РЕГУЛИРУЮЩАЯ ЗАДВИЖКА Российский патент 2002 года по МПК F16K1/12 F16K31/52 

Описание патента на изобретение RU2190139C2

Изобретение относится к области арматуростроения, а именно к регулирующим устройствам, применяемым при транспортировании жидкости или газа по трубопроводу, и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности для регулирования закачки воды в пласты при поддержании пластового давления, а также в химической, энергетической и других отраслях народного хозяйства.

Известен дроссельный узел, состоящий из корпуса, входного и выходного патрубков, штока с керамической иглой, керамического седла и маховика (1).

К недостаткам данной конструкции относятся:
- значительные потери давления на участке перехода жидкости через щель между седлом и иглой, обусловленные внезапным расширением проходного сечения за щелью;
- ограниченность применения по пропускной способности перекачиваемой жидкости, обусловленная тем, что повышение расхода через дроссельный узел вызывает резкое увеличение осевого усилия на шток иглы.

Наиболее близким до технической сущности к предлагаемой задвижке является дросселирующий клапан трубопровода, включающий корпус из 3-х частей, ходовой винт, находящийся в зацеплении с перпендикулярно расположенным штоком, направляющую втулку, обтекатель - запорный орган, потокоформирующий элемент и механический привод (2).

К основным недостаткам устройства относятся:
- неудовлетворительная надежность и малый срок службы, обусловленные наличием в конструкции винтовой передачи с перпендикулярно расположенными винтами и подшипниками качения, требующими защиты от перекачиваемой жидкости;
- сложность конструкции, объясняющая наличием механического привода, винтовой передачи и подшипников качения с защитными элементами от попадания в них перекачиваемой жидкости.

Задачей изобретения является создание регулирующей задвижки упрощенной конструкции, обладающей повышенными надежностью и сроком службы.

Указанная задача решается описываемым устройством, включающим входную и выходную части корпуса, седло, установленный с возможностью продольного хода запорный орган, неподвижный потокоформирующий элемент, заглушенный с одного конца, перпендикулярно расположенный к оси запорного органа приводной вал и привод.

Новым является то, что запорный орган размещен по обе стороны от оси приводного вала, причем со стороны выхода жидкости в нем выполнена цилиндрическая выборка, в которой установлен открытый конец потокоформирующего элемента и образующие между собой поршневую пару и замкнутую полость; приводной вал снабжен эксцентриково-ползунковым механизмом, размещенным в теле запорного органа; полость высокого давления сообщена с полостью низкого давления и полостью, образованной потокоформирующим элементом и запорным органом через вентили высокого давления.

На фиг.1 изображен продольной разрез предлагаемой задвижки.

На фиг.2 - продольный разрез по АА фиг.1
На фиг.3 - схема трубопроводов, сообщающих полости "а", "б" и "в" между собой.

Регулирующая задвижка (фиг.1) состоит из входной 1 и выходной 2 частей корпуса с присоединительными фланцами. Во входной части 1 размещено седло 3, зафиксированное от продольного перемещения втулкой 4. Внутри корпуса с возможностью продольного перемещения установлен запорный орган 5, который со стороны нагнетания отцентрирован направляющей решеткой 6, а с противоположной стороны выполнена цилиндрическая расточка 7, в которой размещен открытый конец потокоформирующего элемента 8 с образованием поршневой пары и замкнутой полости "б". Приводной вал 9, установленный перпендикулярно оси устройства и проходящий через запорный орган 5, снабжен эксцентриковой втулкой 10 и ползуном 11, а по концам - сальниковыми набивками 12 и ручками 13. Устройство имеет полости: входную "а" и выходную "в". Для сообщения полостей "а", "б" и "в" между собой (фиг.3) на трубопроводах 14 и 15 установлены вентили высокого давления 16 и 17. Корпус 1 снабжен штуцером 18, сообщенным с полостью "а", а корпус 2 - штуцерами 19 и 20, сообщаемыми соответственно с полостями "в" и "б".

Работает задвижка следующим образом.

Положение "закрыто" - запорный орган 5 прижат к седлу 3. Это происходит при открытом вентиле 16 и закрытом 17, когда полости "а" и "б" сообщены между собой. В данном случае результирующая сила направлена в сторону седла 3 и она состоит из двух составляющих:
- из силы, возникающей от давления перекачиваемой жидкости на запорный орган;
- и силы, приложенной на запорный орган через эксцентриково-ползунковый механизм от внешней силы.

При этом осуществляется надежное разделение полостей "а" и "в" друг от друга.

Положение "открыто". Перед открытием задвижки вентиль 16 закрывается, а вентиль 17 открывается и полости "б" и "в" сообщаются между собой. В этом случае доля гидравлической силы, действующей на запорный орган 5 со стороны полости "б", уменьшается. Посредством приложения усилия на ручки 13 задвижки, а через них на эксцентриково-ползунковый механизм достигается перемещение запорного органа 5 в сторону полости "б". В результате между запорным органом 5 и седлом 3 образуется зазор, через который дросселируется перекачиваемая жидкость.

Положение "закрыто". Перед закрытием задвижки вентиль 17 закрывается, а вентиль 16 открывается. Полости "а" и "б" сообщаются между собой. В этом случае доля гидравлической силы, действующей на запорный орган 5 со стороны полости "б" меньше, чем силы со стороны полости "а". Однако по мере уменьшения зазора между седлом 3 и запорном органом 5 эти силы выравниваются. Перемещение запорного органа 5 в этом случае достигается за счет приложения на ручки 13 внешней среды.

