УСТРОЙСТВО ШУМОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2002 года по МПК B60R13/08 

Описание патента на изобретение RU2195403C2

Изобретение относится к автомобилестроению, а более конкретно к устройствам шумоизоляционного материала транспортного средства, основанным на отражении и поглощении звуковых волн. Предлагаемое устройство может быть использовано и в других отраслях, где требуются указанные свойства.

Известно устройство (1) теплошумоизоляции двигательного отсека, включающее изоляционный слой из синтетической поливинилхлоридной пленки, соединенный посредством поливинилхлоридной пасты с теплошумоизоляционным слоем нетканого материала из синтетических волокон и окантовку - наиболее близкий аналог.

Указанное устройство имеет сложную конструкцию, состоящую из четырех компонентов; не обладает досточной формоустойчивостью для применения в качестве сложной по конфигурации внутренней облицовки автомобиля; не поддается формованию для придания необходимых технологических и эстетических форм, так как нарушается слой промазочной пасты и целостность синтетической поливинилхлоридной пленки; имеет сложную технологию изготовления из-за необходимости формировать окантовку и наносить слой пасты.

Известно устройство (2) для звукоизоляции транспортного средства, состоящее из листа, с приваренными к нему продольными и поперечными ребрами жесткости коробчатого типа, а по периметру и вдоль ребр жесткости устройство снабжено полосами постоянной ширины из вибропоглощающего материала - аналог.

Это устройство не пригодно для использования в легковых автомобилях из-за использования плотных материалов, существенно утяжеляющих транспортное средство, и не обеспечивающих формование изделия для выполнения современных требований по комфортности и технической эстетике салона автомобиля. Кроме того, данное устройство предназначено для уменьшения излучения собственных структурных шумов, создаваемых при работе мощных силовых установок землеройных машин.

Известно также устройство (3) шумовиброизоляционного покрытия, состоящее из плотного слоя, пористого слоя, эластичной перфорированной в местах соприкосновения с пористым слоем пленки, выполненной в виде выступов с образованием пустот - аналог.

Это устройство очень сложно и применяется в автотранспортных средствах, в которых наряду с шумовыми колебаниями имеются значительные вибрационные колебания самого описанного устройства.

Технический результат от изобретения заключается в устранении указанных недостатков и создании конструкции, позволяющей упростить устройство материала, технологию его изготовления, обеспечить формуемость и формоустойчивость материала с высокими шумопоглошаюшими свойствами.

Технический результат в устройстве шумоизоляционного материала транспортного средства, содержащем прочно скрепленные между собой шумоизолящионный и облицовочный слои, первый из которых выполнен из пористого нетканого объемного материала, достигается тем, что пористый шумоизоляционный слой содержит смесь скрепленных между собой волокон льна и штапелированного нитеподобного полипропилена с поверхностной плотностью 500-1000 г/м2 при следующем соотношении компонентов в масс. %: льняные волокна - 50-60, полипропилен - 40-50.

Технический результат достигается также тем, что устройство дополнительно снабжено расположенным между облицовочным и шумоизоляционным слоями слоем пенополиуретана с объемной плотностью 25-30 кг/м3.

Поставленный технический результат достигается еще и тем, что облицовочный слой устройства выполнен из нетканого безниточного полотна на основе полиэфирного и визкозного материала с поверхностной плотностью до 200 г/м2 или полиуретановой пленки.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом. Звуковые волны, поступающие извне, достигая пористого шумоизоляционного слоя из смеси льноволокна и полипропилена, либо отражаются, либо механически разрушаются в лабиринтах пористого слоя. Звуковые волны, преодолевшие эту преграду, далее поглощаются пористым облицовочным слоем.

При применении дополнительного слоя пенополиуретана часть звуковых волн поглощается пенополиуретаном, преобразуясь в тепло.

Изготовление материала осуществляется на формовочной машине под давлением и при высокой температуре. В случае, когда одновременно требуется определенная заданная форма изделия, применяются соответствующие пресс-формы. Исходные составляющие шумоизоляционного и облицовочного слоев накладываются друг на друга и подвергаются воздействию пресс-форм формовочной машины. При этом происходит деформация и спекание штапелированного полипропилена с льняными волокнами и составляющими компонентами облицовочного слоя. После остывания облицовочный и шумоизоляционный слои образуют прочную жесткую конструкцию материала благодаря формоустойчивости остывшего полипропилена. Хорошие шумоизоляционные свойства достигаются благодаря сохранению пористости структуры, обеспечиваемой за счет присутствия не подвергающихся значительной тепловой деформации льняных волокон. Звуковые волны отражаются от такого материала или рассеиваются и не проникают на другую сторону устройства.

