Изобретение относится к области автоматики, а именно к контрольно-измерительным приборам и устройствам сигнализации для транспорта, и может быть использовано для контроля текущего времени и основных эксплуатационных параметров транспортного средства.
В настоящее время микроэлектроника и ее технология сделали возможным массовое производство перепрограммируемых микропроцессорных сверхбольших интегральных микросхем (СВИС) для электронных наручных часов. Это позволило перейти от разработки и производства часов общего применения к специализированным часам, учитывающим, например, профессиональные особенности различных групп населения. Применение легкоперепрограммируемых микропроцессоров в электронных наручных часах позволяет значительно расширить их функциональные возможности, например, для такой многочисленной категории населения, как водители транспортных средств, и кроме показаний точного времени, обеспечить контроль и сигнализацию основных эксплуатационных параметров транспортного средства. Таким образом, специализированные электронные часы для водителей транспортных средств могут обеспечить значительное сокращение труда и времени водителя на контрольные операции за параметрами транспортного средства, а также обеспечить сокращение труда и времени водителя на математические вычисления значений некоторых важных параметров, которые невозможно получить прямым измерением.
Микропроцессор в электронных наручных часах при известных величинах текущих значений скорости и времени легко может вычислить среднее значение скорости и пройденный путь с высокой точностью. Другой микропроцессор в электронных наручных часах при известных величинах текущих значений запаса горючего в бензобаке и средней скорости движения может вычислить средний расход топлива и величину пробега автомобиля на остатке топлива в бензобаке. Указанная информация не только снижает затраты труда и времени водителя, но и повышает безопасность дорожного движения.
Наряду с указанными математическими расчетами микропроцессор в электронных наручных часах позволяет вести сравнение текущих значений наиболее важных эксплуатационных параметров автомобиля с заданными практическими величинами и информировать водителя о приближении того или иного параметра к критическому значению. Такие параметры, как скорость движения, величина нагрузки двигателя, расход топлива и резерв топлива, давление масла в двигателе и напряжение в бортсети, можно не индицировать на контрольных приборах в тех случаях, когда их значения не выходят за критические и, наоборот, избирательно индицировать в цифровой условной знаковой форме, сопровождаемой звуковым сигналом для привлечения внимания водителя, когда параметры переходят критическую величину и принимают значения, соответствующие началу превышения заданной скорости, перегрузки двигателя, перерасходу топлива, расходу резерва топлива, аварийного давления масла и напряжения скорости автомобиля.
Таким образом, микропроцессор в электронных наручных часах может обеспечить водителя сигнальной информацией, которая выдается только в необходимый момент времени, когда контролируемый параметр принимает практическое значение и не выдается водителю при нормальных режимах движения, что освобождает водителя от непрерывного контроля указанных параметров по приборам на щитке управления автомобилем, не отвлекает водителя от анализа дорожной обстановки, повышает безопасность движения, делает управление транспортом оптимальным.
Поскольку контроль указанных основных параметров транспортного средства происходит во времени, то экономически выгодно для этих целей использовать именно перепрограммируемые микропроцессоры электронных наручных часов, так как наряду с малыми размерами и небольшой стоимостью устройства электронных наручных часов позволяет применять специализированные электронные часы в транспортном средстве без всяких изменений последнего.
Известны электронные наручные часы с мультитаймером, содержащие блок текущего времени, регистраторы времени, программируемый блок, блок индикации, блок сравнения, блок сигнализации, регистры команд и времени, блок управления (Авторское свидетельство СССР 723492, МПК G 04 С 23/00, 1980).
Известные электронные часы не позволяют визуально контролировать и автоматически анализировать наиболее важные параметры транспортного средства во времени, что ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Указанные электронные часы не имеют возможности проводить математические вычисления ряда параметров для транспортного средства, что ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Кроме того, названные электронные часы не могут служить в качестве противоугонного устройства и устройства сигнализации, что дополнительно ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Известные специализированные наручные электронные часы со специализированным часовым микропроцессором, содержащие программируемую логическую матрицу, арифметико-логическое устройство, оперативное запоминающее устройство, выходной дешифратор, регистры вывода, формирователи сигналов индикатора, блок синхронизации и блок управления (журнал "Радио". - 1985. - 2. - с. 16).
