КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ Российский патент 2002 года по МПК F16D51/00 F16D51/16 

Описание патента на изобретение RU2188345C2

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве колесного тормоза автомобиля и других транспортных средств.

Известен дисковый тормоз, содержащий ротор в виде плоского диска и две плоские тормозные колодки, соединенные с приводным гидроцилиндром. Тормоз имеет стабильную характеристику тормозного момента, но недостаточную эффективность (передаточную функцию), обусловленную тем, что приводные силы действуют перпендикулярно плоскости вращения диска, при этом серводействие отсутствует (1), поэтому дисковые тормоза используются с гидро- или иными усилителями.

Известен также барабанно-колодочный тормоз, содержащий две колодки с фрикционными накладками, которые под действием приводного устройства прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности барабана. В зависимости от конструкции приводного устройства такой тормоз может обладать большой эффективностью за счет серводействия одной или двух колодок, но с увеличением серводействия снижается стабильность его работы (зависимость передаточного отношения oт коэффициента трения фрикционной пары) (1).

Наиболее близким к изобретению по принципу действия является колодочный тормоз, содержащий барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, колодку с фрикционной накладкой и привод перемещения колодки, выполненный в виде шатуна, одним концом связанного с колодкой, а другим шарнирно соединенного с приводным центрально расположенным кривошипом, и ползуна, шарнирно связанного с шатуном и установленного в неподвижной радиальной направляющей, причем колодка жестко закреплена на шатуне привода, a центр радиуса рабочей поверхности фрикционной накладки расположен в центре шарнира, соединяющего шатун с кривошипом (2).

Недостатком данного тормоза является самозатягивание, величина которого больше или меньше отличается от нуля в различных положениях колодки относительно барабана. Это небольшое самозатягивание, обусловленное несовпадением образующих тормозного барабана и подвижной колодки с неподвижной и подвижной центроидами приводного кривошипно-ползунного механизма, приводит к снижению надежности тормоза.

Сущность изобретения состоит в том, что в известном колодочном тормозе, содержащем барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, колодку с фрикционной накладкой, шарнирно соединенную с приводным центрально расположенным кривошипом, причем центр радиуса рабочей поверхности фрикционной накладки расположен в центре шарнира, соединяющего колодку с кривошипом, с колодкой жестко скреплен сектор соосного с ней сателлита, взаимодействующего посредством внутреннего зацепления с неподвижным опорным зубчатым колесом, начальный диаметр которого равен диаметру рабочей поверхности тормозного барабана.

На фиг. 1 представлена схема конструкции колодочного тормоза; на фиг 2 - схема, показывающая схему конструкции, вид сбоку.

Тормоз содержит барабан 1, колодку 2, на которой жестко закреплен соосный с ней сектор сателлита 3, взаимодействующий с неподвижным опорным зубчатым колесом 4 посредством внутреннего зубчатого зацепления. Колодка 2 шарнирно установлена на приводном кривошипе 5, ось вращения которого совпадает с осью вращения барабана 1 и опорного зубчатого колеса 4.

Тормоз работает следующим образом. В отведенном положении колодка 2 не касается рабочей поверхности барабана 1 (показано на фиг.1). При повороте кривошипа 5 по часовой стрелке колодка 2, на которой закреплен сектор сателлита 3, огибает рабочую поверхность барабана 1 с натягом, который обеспечивает момент торможения. Величина натяга пропорциональна толщине фрикционной накладки. Скольжение (самозатягивание) между колодкой 2 и рабочей поверхностью барабана 1 равно нулю вследствие того, что жестко связанный с колодкой 2 сектор сателлита 3, составляющий с ней одно соосное звено, обкатывается по неподвижному опорному колесу 4 без скольжения, чем обеспечивается высокая стабильность работы тормоза. Высокая эффективность обеспечивается тем, что сила торможения, касательная к рабочей поверхности барабана 1, полностью уравновешивается окружной реакцией зубьев, поэтому не приводится к кривошипу ни при каком значении силы трения. Предложенная конструкция позволяет совместить высокую стабильность тормозного момента с высокой эффективностью торможения, что повышает надежность работы тормоза в целом и позволяет использовать его без гидроусилителя.

