НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 2002 года по МПК B61F5/52 B61F5/16 

Описание патента на изобретение RU2193987C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорных балок тележек грузовых вагонов.

Известна конструкция надрессорной балки [1], выполненной в виде пустотелой отливки, включающей в себя верхний пояс с технологическими отверстиями, содержащий кольцевую плиту подпятника с буртом, нижний пояс с внутренними продольными ребрами, вертикальные боковые стенки с технологическими отверстиями и надрессорные постели, у которой с внутренней стороны плиты подпятника выполнены продольные и поперечные подкрепляющие ребра, а технологические отверстия верхнего пояса расположены за пределами технологических отверстий на боковых вертикальных стенках таким образом, чтобы они не пересекались совместно одними и теми же вертикальными плоскостями, касательными к концам отверстий верхнего пояса. При этом технологические отверстия верхнего пояса расположены в зоне, ограниченной плоскостями, проходящими через продольные ребра верхнего пояса.

Недостатком данной конструкции является повышенная металлоемкость подпятникового узла, воспринимающего на себя нагрузку от кузова вагона, обусловленная отсутствием жесткой связи со средней частью нижнего пояса и необходимостью снижения уровня напряжений за счет утолщения подпятниковой плиты и подкрепления ее системой ребер. В результате нарушаются условия последовательного затвердевания отливки, так как наиболее металлоемкая ее часть расположена при заливке внизу литейной формы, что ухудшает качество металла.

Так же известна конструкция надрессорной балки [2], включающей в себя расположенную между верхним и нижним поясами опорную колонку подпятника, которая в верхней части, на расстоянии от основания подпятника не более 2/3 от ее высоты, расчленена в поперечном сечении при помощи жесткой технологический перегородки на две части, соединенные упругоподатливыми в вертикальной плоскости перемычками, огибающими перегородку с торца, а в своей нижней части опорная колонка сопряжена с внутренними продольными ребрами нижнего пояса, причем между основанием подпятника и перегородкой расположены технологические приливы, сопряженные с наружной поверхностью опорной колонки и образующие по наружному контуру поперечного сечения овал с переменной толщиной заключенных внутри него стенок, увеличивающейся по мере удлинения от вертикальной оси колонки до размера, равного у основания подпятника не менее толщины плиты последнего.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа.

Недостатком данной конструкции является то, что под действием крутящего момента относительно продольной оси надрессорной балки наличие расчлененной в поперечном сечении колонки с плоской поверхностью между ее частями снижает жесткость детали из-за отсутствия сопротивления для взаимного горизонтального перемещения частей колонки.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение жесткости надрессорной балки путем фиксации соосного положения частей колонки в горизонтальной плоскости.

Для этого в предлагаемой конструкции надрессорной балки опорную колонку расчленяют на две части при помощи фасонной технологической перегородки, образующей на торцевых поверхностях обеих частей выступы сферической формы и расположенные напротив них сферические гнезда, обеспечивающие взаимное проникновение торцевых поверхностей с плотным прилеганием к сопряженным частям опорной колонки и возможностью только вертикального перемещения их относительно друг друга, при этом высота выступов и глубина гнезд не превышают 1/2 толщины стенки колонки, что обеспечивает фиксацию соосного положения частей колонки в горизонтальной плоскости.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в надрессорной балке тележки грузового вагона, содержащей верхний пояс с технологическими отверстиями, включающий в себя плиту подпятника с кольцевым буртом, нижний пояс с внутренними продольными ребрами, вертикальные боковые стенки, надрессорные постели и расположенную между верхним и нижним поясами опорную колонку подпятника, сопряженную, в своей нижней части, с внутренними продольными ребрами нижнего пояса, которая в верхней части на расстоянии от основания подпятника не более 2-3 от ее высоты расчленена в поперечном сечении при помощи фасонной технологической перегородки, образующей на торцевых поверхностях обеих частей выступы сферической формы и расположенные напротив них сферические гнезда, вместе с этим высота сферических выступов и глубина сферических гнезд не превышают 1/2 толщины стенки колонки.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан фрагмент продольного разреза средней части надрессорной балки тележки грузового вагона, а на фиг.2 - поперечный разрез средней части надрессорной балки по линии А-А фиг.1.

