КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ Российский патент 2013 года по МПК F16D51/16 

Описание патента на изобретение RU2480639C1

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве колесного тормоза автомобиля и других транспортных средств.

Известны дисковые тормоза, снабженные антиблокировочной системой (АБС) для повышения активной безопасности путем организации циклического процесса растормаживания колеса при его блокировке в процессе торможения, особенно экстренного. Система имеет сложную конструкцию, обусловленную применением датчиков положения колес, дополнительных клапанов (модуляторов), и электронный блок управления ими, при этом необходимость использования малоэффективных дисковых тормозов также связана с усложнением конструкции и применением усилителя. Кроме того, затруднено использование дискового тормозов в качестве стояночного [Конструкция автомобиля. Шасси / Под общ. ред. А.Л.Карунина - М.: МАМИ, 2000. - 528 с. - С.513-518].

Наиболее близким к изобретению по конструкции и принципу действия является колодочный тормоз, содержащий барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, установленный на корпусе с возможностью вращения, и взаимодействующую с ним колодку с фрикционной накладкой, закрепленную на сателлите, шарнирно установленном на приводном центрально расположенном кривошипе и входящем во внутреннее зацепление с центральным опорным зубчатым колесом [Колодочный тормоз: Пат. 2188345, М. Кл.4 F16D 51/00, 51/16. Кузнецов Сергей Анатольевич [RU]; Камалян Михаил Александрович [RU]. Заявка 2000120132/28; заявл. 27.07.2000. Опубл. 27.08.2002]. Такой тормоз (как показали стендовые испытания) обладает в 20 раз большей эффективностью в сравнении с дисковым и такой же высокой стабильностью, но его конструкция менее приспособлена для использования со стандартной системой АБС.

Задача изобретения состоит в реализации антиблокировочных свойств без использования сложной электронной АБС.

Поставленная задача решается тем, что в колодочном тормозе, содержащем барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, установленный на корпусе с возможностью вращения, и взаимодействующую с ним колодку с фрикционной накладкой, закрепленную на секторе сателлита, шарнирно установленного на приводном центрально расположенном кривошипе и входящего во внутреннее зацепление с центральным опорным зубчатым колесом, которое установлено на корпусе с возможностью поворота и соединяется с корпусом посредством пружины.

Технический результат, достигаемый при реализации данного изобретения, заключается в возбуждении фрикционных автоколебаний и реализации антиблокировочных свойств без использования сложной электронной АБС за счет создания конструктивными средствами возможности самоослабления в процессе торможения. Небольшое самоослабление не идет в ущерб эффективности торможения за счет огромного запаса эффективности, полученного в прототипе.

Сущность изобретения состоит в том, что в известном колодочном тормозе, содержащем барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, установленный на корпусе с возможностью вращения, и взаимодействующую с ним колодку с фрикционной накладкой, закрепленную на сателлите, шарнирно установленном на приводном центрально расположенном кривошипе и входящем во внутреннее зацепление с центральным опорным зубчатым колесом, упомянутое опорное зубчатое колесо установлено на корпусе с возможностью поворота и соединяется с корпусом посредством пружины, а начальный диаметр опорного зубчатого колеса отличается от диаметра рабочей поверхности барабана. Такое конструктивное решение соответствует условиям возникновения фрикционных автоколебаний в процессе торможения, обусловленных тем, что трение покоя колодки о барабан, возникающее в момент блокировки колеса, превосходит трение скольжения. В момент блокировки колеса, когда относительная скорость скольжения колодки о барабан становится равной нулю, между ними возникает трение покоя, превышающее трение скольжения, и опорное колесо, поворачиваясь под действием реактивного момента в пределах упругости пружины, растормаживает колодку. Затем процесс повторяется, как в классическом случае фрикционных автоколебаний.

На чертеже представлена схема конструкции колодочного тормоза, вид сбоку.

Тормоз содержит барабан 1 и взаимодействующую с ним цилиндрическую колодку 2 с фрикционной накладкой, жестко закрепленную на соосном с ней секторе сателлита 3, установленного на приводном кривошипе 4 и взаимодействующего с опорным зубчатым венцом 5, который, в отличие от прототипа, установлен на станине с возможностью поворота на угол, ограниченный жесткостью упругого элемента (пружины) 6. Ось вращения приводного кривошипа 4 совпадает с осями вращения барабана и опорного венца, начальный диаметр которого отличается от диаметра рабочей поверхности барабана.

