Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для отсоединения силовой передачи от двигателя к трансмиссии.
Известно фрикционное сцепление, содержащее первичный и вторичный валы, два диска с фрикционными накладками, подшипник выключения сцепления, рычажную вилку, демпфирующее устройство и распорную пружину (см. книгу Л.П. Шувалова. Автомобиль "Жигули". М., 1972, с. 122-129).
Недостатками прототипа являются большие радиальные размеры, вес, сложность сборки узлов и вибрации, передаваемые от двигателя.
Задачей предложенного технического решения является уменьшение радиальных габаритов сцепления, ее веса, упрощения изготовления и сборки узлов и уменьшения вибраций передаваемых от двигателя. Технический результат заключается в передаче крутящего момента с первичного вала на вторичный за счет сил трения контактных поверхностей.
Этот технический результат достигается тем, что известное фрикционное сцепление, содержащее первичный и вторичный валы, два диска с фрикционными накладками, подшипник выключения сцепления с рычажной вилкой и пружины, согласно изобретению оно дополнительно снабжено подшипником качения, выполненным в виде внутренней обоймы с сепаратором и роликами, установленными на первичный вал, а вторичный вал является наружной обоймой для упомянутого подшипника качения.
Один из дисков с фрикционными накладками и шлицевой втулкой установлен на первичный вал с возможностью взаимодействия с подшипником выключения сцепления. Второй диск с фрикционными накладками прикреплен к сепаратору подшипника качения с возможностью фрикционного взаимодействия с первым диском. Соосно первичному и вторичному валам на конце первичного вала установлен центрирующий подшипник.
Данное техническое решение позволит уменьшить габариты сцепления, упростить технологию изготовления, уменьшить вибрации и снизить материальные затраты.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен общий вид фрикционно-контактного сцепления в разрезе.
Фрикционно-контактное сцепление состоит из первичного вала 1, бурта 2, шлицев 3, центрирующего подшипника 4, диска 5 с шлицами, подшипника выключения сцепления 6, внутренней обоймы с шлицами 7, сепаратора 8, роликов 9, диска 10, прикрепленного к сепаратору, фрикционных накладок 11 и 12, вторичного вала выполненного в виде наружной обоймы подшипника 13, рычага выключения сцепления 14, демпфирующего устройства 15, распорной пружины 16, стопорного кольца подшипника 17.
Фрикционно-контактное сцепление работает следующим образом.
При вращении вала 1 и установленном рычаге выключения сцепления 14 в положении "Б" усилия от рычага 14 будут переданы на подшипник выключения сцепления 6, который сожмет распорную пружину 16, при этом диск 5 с фрикционной накладкой 12 и диск 10 с фрикционной накладкой 11 разомкнутся, при этом поток мощности с вала 1 на вал 13 будет разъединен, а узел, состоящий из элементов 7, 8, 9 и 13 будет работать как обычный подшипник.
При установке рычага привода сцепления 14 в положение "А" пружина 16 через подшипник 6 и диск 5 приведет в соприкосновение фрикционные накладки 11 и 12, при этом диск 5 с фрикционной накладкой 12 и диск 10 с фрикционной накладкой 11 уравняют свои угловые скорости, сепаратор 8 и ролики 9 затормозятся и за счет сил трения контактных поверхностей роликов 9, сепаратора 8, внутренней 7 и наружной 13 обойм поток мощности с вала 1 будет передан на вал 13. Для плавного включения сцепления на рычаг выключения сцепления 14 устанавливается демпфирующее устройство 15. Оно может быть в исполнении жидкостным или воздушным, диафрагменным или клапанным. Использование предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом позволит снизить габариты сцепления за счет сил трения контактных поверхностей, снизить вес, упростить технологию изготовления, уменьшить вибрации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2007 |
|
RU2347695C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Двухпоточная муфта сцепления | 2020 |
|
RU2755842C1 |
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2241158C2 |
ПРИВОД | 2000 |
|
RU2265764C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1994 |
|
RU2193125C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Приспособление к фрезерному станку для автоматического прорезания шлицев в петушках коллектора | 1953 |
|
SU99608A1 |
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1994 |
|
RU2201541C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к исполнительным механизмам. Фрикционно-контактное сцепление содержит первичный и вторичный валы, два диска с фрикционными накладками, подшипник выключения сцепления, рычажную вилку, демпфирующее устройство и распорную пружину. Новым является то, что сцепление дополнительно снабжено подшипником качения, выполненным в виде внутренней обоймы с сепаратором и роликами, установленной на первичный вал. Вторичный вал является наружной обоймой для упомянутого подшипника качения. Один из упомянутых дисков с фрикционными накладками взаимодействует с подшипником выключения сцепления, другой прикреплен к сепаратору подшипника качения с возможностью фрикционного взаимодействия с первым из упомянутых дисков с фрикционными накладками. На конце первичного вала установлен центрирующий подшипник. Техническим результатом является уменьшение радиальных габаритов и материалоемкости узла, упрощение его сборки и монтажа, снижение вибрации и резонансных колебаний, передаваемых от двигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Многодисковая фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428864A1 |
Фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1666825A1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОНСЕРВОВ "КОТЛЕТЫ ОБЖАРЕННЫЕ В ЧИЛИЙСКОМ СОУСЕ" | 2011 |
|
RU2463874C1 |
ЕР 0711930 A1, 15.05.1996. |
Авторы
Даты
2002-10-10—Публикация
2000-07-19—Подача