Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к способам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что вентилятором просасывают охлаждающий воздух через радиатор системы охлаждения двигателя, при этом для очистки радиатора воздушный поток направляют в противоположную сторону путем кратковременного перекрытия воздушного канала органами перекрытия (авторское свидетельство СССР 1615416 А1, МПК F 02 B 77/04, опубл. 23.12.90).
Недостатками известного способа являются низкая эффективность очистки радиатора из-за ограниченного диапазона скорости вращения вентилятора, а также сложность устройства в части конструкции воздуховодов, направляющих обратный поток воздуха.
Известен способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что через радиатор системы охлаждения просасывают вентилятором охлаждающий воздух, затем его кратковременно нагнетают через радиатор в противоположном направлении путем реверса направления вращения вентилятора при помощи реверсивной гидрообъемной передачи (SU 1017802 A, F 01 P 11/10, опубл. 15.05.83).
Недостатком известного способа, принятого в качестве прототипа, является недостаточная эффективность очистки радиатора из-за ограниченности диапазона скорости вращения вентилятора, не позволяющей кратковременно интенсифицировать продувку воздуха через радиатор.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эффективности очистки радиатора системы охлаждения двигателя.
Поставленная задача решается тем, что при охлаждении двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в том, что через радиатор системы охлаждения просасывают вентилятором охлаждающий воздух, затем его кратковременно нагнетают через радиатор в противоположном направлении путем реверса направления вращения вентилятора, реверс направления вращения вентилятора осуществляют при помощи реверсивной регулируемой гидрообъемной передачи, при этом во время реверса вентилятор выводят на максимальную частоту вращения путем регулирования гидрообъемной передачи.
Поставленная задача решается также тем, что частоту вращения вентилятора при просасывании регулируют в зависимости от режима охлаждения двигателя.
На фиг.1 представлена схема устройства, реализующего заявленный способ, в режиме просасывания;
на фиг.2 - схема устройства в режиме реверса вентилятора.
Устройство, реализующее заявленный способ, содержит двигатель внутреннего сгорания 1, реверсивную регулируемую гидрообъемную передачу, состоящую из гидронасоса 2, связанного с валом двигателя 1 при помощи выключаемой муфты 3, гидромотора 4, соединенного с вентилятором 5 и связанного с гидронасосом 2 при помощи гидрокоммуникаций 6 и переключателя 7, радиатор 8 системы охлаждения двигателя 1, регулятор 9 режима охлаждения двигателя 1 и датчик 10 температуры.
Способ охлаждения реализуется следующим образом. В режиме охлаждения при работающем двигателе его вал через муфту 3 приводит гидронасос 2 гидрообъемной передачи, который, в свою очередь, приводит гидромотор 4 с вентилятором 5, просасывающим охлаждающий воздух через радиатор 8. Частота вращения вентилятора 5 меняется путем регулирования гидрообъемной передачи в зависимости от температурного режима двигателя. При этом температурный диапазон работы двигателя также может задаваться в зависимости от условий эксплуатации, например, сельскохозяйственного или иного специального транспортного средства. При эксплуатации сельскохозяйственного средства возникает необходимость очистки радиатора 8 или его защитной сетки (не показана) от осевшего на их поверхностях мусора. Для этой цели кратковременно меняют направление вращения вентилятора 5 путем переключения на реверс гидромотора 4. Одновременно регулируют гидрообъемную передачу с целью выведения гидромотора 4 с вентилятором 5 на максимальную частоту вращения и создают при этом максимально возможный напор воздуха, который с высокой эффективностью выдувает из радиатора 8 осевший мусор.
Необходимо отметить, что гидромотор 4 может быть включен в штатную гидропередачу, например, сельскохозяйственного транспортного средства, предназначенную для привода вспомогательных его агрегатов, что практически не усложнит конструкцию и не скажется на ее надежности, а гидромотор может быть относительно небольшим и рассчитан на нагрузку привода вентилятора в режиме охлаждения, так как он в состоянии выдержать кратковременную перегрузку при реверсе и создании максимального напора.
Таким образом, сочетание таких свойств привода, как реверсивность и регулируемость, позволяет обеспечить надежность работы силовой установки за счет стабильности ее охлаждения на любых режимах работы и при любых климатических условиях, что в первую очередь необходимо при эксплуатации универсальных и специальных транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2206464C2 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ | 2023 |
|
RU2812542C1 |
УСТРОЙСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2023 |
|
RU2807835C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2529111C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2279989C2 |
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства | 2016 |
|
RU2613143C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2545144C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА | 2020 |
|
RU2755418C1 |
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2315190C1 |
ГИДРООБЪЁМНЫЙ ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРОВ | 2014 |
|
RU2553399C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам охлаждения двигателя внутреннего сгорания и очистки охлаждающего воздуха. Способ охлаждения заключается в следующем: при работающем двигателе его вал через муфту приводит гидронасос гидрообъемной передачи, который, в свою очередь, приводит гидромотор с вентилятором, просасывающим охлаждающий воздух через радиатор. Частота вращения вентилятора меняется путем регулирования гидрообъемной передачи в зависимости от температурного режима двигателя. При эксплуатации сельскохозяйственного средства возникает необходимость очистки радиатора или его защитной сетки от осевшего на их поверхностях мусора. Для этой цели кратковременно меняют направление вращения вентилятора путем переключения на реверс гидромотора. Одновременно регулируют гидрообъмную передачу с целью выведения гидромотора с вентилятором на максимально допустимую частоту вращения и создают при этом максимально возможный напор воздуха, который с высокой эффективностью выдувает из радиатора осевший мусор. Изобретение обеспечивает повышение эффективности очистки радиатора системы охлаждения двигателя. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Устройство для вентиляции камеры двигателя самоходной сельскохозяйственной машины | 1979 |
|
SU1017802A1 |
Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1208282A1 |
Устройство для очистки сетки воздухозаборника радиатора двигателя | 1975 |
|
SU548229A1 |
Автомат безопасности для судовых паровых турбин | 1948 |
|
SU79829A1 |
РЕГУЛЯТОР ПОЛОЖЕНИЯ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГОСРЕДСТВА | 0 |
|
SU172641A1 |
Авторы
Даты
2002-08-27—Публикация
2000-12-29—Подача