ТРАНСПОРТНЫЙ ГЕНЕРАТОР АЗОТА ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Российский патент 2002 года по МПК A62C3/02 A62C3/06 B01J7/00 

Описание патента на изобретение RU2189264C2

Иобретение относится к пожарной безопасности и экологической защите при освоении нефтяных скважин, проведении профилактических и ремонтных работ на газопроводе, а также в смежных областях промышленности, где необходимо предотвратить возможность воспламенения.

Предотвращение воспламенения осуществляется с помощью воздуха, обогащенного азотом до взрывобезопасной концентрации.

Известны генераторы азота, обеспечивающие пожарную безопасность вышеназванных объектов: а.с. N 814359, кл. А 62 С 38/58 и а.с. N 1151246, кл. А 62 С 35/00. В изобретениях предложена система пожаротушения, включающая сколлектированные емкости, заполненные азотом, с управляемой запорной арматурой и блок управления с датчиками контроля концентрации кислорода.

Недостатками данных аналогов является невозможность транспортирования систем и необходимость снабжения азотом от внешнего автономного источника.

Наиболее близким к данному изобретению техническим решением является комплекс оборудования для освоения скважин азотом (Дополнение к Официальному каталогу международной выставки "Нефтегаз-2000", Москва, 19-23 июня 2000г.). (Комплекс состоит из компрессорно-мембранной установки УКМ-9/15 и установки бустерно-насосной УБ14-125х25, смонтированных на шасси автомобилей КРАЗ.

Установка УКМ-9/15 обеспечивает получение мембранным методом из атмосферного воздуха воздушной смеси, обогащенной азотом до взрывобезопасной концентрации.

Установка бустерно-насосная УБ14-125•25 обеспечивает компримирование воздуха, обогащенного азотом, для закачки в скважину под высоким давлением, а также для перекачки газожидкостных систем.

Недостатками этого устройства являются громоздкость установки, высокие капитальные и транспортные затраты и повышенные энергозатраты.

Решаемой задачей является повышение компактности установки, снижение капитальных и энергетических затрат путем использования многоступенчатого единого компрессора, который применяется и для получения азота, и для компримирования азота с целью закачки в скважины.

Это достигается тем, что транспортный генератор азота содержит мембранный газоразделительный блок получения азота с входом воздуха и выходом азота, компрессор и систему управления, размещенные на шасси автомобиля, при этом компрессор выполнен многоступенчатым, воздух после, например, предпоследней ступени компрессора подается на вход в мембранный газоразделительный блок, снабженный системой очистки воздуха от паров и капельной влаги, фильтром тонкой очистки, а выход азота мембранного газоразделительного блока сообщается, например, с последней ступенью компрессора.

Проведенный анализ уровня техники позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявляемого изобретения, следовательно, предложенное техническое решение соответствует критерию "новизна". Сравнение существенных признаков предложенного устройства с признаками известных решений дает основание считать, что предложенное техническое решение отвечает критериям "изобретательский уровень" и "промышленная применимость".

На чертеже показана схема транспортного генератора азота для нефтегазовой промышленности.

Оборудование размещено на шасси одного автомобиля КРАЗ 1 и состоит из 4-ступенчатого компрессора 2, мембранного газоразделительного блока 3, системы очистки воздуха от паров и капельной влаги 4, фильтра тонкой очистки 5 и системы управления 6, включающей газоанализатор и устройство со звуковой сигнализацией для отключения компрессора в случае превышения концентрации кислорода выше допустимой (не показаны).

Оборудование работает следующим образом.

Атмосферный воздух, например, предпоследней ступенью компрессора 2, сжимается до 30-35 бар и направляется в систему очистки от паров и капельной влаги 4, фильтр тонкой очистки 5, где окончательно очищается от масла и капельной влаги и поступает в мембранный блок 3. В мембранном блоке за счет различной проницаемости полимерной мембраны по кислороду и азоту при создании перепада давления на мембране происходит разделение воздуха над мембраной формируется воздух, обогащенный азотом, а под мембраной - воздух, обогащенный кислородом.

Воздух, обогащенный кислородом, выбрасывается в атмосферу, а азот поступает, например, в последнюю ступень компрессора 2, где сжимается до давления 100 бар и направляется в нефтяную скважину или в газопроводы, в зависимости от назначения.

В случае использования 5-ступенчатого компрессора мембранный блок 3 размещается после 3-й ступени, далее поток азота соответственно сжимается последовательно на остальных ступенях, расположенных после 3-й ступени, и в итоге направляется в нефтяную скважину под давлением, которое может развить многоступенчатый компрессор.

Таким образом, установка блока получения азота существенна между теми ступенями многоступенчатого компрессора, которая обеспечит оптимизацию работы указанного блока за счет выбора оптимального перепада давления на мембране и уменьшения поверхности мембраны, что приводит к улучшению гидродинамических характеристик газоразделения. Кроме того, указанная установка блока получения азота исключает возможность дефектирования разделяющего слоя мембраны.

В случае повышения концентрации кислорода выше допустимой включается световая и звуковая сигнализация и автоматически отключается компрессор до выяснения причин превышения концентрации кислорода.

Предлагаемое изобретение по сравнению с лучшими образцами подобного оборудования позволяет снизить энергозатраты на 20-25% и капитальные затраты на 30-40%. В отличие от прототипа, все оборудование размещено на одном автомобиле и использован один компрессор вместо двух. Это позволяет снизить энергозатраты, стоимость транспортного генератора азота, сделать его более мобильным и надежным при эксплуатации в неблагоприятных условиях.

