КОЛЕСНАЯ ПАРА МАЛОГАБАРИТНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2002 года по МПК B60B37/00 

Описание патента на изобретение RU2188766C2

Изобретение относится к колесным парам рельсовых транспортных средств.

Известна колесная пара, которая состоит из оси и двух колес. Колеса бывают двух типов: сборные, состоящие из колесного центра и бандажа, и неразборные или безбандажные (в основном цельнокатаные или литые). Колесный центр состоит из ступицы, напрессовывающейся на подступичную часть оси колесной пары, обода, на котором крепится съемный бандаж, и промежуточной части, выполненной в виде диска (дисковые центры) или спицевого диска (спицевые центры) (см. кн. М.Ф. Вериго, А.Я. Коган. Взаимодействие пути и подвижного состава. - М.: Транспорт, 1986 г., с. 17, 18).

Недостатками известных колесных пар рельсовых транспортных средств являются большая их металлоемкость и необходимость использования сложной технологической оснастки (пресс, литьевые формы и т.д.) для их изготовления.

Ближайшим аналогом, взятым в качестве прототипа, является колесная пара, в которой колеса выполнены с упругими (резиновыми) элементами между ступицей и ободом колеса (см. кн. М.Ф. Вериго, А.Я. Коган. Взаимодействие пути и подвижного состава, с.19, 20). Такой конструкции свойственны те же недостатки, что и у выше указанных, т.е. большая металлоемкость, использование сложного технологического оборудования для их изготовления. Применение упругого элемента из полимерных материалов (резины) без устройств регулирования их жесткости вследствие сравнительно быстро меняющихся вязкоупругих характеристик (ползучести, релаксации) полимерных материалов делает их ненадежными в работе: вместо первоначального натяга в соединениях металл-резина могут появиться зазоры, компенсировать которые в данной конструкции не представляется возможным.

Технический результат, который может быть обеспечен при осуществлении изобретения, заключается в том, чтобы создать колесную пару с небольшой металлоемкостью, для использования ее в малогабаритном рельсовом транспортном средстве (масса которого не более 70 кг), которое возможно вручную одним, двумя рабочими эвакуировать с железнодорожного пути. При этом конструкция колес должна позволять изготовление их из сортового металлопроката (листов, труб) на широко используемом металлорежущем оборудовании, быть жесткой и легкой по весу (при диаметре колеса 250...300 мм), профиле контактной поверхности и ширине. соответствующей локомотивным колесам для нормальной колеи железной дороги), масса одного колеса должна составлять не более 3 кг.

Сущность изобретения: колесная пара малогабаритною транспортного средства содержит ось и два колеса, каждый из которых состоит из ступицы, дисков и упругого элемента, при этом отличительными признаками являются то, что диски в конструкции колес выполнены соосно расположенными с ними кольцами и жестко связаны между собой по периферии колес перемычками, ступица выполнена в виде двух концентрично установленных втулок, в кольцевом зазоре между которыми расположен упругий элемент, который по торцевым поверхностям контактирует с выступами опорных шайб, расположенных на оси колесной пары, и при навинчивании на ось гаек указанные опорные шайбы своими выступами сжимают (деформируют) упругий элемент, изменяя тем самым жесткость колесной пары.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид колесной пары, на фиг.2 - поперечный разрез колеса, на фиг.3 - вид колеса по стрелке Б.

Колесная пара содержит ось 1 и два колеса 2. Каждое из колес 2 состоит из дисков 3 и 4, колец 5, 6, причем диски 3, 4 жестко связаны по внутреннему диаметру отверстия со ступицей, а по периферии колеса несколькими перемычками 7 (металлическими трубками, пропущенными через отверстия, выполненные в дисках 3, 4 и кольцах 5, 6 и заварены сваркой в них) с кольцами 5, 6. Ступица колеса выполнена в виде двух концентрично установленных втулок 8, 9, между которыми расположен упругий элемент 10, контактирующий по обеим торцевым поверхностям с опорными шайбами 11, выступы которых базируются по наружной цилиндрической поверхности втулки 9, и при навинчивании гайки 12 деформируют резиновый массив упругого элемента 10, при этом возможно регулировать жесткость колесной пары, а следовательно, осуществить возможность снижения ударного воздействия колесных пар на рельсы, а также на транспортное средство (экипаж), в котором они могут быть установлены.

При движении колесной пары по рельсам, учитывая малый вес (общий вес транспортного средства вместе с экипажем и грузом будет составлять не более 200 кг), удельное давление, передаваемое на рельсы со стороны колес, даже при контакте отдельных дисков 3, 4 или колец 5, 6 будет незначительным.

Такое конструктивное исполнение колесной пары, в которой колесо изготовлено из нескольких дисков малой толщины (2...3 мм) и колец, связанных между собой перемычками, при ширине колеса ~115 мм (практически как у колесной пары локомотива) и диаметре 250...300 м, позволяет изготовить его жестким и легким по весу (массой ~3 кг), используя для его изготовления стандартный прокат (листы, трубки) и обычные металлорежущие станки, а выполнение ступицы из двух концентрично установленных втулок, между которыми расположен упругий элемент, сжимаемый по торцам опорными шайбами, навинчиваемыми на ось гайками, дает возможность регулировать жесткость колесной пары, а следовательно, уменьшить ударное воздействие на рельсы и транспортное средство, в котором колесная пара используется.