Названные часы неудобны для использования на транспортном средстве, так как расположены на руке водителя и отвлекают его от управления транспортным средством.
Известные специализированные электронные наручные часы не позволяют визуально контролировать наиболее важные параметры транспортного средства во времени, что ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Указанные специализированные электронные часы не позволяют автоматически анализировать величины наиболее важных параметров транспортного средства во времени по сравнению с их критической величиной и сигнализировать при достижении последней водителю, что ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Указанные специализированные электронные наручные часы не имеют возможности проводить математические вычисления ряда параметров для транспортного средства, что ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Кроме того, названные специализированные электронные наручные часы не могут служить в качестве противоугонного устройства и устройства сигнализации, что дополнительно ограничивает их функциональные возможности на транспорте.
Решение технической задачи направлено на расширение функциональных возможностей специализированных электронных наручных часов на транспорте и повышение удобства их эксплуатации.
Технический результат достигается тем, что в специализированные электронные наручные часы, содержащие программируемую логическую матрицу, арифметико-логическое устройство, оперативное запоминающее устройство, выходные дешифраторы, регистры вывода, формирователи сигналов индикатора, блок синхронизации и блок управления, введен фиксатор корпуса электронных наручных часов на панели управления транспортного средства, снабженной электрическим разъемом, подключенным с одной стороны к выходам датчиков контролируемых параметров транспортного средства и к выходу датчика кода противоугонного блока, а с другой стороны ко входам входного коммутатора и ко входу исполнительного устройства противоугонного блока соответственно, где выход входного коммутатора через аналого-цифровой преобразователь и промежуточный коммутатор подключен через регистры ввода ко входам блоков сравнения и к вычислительным блокам, причем к другим входам блоков сравнения подключены регистры констант, а выходы блоков сравнения подключены ко входам схемы "ИЛИ" и ко входам коммутатора знаков, выходы вычислительных блоков подключены также ко входам коммутатора знаков и ко входам коммутатора цифр, выход которого через выходной дешифратор, регистр вывода и формирователь сигналов цифр подключен к цифровым ячейкам индикатора, а выход коммутатора знаков через второй выходной дешифратор, второй регистр вывода и формирователь сигналов знаков подключен к знаковой ячейке индикатора, выход схемы "ИЛИ" подключен к звуковому сигнализатору.
Противоугонный блок содержит датчик кода и исполнительное устройство, коммутирующее электрическую цепь запуска двигателя, которые установлены на транспортном средстве, а также кодовый регистр и входной регистр, которые подключены к блоку сравнения кодов, установленные в специализированных электронных наручных часах.
Датчики контролируемых параметров установлены на транспортном средстве и содержат: датчик оборотов двигателя в виде контакта прерывателя на двигателе, подключенного к формирователю сигнала в виде интегратора импульсов; датчик механической и тепловой нагрузки на двигатель в виде потенциометра, кинематически связанный с мембраной вакуумного корректора прерывателя и терморезистора, установленные на двигателе; датчик оборотов вала трансмиссии в виде индукционного датчика, установленного на фланце заднего моста транспортного средства и подключенного к формирователю сигнала, например интегратору импульсов; датчик топлива в виде потенциометра, кинематически связанного с поплавком в топливном баке; датчик давления масла в виде потенциометра, кинематически связанного с мембраной в масляной магистрали.
