БЕЗОСТРЯКОВЫЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД Российский патент 2002 года по МПК E01B7/00 B61L5/02 

Описание патента на изобретение RU2192513C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам верхнего строения пути, и может быть использовано для обеспечения надежной фиксации стрелочного перевода безострякового типа на сети дорог общего пользователя и на дорогах промышленных предприятий.

С повышением скоростей и интенсивности движения поездов, а также ростом нагрузок на ось подвижного состава традиционные конструкции стрелочных переводов, включающие такие элементы как остряки и крестовины становятся узким местом на железных дорогах по трем основным причинам - очень быстрый износ этих элементов, необходимость в ограничениях скоростей движения по стрелочным переводам и в конечном счете снижение безопасности движения и очень высокая стоимость при эксплуатации, связанной с частой заменой и ремонтом этих элементов стрелочных переводов.

Известен стрелочный перевод для скоростных железнодорожных линий (патент РФ 2085649, Е 01 В 7/02). Стрелочный перевод содержит уложенные на подрельсовое основание рельсы основного пути, сопрягаемые с рельсами бокового пути и рельсами прямого пути. Рельсы основного пути связаны между собой раскосами и выполнены в зоне сопряжения с подвижными концами, которые связаны с механизмом их перевода. Подвижные концы рельсов фиксируются с помощью специального устройства между подвижными концами рельсов прямого и бокового путей на подрельсовом основании.

В известном устройстве роль остряков выполняют обыкновенные рельсы, а крестовина не содержит так называемого "мертвого пространства" и надежно работает без контррельсов и усовиков.

Недостатком указанного перевода является нерешенный вопрос по конструкции механизма перевода, что не позволяет делать заключение об этом техническом решении как о законченном и практически применимом в целом.

Наиболее близким к заявленному является "Безостряковый стрелочный перевод" (патент РФ 2149232, Е 01 В 7/00, В 61 L 5/02, 1998), содержащий уложенные на подрельсовое основание подвижные рельсы основного пути и привод, включающий двигатель и исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов из одного крайнего положения в другое, и закрепленный на подрельсовом основании ряд пар формовочных упоров подвижных рельсов для каждого из двух крайних положений, причем исполнительный механизм привода выполнен в виде кулисно-ползунного механизма, в котором соединенный с двигателем ползун сочленен с кулисой с помощью линейного кулачкового переключателя для перемещения ее и связанного с ней подвижного рельса, а на направляющей ползуна в продольном направлении для взаимодействия с фиксирующим выступом выполнены две выемки, расстояние между парой формовочных упоров подвижных рельсов.

В последнем техническом решении по патенту 2149232 действительно достигается поставленная автором цель - повышение надежности фиксации подвижных рельсов, но при этом упущен существенный момент, касающийся такого важного вопроса как регулирование в процессе эксплуатации точной совместимости контуров поперечных сечений торцов стыкуемых рельсов в плане. Дело в том, что под воздействием динамических нагрузок от проходящего по стрелке подвижного состава неизбежны износ и расстройство элементов механизма привода типа кулисно-ползунного, что неизбежно будет приводить к нарушению совместимости контуров поперечных сечений стыкуемых рельсов в плане, а возможность регулирования упомянутой совместимости в рассматриваемой конструкции привода не просматривается, что следует отметить как недостаток.

Если ориентироваться на стрелочный перевод для скоростных железнодорожных линий, т.е. на аналог по патенту РФ 2085649 как более перспективный но сравнению с решением по патенту 2149232 и который помимо того, что является безостряковым, но и имеет крестовину без "мертвого пространства", без контррельсов и усовиков, то применение предлагаемого по патенту 2149232 механизма перевода, кроме указанного выше недостатка, обнаруживает еще один - необходимость значительно увеличить размеры места установки привода, поскольку шарнирное сочленение механизма привода (кулисы) осуществлено с шейкой наружного подвижного рельса, а это означает, что вынос привода в сторону наружного рельса с B=S+П, где S=1520 мм - ширина колеи (фиг.2); П=1000 мм - ориентировочная длина механизма перевода. Тогда В=2,5 м, что явно неприемлемо для станционных условий.

С учетом указанных недостатков по прототипу и его достоинств ставится задача получить безостряковый перевод с таким механизмом перевода подвижных рельсов, где помимо надежной фиксации подвижных рельсов достигалась бы и возможность, в процессе эксплуатации, регулирования стыковки в плане подвижных рельсов с рельсами, закрепленными на подрельсовом основании, и возможность размещения привода механизма перевода в пределах установленной нормы.

Поставленная задача решается следующим образом.