Изготовление устройства материала с дополнительными шумопоглощающими свойствами с уложенным между двумя вышеуказанными слоями дополнительного 5-10 мм слоем пенополиуретана плотностью 25-30 кг/м3 осуществляется газокашировальным способом. Затем из полученного триплированного материала формуют необходимые изделия. Дополнительный слой поглощает звуковые волны, преобразуя их в тепло. Таким образом достигается двойной эффект, который необходим в случае защиты от особо шумных объектов, таких как силовая установка автомобиля.

Дополнительно достигаемый технический результат в устройстве иллюстрируется нижеприведенными таблицами и примерами. В таблице 1 приведен перечень параметров образцов устройства материала для выбранных примеров. В таблице 2 приведены коэффициенты поглощения заявляемых устройств материала для указанных в таблице 1 примеров, подтверждающие его высокие акустические свойства в рабочем диапазоне частот. В таблице 3 даны результаты физико-механических испытаний для вышеуказанных примеров. Физико-механическим показатели во всех примерах изобретения одинаковы и намного лучше по сравнению с прототипом. Во всех случаях в нетканом льнопропиленовом слое использовались полипропиленовые волокна 0,68 текс длиной 75 мм и льноволокно номер 4.

Источники информации.

1. Авторское свидетельство СССР 1400928 А1, 4 B 60 R, 13/08, приортет от 27.08.86, НИИ автотракторных материалов. Устройство теплошумоизоляции двигательного отсека транспортного средства.

2. Авторское свидетельство СССР 1698105 А1, 5 B 60 R, 13/08, приоритет от 12.12.89, Производственное объединение "Уралмаш", Звукоизоляционная панель транспортного средства.

3. Авторское свидетельство СССР 1678668 А1, 5 B 60 R, 13/08, приоритет от 10.11.88, Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ", Шумовиброизоляционное покрытие.

Похожие патенты RU2195403C2

название год авторы номер документа
МНОГОСЛОЙНЫЙ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ 1991
  • Осадчая Тамара Михайловна[Ru]
  • Калушин Виктор Михайлович[Ru]
  • Ершова Ольга Николаевна[Ru]
  • Пеньков Виктор Петрович[Ru]
  • Маркичева Зинаида Куприяновна[Ru]
  • Соснихина Нина Ивановна[Ua]
RU2023084C1
ПРЯЖА ДЛЯ ТКАНЫХ И ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Лаврентьева Е.П.
  • Плетникова К.Н.
  • Ребарбар В.М.
  • Тюрина В.Л.
  • Набутовская Г.А.
RU2101398C1
ВЛАГОПОГЛОЩАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ 1999
  • Живетин В.В.
  • Рыжов А.И.
  • Осипов Б.П.
  • Осипова Н.Н.
RU2145369C1
ТКАНЬ 1993
  • Некрасова И.П.
  • Лаврентьева Е.П.
  • Ильин Л.С.
  • Шумлянская И.Ф.
  • Дмитриев А.М.
  • Корнев А.Н.
RU2041989C1
ОБУВНАЯ ТКАНЬ 1999
  • Ольшанская О.М.
  • Грищенкова В.А.
  • Пахнова Т.М.
  • Андреева А.В.
RU2153542C1
ПРЯЖА ДЛЯ ТКАНЫХ И ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ, ТКАНЬ И ТРИКОТАЖНОЕ ПОЛОТНО 1996
  • Шарова Т.М.
  • Лаврентьева Е.П.
  • Орлова Н.П.
RU2090673C1
ШУМОИЗОЛЯЦИОННАЯ ОБИВКА КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Паньков Леонид Анатольевич
  • Фесина Михаил Ильич
  • Краснов Александр Валентинович
RU2369495C2
СПОСОБ ДОСТАВКИ ДЛИННОМЕРНЫХ НЕПРЕРЫВНЫХ ВОЛОКНИСТЫХ СТРУКТУР И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Иванов М.А.
  • Павлов Г.Г.
  • Пятенков И.В.
RU2036829C1
БЫТОВАЯ ТКАНЬ 2001
  • Живетин В.В.
  • Ольшанская О.М.
  • Грищенкова В.А.
  • Шаповалова Е.И.
RU2178024C1
ПРЯЖА ДЛЯ ТКАНЫХ И ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ, ТКАНЬ И ТРИКОТАЖНОЕ ПОЛОТНО 1996
  • Лаврентьева Е.П.
  • Некрасова И.П.
  • Ильин Л.С.
  • Орлова Н.П.
RU2099450C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 195 403 C2