Использование фиксатора корпуса наручных часов на панели управления транспортным средством, снабженной электрическим разъемом, который подключает датчики контролируемых параметров к блокам обработки информации электронных наручных часов, датчик кода и исполнительное устройство противоугонного блока к блоку обработки информации электронных наручных часов, что позволяет повысить удобство эксплуатации электронных наручных часов на транспортном средстве, так как они располагаются в поле зрения водителя на приборном щитке и не отвлекают водителя от управления транспортным средством. Кроме того, электронные наручные часы служат в качестве противоугонного устройства транспортного средства, которое имеет очень низкую вероятность совпадения кода других электронных наручных часов при запуске двигателя, что повышает сохранность транспортного средства и безопасность дорожного движения, расширяет функциональные возможности электронных наручных часов на транспорте.
Использование входного коммутатора, подключенного к датчикам контролируемых параметров, аналого-цифрового преобразователя, промежуточного коммутатора, регистра ввода, регистров констант и блоков сравнения, позволяет автоматически анализировать величины наиболее важных параметров во времени по сравнению с их заданной критической величиной и сигнализировать звуковой сигнализацией водителю о достижении того или другого параметра критической величины, что расширяет функциональные возможности электронных наручных часов на транспорте.
Использование вычислительных блоков электронных наручных часов, подключенных к коммутатору знаков и коммутатору цифр, выходы которых через выходные дешифраторы, регистры вывода и формирователи сигналов для индикатора подключены к индикатору электронных наручных часов, позволяет визуально контролировать значения наиболее важных параметров во времени, а также автоматически вычислять ряд параметров для транспортного средства, которые не могут быть получены методом прямого измерения - средняя скорость движения, средний расход топлива, километраж, который можно пройти на остатке топлива и др., что значительно расширяет функциональные возможности электронных наручных часов на транспорте путем высвобождения времени и труда водителя на математические вычисления.
На фиг.1 показана функциональная электрическая схема устройства, на фиг. 2 - функциональная схема установки устройства на транспортном средстве.
Устройство состоит из электрического разъема на корпусе электронных наручных часов с гнездами 1-10. Гнезда 1 и 2 подключены к противоугонному блоку 11, который установлен на транспортном средстве и содержит датчик кода 12 и исполнительное устройство 13, которое контактами 14 коммутирует цепь +12 В для запуска двигателя на прерыватель-распределитель 15. Контакты 16 прерывателя-распределителя 15 предназначены для датчика оборотов двигателя, который подключен к формирователю сигнала 17, являющийся интегратором импульсов, который подключен к гнезду 3 разъема. Контакты 1 и 2 разъема подключены соответственно ко входному регистру 18 оперативного запоминающего устройства электронных наручных часов и к блоку сравнения кодов 19 арифметико-логического устройства электронных наручных часов, ко входу которого подключен кодовый регистр 20 оперативного запоминающего устройства электронных наручных часов. К гнезду 4 разъема подключен датчик 21 механической и тепловой нагрузки на двигатель, который состоит из потенциометра 22, кинематически связанного с мембраной 23 вакуумного корректора прерывателя-распределителя и электрически подключенного к терморезистору 24, установленному на корпусе двигателя. К гнезду 5 разъема подключен датчик 25 оборотов вала трансмиссии или скорости движения транспортного средства, который содержит постоянные магниты 26 на фланце заднего моста и обмотку 27, подключенную к формирователю сигнала 28, являющемуся интегратором импульсов. К гнезду 6 разъема подключен датчик 29 топлива в баке, который содержит ограничивающий ток резистор 30 и потенциометр 31, кинематически связанный с поплавком в баке для горючего. К гнезду 7 разъема подключен датчик напряжения бортсети автомобиля, который связан с клеммой 32 напряжения +12 В. К гнезду 8 разъема подключен датчик 33 давления масла двигателя, который содержит ограничивающий ток резистор 34 и потенциометр 35, кинематически связанный с мембраной в масляной магистрали двигателя. К гнезду 9 разъема подключена масса транспортного средства, на которой находится напряжение -12 В, а к гнезду 10 разъема подключен звуковой сигнализатор 36, например зуммер.
