РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК F04D29/08 

Описание патента на изобретение RU2188339C2

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор компрессора ГТД, для балансировки (устранения дисбаланса) которого используются балансировочные грузики, выполненные в виде отдельных сегментов и зафиксированные относительно диска с помощью болтов [1].

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, так как болты имеют концентраторы напряжений в виде резьбы и, находясь в поле действия центробежных сил, могут оборваться, что приведет к поломке компрессора.

Наиболее близким к заявляемому является ротор компрессора ГТД, в котором балансировочные грузики выполнены в виде сегментов и устанавливаются на кольцевых осевых выступах дисков с помощью развальцованных заклепок [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за неудобства развальцовки заклепок, так как подход к ним закрыт рабочими лопатками. В условиях современного газотурбинного двигателя балансировочные грузики работают в условиях повышенных температур до 700oС и высоких окружных скоростей до 300 м/с. Обрыв балансировочного грузика может вызвать поломку работающего двигателя. Одновременно жесткие требования предъявляются к удобству постановки балансировочных грузиков, так как это определяет время балансировки ротора компрессора газотурбинного двигателя.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в уменьшении времени балансировки и в повышении надежности работы ротора компрессора путем исключения контакта кольцевого ребра диска со стержнем заклепки.

Сущность технического решения заключается в том, что в роторе компрессора ГТД с балансировочными грузиками согласно изобретению балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором δ, равным от 0,05 до 1 мм, с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d = 2δ, где D - диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d - диаметр стержня крепежного элемента.

Выполнение балансировочных грузиков U-образной формы позволяет за счет обхвата кольцевых радиальных ребер фиксироваться этим грузикам относительно этих ребер в осевом направлении, за счет чего обладающие повышенной жесткостью ребра уменьшают деформацию закомпрессорного лабиринта под действием центробежных сил от балансировочных грузиков, способствуя сохранению радиальных зазоров между лабиринтом и ответными ему статорными элементами двигателя, за счет чего повышается надежность крепления балансировочного грузика на кольцевом ребре.

Установка балансировочных грузиков с радиальным зазором величиной δ = 0,05. . .1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и фиксация в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d = 2δ, позволяет исключить контакт кольцевого ребра диска со стержнем заклепки, повышая надежность работы ротора компрессора.

На фиг. 1 изображен продольный разрез ротора компрессора ГТД.

На фиг. 2 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде при невращающемся роторе компрессора.

На фиг. 3 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде при вращающемся роторе компрессора.

Ротор 1 компрессора ГТД состоит из вала 2, на котором с помощью шлиц 3 установлены диски 4 с рабочими лопатками 5 и промежуточными кольцами 6. На диске последней ступени 7 с помощью байонетного соединения 8 закреплен закомпрессорный дисковый лабиринт 9 с уплотнительными гребешками 10 на ободе 11, на внутренней поверхности которого выполнено направленное к оси компрессора радиальное кольцевое ребро 12 с отверстиями 13. На ребре 12 установлены U-образные сегментные балансировочные грузики 14, зафиксированные в окружном направлении относительно отверстий 13 с помощью крепежных элементов в виде заклепок 15, каждая из которых состоит из головки 16, стержня 17 и развальцованной юбочки 18. Относительно внутренней поверхности 19 радиального ребра 12 балансировочные грузики 14 своей посадочной поверхностью 20 установлены с радиальным зазором δ, причем D-d = 2δ. Заклепка 15 зафиксирована в радиальном и окружном направлениях относительно балансировочного грузика 14 по поверхностям 21 и 22 стержня 17 заклепки, а в осевом - путем развальцовки юбочки 18.

