СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЦЕПНОЙ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Российский патент 2013 года по МПК B60M1/28 

Описание патента на изобретение RU2492073C2

Заявляемое изобретение относится к области электрификации железных дорог, в частности к способам вертикальной регулировки цепных контактных подвесок.

От качества монтажа и регулировки контактной подвески в значительной степени зависит качество ее взаимодействия с токоприемниками, а значит, скорость износа контактного провода, срок его службы и экономическая эффективность системы токосъема в целом. Поэтому международные нормы устанавливают жесткие допуски по регулировке подвески для высоких скоростей движения. Так, разница высот контактного провода у соседних опор должна составлять не более 10 мм при скоростях 220-250 км/ч и не более 30 мм при скоростях 200-220 км/ч. Точность задания стрелы провеса контактного провода должна составлять ±5 мм.

Из уровня техники известен способ регулировки высоты крепления контактного провода электрифицированной железной дороги по патенту RU 2072156, МПК 6 B60M 1/28, 1994 г. Способ заключается в том, что при закреплении контактного провода на несущем тросе посредством звеньевых струн визуально определяют фактическую высоту его подвешивания с помощью рейки со шкалой. При несовпадении фактической высоты с нормированной регулируют высоту подвешивания контактного провода путем удлинения или укорачивания крепежных концов звеньев струн. Высоту подвешивания контактного провода регулируют с помощью съемного механического средства, зажимая контактный провод между прижимными губками и поднимая или опуская его путем нажатия на подвижную педаль, при необходимости дополнительно имитируя величину отжатия контактного провода вверх усилием токоприемника.

Известны способы вертикальной регулировки цепной контактной подвески, описанные в книге Ю.И. Горошкова и Н.А. Бондарева. Контактная сеть (М.: Транспорт, 1990. - 399 с.), особенность которых заключается в том, что требуемое высотное положение контактного провода (с учетом проектной стрелы провеса в середине пролета) достигается за счет изменения длин струн контактной подвески в процессе регулировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту, т.е. прототипом, является способ вертикальной регулировки цепной контактной подвески, описанный в книге А.В. Фрайфельда, Н.А. Бондарева и А.С. Маркова. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий. М.: Транспорт, 1987, с.217. Способ заключается в том, что в ходе монтажа цепной подвески одним из трех известных методов (понизу, поверху или комбинированным) производится регулировка контактной подвески, осуществляемая бригадой монтеров из пяти-шести человек. Регулировка подвески начинается с определения нужной высоты подвешивания контактного провода, установки струн с запасом длины для последующей их регулировки, установки и регулировки средней анкеровки, монтажа и регулировки рессорных тросов и фиксаторов, регулировки высоты контактного провода за счет изменения длин струн. Все работы по регулировке подвески осуществляются при прекращении движения поездов по регулируемой подвеске (в монтажные «окна»).

Описанные способы позволяют монтировать контактную подвеску для движения подвижного состава со скоростями до 160 км/ч, обеспечивая точность, достаточную для удовлетворительной работы подвески при указанных скоростях.

Общими недостатками всех описанных выше способов, в том числе и прототипа, является высокая трудоемкость, обусловленная необходимостью регулировки подвески за счет изменения длин струн в процессе монтажа, и требуемые значительные временные затраты в рамках монтажных «окон», когда движение поездов по пути, на котором производится регулировка, прекращается. Кроме того, при применении описанных способов крайне затруднительно обеспечение требуемой точности вертикальной регулировки контактной подвески для скоростей движения поездов свыше 200 км/ч.

При создании настоящего изобретения ставилась задача - исключение вышеперечисленных недостатков, а именно снижение трудоемкости работ по вертикальной регулировке контактной подвески и уменьшение времени, затрачиваемого на нее, при одновременном повышении ее точности.

Для решения поставленной задачи в способе вертикальной регулировки контактной подвески, включающем расстановку струн в пролетах после раскатки несущего троса и контактного провода, установку и регулировку средней анкеровки, монтаж и натяжение рессорных тросов (при их наличии), регулировку фиксаторов с учетом установки проектных значений зигзагов контактного провода, согласно предлагаемому изобретению после раскатки и подвешивания несущего троса на консолях производят промеры фактических длин пролетов, а также фактических высотных отметок и зигзагов несущего троса в местах его подвешивания с использованием известных приборов-измерителей высокой точности, затем на базе произведенных промеров выполняют расчет по известным зависимостям длин мерных струн, выпускают монтажные чертежи установки мерных струн и изготавливают струны, после чего осуществляют установку мерных струн в проектное положение согласно монтажным чертежам.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое изобретение отличается наличием новых действий, иным порядком выполнения действий во времени и использованием иных приспособлений.

Проведенный патентный поиск показал, что в настоящее время неизвестен способ вертикальной регулировки цепной контактной подвески, обладающий такой же совокупностью существенных признаков, что и предлагаемый. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию изобретения «новизна».

