ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ Российский патент 2002 года по МПК F02B67/04 

Описание патента на изобретение RU2193095C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению.

Известен узел крепления вспомогательного агрегата двигателя внутреннего сгорания, содержащий привод вспомогательных агрегатов, выполненный в виде отдельного корпуса, шестерню коленчатого вала, промежуточную шестерню, элементы крепления, обеспечивающие центровку корпуса вспомогательного агрегата относительно картера двигателя (см. патент РФ 1216395, МПК 4 F 02 В 77/14).

Недостатком известной конструкции является консольное расположение шестерни привода вспомогательного агрегата, что увеличивает нагруженность вала привода вспомогательных агрегатов дополнительным изгибающим моментом, а также необходимость применения одинакового модуля для последовательно расположенных шестерен, передающих крутящий момент как на привод исполнительных механизмов двигателя, так и на привод вспомогательных агрегатов, что снижает возможность увеличения прочностных характеристик наиболее нагруженной шестерни, передающей крутящий момент на привод вспомогательного агрегата.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является двигатель внутреннего сгорания, содержащий коленчатый вал, ведущую шестерню, установленную на хвостовике коленчатого вала с натягом, маховик, закрепленный на коленчатом валу болтами, блок промежуточных шестерен, шестерню вала отбора мощности для привода внутренних потребителей (см. Автомобиль КАМАЗ типа 6х4, Руководство по эксплуатации 5320-3902002РЭ. М.: Машиностроение, 1988, с. 38, рис. 30).

Недостатком известной конструкции является отсутствие отбора мощности на привод внешних потребителей, а также невозможность передачи дополнительной мощности без увеличения наружного диаметра шестерни и, соответственно, габаритов картерной части двигателя.

Была поставлена задача обеспечить отбор мощности на привод внешних потребителей, сохранив при этом габариты двигателя.

Поставленная задача решается за счет того, что в двигателе внутреннего сгорания с дополнительным валом отбора мощности, содержащем коленчатый вал, ведущую шестерню, закрепленную на хвостовике коленчатого вала, блок промежуточных шестерен, шестерню вала отбора мощности на привод внутренних потребителей и маховик, закрепленный на коленчатом валу болтами, двигатель снабжен дополнительным валом отбора мощности на привод внешних потребителей, имеющим фланец и кинематически связанным с блоком промежуточных шестерен, ведущая шестерня закреплена на коленчатом валу болтами крепления маховика, а в блоке промежуточных шестерен шестерни выполнены с разным модулем, при этом шестерни, передающие крутящий момент на дополнительный вал отбора мощности, имеют больший модуль, кроме того, фланец дополнительного вала отбора мощности направлен в ту же сторону, что и маховик двигателя.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволило установить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном техническом решении, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию "новизна".

Заявленное техническое решение не является очевидным для квалифицированных специалистов в данной области, так как традиционно отбор мощности на привод внешних потребителей производится через коробку отбора мощности, что ведет к снижению кпд за счет промежуточных звеньев, а крутящий момент в известных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) передается только на привод внутренних потребителей.

В заявляемом техническом решении ДВС снабжен дополнительным валом отбора мощности на привод внешних потребителей, но при этом возникает следующее противоречие: с одной стороны, для передачи мощности на привод внешних потребителей необходимо увеличить прочностные характеристики (в частности модуль) шестерен, участвующих в передаче крутящего момента, и усилить крепеж маховика, а с другой стороны, это приведет к увеличению габаритов двигателя, что недопустимо.

В заявляемом техническом решении это противоречие решено следующим образом: наиболее нагруженная ведущая шестерня закреплена на хвостовике коленчатого вала болтами крепления маховика, а шестерни, передающие крутящий момент на привод внешних потребителей, выполнены с большим модулем по сравнению с шестернями, передающими крутящий момент на привод внутренних потребителей, кроме того, дополнительный вал имеет фланец, направленный в сторону маховика двигателя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен привод дополнительного вала отбора мощности двигателя внутреннего сгорания;
на фиг.2 - вид А на фиг.1.

Двигатель внутреннего сгорания с дополнительным валом отбора мощности содержит коленчатый вал 1, маховик 2 и ведущую шестерню 3, закрепленные на хвостовике коленчатого вала 1 болтами 4. Ведущая шестерня 3 передает крутящий момент на блок промежуточных шестерен, состоящий из шестерни 5 и шестерни 6, выполненных с разным модулем, при этом шестерня 6 имеет больший модуль. Шестерня 5 передает крутящий момент на шестерню 7 привода распределительного вала 8, а шестерня 6 передает крутящий момент на шестерню 9 дополнительного вала 10 отбора мощности на привод внешних потребителей. Дополнительный вал 10 установлен на двух подшипниках. Посредством шлицевого соединения на валу 10 установлена муфта 11, осевое перемещение которой осуществляется механизмом включения. На конце дополнительного вала 10 установлен фланец 12 для соединения с приводом внешних потребителей.

Устройство работает следующим образом.

