Изобретение относится к области раннего обнаружения неустойчивой работы газотурбинного двигателя (ГТД), в частности помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части ГТД.
Широко известны способы диагностики помпажа компрессоров ГТД, в которых контролируемыми параметрами служат, например, полное давление воздуха за компрессором высокого давления (Рквд), частоты вращения роторов высокого и низкого давлений (nвд, nнд) либо температура торможения газов за турбиной низкого давления (Ттнд) [1, 2, 3, 4].
В известных способах использован принцип измерения контролируемого параметра и/или его производных, относительной величины, сравнения фактической величины параметра и/или производных относительной величины с их предельно допустимыми (пороговыми) значениями, при превышении фактической величины над соответствующими пороговыми значениями подается сигнал критической ситуации, свидетельствующий о потере газодинамической устойчивости.
Однако известные способы не обеспечивают достаточно точное и своевременное обнаружение помпажа и необходимую достоверность выявления ранних стадий помпажа компрессора ГТД. В ряде случаев наблюдались ложные срабатывания противопомпажной системы (например, при отказах электропроводки датчиков двигателя, сбоев вычислительных устройств, работающих по однопараметрическим критериям выявления помпажа, поломки трубопровода подвода воздуха). Кроме того, как указано в [5], "момент времени, соответствующий началу регистрации падения полного давления неподвижным (типовым) датчиком давления, запаздывает по сравнению с моментом начала срыва на время, равное длительности провала" давления при срыве.
Наиболее близким к заявляемому является способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя НК-8-2У с использованием методов оптической пирометрии с фиксацией текущей яркостной температуры излучения нагретой поверхности роторных лопаток турбины ГТД [6]. В известном способе диагностики с помощью оптического пирометра измеряли яркостную температуру излучения Т, сравнивали ее текущее значение с пороговым для заданной поверхности роторных лопаток турбины Тпорог, выше которого эксплуатация двигателя запрещена, тем самым подтверждали помпаж компрессора ГТД. В основе этого способа лежит чувствительность оптического пирометра к излучению высокотемпературных сажистых образований, неизбежно образующихся при помпаже и имеющих непрерывный спектр излучения, включая диапазон рабочих волн фотоприемника оптического пирометра.
Однако известный способ также не обладает достаточным быстродействием и достоверностью диагностики процесса помпажа из-за недостаточной динамики изменения параметра Т и возможного превышения Т над Тпорог в ситуациях, не связанных с помпажем компрессора (например, при кратковременном тепловом перегреве турбины из-за неудовлетворительной работы системы защиты турбины от перегрева). В ряде случаев, например, при помпаже на режиме "малый газ" параметр Т не достигает Тпорог при первом помпажном колебании, что приводит к несрабатыванию противопомпажной системы, а следовательно - к продолжению помпажа и возможной поломке компрессора, перегреву турбины, отказу двигателя в целом.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении быстродействия и достоверности диагностики помпажа компрессора ГТД за счет более раннего определения начальной стадии помпажа на основе информации о динамике изменения контролируемых параметров.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя, включающем измерение яркостной температуры Т излучения поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя, сравнение величины Т с ее пороговым параметром Тпорог, согласно изобретению, дополнительно определяют величину производной первого порядка по времени яркостной температуры излучения dT/dτ, сравнивают ее с пороговым параметром А, и при превышении величин Т и dT/dτ над Тпорог и А соответственно, формируют сигнал о начале помпажа компрессора.
Как следует из графиков а и б на фиг.1 к моменту достижения параметра ΔРк/ΔРк, по которому ранее определяли помпажное состояние двигателя ПС-90А (точка D на графике 1а), параметр Т увеличивался на величину ~130oС за Δτ≅0,07 с и был равным ~1060oС. Значение Т превысило Тпорог, при этом величина производной первого порядка по времени dT/dτ достигло значений ≈1770oС/сек. Как видно из графика 1в, динамика изменения параметра dT/dτ являлась более показательной. Величина dT/dτ для начального этапа помпажа составляет ≤1000oС/сек, что на порядок превосходит значение dT/dτ≤100oС/сек, обычно наблюдаемое при штатных (беспомпажных) режимах работы ГТД, например, после резких увеличений режима работы, в том числе приемистостях "Малый газ - Максимальный режим" или иных динамических процессов, связанных с организацией максимальных избытков топлива в камеру сгорания. Такое различие в динамике позволяет безошибочно диагностировать начальный этап помпажа компрессора. Таким образом, критерий dT/dτ является более показательным, чем Т.
