изменении температуры или при колебании уровня грунтовых вод, то отсутствие воздуха в основании исключает указанное явление. В результате этого покрытие не подвергается дополнительным (знакопеременным) нагрузкам и не отстает (не отрывается) от основания.
Внедрение изобретения снизит затраты на возведение экологически чистого основания дорожной одежды, повысит его несущую способность, улучшит ремонтопригодность и увеличит срок службы дороги. Все это даст экономический эффект в народном хозяйстве.
1. А. с. СССР 540952. кл. Е 01 С 3/04, 1977 - аналог.
2. А. с. СССР 1539248, кл. Е 01 С 3/00, 1990 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2349833C2 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ И СУХОЙ ПЕРЕГОНКИ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2319065C1 |
Способ герметизации участка горной выработки в соляном руднике | 2023 |
|
RU2801258C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2006 |
|
RU2312181C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛИНИСТОГО ГРУНТА И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2015 |
|
RU2592588C1 |
УСТРОЙСТВО СМЕШАННЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ | 2008 |
|
RU2407848C2 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА МОНОЛИТНЫХ СВАЙНЫХ ОПОР ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ НЕФЕЛИНОВОГО ШЛАМА | 2018 |
|
RU2685599C1 |
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ОПОРНОЙ ПЛИТЫ КОЛОДЦА В ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2010 |
|
RU2453661C2 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ | 2011 |
|
RU2492290C1 |
Способ изготовления дорожных оснований | 1989 |
|
SU1630618A3 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении дорог с твердым покрытием. Способ осуществляется следующим образом. На земляном полотне формируют нижний слой гидроизоляционной оболочки, на который наносят глину и разрыхляют ее верхний слой. Затем укладывают на него камни и увлажняют через них разрыхленный слой глины до получения жидкообразной консистенции. При этом одновременно происходит мойка камней, что улучшает сцепление их с верхним слоем гидроизоляционной оболочки и с покрытием. После этого опускают камни в получившуюся жидкообразную консистенцию и затем удаляют влагу, (например, сушкой) до получения монолитной структуры основания. Далее на основание наносят верхний и боковые слои гидроизоляционной оболочки и устраивают покрытие. Технический результат: повышение несущей способности основания, улучшение его ремонтопригодности, снижение затрат на возведение основания. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.
Способ возведения дорожной одежды | 1987 |
|
SU1539248A1 |
Способ возведения земляного сооружения | 1980 |
|
SU889780A1 |
Способ возведения основания дорожной одежды | 1979 |
|
SU903446A1 |
Способ изготовления термически укрепленного дорожного основания | 1989 |
|
SU1693202A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 1993 |
|
RU2097473C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1992 |
|
RU2035536C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДОРОГ | 1993 |
|
RU2040626C1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Автомобильные дороги | |||
- М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986, с | |||
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины | 1921 |
|
SU34A1 |
Авторы
Даты
2002-08-10—Публикация
2000-08-28—Подача