Изобретение относится к области электрификации железных дорог, в частности к устройствам и приспособлениям, обеспечивающим монтаж контактной сети.
При проектировании контактных сетей современных скоростных железных дорог закладываются жесткие требования в части соблюдения геометрических размеров подвески и обеспечения заданных натяжений в тросах и контактных проводах. Для выполнения этих требований необходимо, в частности, монтаж рессорного троса проводить с заданным натяжением.
В России не выпускаются устройства для монтажа рессорного троса с заданным натяжением последнего. Обычно натяжение рессорного троса производят полиспастом без контроля усилия в тросе.
За рубежом фирма "Simens" выпускает устройства для монтажа рессорного троса с контролем натяжения. В известном устройстве "Simens" для натяжения рессорного троса используют раму, на которой закреплен зажим несущего троса, и средство контроля натяжения рессорного троса с винтовым приводом. Для контроля усилия в тросе используют динамометр (патент DЕ 3537833 от 30.04.1987, В 60 М 1/28).
В винтовом приводе при работе возникает крутящий момент, который стремится развернуть устройство вокруг несущего троса. В этом случае необходимо прикладывать дополнительное усилие, чтобы удержать устройство в вертикальном положении, и применять массивную контропору. В связи с этим использование известного устройства натяжения рессорного троса с винтовым приводом неудобно.
Задачей изобретения является создание устройства для монтажа рессорного троса, надежного и удобного в эксплуатации, обеспечивающего контроль усилия в тросе и высокую точность величины натяжения.
Технический результат достигается тем, что в устройстве, включающем раму, на которой закреплен зажим несущего троса, и средство контроля натяжения рессорного троса, последнее выполнено в виде подвижной каретки с приводом, снабженной зажимом для рессорного троса, при этом привод выполнен реечным и снабжен элементом стопорения. Это предотвращает возврат каретки в исходное положение. Средство контроля усилия выполнено в виде динамометрической рукоятки, при помощи которой создают и контролируют усилие в рессорном тросе. Рукоятка снабжена элементом стопорения, обеспечивающим возможность возврата рукоятки в исходное положение после рабочего хода каретки. Усилие, прилагаемое к рукоятке, находится в плоскости несущего троса, поэтому не возникает крутящий момент, стремящийся развернуть устройство вокруг несущего троса.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид устройства; на фиг.2 - то же, разрез по Б-Б; на фиг.3 - то же, разрез по А-А; на фиг.4 - разрез вида Б-Б по В-В.
Заявляемое устройство содержит раму 1 с рычажным зажимом несущего троса, направляющий ролик 2, каретку 3 с приводом натяжения рессорного троса и динамометрическую рукоятку 4, снабженную храповым механизмом (не показан). На раме 1 закреплены два кронштейна 5 и 6, на которых натяжное устройство устанавливают на несущем тросе 7. Рычажный зажим несущего троса состоит из двух накладок 8 и 9, выполненных из антифрикционного материала, между которыми проходит несущий трос 7. Накладки 8 и 9 крепят к двум рычагам 10 и 11. При повороте рычагов 10 и 11 расстояние между накладками 8 и 9 уменьшается, что обеспечивает захват несущего троса. С увеличением натяжения в рессорном тросе увеличивается усилие сжатия накладок 8 и 9, что препятствует проскальзыванию устройства по несущему тросу 7.
Привод каретки 3 состоит из зубчатой рейки 12, крепящейся к раме 1, и корпуса 13, в котором установлены зубчатое колесо 14, которое при вращении рукоятки 4 перекатывается по рейке 12, и храповое колесо 15. Последнее установлено на оси 16 зубчатого колеса 14. К корпусу 13 крепится храповик 17, не дающий каретке 3 перемещаться при обратном (холостом) ходе рукоятки 4. Для обеспечения надежного стопорения зубчатого колеса 14 храповик 17 прижат к храповому колесу 15 пружиной 18. Для вывода зуба храповика 17 из зацепления храповик выполнен в виде рычага. При нажатии на конец рычага зуб выводится из зацепления, и каретка 3 может свободно перемещаться по зубчатой рейке 12. На корпусе 13 имеется рычажный зажим 19 рессорного троса 20, конструкция рычажного зажима рессорного троса 19 аналогична конструкции зажима несущего троса 7. Сечение конца оси 16 зубчатого колеса 14 выполнено в виде квадрата. На ось 16 насажена рукоятка 4, в которую встроено измерительное устройство, настраиваемое на заданное усилие (не показано). Несущий трос и рессорный трос, натянутый до требуемой величины, соединяют штатным зажимом 21.
