МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕДНЕГО КОНЦА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА Российский патент 2003 года по МПК F02B67/04 

Описание патента на изобретение RU2220303C2

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания, содержащее коленчатый вал, на хвостовик которого установлена распределительная шестерня, шкив, размещенный на промежуточной гильзе, жестко сочлененной с распределительной шестерней (см. патент СССР 428618, М.кл. F 02 B 67/06).

Известен привод агрегатов, в котором шкив отбора мощности устанавливается через подшипники на опоре, жестко связанной с корпусом двигателя, на конусную часть переднего носка коленчатого вала посажено водило, с водила через упругие элементы крутящий момент передается шкиву отбора мощности на привод ходовой системы комбайна, привод вентилятора и шестеренного насоса гидросистемы (см. "Дизели СМД-31; СМД-31А; СМД-23; СМД-24", Харьков, "Прапор", 1988, с.18, рис.10).

Недостатком известной конструкции является то, что соединение шкива и коленчатого вала осуществляется через упругие элементы, которые имеют недостаточный срок службы.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявленному техническому решению является привод вспомогательных агрегатов, содержащий закрепленный к передней крышке блока цилиндров корпус, в котором на двух подшипниках установлен вал привода, соединительный валик, входящий одним шлицевым концом в ведущую полумуфту, установленную на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, заглушку и заглушку-пробку, ограничивающих осевое перемещение соединительного валика, крышку с сальником и съемную ступицу шкива, расположенную на коническом конце вала привода. В известном техническом решении производится отбор мощности для привода вентиляторов системы охлаждения, компрессора пневмотормозов и других агрегатов систем автомобиля (см. Г.Д. Чернышев, М.В. Ершов, Я.Б. Письман, Г. И. Созинов "Двигатель ЯМЗ - 240 и его модификации", М., Машиностроение, 1972г., с.60, рис.33).

Недостатком известной конструкции является повышенный износ шлицевого соединения из-за наличия зазоров между заглушками и соединительным валиком.

Была поставлена задача устранить повышенный износ в шлицевом соединении.

Поставленная задача решается за счет того, что в механизме привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с переднего конца коленчатого вала, содержащем корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, шкив, заглушки, между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент, при этом упругий элемент может быть установлен со стороны коленчатого вала или со стороны шкива или одновременно со стороны коленчатого вала и со стороны шкива.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию "новизна".

Заявленное техническое решение не является очевидным для квалифицированных специалистов в данной области, так как оно разрешило следующее техническое противоречие:
- с одной стороны, для обеспечения собираемости механизма привода агрегатов необходим осевой зазор между соединительным валиком и заглушками;
- с другой стороны, наличие этих зазоров обуславливает повышенный износ шлицевых соединений.

Установка упругого элемента (например, пружины) между торцом соединительного валика и заглушкой разрешила это противоречие, так как при этом обеспечивается собираемость механизма привода вспомогательных агрегатов ДВС и существенно снижается износ шлицевых соединений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала с упругим элементом, установленным со стороны коленчатого вала, в разрезе;
на фиг.2 изображен механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала с упругим элементом, установленным со стороны шкива, в разрезе.

Механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала содержит блок цилиндров 1, коленчатый вал 2, гаситель крутильных колебаний 3, шкив 4, переднюю крышку 5 блока цилиндров 1.

К крышке 5 посредством болтов 6 закреплен корпус 7. В корпусе 7 и в передней крышке 5 блока цилиндров размещены подшипники 8, на которые установлен вал привода 9. Вал привода 9 зафиксирован в осевом направлении буртиками и стопорными кольцами. К торцу переднего конца коленчатого вала 2 болтами 10 закреплены гаситель крутильных колебаний 3 и ведущая полумуфта 11.

Соединительный валик 12 имеет утолщения на концах, на которых выполнены шлицы, при этом один шлицевый конец соединительного валика 12 входит в шлицевое отверстие вала привода 9, а другой - в шлицевое отверстие ведущей полумуфты 11.

В отверстиях коленчатого вала 2 и вала привода 9 установлены заглушки 13. Между соединительным валиком 12 и заглушками 13 установлена пружина 14, ограничивающая осевое перемещение соединительного валика 12. При этом пружина 14 может быть установлена между соединительным валиком 12 и заглушкой 13 со стороны коленчатого вала 2, или со стороны шкива 4, или одновременно со стороны коленчатого вала 2 и со стороны шкива 4.

Крутящий момент передается от коленчатого вала 2 на ведущую полумуфту 11, а затем через соединительный валик 12 на вал привода 9 и затем на шкив 4. Пружина 14 ограничивает осевое перемещение соединительного валика 12, что позволяет устранить повышенный износ шлицевого соединения.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий.

Похожие патенты RU2220303C2

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Костюкович Юрий Васильевич
RU2479736C1
УСТРОЙСТВО ОТБОРА МОЩНОСТИ 2000
  • Кашбиев Г.А.
  • Ахметзянов Р.З.
  • Коган Е.Е.
RU2180292C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Артемов Игорь Иосифович
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2437011C1
ТРАКТОР С КОРОБКОЙ ОТБОРА МОЩНОСТИ 2013
  • Момаль Паскаль
  • Валле Себастьен
RU2614425C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ 2001
  • Макаревич П.С.
  • Ищенко В.И.
  • Сосновский А.П.
RU2193095C2
МЕХАНИЧЕСКИЙ СТАРТЕР 1991
  • Климов Василий Васильевич
RU2009365C1
МУФТА ОТБОРА МОЩНОСТИ 2012
  • Рис Сэмюэл Райан
  • Уэйд Джон Р
RU2594095C2
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2017
  • Рааб Готтфрид
  • Кламмер Йозеф
  • Хундсбергер Эвальд
RU2736686C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Тетуев Магомет Бузигитович
RU2406844C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 220 303 C2

Реферат патента 2003 года МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕДНЕГО КОНЦА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение надежности и долговечности привода. Сущность изобретения заключается в том, что механизм привода содержит корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, а также шкив и заглушки. Согласно изобретению, между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 220 303 C2

1. Механизм привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания с переднего конца коленчатого вала, содержащий корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, шкив и заглушки, отличающийся тем, что между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент.2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент установлен между соединительным валиком и заглушкой со стороны коленчатого вала.3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент установлен между соединительным валиком и заглушкой со стороны шкива.4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент установлен между соединительным валиком и заглушкой одновременно со стороны коленчатого вала и со стороны шкива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2220303C2

Чернышев Г.Д
и др
Русская печь 1919
  • Турок Д.И.
SU240A1
- М.: Машиностроение, 1972, с.60, рис.33
US 4991992 А, 12.02.1991
GB 1034305 А, 29.06.1966
US 3986370 А, 19.10.1976
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ С ВАЛА СВОБОДНОЙ ТУРБИНЫ НА ВАЛ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА И ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА 1998
  • Нусберг Р.Ю.
  • Страшелюк В.А.
  • Кубышкин А.В.
RU2138664C1
US 4112710 А, 12.10.1978.

RU 2 220 303 C2

Авторы

Макаревич П.С.

Ищенко В.И.

Сосновский А.П.

Искандаров Ф.Ф.

Леонов С.М.

Даты

2003-12-27Публикация

2001-08-27Подача