Похожие патенты RU2188766C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ МОРСКОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ НА ПОДВОДНОМ УЧАСТКЕ ТРАЕКТОРИИ 2000
  • Семенов А.А.
  • Мошкин И.Ю.
  • Денисов В.М.
  • Егоров С.Б.
RU2193155C2
КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Шилер В.В.
  • Шилер А.В.
  • Головаш А.Н.
  • Рубежанский П.Н.
RU2207250C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ МНОГОРАЗОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Афанасьев В.А.
  • Борзов В.С.
  • Данилкин В.А.
  • Дегтярев Г.Л.
  • Дегтярь В.Г.
  • Марусик А.Ф.
  • Мещанов А.С.
  • Сиразетдинов Т.К.
  • Сытый Г.Г.
  • Теплицын Ю.С.
RU2202500C2
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ 2002
  • Иванов В.Ю.
  • Константинов В.Э.
RU2235047C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИПЕРЗВУКОВЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2002
  • Киселев В.И.
  • Фетисов В.А.
RU2235048C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ ТОНКОСТЕННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Иванов Э.П.
  • Лаптов А.Н.
RU2161795C2
УСТАНОВКА ДЛЯ СТАРТА МОДЕЛИ РАКЕТЫ 1998
  • Потупчик М.В.
  • Исаев В.Л.
  • Корб А.В.
  • Ильченко Е.К.
RU2150656C1
АЭРОСТАТНО-КАНАТНЫЙ ПОДЪЕМНИК 1998
  • Ковалев М.Н.
  • Костылев Г.Г.
  • Жорницкий А.Б.
RU2208679C2
АМОРТИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО МОРСКОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ 2001
  • Камалеев Р.З.
  • Марусик А.Ф.
RU2199082C1
ОРГАНОПЛАСТИКОВЫЙ КОРПУС РАКЕТЫ 2002
  • Кривоспицкий В.П.
  • Кривцов В.И.
  • Шамсутдинов Р.Н.
RU2230925C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 188 766 C2

Реферат патента 2002 года КОЛЕСНАЯ ПАРА МАЛОГАБАРИТНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к малогабаритным рельсовым транспортным средствам, применяемым для перевозки обслуживающего персонала железной дороги в количестве 1-3 человек и небольших грузов. Колесная пара содержит ось и два колеса, каждое из которых состоит из ступицы, связанных с ней дисков и колец, скрепленных с дисками посредством перемычек, а ступица выполнена из двух концентрично расположенных втулок, между которыми расположен упругий элемент, при деформировании которого выступами опорных шайб при навинчивании гаек на ось происходит изменение жесткости колесной пары. Технический результат заключается в выполнении колесной пары жесткой, легкой по весу, с регулируемой жесткостью, с использованием обычных металлорежущих станков для ее изготовления из стандартного проката (листов и труб). 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 188 766 C2

1. Колесная пара малогабаритного рельсового транспортного средства, перемещающегося по двухрельсовому железнодорожному полотну, содержащая ось и два колеса, каждое из которых состоит из ступицы, жестко связанных с ней дисков и упругого элемента, отличающаяся тем, что в ней диски колеса выполнены соосно с расположенными с ними кольцами, причем диски и кольца связаны жестко между собой по периферии колеса несколькими перемычками и при движении контактируют по наружному диаметру с рельсами. 2. Колесная пара по п. 1, отличающаяся тем, что в ней ступица колеса выполнена в виде двух концентрично установленных втулок, в кольцевом зазоре между которыми расположен упругий элемент, который контактирует по обеим торцевым поверхностям с выступами опорных шайб, расположенных на оси колесной пары, и при навинчивании на ось гаек указанные опорные шайбы своими выступами деформируют упругий элемент, обеспечивая регулирование жесткости колесной пары.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2188766C2

ВЕРИГО М.Ф
и др
Взаимодействие пути и подвижного состава
-М.: Транспорт, 1986, с
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора 1921
  • Андреев Н.Н.
  • Ландсберг Г.С.
SU19A1
АНАЭРОБНАЯ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2007
  • Москвичев Александр Николаевич
RU2345113C1
Устройство для сушки шкур 1988
  • Трошин Михаил Васильевич
  • Гайнутдинов Ильгизар Камалетдинович
SU1595908A1
СН 672764, 29.12.1989
Глушитель шума отработавших га-зОВ дВигАТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1979
  • Шувалов Евграфий Андреевич
  • Белецкий Николай Михайлович
  • Марченко Иван Дмитриевич
SU802575A1

RU 2 188 766 C2

Авторы

Журомский Э.Л.

Осипов В.А.

Соловьев С.М.

Троянов В.М.

Даты

2002-09-10Публикация

2000-10-30Подача