Надрессорная балка содержит верхний 1 и нижний 2 пояса, подпятниковый узел 3 и колонку 4. У основания подпятникового узла 3 выполнены технологические приливы 5, а во внутренней плоскости колонки 4 - две перемычки 6 на уровне разъема литейной формы. Колонка 4 разделена на две части, на расстоянии от основания пятникового узла не более 2/3 от высоты колонки, фасонной технологической перегородкой 7, выполненной из листовой стали, с одной стороны покрытой слоем антипригарной краски, состоящей из двух половин, в каждой из которых по контуру поперечного сечения колонки выполнены сферические углубления 6 радиусом, равным 1/2 толщины стенки колонки 4. Фасонная технологическая перегородка 7 образует на торцевых поверхностях обеих частей колонки выступы 9 сферической формы и расположенные напротив них сферические гнезда 10, обеспечивающие взаимное проникновение торцевых поверхностей с плотным прилеганием к сопряженным частям колонки и возможностью только вертикального перемещения их относительно друг друга, причем высота выступов и глубина гнезд не превышают 1/2 толщины стенки колонки.

В результате внесенных изменений в конструкцию надрессорной балки увеличивается ее жесткость при кручении, а именно наличие на торцевых поверхностях расчлененной в поперечном сечении колонки сферических выступов, входящих в расположенные напротив них гнезда, обеспечивает фиксацию соосного положения частей колонки в горизонтальной плоскости. В случае отсутствия боковых зазоров между поверхностями сферических выступов и гнезд жесткость поперечного сечения надрессорной балки увеличивается и тем больше, чем плотнее прилегание сопряженных частей колонки. Кроме того, выполнение выступов и гнезд со сферической поверхностью целесообразно как с технологической точки зрения, так и по причине уменьшения трения при вертикальном взаимном перемещении частей колонки.

В настоящее время изготовлены опытные образцы и проведены пробеговые испытания под вагонами с осевой нагрузкой 27 тс.

Источники информации
1. А.С. СССР 1463593, B 61 F 5/52.

2. Патент РФ 2056907, B 61 F 5/52 - прототип.