Тормоз работает следующим образом. В отведенном (исходном) положении колодка 2 не касается поверхности барабана 1 фрикционной накладкой. При повороте кривошипа 4 сектор сателлита 3 вместе с закрепленной на нем колодкой 2 входит во взаимодействие с поверхностью барабана 1 и огибает ее с натягом, обеспеченным толщиной фрикционной накладки, создавая тормозной момент (как и в прототипе). Под воздействием этого момента опорное колесо 5 поворачивается на некоторый угол, соответствующий величине тормозного момента. Как только возникает угроза блокировки, то есть колодка «залипает» на барабане, угол поворота опорного колеса увеличивается до тех пор, пока не произойдет «срыв» колодки с поверхности барабана, то есть растормаживание за счет отведения колодки в положение, близкое к исходному. Затем процесс повторяется, как в хрестоматийном примере фрикционных автоколебаний подпружиненного груза на движущемся конвейере.

Похожие патенты RU2480639C1

название год авторы номер документа
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ 2000
  • Кузнецов С.А.
  • Камалян М.А.
RU2188345C2
Колодочный тормоз 1989
  • Калинин Юрий Михайлович
  • Гаевский Виталий Валентинович
  • Черноштанов Александр Николаевич
  • Майборода Олег Владимирович
SU1707344A1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА 2002
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Ким Валерий Андреевич
  • Бочкарев Геннадий Владимирович
  • Полунгян Аркадий Авсеевич
  • Карташев Валентин Митрофанович
  • Козловский Игорь Владимирович
RU2281868C2
Дисково-колодочный тормоз 1979
  • Акопян Рубен Абгарович
  • Демьянюк Владимир Андреевич
  • Королевич Борис Александрович
  • Шишкина Тамара Петровна
  • Меламуд Роман Александрович
SU846874A1
Колодочный тормоз 1990
  • Раков Дмитрий Иванович
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
  • Дровников Александр Николаевич
  • Кузнецова Елена Борисовна
SU1756685A1
Колодочный тормоз 1973
  • Гусельников Эдуард Митрофанович
  • Тармаев Валерий Бадмажапович
SU436942A1
Дисково-колодочный тормоз 1979
  • Давыдов Борис Львович
  • Редько Валентина Ивановна
SU827874A1
Тормозная система железнодорожного транспортного средства 1980
  • Колесниченко Анатолий Иванович
  • Штепа Иван Андреевич
  • Данилов Юрий Венедиктович
  • Меркурьев Алексей Григорьевич
  • Шириня Вячеслав Спиридонович
SU956333A1
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Косенков Николай Николаевич
RU2106525C1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА 1997
  • Бочкарев Геннадий Владимирович
  • Ким Валерий Андреевич
  • Ким Фридрих Андреевич
  • Портасенок Владимир Станиславович
  • Фурунжиев Решат Ибраимович
RU2131365C1

Реферат патента 2013 года КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в качестве колесного тормоза автомобиля и других транспортных средств. Колодочный тормоз содержит барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, установленный на корпусе с возможностью вращения, и взаимодействующую с ним колодку с фрикционной накладкой. Колодка с фрикционной накладкой закреплена на секторе сателлита, шарнирно установленного на приводном центрально расположенном кривошипе и входящего во внутреннее зацепление с центральным опорным зубчатым колесом. Опорное зубчатое колесо установлено на корпусе с возможностью поворота и соединяется с корпусом посредством пружины. Достигается возможность возбуждения фрикционных автоколебаний и реализация антиблокировочных свойств без использования сложной электронной антиблокировочной системы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 480 639 C1

Колодочный тормоз, содержащий барабан с цилиндрической рабочей поверхностью, установленный на корпусе с возможностью вращения, и взаимодействующую с ним колодку с фрикционной накладкой, закрепленную на секторе сателлита, шарнирно установленного на приводном центрально расположенном кривошипе и входящего во внутреннее зацепление с центральным опорным зубчатым колесом, отличающийся тем, что опорное зубчатое колесо установлено на корпусе с возможностью поворота и соединяется с корпусом посредством пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2480639C1

КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ 2000
  • Кузнецов С.А.
  • Камалян М.А.
RU2188345C2
Колодочный тормоз 1990
  • Раков Дмитрий Иванович
  • Кузнецов Сергей Анатольевич
  • Дровников Александр Николаевич
  • Кузнецова Елена Борисовна
SU1756685A1
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ В СИСТЕМЕ РАСЧЕТОВ С АБОНЕНТАМИ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ 2007
  • Хорел Джерри
  • Клейн Мишель
  • Нгуйен Фил Тинь
RU2418381C2
US 5480009 A, 02.01.1996
US 4266635 A, 12.05.1981.

RU 2 480 639 C1

Авторы

Кузнецов Сергей Анатольевич

Камалян Михаил Александрович

Лысенко Ярослав Алексеевич

Даты

2013-04-27Публикация

2011-10-20Подача