В известном безостряковом стрелочном переводе, включающем уложенные на подрельсовом основании подвижные рельсы, привод, включающий двигатель, и исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов из одного крайнего положения в другое и закрепленный на подрельсовом основании ряд формовочных упоров подвижных рельсов для каждого из двух крайних положений, исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов выполнен в виде винтовой пары, включающей ведущий элемент - винт, сочлененный одним концом через червячный редуктор с двигателем, а другой конец установлен в упорном подшипнике, и ведомый элемент - каретку, снабженную пальцем, заведенным в гнездо тяги, расположенной между подвижными рельсами и шарнирно закрепленной своими концами на шейках подвижных рельсов, и дополнительно снабжен двумя регуляторами хода каретки, каждый из которых установлен на подрельсовом основании по концам винта и включает тумбу-гайку со стопорным винтом и полый регулировочный винт, ввернутый в тумбу-гайку соосно с винтом навстречу с кареткой, а сам механизм для перемещения подвижных рельсов установлен под подрельсовым основанием.

Такое выполнение безострякового стрелочного перевода помимо надежного закрепления концов подвижных рельсов на подрельсовом основании позволяет регулировать и исправлять, при текущем содержании стрелки, нарушенное совмещение в плане контуров поперечного сечения торцов стыкуемых рельсов и позволяет вписаться в нормативные размеры, отводимые для механизма перевода стрелки площади.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где фиг.1 - общий вид безострякового стрелочного перевода; фиг.2 - разрез I-I на фиг.1; фиг.3 - узел А на фиг.2.

Безостряковый стрелочный перевод содержит подрельсовое основание 1, подвижные рельсы 2, установленные на подрельсовом основании 1, формовочные упоры 3, закрепленные на подрельсовом основании 1 (фиг.2), привод 4 (условно выделен пунктирным прямоугольником), установленный на подрельсовом основании и включающий электродвигатель 5, червячный редуктор 6, винт 7, упорный подшипник 8 и радиальный подшипник 9, в которых установлен винт 7, передаточный вал 10, сочленяющий винт 7 с выходным валом червячного редуктора 6, каретку 11 с пальцем 12, составляющую с винтом 7 винтовую пару, регуляторы хода каретки 13 и 14, каждый из которых состоит из тумбы-гайки 15 со стопорным винтом 16 и полого регулировочного винта 17 и закреплен на подрельсовом основании соосно с винтом 7 (фиг.3), и тягу 18, концы которой шарнирно закреплены на шейках подвижных рельсов 2, а середина тяги своим гнездом заведена на палец 12.

Безостряковый стрелочный перевод работает следующим образом.

При необходимости перевода подвижных рельсов 2 из положения "прямой путь" в положение "боковой путь" (фиг.1) срабатывает электродвигатель 5 привода 4 и каретка 11, перемещаясь по вращающемуся винту 7 и своим пальцем 12 воздействуя на тягу 18, перемещает концы подвижных рельсов 2 до совмещения их торцов с торцами закрепленных рельсов бокового пути и до упора в формовочные упоры 3 и торец полого винта 17 регулятора хода каретки 13, в результате чего срабатывает автомат (не показан), отключающий электродвигатель 5 с одновременным переключением электродвигателя на готовность к обратному вращению его ротора.

Если система обесточена, а стрелочный перевод должен сработать, то в этом случае червяк редуктора 6 вместе с ротором электродвигателя проворачивается вручную, для чего на втором выходном конце червяка предусмотрена возможность установить съемную рукоять (не показана). При монтаже стрелочного перевода необходимо точно совместить контуры поперечного сечения торцов подвижных рельсов 2 с контурами поперечного сечения неподвижных рельсов, закрепленных на подрельсовом основании, зафиксировать их в таком положении и только после этого устанавливать и жестко закреплять формовочные упоры.

Эта работа выполняется в следующем порядке.

Вручную, с помощью съемной рукоятки (не показана) через червячный редуктор 6 вращая винт 7, совмещаются торцы подвижных и неподвижных рельсов, и в этом положении фиксируются с помощью регулятора хода тележки, работая при этом регулировочным винтом 17, а затем стопорным винтом 16. В процессе эксплуатации стрелочного перевода, вследствие динамических нагрузок и износа креплений нарушается точное совмещение контуров поперечного сечения торцов стыкуемых рельсов. В таких случаях восстановление требуемой точности совмещения стыкуемых торцов выполняется с помощью регуляторов хода тележки так же, как и при монтаже стрелочного перевода.