Похожие патенты RU2193987C2

название год авторы номер документа
НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ 2002
  • Ефимов В.П.
  • Попов С.И.
  • Щербаков В.Ю.
  • Пранов А.А.
  • Шенаурин А.А.
  • Шилов А.П.
RU2223190C1
НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1999
  • Ефимов В.П.
  • Андронов В.А.
  • Полявин В.И.
  • Гейлер М.П.
  • Пранов А.А.
  • Шенаурин А.А.
  • Шихалев В.А.
  • Левин А.Б.
RU2181676C2
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2002
  • Шенаурин А.А.
  • Ефимов В.П.
  • Пранов А.А.
  • Андронов В.А.
  • Малых Н.А.
  • Еленевский И.Н.
  • Гейлер М.П.
  • Белоусов К.А.
  • Щекотов В.И.
  • Левин А.Б.
  • Старостин Г.А.
RU2233759C1
НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА 2008
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Белоусов Константин Анатольевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Чернов Владимир Александрович
  • Жуков Иван Валерьевич
  • Норицын Михаил Сергеевич
  • Лепман Александр Анатольевич
  • Фирсова Ирина Николаевна
  • Баранова Ольга Игоревна
  • Поликарпов Алексей Александрович
  • Малых Николай Александрович
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Шпади Дмитрий Владимирович
  • Харыбин Игорь Алексеевич
RU2386560C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1999
  • Зоценко А.Г.
  • Крючков А.В.
  • Герман В.П.
  • Ефимов В.П.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Полявин В.И.
  • Вельчев А.С.
  • Баженевских Ю.М.
  • Шилов А.П.
RU2161102C2
НАКЛАДНАЯ ВИБРАЦИОННАЯ МАШИНА ДЛЯ ВЫГРУЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ИЗ ПОЛУВАГОНОВ 2000
  • Ефимов В.П.
  • Андронов В.А.
  • Дубровин Б.С.
  • Полявин В.И.
  • Крючков А.В.
  • Любимов Ю.А.
  • Герман В.П.
  • Стрельченко А.Н.
RU2181688C2
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА, БОКОВАЯ РАМА И НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2007
  • Шарапов Анатолий Аркадьевич
  • Головизнин Борис Леонидович
  • Малых Николай Александрович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Левин Александр Борисович
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Белоусов Констинтин Анатольевич
  • Щелоков Владимир Федорович
RU2373091C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВАГОН 2000
  • Кузьмин Э.К.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Полявин В.И.
  • Потапов П.Ф.
  • Зоценко А.Г.
  • Родэ М.Я.
  • Белев А.П.
  • Копылова Г.Г.
  • Дорожкин А.В.
  • Баженевских Ю.М.
  • Кравченко И.А.
RU2184669C1
РЕЗОНАНСНАЯ ВИБРОМАШИНА ДЛЯ ВЫГРУЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ИЗ ПОЛУВАГОНОВ 1999
  • Малых Н.А.
  • Ефимов В.П.
  • Андронов В.А.
  • Дубровин Б.С.
  • Полявин В.И.
  • Любимов Ю.А.
  • Крючков А.В.
  • Герман В.П.
RU2160222C1
ТРИАНГЕЛЬ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ 2001
  • Гейлер М.П.
  • Малых Н.А.
  • Шенаурин А.А.
  • Андронов В.А.
  • Ефимов В.П.
  • Шилов А.П.
  • Пранов А.А.
  • Левин А.Б.
  • Шихалев В.А.
  • Самсонов А.В.
RU2199458C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 193 987 C2

Реферат патента 2002 года НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорных балок. Техническим результатом изобретения является повышение жесткости надрессорной балки путем фиксации соосного положения частей колонки в горизонтальной плоскости. Надрессорная балка содержит верхний и нижний пояса, подпятниковый узел и колонку. Колонка разделена на две части фасонной технологической перегородкой, состоящей из двух половин, в каждой из которых по контуру поперечного сечения колонки выполнены сферические углубления. Указанные сферические углубления образуют на торцевых поверхностях обеих частей колонки выступы и расположенные напротив них гнезда. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 193 987 C2

1. Надрессорная балка тележки грузового вагона, содержащая верхний пояс с технологическими отверстиями, включающий в себя плиту подпятника с кольцевым буртом, нижний пояс с внутренними продольными ребрами, вертикальные боковые стенки и расположенную между верхним и нижним поясами опорную колонку подпятника, сопряженную в своей нижней части с внутренними продольными ребрами нижнего пояса, которая в верхней части на расстоянии от основания подпятника не более 2/3 от ее высоты расчленена в поперечном сечении при помощи жесткой технологической перегородки на две части, соединенные упругоподатливыми в вертикальной плоскости перемычками, огибающими перегородку с торца, отличающаяся тем, что опорная колонка расчленена при помощи фасонной технологической перегородки, образующей на торцевых поверхностях обеих частей выступы сферической формы и расположенные напротив них сферические гнезда. 2. Надрессорная балка тележки грузового вагона по п. 1, отличающаяся тем, что высота сферических выступов и глубина сферических гнезд не превышает 1/2 толщины стенки колонки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193987C2

RU 2058907 C1, 27.04.1996.

RU 2 193 987 C2

Авторы

Ефимов В.П.

Андронов В.А.

Попов С.И.

Пранов А.А.

Григурко В.В.

Левин А.Б.

Даты

2002-12-10Публикация

2000-09-11Подача