Элементами конструкции ГТД, с поверхности которых осуществляют измерение яркостной температуры Т, могут служить детали компрессора, камеры сгорания, а также турбины, а именно роторные лопатки турбины, и более конкретно - роторные лопатки турбины первой по потоку от камеры сгорания ступени компрессора.
Дополнительно, с целью повышения достоверности диагностики целесообразно осуществлять измерение параметра Т по меньшей мере на двух участках поверхности элемента ГТД, что исключает ложные срабатывания, например, при локальной неисправности камеры сгорания.
С целью еще большего повышения быстродействия дополнительно после определения величины dT/dτ осуществляют вычисление производной второго порядка d2T/dτ2 (фиг.1г), сравнивают ее значение с соответствующим пороговым параметром В, а сигнал о начале помпажа формируют в случае, когда dT/dτ>А, и/или d2T/dτ2>В, и/или Т>Тпорог, тем самым обеспечивая диагностику не только самого помпажа, но и предпомпажного состояния компрессора ГТД.
С целью выявления факта начала помпажа в более широком диапазоне режимов и для различных типов ГТД величину яркостной температуры излучения с поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя корректируют согласно формуле:
Тr=аТ+bdT/dτ,
где Tr - скорректированная величина яркостной температуры;
a, b - весовые коэффициенты, зависящие от типа двигателя,
затем величину Tr сравнивают с соответствующим пороговым параметром С, при Тr>С формируют сигнал о начале помпажа.
Представленные на фиг.1а, в графики показывают, что для дополнительного повышения быстродействия и достоверности диагностики помпажа целесообразно дополнительно осуществлять измерение величины давления воздуха за компрессором Рк и величины производной первого порядка по времени dPк/dτ, сравнивать значение Рк с соответствующим пороговым параметром Е, а сигнал о начале помпажа формировать в случае, когда dPк/dτ>E и dT/dτ>A. При этом величина Е меньше, чем величина D на 30...70%.
Учет теплонапряженности ГТД при диагностике двигателя необходим также для повышения достоверности информации, для чего производные по времени и пороговые параметры корректируют в зависимости от теплонапряженности двигателя.
Наиболее точные результаты измерения яркостной температуры Т поверхностей элементов конструкции могут быть получены в случае использования фотоэлектрического приемника излучения, работающего в диапазоне волн излучения 0,2. . . 1,2 мкм, в котором чувствительным элементом служит преимущественно кремниевый фотодиод.
Предлагаемый способ позволяет диагностировать помпаж раньше на 0,02-0,06 сек, чем по известным способам. Этот фактор является решающим при помпажных частотах 8...20 Гц, как обеспечивающий более раннюю диагностику помпажа компрессора.
Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.
На фиг. 1 а, б, в, г, представлены графики зависимости величин контролируемых параметров соответственно Рк, Т, dT/dτ, d2Т/dτ2 от времени (τ) для двигателя ПС-90А.
На фиг. 2 показана структурная схема, реализующая предлагаемый способ диагностики согласно п.1 формулы изобретения.
Блок 1 представляет собой дифференцирующий блок, на вход которого поступает сигнал о величине параметра Т, измеряемого оптическим пирометром. В блоке 1 осуществляется вычисление первой производной по времени параметра Т (dT/dτ).
Блок 2 представляет собой блок сравнения, который осуществляет сравнение текущего значения Т с его пороговым параметром Тпорог.
В блоке 3 осуществляется сравнение текущего значения dT/dτ с параметром А, представляющим собой пороговое значение параметра dT/dτ при помпаже двигателя.
Логический блок 3 работает по схеме "И". При одновременном наличии на двух входах блока 4 сигналов, поступающих с блоков 2 и 3, на выходе блока 4 формируется сигнал, соответствующий состоянию помпажа компрессора двигателя.
Способ диагностики помпажа компрессора ГТД осуществляется следующим образом.