Контакты 3, 4, 5, 6, 7, 8 разъема подключены ко входам входного коммутатора 37 программируемой логической матрицы электронных наручных часов, выход которого через аналого-цифровой преобразователь 38 подключен ко входу промежуточного коммутатора 39 программируемой логической матрицы электронных наручных часов. Выходы коммутатора 39 подключены ко входам регистров ввода 40, 41, 42, 43, 44, 45 оперативного запоминающего устройства электронных наручных часов, выходы которых подключены ко входам блоков сравнения 46, 47, 48, 49 арифметико-логического устройства и к вычислительным блокам 50 и 51 программируемой логической матрицы. Ко входам блоков сравнения 52 и 53 подключены выходы вычислительных блоков 50 и 51, а к другим входам блоков сравнения 48, 49, 52, 53 подключены регистры констант 54, 55, 56, 57, на которых заданы практические величины параметров - километраж на остатке топлива, скорость движения, давление масла, напряжения в бортсети автомобиля.
Выходы блоков сравнения 46, 47, 48, 49, 52, 53 подключены ко входам схемы "ИЛИ" 58, выход которой через усилитель постоянного тока 59 подключен к зуммеру 36. Выходы блоков сравнения 46, 47, 48, 49, 52, 53 также подключены ко входам коммутатора знаков 60, к другим входам которого подключены выходы вычислительных блоков 50 и 51. Выход коммутатора знаков 60 через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62 и формирователь сигналов знаков 63 подключен к знаковой ячейке 64 индикатора 65 электронных наручных часов.
Выходы вычислительных блоков 50 и 51 подключены ко входам коммутатора цифр 66, выход которого через выходной дешифратор 67, регистр вывода 68 и формирователь сигналов цифр 69 подключен к цифровым ячейкам 70 индикатора 65 электронных наручных часов.
Блок управления 71 электронных наручных часов управляет регистрами 18, 20, 40, 41, 42, 43, 44, 45 оперативного запоминающего устройства, регистрами 54, 55, 56, 57 констант программируемой логической матрицы, коммутатором знаков 60, коммутатором цифр 66 и другими блоками электронных наручных часов.
Блок синхронизации 72 электронных наручных часов управляет подачей сигналов времени (секунды, минуты, часы) с блока времени 73 электронных наручных часов на входной коммутатор 37, промежуточный коммутатор 39, коммутатор цифр 66, коммутатор знаков 60, вычислительный блок 50 и др. блоки электронных наручных часов.
Корпус электронных наручных часов 74 с браслетом 75 устанавливается водителем на лицевой панели управления 76 транспортного средства, которая снабжена электрическим разъемом 77, ответная часть 78 которого установлена на корпусе 74 электронных наручных часов. Часть разъема 77 на панели щитка управления 76 имеет кабель 79 для подключения к датчикам 16, 21, 25, 29, 32, 33 и к противоугонному блоку 11. Имеется фиксатор 80 корпуса часов 74, который представляет собой две защелки 81 с выемкой для пальца, установленные скользящей посадкой в пазах панели 76 на винтах 82 с накладками 83 и пружинами 84. Выступы фиксаторов 80 входят в кольцевую выемку 85 на корпусе электронных наручных часов 74 и под действием пружины 84 удерживают электронные наручные часы в рабочем положении на панели 76 транспортного средства. Кроме того, фиксатор 80 с пружинами 84 играет роль демпфера для гашения вибрации корпуса 74 электронных наручных часов при движении транспортного средства. Под лицевой панелью 76 имеется пенал 86 для расположения браслета 75 электронных наручных часов, который для ликвидации вибрации браслета 75 электронных наручных часов при движении транспортного средства снабжен слоем пористого материала 87, например поролона.
Устройство работает следующим образом.