Источники информации
1. Крайнев А. Ф. Словарь-справочник по механизмам. М.: Машиностроение 1987 г.

2. А. с. СССР 1756685 А1, кл. F 16 D 51/00.

Похожие патенты RU2188345C2

название год авторы номер документа
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ 2011
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
  • Камалян Михаил Александрович
  • Лысенко Ярослав Алексеевич
RU2480639C1
Колодочный тормоз 1990
  • Раков Дмитрий Иванович
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
  • Дровников Александр Николаевич
  • Кузнецова Елена Борисовна
SU1756685A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2002
  • Кузнецов С.А.
  • Косов А.В.
RU2214585C1
РЕКЛАМНЫЙ ЩИТ 2002
  • Кузнецов С.А.
  • Негадайлов В.В.
  • Лемешко М.А.
  • Лысенко Я.А.
RU2234144C1
ШТАМПОВОЧНЫЙ ПРЕСС 2003
  • Кузнецов С.А.
  • Владимиров А.В.
RU2238846C1
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА 2000
  • Лемешко М.А.
  • Алехин С.Н.
  • Колесников М.В.
  • Ташлинцева Е.И.
  • Кривенко И.В.
  • Щапов К.С.
RU2177519C2
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА 2002
  • Сурмилов Б.И.
  • Сурмилова А.Б.
RU2230844C1
ТИСКИ 2003
  • Кузнецов С.А.
  • Владимиров А.В.
RU2245778C1
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА С СЕРВОДЕЙСТВИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Вольченко Александр Иванович
  • Петрик А.А.
  • Вольченко Н.А.
  • Вольченко Д.А.
  • Пургал Павел Юзефович
RU2221944C1
ГРУНТОУПЛОТНЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ И ВЫТРАМБОВЫВАНИЯ ТРАНШЕЙ И ОРОСИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ 2006
  • Дикий Роман Владимирович
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
RU2320817C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 188 345 C2

Реферат патента 2002 года КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве колесного тормоза транспортных средств. Колодочный тормоз содержит барабан и колодку, шарнирно соединенную с приводным центрально расположенным кривошипом. Новое заключается в том, что на колодке жестко закреплен сектор сателлита, взаимодействующий посредством внутреннего зацепления с неподвижным опорным зубчатым колесом, соосным с барабаном. Начальный диаметр опорного зубчатого колеса равен диаметру рабочей поверхности барабана. Техническим результатом является повышение стабильности работы тормоза, исключение самозатягивания и проскальзывания, что позволяет повысить надежность работы тормоза. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 188 345 C2

Колодочный тормоз, содержащий барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, колодку с фрикционной накладкой, шарнирно соединенную с приводным центрально расположенным кривошипом, причем центр радиуса рабочей поверхности фрикционной накладки расположен в центре шарнира, соединяющего колодку с кривошипом, отличающийся тем, что с колодкой жестко закреплен сектор сателлита, взаимодействующего посредством внутреннего зацепления с неподвижным опорным зубчатым колесом, начальный диаметр которого равен диаметру рабочей поверхности барабана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2188345C2

Колодочный тормоз 1990
  • Раков Дмитрий Иванович
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
  • Дровников Александр Николаевич
  • Кузнецова Елена Борисовна
SU1756685A1
Барабанный тормоз 1979
  • Брайан Ингрэм
  • Дэвид Энтони Харрис
  • Рамамурти Натараджан
SU953994A3
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1998
  • Крауиньш П.Я.
  • Смайлов С.А.
  • Иоппа А.В.
  • Гаврилин А.Н.
  • Дружинин Н.В.
  • Кочетков А.А.
  • Богдан А.А.
RU2134870C1
US 5445246 A, 29.08.1995
US 4266635 А, 12.05.1981
US 5480009 A, 02.01.1996.

RU 2 188 345 C2

Авторы

Кузнецов С.А.

Камалян М.А.

Даты

2002-08-27Публикация

2000-07-27Подача