Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания.
Известно устройство отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания, содержащее коленчатый вал, на хвостовик которого установлена распределительная шестерня, шкив, размещенный на промежуточной гильзе, жестко сочлененной с распределительной шестерней (см. патент СССР 428618, М.кл. F 02 B 67/06).
Известен привод агрегатов, в котором шкив отбора мощности устанавливается через подшипники на опоре, жестко связанной с корпусом двигателя, на конусную часть переднего носка коленчатого вала посажено водило, с водила через упругие элементы крутящий момент передается шкиву отбора мощности на привод ходовой системы комбайна, привод вентилятора и шестеренного насоса гидросистемы (см. "Дизели СМД-31; СМД-31А; СМД-23; СМД-24", Харьков, "Прапор", 1988, с.18, рис.10).
Недостатком известной конструкции является то, что соединение шкива и коленчатого вала осуществляется через упругие элементы, которые имеют недостаточный срок службы.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявленному техническому решению является привод вспомогательных агрегатов, содержащий закрепленный к передней крышке блока цилиндров корпус, в котором на двух подшипниках установлен вал привода, соединительный валик, входящий одним шлицевым концом в ведущую полумуфту, установленную на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, заглушку и заглушку-пробку, ограничивающих осевое перемещение соединительного валика, крышку с сальником и съемную ступицу шкива, расположенную на коническом конце вала привода. В известном техническом решении производится отбор мощности для привода вентиляторов системы охлаждения, компрессора пневмотормозов и других агрегатов систем автомобиля (см. Г.Д. Чернышев, М.В. Ершов, Я.Б. Письман, Г. И. Созинов "Двигатель ЯМЗ - 240 и его модификации", М., Машиностроение, 1972г., с.60, рис.33).
Недостатком известной конструкции является повышенный износ шлицевого соединения из-за наличия зазоров между заглушками и соединительным валиком.
Была поставлена задача устранить повышенный износ в шлицевом соединении.
Поставленная задача решается за счет того, что в механизме привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с переднего конца коленчатого вала, содержащем корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, шкив, заглушки, между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент, при этом упругий элемент может быть установлен со стороны коленчатого вала или со стороны шкива или одновременно со стороны коленчатого вала и со стороны шкива.
Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию "новизна".
Заявленное техническое решение не является очевидным для квалифицированных специалистов в данной области, так как оно разрешило следующее техническое противоречие:
- с одной стороны, для обеспечения собираемости механизма привода агрегатов необходим осевой зазор между соединительным валиком и заглушками;
- с другой стороны, наличие этих зазоров обуславливает повышенный износ шлицевых соединений.
Установка упругого элемента (например, пружины) между торцом соединительного валика и заглушкой разрешила это противоречие, так как при этом обеспечивается собираемость механизма привода вспомогательных агрегатов ДВС и существенно снижается износ шлицевых соединений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображен механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала с упругим элементом, установленным со стороны коленчатого вала, в разрезе;
на фиг.2 изображен механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала с упругим элементом, установленным со стороны шкива, в разрезе.
Механизм привода вспомогательных агрегатов ДВС с переднего конца коленчатого вала содержит блок цилиндров 1, коленчатый вал 2, гаситель крутильных колебаний 3, шкив 4, переднюю крышку 5 блока цилиндров 1.
К крышке 5 посредством болтов 6 закреплен корпус 7. В корпусе 7 и в передней крышке 5 блока цилиндров размещены подшипники 8, на которые установлен вал привода 9. Вал привода 9 зафиксирован в осевом направлении буртиками и стопорными кольцами. К торцу переднего конца коленчатого вала 2 болтами 10 закреплены гаситель крутильных колебаний 3 и ведущая полумуфта 11.
Соединительный валик 12 имеет утолщения на концах, на которых выполнены шлицы, при этом один шлицевый конец соединительного валика 12 входит в шлицевое отверстие вала привода 9, а другой - в шлицевое отверстие ведущей полумуфты 11.
В отверстиях коленчатого вала 2 и вала привода 9 установлены заглушки 13. Между соединительным валиком 12 и заглушками 13 установлена пружина 14, ограничивающая осевое перемещение соединительного валика 12. При этом пружина 14 может быть установлена между соединительным валиком 12 и заглушкой 13 со стороны коленчатого вала 2, или со стороны шкива 4, или одновременно со стороны коленчатого вала 2 и со стороны шкива 4.
Крутящий момент передается от коленчатого вала 2 на ведущую полумуфту 11, а затем через соединительный валик 12 на вал привода 9 и затем на шкив 4. Пружина 14 ограничивает осевое перемещение соединительного валика 12, что позволяет устранить повышенный износ шлицевого соединения.
Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2479736C1 |
УСТРОЙСТВО ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2000 |
|
RU2180292C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2437011C1 |
ТРАКТОР С КОРОБКОЙ ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2013 |
|
RU2614425C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2001 |
|
RU2193095C2 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ СТАРТЕР | 1991 |
|
RU2009365C1 |
МУФТА ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2012 |
|
RU2594095C2 |
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2017 |
|
RU2736686C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2406844C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение надежности и долговечности привода. Сущность изобретения заключается в том, что механизм привода содержит корпус, закрепленный к передней крышке блока цилиндров, вал привода, установленный на подшипниках, соединительный валик, входящий одним концом в шлицевое отверстие ведущей полумуфты, установленной на переднем конце коленчатого вала, а другим - в шлицевое отверстие вала привода, а также шкив и заглушки. Согласно изобретению, между соединительным валиком и заглушкой установлен упругий элемент. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Чернышев Г.Д | |||
и др | |||
Русская печь | 1919 |
|
SU240A1 |
- М.: Машиностроение, 1972, с.60, рис.33 | |||
US 4991992 А, 12.02.1991 | |||
GB 1034305 А, 29.06.1966 | |||
US 3986370 А, 19.10.1976 | |||
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ С ВАЛА СВОБОДНОЙ ТУРБИНЫ НА ВАЛ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА И ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 1998 |
|
RU2138664C1 |
US 4112710 А, 12.10.1978. |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2001-08-27—Подача