Реферат патента 2002 года УСТРОЙСТВО ШУМОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к устройствам шумоизоляционного материала транспортного средства. Устройство по первому варианту выполнения содержит скрепленные между собой шумоизоляционный и облицовочный слои, первый из которых выполнен из пористого нетканого объемного материала, при этом пористый шумоизоляционный слой содержит смесь скрепленных между собой волокон льна и штапелированного нитеподобного полипропилена с поверхностной плотностью 500-1000 г/м2 при следующем соотношении компонентов, мас.%: льняные волокна 50-60, полипропилен 40-50. По второму варианту выполнения устройство дополнительно снабжено расположенным между облицовочным и шумоизоляционным слоями слоем пенополиуретана с объемной плотностью 25-30 кг/м3. Облицовочный слой может быть выполнен из нетканого безниточного полотна на основе полиэфирного и вискозного материала с поверхностной плотностью до 200 г/м2 или полиуретановой пленки. Технический результат заключается в создании конструкций, позволяющих упростить устройство материала, технологию его изготовления, обеспечить формуемость и формоустойчивость материала с высокими шумопоглощающими свойствами. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения RU 2 195 403 C2

1. Устройство шумоизоляционного материала транспортного средства, содержащее прочно скрепленные между собой шумоизоляционный и облицовочный слои, первый из которых выполнен из пористого нетканого объемного материала, отличающееся тем, что пористый шумоизоляционный слой содержит смесь скрепленных между собой волокон льна и штапелированного нитеподобного полипропилена с поверхностной плотностью 500-1000 г/м2 при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Льняные волокна - 50-60
Полипропилен - 40-50
2. Устройство шумоизоляционного материала транспортного средства, содержащее шумоизоляционный и облицовочный слои, первый из которых выполнен из пористого нетканого объемного материала, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено расположенным между облицовочным и шумоизоляционным слоями слоем пенополиуретана с объемной плотностью 25-30 кг/м3, а пористый шумоизоляционный слой содержит смесь скрепленных между собой волокон льна и штапелированного нитеподобного полипропилена с поверхностной плотностью 500-1000 г/м2 при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Льняные волокна - 50-60
Полипропилен - 40-50
3. Устройство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что облицовочный слой выполнен из нетканого безниточного полотна на основе полиэфирного и вискозного материала с поверхностной плотностью до 200 г/м2 или полиуретановой пленки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2195403C2

МНОГОСЛОЙНЫЙ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ 1991
  • Осадчая Тамара Михайловна[Ru]
  • Калушин Виктор Михайлович[Ru]
  • Ершова Ольга Николаевна[Ru]
  • Пеньков Виктор Петрович[Ru]
  • Маркичева Зинаида Куприяновна[Ru]
  • Соснихина Нина Ивановна[Ua]
RU2023084C1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
Устройство для гармонического синтеза звукового сигнала 1974
  • Митрикас Валентинас Повилович
SU732684A2
СПОСОБ РАЗЛОЖЕНИЯ ВОРОСИЛИКАТНОГО СЫРЬЯ 0
  • Ю. Л. Мартынюк, В. М. Архипова, А. О. Кожевников, П. Г. Перм Ков, Н. Г. Максимов, А. М. Алехин, Ю. А. Шадрин, М. Маркова,
SU334178A1
ЕР 0229977 А, 29.07.1987.

RU 2 195 403 C2

Авторы

Алексеев Е.Е.

Сергеев К.В.

Коровкин В.В.

Кравец Т.Л.

Даты

2002-12-27Публикация

2000-11-08Подача