Работает устройство следующим образом. При сборке ротора компрессора 1 балансировочные грузики 14 могут свободно перемещаться в радиальном направлении в пределах зазора δ = 0,05...1 мм. При вращении ротора компрессора 1, например при его балансировке или при работе газотурбинного двигателя, под действием центробежных сил грузики 14 перемещаются в радиальном направлении от оси ротора компрессора и самоустанавливаются поверхностью 20 по поверхности 19 кольцевого радиального ребра 12. При этом стержень 17 заклепки 15, являющийся слабым элементом в данной конструкции, не контактирует с кольцевым ребром 12, за счет чего повышается надежность крепления балансировочного грузика 14 на кольцевом ребре 12. Сегментный балансировочный грузик 14 в зависимости от потребной массы может быть выполнен на большой дуге окружности и поэтому крепится двумя, тремя или большим количеством заклепок 15. В этом случае во избежание перерезания стержня 17 заклепки 15 разница диаметров D-d выбирается исходя из температурных деформаций кольцевого ребра 12 и грузика 14. Заявляемая конструкция является удобной с точки зрения постановки и крепления балансировочных грузиков 14, так как развальцовка юбочки 18 фиксирующей заклепки 15 производится с внешней стороны кольцевого ребра 12 в осевом направлении.

Источники информации
1. С. А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1989 г., стр.66, рис.3.10.

2. С.А.Вьюнов, стр.95, рис.3.33 - прототип.

Похожие патенты RU2188339C2

название год авторы номер документа
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2235912C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Климов Валерий Николаевич
  • Чернавин Александр Александрович
RU2572744C1
ЗАКОМПРЕССОРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2225522C2
РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2514820C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Чернавин А.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2225539C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Габова Т.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2225535C2
РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2532390C1
ДИСК ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОМПРЕССОРА, ВЫПОЛНЕННЫЙ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА КОМПРЕССОРА 2013
  • Фернандес Доувер М.
  • Маскет Кори Патрик
  • Вэврек Гэри Пол
  • Миллер Джеймс Эрик
RU2650237C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175404C1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ УЗЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Маскат Кори П.
  • Барбер Джеймс Э.
RU2583212C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 188 339 C2

Реферат патента 2002 года РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет уменьшить время балансировки и повысить надежность работы ротора компрессора. В роторе компрессора с балансировочными грузиками указанный технический результат достигается тем, что балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором величиной δ=0,05-1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d=2δ, где D - диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d - диаметр стержня крепежного элемента. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 188 339 C2

Ротор компрессора газотурбинного двигателя с балансировочными грузиками, отличающийся тем, что балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором величиной δ = 0,05-1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d= 2δ, где D - диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d - диаметр стержня крепежного элемента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2188339C2

ВЬЮНОВ С.А
Конструкция и проектирование авиационных ГТД
- М.: Машиностроение, с
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах 1913
  • Евстафьев Ф.Ф.
SU95A1
рис
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛАБИРИНТА ТУРБОМАШИНЫ 1977
  • Тункин А.И.
  • Пыхтин Ю.А.
RU651608C
Устройство для уплотнения полостей всасывания и нагнетания турбомашины 1982
  • Архипов Владимир Викторович
  • Спирин Николай Юрьевич
  • Френкель Андрей Филиппович
SU1126724A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТИТАНОСОДЕРЖАЩЕЙ ЛИГАТУРЫ 2002
  • Коршунов Е.А.
  • Тарасов А.Г.
  • Лисиенко В.Г.
  • Арагилян О.А.
  • Третьяков В.С.
RU2228967C2
СИСТЕМА ЛАЗЕРНОЙ МАРКИРОВКИ ПРОЗРАЧНЫХ И ПОЛУПРОЗРАЧНЫХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТОНКОСТЕННЫХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ, ИЗДЕЛИЙ В КОНВЕЙЕРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 2003
  • Агринский П.В.
  • Агринский М.В.
  • Кахниадзе А.С.
  • Горбатенков В.Б.
  • Куприянов С.В.
  • Манилов Ю.И.
  • Самотин С.Ю.
RU2243873C1
Предохранительный клапан 1979
  • Галич Игорь Иванович
  • Кононенко Александр Григорьевич
  • Чугунов Эдуард Георгиевич
  • Кармугин Борис Владимирович
  • Гринберг Иосиф Семенович
SU916850A1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1

RU 2 188 339 C2

Авторы

Кузнецов В.А.

Тункин А.И.

Даты

2002-08-27Публикация

2000-11-02Подача