Перед запуском двигателя и началом движения транспортного средства водитель снимает с руки специализированные электронные наручные часы и устанавливает их на лицевой панели 76 транспортного средства при помощи фиксатора 80, отведя пальцем защелки 81, подключив разъем 78 электронных наручных часов к ответной части 77 на панели 76 транспортного средства и расположив браслет 75 электронных наручных часов в пенале 86. При включении напряжения +12 В бортовой сети автомобиля на противоугонный блок 11 с датчика кода 12 через кодовый регистр поступает серия импульсов, состоящая из запрограммированной комбинации логических "1" и "С", которая записывается на входной регистр 18 оперативного запоминающего устройства электронных наручных часов. В то же время кодовый регистр 20 оперативного запоминающего устройства электронных наручных часов содержит точно такую же кодовую комбинацию, как датчик кода 12, поэтому блок сравнения кодов 19 арифметико-логического устройства электронных наручных часов выдает логическую "1" на исполнительное устройство 13 противоугонного блока 11, которое коммутирует контактами 14 цепь +12 В на прерыватель 15, что обеспечивает запуск двигателя. Очевидно, что вероятность совпадения кодов регистров 20 других электронных наручных часов с датчиком кода 12 данного транспортного средства очень мала, поэтому противоугонный блок 11 обеспечивает высокую надежность против угона транспортного средства, которая не может быть достигнута известными средствами, например, ключом и замком зажигания и т.д.
При движении транспортного средства с датчиков 16, 21, 25, 29, 32, 33 через контакты 3, 4, 5, 6, 7, 8 разъема 77 на входы входного коммутатора 37 поступают следующие аналоговые сигналы в виде уровня напряжения: с датчика 16 - величина оборотов двигателя; с датчика 21 - величина нагрузки на двигатель; с датчика 25 - величина скорости движения транспортного средства; с датчика 29 - величина топлива в баке; с датчика 32 - величина напряжения в бортсети транспортного средства; с датчика 33 - величина давления масла в двигателе. Входной коммутатор 37 поочередно коммутирует указанные аналоговые сигналы ко входу аналого-цифрового преобразователя 38 через установленные промежутки времени (секунда), которые определяет блок времени 73 электронных наручных часов и выдает в виде управляющих импульсов на входной коммутатор 37 под действием блока синхронизации 72. С выхода аналого-цифрового преобразователя 38 информация в цифровой форме поступает на вход промежуточного коммутатора 39, который также синхронно управляется блоками времени 73 и синхронизации 72 и с выходов промежуточного коммутатора 39 последовательно записывается на регистры ввода 40, 41, 42, 43, 44, 45.
При подаче на указанные регистры ввода управляющих импульсов с блока управления 71 по заданной программе информация с регистров ввода 40 и 41 поступает на блок сравнения 46, который сравнивает значения оборотов двигателя и нагрузки на двигатель. Поскольку нагрузочная характеристика двигателя в зависимости от его оборотов известна и предписана заводом-изготовителем к соблюдению при эксплуатации, нагрузку на двигатель следует увеличивать пропорционально оборотам, то, если значение нагрузки превышает значение оборотов двигателя, с выхода блока сравнения 46 выдается уровень логической "1", который поступает на вход схемы "ИЛИ" 58 и через усилитель постоянного тока 59 включает зуммер 36. Таким образом, водитель предупреждается, что параметр нагрузки Н принял критическую величину, что ведет к сильному износу деталей двигателя и трансмиссии, поэтому необходимо снизить нагрузку, например, включив более низкую передачу, или изменить подачу топлива. Но поскольку контролируется несколько (шесть основных параметров), то недостаточно только привлечь внимание водителя звуковым сигналом, необходимо сообщить, какой параметр достиг критической величины. Для этого все параметры условно обозначены знаками: Н - нагрузка, перегрузка; Т - топливо, перерасход топлива; И - напряжение бортсети; М - масло, аварийное давление; С - скорость, превышение заданной скорости; Р - резерв топлива, расход резерва; П - путь, пройденный километраж; - средняя скорость; - средний расход топлива (на единицу пути); К - километраж на остатке топлива; В - время, текущее или время движения.