Похожие патенты RU2189264C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И СЖАТИЯ АЗОТНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Власов И.А.
  • Чебыкин Н.В.
  • Петров А.А.
RU2252378C1
ТРАНСПОРТНЫЙ ГЕНЕРАТОР АЗОТА 2006
  • Кошаков Анатолий Юрьевич
  • Чурсин Сергей Борисович
  • Ночвин Игорь Львович
RU2306160C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНЕРТНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ 2007
  • Гулянский Михаил Александрович
  • Докучаев Николай Леонидович
  • Красулевич Виктор Анатольевич
  • Крашенинников Евгений Геннадьевич
  • Перский Александр Львович
RU2351386C2
ПЕРЕДВИЖНАЯ АЗОТНО-КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ 2001
  • Антониади В.Г.
  • Киреев А.М.
  • Светашов Н.Н.
RU2187698C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ НЕОНА В ГАЗОВЫХ СМЕСЯХ, СОДЕРЖАЩИХ НЕОН 2009
  • Кузьменко Иван Федорович
  • Горохов Вячеслав Алексеевич
  • Талакин Олег Глебович
RU2441693C2
ПЕРЕДВИЖНАЯ АЗОТНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНЕРТНОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ НА ОСНОВЕ АЗОТА 2004
  • Сыропятов В.П.
RU2261403C1
ГЕНЕРАТОР АЗОТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНЕРТНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗОВОЙ СРЕДЫ 2002
  • Гулянский М.А.
  • Крашенинников Е.Г.
  • Крюков А.М.
  • Мальцев Г.И.
RU2223138C1
СПОСОБ МЕМБРАННОГО ГАЗОРАЗДЕЛЕНИЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Ворошилов Игорь Валерьевич
  • Мальцев Геннадий Иванович
RU2645140C1
БУСТЕРНАЯ НАСОСНО-КОМПРЕССИОННАЯ УСТАНОВКА 1997
  • Мартынов В.Н.
  • Лопатин Ю.С.
  • Белей И.В.
  • Карлов Р.Г.
  • Друцкий В.Г.
RU2121077C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОЗОНОГАЗОВОЙ СМЕСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Духанин Ю.И.
  • Смородин А.И.
  • Цфасман Г.Ю.
RU2179149C2

Реферат патента 2002 года ТРАНСПОРТНЫЙ ГЕНЕРАТОР АЗОТА ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Изобретение относится к обеспечению пожарной безопасности и экологической защиты при освоении нефтяных скважин, проведению профилактических и ремонтных работ на газопроводе, а также в смежных областях промышленности, где необходимо предотвратить возможность воспламенения. В изобретении транспортный генератор азота, включающий мембранный газоразделительный блок получения азота с входом воздуха и выходом азота, компрессор и систему управления, размещенные на шасси грузового автомобиля, причем компрессор 2 выполнен многоступенчатым, воздух после, например, предпоследней ступени компрессора подается на вход в мембранный газоразделительный блок 3, снабженный системой очистки воздуха от паров и капельной влаги 4 и фильтром тонкой очистки 5, а выход азота из мембранного газоразделительного блока сообщается, например, с последней ступенью компрессора. Указанные признаки обеспечивают улучшение гидродинамических характеристик газоразделения в мембранном газоразделительном блоке получения азота. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 189 264 C2

Транспортный генератор азота для нефтегазовой промышленности, содержащий мембранный газоразделительный блок получения азота с входом воздуха и выходом азота, компрессор и систему управления, размещенные на шасси грузового автомобиля, отличающийся тем, что компрессор выполнен многоступенчатым, воздух после, например, предпоследней ступени компрессора подается на вход в мембранный газоразделительный блок, снабженный системой очистки воздуха от паров и капельной влаги, фильтром тонкой очистки, а выход азота мембранного газоразделительного блока сообщается, например, с последней ступенью компрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2189264C2

ЩИТОВОЙ ДЛЯ ВОДОЕМОВ ЗАТВОР 1922
  • Гебель В.Г.
SU2000A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
ГИБКОЕ ОГРАЖДЕНИЕ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2003
  • Королев А.Н.
  • Хохлов В.В.
  • Синева М.А.
  • Жохов В.П.
  • Петин Е.В.
RU2255013C2
US 3725012 A, 27.01.1971
US 3579308 А, 25.09.1969
(2-N, N-ДИЭТИЛАМИНОЭТИЛ)-4′- ОКСИ -3′,5′ -ДИ-ТРЕТ-БУТИЛБЕНЗИЛСУЛЬФИД В КАЧЕСТВЕ СТАБИЛИЗАТОРА КАРБОЦЕПНЫХ ПОЛИМЕРОВ 1989
  • Моисеев В.В.
  • Гуляева Н.А.
  • Баранов Ю.И.
  • Степанский М.Л.
  • Козлов А.П.
  • Шестаков А.С.
  • Косовцев В.В.
  • Полуэктов И.Т.
RU2026859C1
АВТОМОБИЛЬ ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ 1997
  • Белокопытов О.К.
  • Зашляпин Р.А.
  • Лебедевич Е.И.
  • Насибулин И.К.
  • Чебуркин Н.В.
RU2131755C1

RU 2 189 264 C2

Авторы

Будяков А.Н.

Шауро Н.Т.

Скородумов Б.А.

Горохов В.А.

Талакин О.Г.

Дашко В.Г.

Даты

2002-09-20Публикация

2000-07-13Подача