При изучении уровня техники, известного в данной области техники, признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию «изобретательский уровень».

Проведение после установки натяжения несущего троса и контактного провода промеров фактических длин пролетов, а также фактических высотных отметок и зигзагов несущего троса в местах его подвешивания на консолях с помощью известных измерителей высокой точности, например лазерных, позволит производить обмерные работы с высокой степенью точности и во время эксплуатации подвески, т.к. для этого не требуется предоставление дорогостоящих монтажных «окон», что позволяет значительно сократить время регулировки и снизить материальные затраты. Благодаря таким измерениям исключается необходимость в работах по регулировке длин струн, а также по трудоемкой регулировке высоты и зигзага несущего троса на консолях. Последующий расчет мерных струн, выпуск монтажных чертежей установки мерных струн, изготовление струн и установка мерных струн в проектное положение позволят обеспечить требуемое высотное положение контактного провода с высокой точностью без дополнительной регулировки длин струн. Таким образом, заявляемый способ обеспечит снижение трудоемкости работ по вертикальной регулировке контактной подвески и уменьшение времени, затрачиваемого на нее, при одновременном повышении ее точности. Высокоточные промеры результата регулировки, достигнутого при помощи заявляемого способа, подтвердили соответствие параметров регулировки требованиям для скоростей движения 250 км/ч на одном из экспериментальных анкерных участков перегона Калашниково-Лихославль Октябрьской железной дороги.

Вышеизложенное доказывает, что совокупность отличительных от прототипа признаков обеспечивает возможность использования заявляемого технического решения при вертикальной регулировке цепной контактной подвески железной дороги, т.е. оно соответствует критерию изобретения «промышленная применимость».

Заявляемый способ вертикальной регулировки цепной контактной подвески осуществляется следующим образом.

Сначала выполняют предварительные работы по монтажу контактной сети, которые включают в себя установку опор, монтаж консолей, подвешивание несущего троса на консолях, раскатку контактного провода на временных или существующих струнах, установку проектного натяжения несущего троса и контактного провода, продольную регулировку консолей.

После перечисленных работ выполняют измерения фактических длин пролетов, а также фактических высотных отметок и зигзагов несущего троса в местах его подвешивания на консолях при помощи известных высокоточных измерительных приборов, например лазерных измерителей. Обмерные работы могут производиться во время эксплуатации железной дороги и не требуют предоставления дорогостоящих «окон». Точность измерений должна составлять: при измерении длин пролетов ±50 мм; при измерении высотных отметок несущего троса ±2 мм; при измерении зигзагов несущего троса ±5 мм.

На основе выполненных измерений производят расчет по известным зависимостям длин мерных струн в пролетах, выпускают монтажные чертежи установки мерных струн и изготавливают мерные струны. Точность задания длин струн при изготовлении должна быть не хуже ±1 мм от расчетной. При изготовлении на каждой струне крепят бирку с указанием места ее установки: номер анкерного участка, пролет, номер струны в пролете. Расчеты и изготовление мерных струн также не требуют предоставления «окон».

Далее в монтажное «окно» осуществляют установку мерных струн в проектное положение по монтажных чертежам, при этом временные (существующие) струны демонтируются. Выполняют установку и регулировку средней анкеровки, монтаж и натяжение рессорных тросов (при их наличии), регулировку фиксаторов с учетом установки проектных значений зигзагов контактного провода. В результате этих действий контактный провод принимает требуемое высотное положение с обеспечением высокой точности.

Достоинствами предлагаемого способа являются:

- снижение трудоемкости работ по вертикальной регулировке контактной подвески за счет того, что исключается необходимость в работах по регулировке длин струн, а также по регулировке высоты и зигзага несущего троса на консолях;

- уменьшается время, затрачиваемое на вертикальную регулировку контактной подвески, при этом снижается потребность в дорогостоящих монтажных «окнах», во время которых прекращается движение поездов;

- значительно повышается точность вертикальной регулировки, достигаются требования по точности регулировки контактной подвески для скоростей движения свыше 200 км/ч.