Диагностику проводили на двухроторном газотурбинном авиационном двигателе ПС-90А в натурных условиях (R=16000 кгс; πк=32; Tсa=1640 К; m=5,2). Двигатель был оборудован двумя оптическими пирометрами типа ОПП-94К-1,25. Принцип и технология работы пирометра на двигателе ПС-90А основаны на восприятии и преобразовании теплового излучения нагретых лопаток первой ступени ротора турбины высокого давления в электрический сигнал. Область спектральной чувствительности фотоприемника (кремниевого фотодиода типа ФД-8К) пирометра составляет 0,4...1,1 мкм.
Помпажи задавались:
- перепуском воздуха на вход в одну из промежуточных ступеней компрессора,
- при ветре в сопло со скоростью, превышающей допустимые эксплутационные нормы и т.д.
При резком изменении режима работы двигателя оптический пирометр фиксирует яркостную температуру излучения Т, сигнал о величине Т из блока 1 поступает на вход блока 2, где осуществляется сравнение текущего значения Т с параметром Тпорог. Дифференцирующий блок 1 осуществляет вычисление производной первого порядка dT/dτ и выдает сигнал на вход блока сравнения 3, в котором идет сравнение текущего значения dT/dτ с пороговым параметром А, определенным для данного типа двигателя ПС-90А (≈1700oС/сек). В случае превышения текущих значений параметров Т и dT/dτ над их пороговыми параметрами сигналы поступают на вход логического блока 4 "И", который при их наличии посылает сигнал, соответствующий состоянию помпажа компрессора двигателя.
Эта операция осуществляется за время ~0,02...0,04 сек, что является достаточным для принятия решений о предотвращении помпажа компрессора.
Источники информации
1. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов, Москва. "Машиностроение", 1989, стр. 102.
2. Патент РФ 2098668, F 04 D 27/02, 1998 г.
3. Патент WО 9634207, F 04 D 27/02, 1996 г.
4. Патент US 5402632, F 02 С 9/16, 1995 г.
5. Нестационарные явления в турбомашинах (численное моделирование и эксперимент). Под общей редакцией д.т.н., профессора В.Г. Августиновича, Екатеринбург, 1999, стр. 242.
6. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Методы и средства машинной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов, т. 2, Харьков, октябрь, 1980, стр. 221.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ЗАПУСКЕ | 2006 |
|
RU2316678C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ | 2002 |
|
RU2236341C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2017 |
|
RU2638896C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2527850C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА | 2006 |
|
RU2310100C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА | 2008 |
|
RU2382909C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2214535C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОМПРЕССОРА ПРИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2255247C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2018 |
|
RU2680019C1 |
Способ защиты газотурбинного двигателя от помпажа | 2022 |
|
RU2798129C1 |
Изобретение относится к области раннего обнаружения неустойчивой работы газотурбинного двигателя (ГТД), в частности помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части ГТД, и позволяет повысить быстродействие и достоверность диагностики помпажа компрессора ГТД за счет более раннего определения начальной стадии помпажа на основе информации о динамике изменения контролируемых параметров. В способе диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя, включающем измерение яркостной температуры Т излучения поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя, сравнение величины Т с ее пороговым параметром Тпорог, согласно изобретению дополнительно определяют величину производной первого порядка по времени яркостной температуры излучения dТ/dτ, сравнивают ее с пороговым параметром А и при превышении величин Т и dТ/dτ над Тпорог и А соответственно формируют сигнал о начале помпажа компрессора. 13 з.п. ф-лы, 2 ил.
Тr=aT+bdT/dτ,
где Тr - скорректированная величина яркостной температуры;
а, b - весовые коэффициенты, зависящие от типа двигателя,
затем величину Tr сравнивают с соответствующим пороговым параметром С, при Tr>C формируют сигнал о начале помпажа.
Тезисы докладов всесоюзной научной конференции | |||
Методы и средства машинной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов, т | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки | 1922 |
|
SU221A1 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗАПАСА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТУРБОКОМПРЕССОРА | 1995 |
|
RU2098669C1 |
Способ обнаружения предпомпажного режима центробежного компрессора | 1979 |
|
SU773314A1 |
US 4595340 А, 17.06.1986 | |||
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ ОТАПЛИВАЕМОЕ ЗДАНИЕ С ТЕПЛИЦЕЙ | 2015 |
|
RU2606891C1 |
Авторы
Даты
2002-08-20—Публикация
2000-11-22—Подача