В рассмотренном случае перегрузка двигателя будет индицироваться на знаковой ячейке 64 индикатора 65 электронных наручных часов в виде знака Н, поскольку сигнал с блока сравнения 46 поступит на первый вход коммутатора знака 60, управляемый блоком управления 71, проходит с выхода коммутатора знака 60 через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62 и формирователь сигналов знаков 63 на индикатор 65 электронных наручных часов. Водитель устанавливает более низкую передачу в трансмиссии или меняет положение дросселя. Для устранения критической нагрузки управляющие импульсы с блока управления 71 по программе поступают на регистры ввода 40 и 42, с которых информация выдается на блок сравнения 47, а именно величина оборотов двигателя и скорость движения транспортного средства. Поскольку зависимость скорости движения автомобиля от величины оборотов его двигателя известна и предписана заводом-изготовителем к соблюдению при эксплуатации, а именно путем выбора передачи трансмиссии, то, если обороты двигателя превышают установленную величину для данной скорости движения, что ведет к перерасходу топлива, с выхода блока сравнения 47 выдается логическая "1" на звуковой сигнализатор 36 и на коммутатор знака 60, который через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62, формирователь сигналов знаков 63 индицирует знак Т на индикаторе 65 электронных наручных часов. В соответствии с полученной информацией водитель изменяет обороты двигателя дросселем (подача топлива) или переключает трансмиссию на более высокую передачу, что устраняет критическую величину расхода топлива.
Управляющие импульсы с блока управления 71 по программе поступают на регистр ввода 44 и регистр константы 57, с которых информация выдается на блок сравнения 48, а именно: величина напряжения в бортсети автомобиля и допустимая критическая величина напряжения. Поскольку известна величина критического напряжения, при которой электрооборудование автомобиля (система зажигания, система запуска и др.) перестает нормально работать, то, если напряжение в бортсети принимает критическую величину, что может привести к аварии, с выхода блока сравнения 46 выдается логическая "1" на звуковой сигнализатор 36 и на коммутатор знака 60, который через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62, формирователь сигналов знаков 63 индицирует знак И на индикаторе 65 электронных наручных часов. В соответствии с полученной информацией водитель устраняет неисправность в системе электрооборудования автомобиля.
Управляющие импульсы блока управления 71 по программе поступают на регистр ввода 45 и регистр константы 56, с которых информация выдается на блок сравнения 49, а именно: величина давления масла в двигателе и критическая величина давления масла. Поскольку известна критическая величина давления масла, при которой возможен отказ двигателя с аварийными последствиями, то, если давление масла в двигателе принимает критическую величину, что может привести к аварии, с выхода блока сравнения 49 выдается логическая "1" на звуковой сигнализатор 36 и на коммутатор знака 60, который через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62, формирователь сигналов знаков 63 индицирует знак М на индикаторе 65 электронных наручных часов. В соответствии с полученной информацией водитель устраняет неисправность в системе смазки двигателя и предотвращает износ двигателя и аварию.
Управляющие импульсы с блока управления 71 по программе поступают на регистры ввода 42 и 43, с которых информация поступает соответственно на вычислительные блоки 50 и 51. Кроме того, на вход вычислительного блока 50 поступает информация о времени движения автомобиля с блока времени 73. Поскольку с регистра 42 на вычислительный блок 50 поступают значения скорости С движения транспортного средства, а с блока времени 73 значения времени В движения, то по формуле П=ѕ вычисляется пройденный путь, кроме того, среднее арифметическое значение замеров позволяет определить среднюю скорость движения , которую особенно важно знать водителю для соблюдения графиков движения по маршрутам, на спортивных соревнованиях и т. д. Поэтому выходы П, С, вычислительного блока 50 подключены к коммутатору знака 60, который через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62 и формирователь сигналов знаков 63 последовательно индицирует знаки П, С, на индикаторе 65 электронных наручных часов, а также выходы вычислительного блока 50 подключены к коммутатору цифр 66, который через выходной дешифратор 67, регистр вывода 68, формирователь сигнала цифр 69 последовательно индицирует величины пройденного пути П, текущей скорости С и средней скорости на цифровых ячейках 70 индикатора 65 электронных наручных часов.