Похожие патенты RU2492073C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ МОНТАЖА НЕСУЩЕГО ТРОСА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2003
  • Беляев Н.В.
  • Жиженков А.Ф.
  • Кудряшов В.Е.
  • Иванов А.В.
RU2240936C1
УСТРОЙСТВО АНКЕРНОГО УЧАСТКА ЦЕПНОЙ КОНТАКТНОЙ РЕССОРНОЙ ПОДВЕСКИ И ПЕРЕХОДНОЙ ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ НЕГО 2004
  • Беляев Н.В.
  • Березин Ю.Е.
  • Буталов С.Л.
  • Кудряшов В.Е.
  • Мунькин В.В.
RU2264931C1
УСТРОЙСТВО АНКЕРНОГО УЧАСТКА ЦЕПНОЙ КОМПЕНСИРОВАННОЙ КОНТАКТНОЙ РЕССОРНОЙ ПОДВЕСКИ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2004
  • Березин Ю.Е.
  • Беляев Н.В.
  • Кудряшов В.Е.
  • Харитонов А.Ю.
RU2266212C1
Устройство для монтажа контактной подвески электрифицированных железных дорог 1989
  • Ступаков Владимир Иванович
  • Елинсон Исай Израилович
  • Смирнов Вячеслав Алексеевич
  • Зайцев Валерий Ефимович
  • Корольков Юрий Александрович
  • Белов Лев Федорович
  • Лускин Арон Соломонович
  • Литовченко Валерий Иванович
SU1766728A1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ПОД ЗАДАННЫМ НАТЯЖЕНИЕМ И СПОСОБЫ МОНТАЖА ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ПРИ ПОМОЩИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Иванов В.А.
  • Кудряшов В.Е.
  • Булгаков А.А.
  • Шадрин Г.С.
  • Юшкевич А.П.
  • Мунькин В.В.
  • Саенко Н.Н.
RU2097218C1
ВСЕСОЮЗНАЯ j 1973
  • Н. В. Боковой
SU370089A1
Способ монтажа контактной подвески электрифицированных железных дорог 1985
  • Белов Лев Федорович
  • Елинсон Исай Израилевич
  • Литовченко Валерий Иванович
  • Лускин Арон Соломонович
  • Соколов Николай Борисович
  • Ступаков Владимир Иванович
SU1342770A1
СПОСОБ МОНТАЖА ИЛИ ДЕМОНТАЖА КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1994
  • Иванов В.А.
  • Кудряшов В.Е.
  • Юшкевич А.П.
  • Беляев И.А.
  • Балакишеев В.И.
  • Владимиров А.П.
RU2088434C1
ЗВЕНЬЕВАЯ СТРУНА ЦЕПНОЙ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ 1997
  • Купцов Ю.Е.
  • Миронос Н.В.
RU2134204C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ КАБЕЛЯ НА ОПОРАХ КОНТАКТНОЙ СЕТИ И ЛИНИЙ АВТОБЛОКИРОВКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1999
  • Кузнецов А.П.
  • Одинцов В.А.
  • Киреев В.И.
  • Саввов В.М.
RU2147389C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ВЕРТИКАЛЬНОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЦЕПНОЙ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Заявляемое изобретение относится к области электрификации железных дорог, в частности к способам вертикальной регулировки цепных контактных подвесок. Способ включает расстановку струн в пролетах после раскатки несущего троса и контактного провода, установку и регулировку средней анкеровки, монтаж и натяжение рессорных тросов, регулировку фиксаторов с учетом установки проектных значений зигзагов контактного провода. После этого производят промеры фактических длин пролетов, а также фактических высотных отметок и зигзагов несущего троса в местах его подвешивания с использованием известных приборов-измерителей высокой точности, затем на базе произведенных промеров выполняют расчет по известным зависимостям длин мерных струн, выпускают монтажные чертежи установки мерных струн и изготавливают струны, после чего осуществляют установку мерных струн в проектное положение согласно монтажным чертежам. Технический результат заключается в снижении трудоемкости работ и повышении точности регулировки.

Формула изобретения RU 2 492 073 C2

Способ вертикальной регулировки цепной контактной подвески железной дороги, включающий расстановку струн в пролетах после раскатки несущего троса и контактного провода, установку и регулировку средней анкеровки, монтаж и натяжение рессорных тросов, регулировку фиксаторов с учетом установки проектных значений зигзагов контактного провода, отличающийся тем, что после раскатки и подвешивания несущего троса на консолях производят промеры фактических длин пролетов, а также фактических высотных отметок и зигзагов несущего троса в местах его подвешивания с использованием известных приборов-измерителей высокой точности, затем на базе произведенных промеров выполняют расчет по известным зависимостям длин мерных струн, выпускают монтажные чертежи установки мерных струн и изготавливают струны, после чего осуществляют установку мерных струн в проектное положение согласно монтажным чертежам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2492073C2

Способ монтажа контактной подвески электрифицированных железных дорог 1985
  • Белов Лев Федорович
  • Елинсон Исай Израилевич
  • Литовченко Валерий Иванович
  • Лускин Арон Соломонович
  • Соколов Николай Борисович
  • Ступаков Владимир Иванович
SU1342770A1
Устройство для монтажа контактной подвески электрифицированных железных дорог 1988
  • Ступаков Владимир Иванович
  • Елинсон Исай Израилевич
  • Смирнов Вячеслав Алексеевич
  • Зайцев Валерий Ефимович
  • Корольков Юрий Александрович
  • Белов Лев Федорович
  • Лускин Арон Соломонович
  • Литовченко Валерий Иванович
SU1614969A1
RU 2097219 C1, 27.11.1997
1971
SU416136A1

RU 2 492 073 C2

Авторы

Кудряшов Евгений Владимирович

Березин Юрий Евгеньевич

Беляев Николай Владимирович

Даты

2013-09-10Публикация

2011-06-01Подача