Технико-экономическая эффективность предлагаемой задвижки заключается в следующем:
- для закрытия и открытия регулирующей задвижки наравне с механическим усилием используется давление перекачиваемой среды, что значительно облегчает этот процесс;
- регулирующая задвижка содержит меньше узлов и деталей и более простой конструкции, обладает повышенными надежностью в работе и сроком службы.

Источники информации
1. Патент РФ 2080507 МПК F 16 К 47/16, 1997г. "Дроссельный узел".

2. Патент РФ 2082908, МПК F 16 К 1/12, 1997г. "Дросселирующий клапан трубопровода" прототип.

Похожие патенты RU2190139C2

название год авторы номер документа
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН 2000
  • Козлов М.Т.
  • Жеребцов Е.П.
  • Загиров М.М.
  • Котин А.П.
  • Федотов Г.А.
  • Тухватуллин Р.Р.
RU2184297C2
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН 2001
  • Ванинский Н.Х.
  • Лисовский Р.З.
  • Федорук А.В.
  • Боговкова Н.П.
RU2197663C2
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПОТОКА 2000
  • Козлов М.Т.
  • Котин А.П.
  • Федотов Г.А.
  • Загиров М.М.
  • Жеребцов Е.П.
RU2184294C2
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Некрасов В.П.
RU2166142C1
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Козлов М.Т.
  • Окин В.Н.
  • Сафин Р.Б.
RU2168090C2
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО 1993
  • Ивановский Леонид Дмитриевич
RU2109191C1
УСТАНОВКА ДЛЯ НАГНЕТАНИЯ ГАЗОЖИДКОСТНОЙ СМЕСИ 1997
  • Мартынов В.Н.
  • Пешков Л.П.
  • Лопатин Ю.С.
RU2151911C1
ВЕНТИЛЬ 1973
  • Витель В. С. Комарь Гпт З.Г
SU404987A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УДАРОВ В ТРУБОПРОВОДЕ 2000
  • Козлов М.Т.
  • Жеребцов Е.П.
  • Котин А.П.
  • Федотов Г.А.
  • Калачев И.Ф.
RU2193134C2
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ 1997
  • Воронин А.А.
  • Иванов В.Г.
  • Мельников В.А.
  • Бровкин В.В.
  • Воронцов В.Б.
RU2128308C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 190 139 C2

Реферат патента 2002 года РЕГУЛИРУЮЩАЯ ЗАДВИЖКА

Изобретение предназначено для плавного регулирования перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Задвижка содержит входную и выходную части корпуса, седло, установленный с возможностью продольного хода запорный орган, неподвижный потокоформирующий элемент, заглушенный с одного конца, перпендикулярно расположенный к оси запорного органа приводной вал и привод. Запорный орган размещен по обе стороны от оси приводного вала. Со стороны, обращенной к выходной части корпуса, в нем выполнена цилиндрическая расточка. В последней установлен открытый конец потокоформирующего элемента с образованием поршневой пары и замкнутой полости. Приводной вал снабжен эксцентриково-ползунковым механизмом, размещенным в теле запорного органа. Полость высокого давления сообщена с полостью низкого давления и полостью, образованной потокоформирующим элементом и запорным органом, через вентили высокого давления. Изобретение позволяет упростить конструкцию задвижки и повысить надежность ее работы и срок ее службы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 190 139 C2

Регулирующая задвижка, включающая входную и выходную части корпуса, седло, установленный с возможностью продольного хода запорный орган, неподвижный потокоформирующий элемент, заглушенный с одного конца, перпендикулярно расположенный к оси запорного органа приводной вал и привод, отличающаяся тем, что запорный орган размещен по обе стороны от оси приводного вала, причем со стороны, обращенной к выходной части корпуса, в нем выполнена цилиндрическая расточка, в которой установлен открытый конец потокоформирующего элемента с образованием поршневой пары и замкнутой полости, приводной вал снабжен эксцентриково-ползунковым механизмом, размещенным в теле запорного органа, а полость высокого давления сообщена с полостью низкого давления и полостью, образованной потокоформирующим элементом и запорным органом через вентили высокого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2190139C2

ДРОССЕЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН ТРУБОПРОВОДА 1996
  • Будрин С.В.
  • Голованов В.И.
RU2082908C1
СПОСОБ МУТАГЕННОЙ ОБРАБОТКИ СЕМЯН ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР 1999
  • Дудин Г.П.
  • Емелев С.А.
RU2166847C2
GB 1442011 А, 07.07.1976
US 4234009 А, 18.11.1980
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ БУМАЖНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ 2013
  • Чжу Сянань
  • Ван Чуньтао
  • Ду Юйчжэнь
  • Цзян Инчань
RU2617562C2
DE 3906941 А1, 20.09.1990
DE 1199086 В2, 19.08.1965
Устройство для получения сигнала электрической коррекции автомата курса 1944
  • Чистяков Н.И.
SU66795A1
Экономайзер 0
  • Каблиц Р.К.
SU94A1

RU 2 190 139 C2

Авторы

Козлов М.Т.

Котин А.П.

Федотов Г.А.

Калачев И.Ф.

Даты

2002-09-27Публикация

2000-03-07Подача