Наряду с этим, значения средней скорости с выхода вычислительного блока 50 и значения величины топлива Т в баке поступают на вход вычислительного блока 51, который вычисляет величину среднего расхода топлива и величину километража К, которую может пройти автомобиль на остатке топлива в баке. Указанные величины особенно важно знать водителю для анализа общего технического состояния транспортного средства на основании среднего расхода топлива и для бесперебойного движения между заправками на основании километража, проходимого на остатке топлива. Полученные значения с выхода вычислительного блока 51 также последовательно поступают через коммутатор знака 60, выходной дешифратор 61, регистр вывода 62, формирователь сигналов знаков 63 на знаковую ячейку 64 индикатора 65 электронных наручных часов и через коммутатор цифр 66, выходной дешифратор 67, регистр вывода 68, формирователь сигналов цифр 69 на цифровые ячейки 70 индикатора 65 электронных наручных часов.
Управляющие импульсы с блока управления 71 по программе поступают на регистр константы 55, регистр ввода 42, что создает одновременную выдачу информации соответственно о допустимой скорости и текущей скорости на входы блока сравнения 52, с выхода которого выдается логическая "1" при превышении установленной скорости, что приводит к включению звукового сигнализатора 36 и индикации знака С - превышение скорости на индикаторе 65 электронных наручных часов. В соответствии с полученной информацией водитель снижает скорость движения автомобиля, что позволяет избежать нарушения правил дорожного движения и аварии.
Управляющие импульсы с блока управления 71 по программе поступают на регистр константы 54 и на регистр ввода 43, что создает одновременную выдачу информации соответственно о километраже на установленном резерве топлива и о километраже на оставшемся топливе в баке автомобиля в данное время на входы блока сравнения 53, с выхода которого выдается логическая "1" при достижении километража, проходимого на резерве топлива критической величины, что приводит к включению звукового сигнализатора 36 и индикации знака Р - резерв топлива на индикаторе 65 электронных наручных часов. В соответствии с полученной информацией водитель заправляет бак горючим, что позволяет избежать задержки движения между заправками.
Управляющие импульсы с блока управления 71 поступают на коммутатор цифр 66, коммутатор знака 60 и блок времени 73, с которого поступает информация о текущем времени В, а затем времени движения транспортного средства В, которое через выходной дешифратор 61, регистр вывода 62, формирователь сигналов знаков 63 поступает на знаковую ячейку 64 индикатора 65 электронных наручных часов и в цифровой форме формируется выходной дешифратор 67, регистр вывода 68, формирователь сигналов цифр 69 и индицируется на цифровых ячейках 70 индикатора 65 электронных наручных часов.
Таким образом, предложенные специализированные электронные наручные часы обеспечивают автоматический контроль, а также сигнализацию и условную знаковую индикацию шести наиболее важных параметров транспортного средства при критических значениях этих параметров, что расширяет функциональные возможности электронных наручных часов за счет облегчения труда водителя по контролю за транспортным средством.
Наряду с этим, предложенные специализированные электронные наручные часы обеспечивают цифровую индикацию шести наиболее важных параметров вместе с их условной знаковой индикацией, что расширяет функциональные возможности электронных наручных часов за счет облегчения труда водителей в математических вычислениях ряда параметров, которые невозможно получить прямым измерением.
Вместе с этим предложенные специализированные электронные наручные часы являются надежным средством против угона транспорта, что значительно расширяет функциональные возможности электронных наручных часов.
Кроме того, предложенные электронные наручные часы располагаются в удобном для визуального наблюдения месте на транспортном средстве, защищены от вибраций и ударов, что дополнительно расширяет их возможности по точности выдачи и восприятия информации водителям, которая наряду с параметрической и сигнальной информацией содержит информацию точного текущего времени и времени движения автомобиля.