Похожие патенты RU2192513C2

название год авторы номер документа
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ 1995
  • Супрун П.П.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
  • Штарев С.Г.
RU2085649C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДВИЖКИ ШПАЛ 2001
  • Супрун П.П.
  • Завгородний Г.В.
RU2194819C1
БЕЗОСТРЯКОВЫЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 1998
  • Иванов А.М.
  • Мухин М.М.
  • Потапов С.А.
  • Базарный Ю.В.
RU2149232C1
СТРЕЛОЧНАЯ УПОРКА ДЛЯ БЕЗОСТРЯКОВОЙ СТРЕЛКИ 2008
  • Говоров Вадим Владимирович
RU2376407C1
БЕЗОСТРЯКОВЫЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 2005
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Дудкин Евгений Павлович
  • Шаройко Александр Владимирович
  • Рулёв Игорь Анатольевич
RU2278915C1
МАШИНА ДЛЯ ВЫДЕРГИВАНИЯ КОСТЫЛЕЙ 1999
  • Супрун П.П.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
RU2162908C2
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РАЗДЕЛЬНОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1998
  • Супрун П.П.
RU2156841C2
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕНЫ ЭКИПАЖНЫХ ТЕЛЕЖЕК ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ НА ПРИЕМООТПРАВОЧНЫХ ПУТЯХ СТАНЦИЙ 1997
  • Супрун П.П.
  • Григоренко В.Г.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
RU2130397C1
ВИНТОВОЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ВНУТРЕННИМ ЗАМЫКАНИЕМ ШИБЕРА, ВЗРЕЗНОЙ, ДЛЯ РАБОТЫ С ВНЕШНИМИ ЗАМЫКАТЕЛЯМИ ОСТРЯКОВ СТРЕЛКИ И ПОДВИЖНЫХ СЕРДЕЧНИКОВ КРЕСТОВИН 1998
  • Минаков Е.Ю.
RU2181678C2
ВИНТОВОЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ВНУТРЕННИМ ЗАМЫКАНИЕМ ШИБЕРА 1998
  • Минаков Е.Ю.
RU2181679C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 192 513 C2

Реферат патента 2002 года БЕЗОСТРЯКОВЫЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается создания безостряковых стрелочных переводов. Стрелочный перевод содержит уложенные на подрельсовом основании подвижные рельсы основного пути и привод, включающий двигатель и исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов из одного крайнего положения в другое. На подрельсовом основании закреплен ряд формовочных упоров подвижных рельсов для каждого из двух крайних положений. Исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов выполнен в виде винтовой пары, включающей ведущий элемент - винт, сочлененный одним концом через червячный редуктор с двигателем, а другой конец установлен в упорном подшипнике, и ведомый элемент - каретку. Эта каретка снабжена пальцем, заведенным в гнездо тяги, расположенной между подвижными рельсами и шарнирно закрепленной своими концами на шейках подвижных рельсов. Механизм дополнительно снабжен двумя регуляторами хода каретки, каждый из которых установлен на подрельсовом основании по концам винта и включает тумбу-гайку со стопорным винтом и полый регулировочный винт, ввернутый в тумбу-гайку соосно с винтом навстречу каретке. Механизм для перемещения подвижных рельсов установлен под подрельсовым основанием. Технический результат реализации изобретения заключается в надежном закреплении безострякового стрелочного перевода на подрельсовом основании и в обеспечении возможности регулирования стыковых торцов подвижных рельсов с рельсами, закрепленными на подрельсовом основании. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 192 513 C2

Безостряковый стрелочный перевод, содержащий уложенные на подрельсовом основании подвижные рельсы основного пути, привод, включающий двигатель и исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов из одного крайнего положения в другое и закрепленный на подрельсовом основании ряд формовочных упоров подвижных рельсов для каждого из двух крайних положений, отличающийся тем, что исполнительный механизм для перемещения подвижных рельсов выполнен в виде винтовой пары, включающей ведущий элемент - винт, сочлененный одним концом через червячный редуктор с двигателем, а другой конец установлен в упорном подшипнике, ведомый элемент - каретку, снабженную пальцем, заведенным в гнездо тяги, расположенной между подвижными рельсами и шарнирно закрепленной своими концами на шейках подвижных рельсов, и дополнительно снабжен двумя регуляторами хода каретки, каждый из которых установлен на подрельсовом основании по концам винта и включает тумбу-гайку со стопорным винтом и полый регулировочный винт, ввернутый в тумбу-гайку соосно с винтом навстречу каретке, а сам механизм для перемещения подвижных рельсов установлен под подрельсовым основанием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2192513C2

БЕЗОСТРЯКОВЫЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 1998
  • Иванов А.М.
  • Мухин М.М.
  • Потапов С.А.
  • Базарный Ю.В.
RU2149232C1
Фрикционная сцепная муфта 1927
  • Ниц А.Ф.
SU5994A1
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ 1995
  • Супрун П.П.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
  • Штарев С.Г.
RU2085649C1
US 4842225 A, 27.06.1989
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЛОЖНОГО УДОБРЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕГО АЗОТ, КАЛЬЦИЙ И СЕРУ 2006
  • Сеземин Владимир Алексеевич
  • Абрамов Олег Борисович
RU2306305C1

RU 2 192 513 C2

Авторы

Супрун П.П.

Даты

2002-11-10Публикация

2000-10-05Подача