Крутящий момент передается через ведущую шестерню 3 на блок промежуточных шестерен, затем раздельно через шестерню 5 - на привод внутренних потребителей и через шестерню 6 - на привод внешних потребителей посредством фланца 12. При этом направление передачи мощности с фланца 12 совпадает с направлением передачи мощности с маховика 2 на коробку передач.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стационарном технологическом оборудовании с использованием современных технологий.

Похожие патенты RU2193095C2

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Туманов Евлампий Семенович
  • Ищенко Владимир Иванович
RU2345231C2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1996
  • Андреев Ю.В.
  • Бояркин М.В.
  • Нугис Г.А.
  • Чемерис А.И.
RU2136540C1
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕДНЕГО КОНЦА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 2001
  • Макаревич П.С.
  • Ищенко В.И.
  • Сосновский А.П.
  • Искандаров Ф.Ф.
  • Леонов С.М.
RU2220303C2
СИЛОВОЙ БЛОК САМОХОДНОГО ПАРОМА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО КРЕПЛЕНИЯ 2009
  • Бескупский Владимир Брониславович
  • Днепровский Октябрь Афанасьевич
  • Кошкин Виктор Владимирович
  • Ляхова Елена Юрьевна
  • Шумаков Игорь Константинович
  • Щукина Альбина Октябревна
RU2392172C1
Трансмиссия механическая модульная 2022
  • Бурыкин Виктор Валерьевич
  • Андрющенко Владимир Павлович
RU2780248C1
Силовой агрегат 2018
  • Обер Жан-Мари Ив
RU2688572C1
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Андреев Ю.В.
  • Чемерис А.И.
  • Сморкалов В.А.
RU2167319C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Шамаль Николай Леонидович
  • Мокроусов Дмитрий Сергеевич
  • Стептянин Сергей Николаевич
  • Шанин Николай Николаевич
  • Голубев Юрий Владиславович
  • Оленникова Галина Валентиновна
RU2539233C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 1997
  • Сидорин И.Д.
RU2154177C2
Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство 1986
  • Нечуйвитер Леонид Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Галуцких Анатолий Данилович
  • Сибгатулин Виктор Газизович
  • Кузьменко Валерий Владимирович
SU1477574A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 193 095 C2

Реферат патента 2002 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам отбора мощности двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение функциональных возможностей без увеличения габаритов двигателя. Сущность изобретения: двигатель содержит ведущую шестерню, установленную на хвостовике коленчатого вала, блок промежуточных шестерен, шестерню вала отбора мощности на привод внутренних потребителей и маховик, закрепленный на хвостовике коленчатого вала болтами. Согласно изобретению, двигатель снабжен дополнительным валом отбора мощности на привод внешних потребителей, имеющим фланец и кинематически связанным с блоком промежуточных шестерен. Ведущая шестерня закреплена на коленчатом валу болтами крепления маховика, а в блоке промежуточных шестерен шестерни выполнены с разным модулем. При этом шестерня, передающая крутящий момент на привод дополнительного вала отбора мощности, имеет больший модуль, а фланец дополнительного вала направлен в ту же сторону, что и маховик двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 193 095 C2

Двигатель внутреннего сгорания с дополнительным валом отбора мощности, содержащий коленчатый вал, ведущую шестерню, установленную на хвостовике коленчатого вала, блок промежуточных шестерен, шестерню вала отбора мощности на привод внутренних потребителей и маховик, закрепленный на хвостовике коленчатого вала болтами, отличающийся тем, что двигатель снабжен дополнительным валом отбора мощности на привод внешних потребителей, имеющим фланец и кинематически связанным с блоком промежуточных шестерен, ведущая шестерня закреплена на коленчатом валу болтами крепления маховика, а в блоке промежуточных шестерен шестерни выполнены с разным модулем, при этом шестерня, передающая крутящий момент на привод дополнительного вала отбора мощности, имеет больший модуль, кроме того, фланец дополнительного вала направлен в ту же сторону, что и маховик двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193095C2

DE 4214799 A1, 11.11.1993
Дисковые ножницы для резки материала на полосы 1984
  • Кононов Дмитрий Иванович
  • Соломонов Валентин Иванович
SU1292942A1
GB 1485297 A1, 08.09.1977
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВАНАДИЙСОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ 2010
  • Козлов Владиллен Александрович
  • Аймбетова Индира Оразгалиевна
  • Карпов Анатолий Александрович
  • Васин Евгений Александрович
  • Вдовин Виталий Викторович
  • Махнутин Андрей Анатольевич
  • Печенкина Анна Аверьяновна
  • Сметанин Сергей Дмитриевич
RU2437946C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Федоров В.С.
  • Соловьев В.Л.
  • Савчук В.И.
  • Бутов В.И.
  • Гордеев В.И.
  • Егоров В.В.
  • Чернова Л.В.
RU2158376C1
Устройство для вычисления бета-функции 1987
  • Цатрян Карен Жораевич
  • Цатурян Гагик Жораевич
SU1474672A1

RU 2 193 095 C2

Авторы

Макаревич П.С.

Ищенко В.И.

Сосновский А.П.

Даты

2002-11-20Публикация

2001-01-24Подача