Работает устройство следующим образом. Устройство устанавливают на несущем тросе 7, при этом последний пропускают между кронштейнами 5 и 6 и накладками 8 И 9 рычажного зажима несущего троса 7. Далее рессорный трос 20 фиксируют между накладками зажима 19, конец рессорного троса должен быть достаточно длинным для того, чтобы его вместе с несущим тросом 7 можно было зажать штатным зажимом 21.
Работает устройство следующим образом.
Устройство устанавливают на несущем тросе 7, при этом последний пропускают между кронштейнами 5 и 6 и накладками 8 и 9 рычажного зажима несущего троса 7. Далее рессорный трос 20 фиксируют между накладками зажима 19, конец рессорного троса должен быть достаточно длинным для того, чтобы его вместе с несущим тросом 7 можно было зажать штатным зажимом 21.
При помощи динамометрической рукоятки 4 перемещают зубчатое колесо 1 по рейке 12. Рукоятка 4 обеспечивает вращение колеса 14 только в одну сторону благодаря храповому устройству в рукоятке 4. В противоположную сторону рукоятка 4 перемещается вхолостую. При вращении рукоятки 4 также перемещается корпус 13, на котором установлен зажим 19 рессорного троса, рычаги которого воздействуют на накладки и зажимают рессорный трос 20, обеспечивая его перемещение вместе с кареткой 3 и создавая в тросе 20 необходимое натяжение. Храповое колесо 15 вращается вместе с зубчатым колесом 14 и стопорится храповиком 17 при обратном ходе рукоятки 4. При холостом ходе рукоятки 4 привод стопорится храповым механизмом. Контроль за натяжением рессорного Троса 20 ведется по шкалам динамометрической рукоятки 4. После натяжения рессорного троса 20 до заданного усилия его соединяют с несущим тросом 7 при помощи штатного зажима контактной сети 21. Далее устройство снимают с несущего троса 7.
Заявляемое устройство удобно и надежно в эксплуатации. Его вес не превышает 6 кг.
В настоящее время изготовлен опытный образец устройства и проводятся его испытания.
Изобретение относится к области электрификации железных дорог, в частности к устройствам, обеспечивающим монтаж контактной сети. Устройство для монтажа рессорного троса включает раму, на которой закреплен зажим несущего троса, и средство контроля натяжения рессорного троса. Устройство содержит подвижную каретку с приводом натяжения, снабженную зажимом для рессорного троса. Привод выполнен реечным, снабжен динамометрической рукояткой и элементом стопорения. Средство контроля натяжения рессорного троса выполнено в виде измерительного устройства, размещенного в динамометрической рукоятке. Элемент стопорения выполнен в виде храпового механизма. Храповый механизм выполнен в виде храпового колеса с подпружиненным храповиком. Технический результат: обеспечение контроля усилия в тросе и высокой точности величины натяжения. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
DE 3537833 A1, 30.04.1987 | |||
Устройство для натяжения проволоки | 1980 |
|
SU990492A1 |
US 3824653, 23.07.1974 | |||
Способ получения жидких продуктов из угля | 1986 |
|
SU1468427A3 |
МНОГОПЕТЛЕВОЙ АВТОГЕНЕРАТОР | 1987 |
|
SU1544148A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ПРОВОЛОКИ | 1994 |
|
RU2121430C1 |
Узел концевого крепления тросовой проводки | 1984 |
|
SU1244742A1 |
Авторы
Даты
2002-11-10—Публикация
2001-04-13—Подача