Следует заметить, что устройство имеет невысокую стоимость и размеры по сравнению с известными специализированными бортовыми электронно-вычислительными машинами для автомобилей высшего и специального классов, так как совмещает функции электронных наручных часов и комбинированно использует все блоки часов в своей работе. При этом микропроцессоры сверхбольших интегральных микросхем электронных наручных часов легко могут быть перепрограммированы на измерения дополнительных или других параметров транспортного средства, что дополнительно расширяет возможности использования электронных наручных часов на транспорте.
Указанный вид информации необходим всем категориям водителей транспортных средств и автомобилям, поэтому предложенное устройство найдет широкое применение и реализацию. Предложенные специализированные электронные наручные часы позволят значительно облегчить труд водителей по контролю за эксплуатационными параметрами транспортных средств и автоматизировать математические вычисления ряда важных параметров, что повысит внимание и работоспособность водителей, облегчит управление транспортными средствами и обнаружение возможных неисправностей в них, повысит безопасность дорожного движения и увеличит срок работы узлов транспортного средства за счет их более оптимального управления и эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2107181C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1999 |
|
RU2175149C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2293871C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ | 1999 |
|
RU2167401C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ ВОДИТЕЛЕЙ | 1992 |
|
RU2082999C1 |
СИСТЕМА ОЧИСТКИ СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2127676C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2160379C2 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРЕРЫВАТЕЛЕМ ЦЕПИ ЗАЖИГАНИЯ | 1993 |
|
RU2046991C1 |
СИГНАЛИЗАТОР АВАРИЙНОГО РЕЗЕРВА ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133202C1 |
СИСТЕМА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2171189C2 |
Изобретение относится к контрольно-измерительным приборам и устройствам сигнализации для транспорта и может быть использовано для контроля текущего времени и основных эксплуатационных параметров транспортного средства. Решение технической задачи направлено на расширение функциональных возможностей специализированных электронных наручных часов на транспорте и повышение удобства их эксплуатации. Изобретение включает фиксатор корпуса электронных наручных часов на панели управления транспортного средства, снабженной электрическим разъемом, подключенным с одной стороны к выходам датчиков контролируемых параметров транспортного средства и к выходу датчика кода противоугонного блока, а с другой стороны - к входам входного коммутатора и к входу исполнительного устройства противоугонного блока соответственно, где выход входного коммутатора через аналого-цифровой преобразователь и промежуточный коммутатор подключен через регистры ввода к входам блоков сравнения и к вычислительным блокам, причем к другим входам блоков сравнения подключены регистры констант, а выходы блоков сравнения подключены к входам схемы ИЛИ и к входам коммутатора знаков, выходы вычислительных блоков подключены также к входам коммутатора знаков и к входам коммутатора цифр, выход которого через выходной дешифратор, регистр вывода и формирователь сигналов цифр подключен к цифровым ячейкам индикатора, а выход коммутатора знаков через второй выходной дешифратор, второй регистр вывода и формирователь сигналов знаков подключен к знаковой ячейке индикатора, выход схемы ИЛИ подключен к звуковому сигнализатору. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Устройство для контроля техническогоСОСТОяНия АВТОМОбиля | 1979 |
|
SU822111A1 |
GB 2002703 А, 28.02.1979 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ | 1991 |
|
RU2015208C1 |
МОБИЛЬНАЯ ПЕЧКА | 2009 |
|
RU2386084C1 |
DE 4213335 А1, 28.10.1993 | |||
МАССОВЫЙ РАСХОДОМЕР | 0 |
|
SU330347A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для измерения амплитудно-частотных характеристик селекторов телевизионных каналов | 1971 |
|
SU456381A1 |
Ленточный конвейер | 1970 |
|
SU546274A3 |
Авторы
Даты
2002-09-20—Публикация
2000-08-15—Подача