УСТРОЙСТВО РЕГИСТРАЦИИ ДЕТОНАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2002 года по МПК G01M15/00 F02M65/00 F02P5/152 

Описание патента на изобретение RU2195641C2

Изобретение относится к измерительной и диагностической технике и может быть использовано для регистрации детонации двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

В качестве аналога изобретения может быть рассмотрен датчик детонации, устанавливаемый на двигатель автомобиля семейства ВАЗ с распределенным впрыском топлива (фиг. 2) [1]. В датчике детонации использован пьезоэлектрический кристалл, который во время вибрации генерирует напряжения. Он выполнен таким образом, что резонансная частота его характеристики совпадает с частотой детонации. Датчик установлен в верхней части блока цилиндров двигателя. При обнаружении детонации датчик генерирует сигнал переменного тока, который поступает непосредственно на контроллер. Амплитуда и частота сигнала зависят от уровня детонации. Контроллер обрабатывает этот сигнал, выделяет из всего спектра шума двигателя частоту и амплитуду сигнала, принадлежащего детонации, и в соответствии с ними формирует прямоугольный импульс, по которому корректирует угол опережения зажигания для гашения обнаруженной детонации. Недостатками аналога [1] для двигателей с широкой полосой частот детонационных колебаний является восприятие датчиком детонации колебаний кузова автомобиля при езде по неровной дороге, совпадающих с частотой детонации двигателя, что приводит к ложной работе системы управления двигателем, ухудшает качество работы электронной системы управления двигателем.

Задача изобретения - повышение эффективности работы электронной системы управления двигателем.

Техническим результатом, который может быть достигнут при использовании изобретения, является своевременное безошибочное определение возникшей детонации двигателя, что повышает эффективность управления работой двигателя, улучшает его тягово-экономические показатели работы.

Устройство регистрации детонации двигателя содержит датчик детонации, установленный на двигателе автомобиля и соединенный с входом контроллера, входящего в электронную систему управления двигателем, усилитель канала двигателя, модуль определения автокорреляционной функции канала двигателя, фазочувствительный детектор канала двигателя, вычитающее устройство, датчик детонации, установленный на переднем лонжероне кузова автомобиля, фильтр низких частот, усилитель, модуль определения автокорреляционной функции канала кузова, фазочувствительный детектор канала кузова, логический блок, блок сравнения, устройство сравнения, блок формирования уставки, индикатор, при этом выход датчика детонации, установленного на двигателе, соединен с входом усилителя канала двигателя, выход которого подключен к входу модуля определения автокорреляционной функции канала двигателя, выход которого подключен параллельно к входу фазочувствительного детектора канала двигателя и первому входу вычитающего устройства, выход датчика детонации, установленного на переднем лонжероне кузова автомобиля, соединен со входом фильтра низких частот, выход которого соединен со входом усилителя, выход которого соединен со входом модуля определения автокорреляционной функции канала кузова, выход которого параллельно соединен со вторым входом вычитающего устройства и со входом фазочувствительного детектора канала двигателя, выход вычитающего устройства соединен с первым входом логического блока, выход фазочувствительного детектора канала двигателя соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом фазочувствительного детектора канала кузова, выход блока сравнения соединен со вторым входом логического блока, выход которого соединен с первым входом устройства сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока формирования уставки, выход устройства сравнения соединен параллельно с входом индикатора и с входом контроллера.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства регистрации детонации двигателя, также приведены схема включения датчика детонации двигателя автомобиля семейства ВАЗ (фиг.2) и осциллограммы, поясняющие работу устройства регистрации детонации двигателя (фиг.3).

Устройство регистрации детонации двигателя состоит из датчика детонации 1, установленного на двигателе, соединенного с входом усилителя 2, выход которого подключен к входу модуля 6 определения автокорреляционной функции канала двигателя, выход которого подключен параллельно к входу фазе чувствительного детектора 9 канала двигателя и первому входу вычитающего устройства 8.

Выход датчика детонации 3, установленного на переднем лонжероне кузова автомобиля, соединен с входом фильтра низких частот 4, выход которого соединен со входом усилителя канала кузова, выход которого соединен со входом модуля 7 определения автокорреляционной функции канала кузова, выход которого параллельно соединен со вторым входом вычитающего устройства 8 и с входом фазочувствительного детектора 9. Выход вычитающего устройства 8 соединен с первым входом логического блока 12. Выход фазочувствительного детектора 9 соединен с первым входом блока сравнения 11, второй вход которого соединен с выходом фазочувствительного детектора 10. Выход блока сравнения 11 соединен со вторым входом логического блока 12, выход которого соединен с первым входом устройства сравнения 13, второй вход которого соединен с выходом блока формирования уставки 14. Выход устройства сравнения 13 соединен параллельно с входом индикатора 15 и с входом контроллера 16.

Датчик детонации является прибором акселемометрического типа. Напряжение генерируется датчиком детонации Uвx.д.
Uвx.д.=dР/dCд,
где Р - давление, действующее на пьезоэлемент;
Сд - емкость кабеля усилителя, активное сопротивления самого пьезодатчика.

Фильтр низких частот 4 представляет собой активный RC-фильтр низких частот с полосой пропускания, определения частот диапазона колебаний кузова. Фильтр служит для исключения высокочастотных составляющих ускорений, которые в реальной системе не проникают на кузов.

Модуль 6 определения автокорреляционной функции канала двигателя выполняет измерение автокорреляционной функции kд(τ), используя усреднение по времени:

где Т - время усреднения, с;
t - мгновенное значение времени, с;
Uвx.д.(t) - текущее значение напряжения, выработанное датчиком детонации, установленным на двигателе, В;
Uвx.д.(t-τ) - значение напряжения, выработанное датчиком детонации, установленным на двигателе в предыдущий момент времени (t-τ), В.

Модуль 7 определения автокорреляционной функции канала кузова выполняет измерение автокорреляционной функции kк(τ):

где Т - время усреднения, с;
t - мгновенное значение времени, с;
Uвх.д.(t) - текущее значение напряжения, выработанное датчиком детонации, установленным на двигателе, В;
Uвх.д.(t-τ) - значение напряжения, выработанное датчиком детонации, установленным на двигателе в предыдущий момент времени (t-τ), В.

Вычитающее устройство 8 определяет разницу k(τ) автокорреляционных функций kд(τ) и kk(τ)
k(τ) = |kд(τ)-kк(τ)|.
Фазочувствителъный детектор 9 канала кузова определяет значение текущей фазы сигнала канала кузова ϕк.
Фазочувствительный детектор 10 канала двигателя определяет значение текущей фазы сигнала канала кузова ϕд.
Блок сравнения 11 определяет сдвиг Δϕ автокорреляционных функций kд(τ) и kк(τ):
Δϕ = ϕкmaxдmax.

Логический блок 12 производит определение сигнала Uвых:

Устройство сравнения 13 вырабатывает сигнал Uдет прямоугольной формы, сравнивая сигнал Uвых с опорным напряжением Uon, вырабатываемым блоком формирования уставки 14. Сигнал Uдет, являющийся выходным сигналом устройства регистрации детонации двигателя, подается на индикатор 15 или на соответствующий вход контроллера двигателя 16.

В качестве индикатора используются светодиоды. Зависимость между амплитудой, исследуемых виброускорений GB частотой вибрации f, ускорением g и амплитудой смещения Хв определяется для автомобиля в целом:

При работе двигателя внутреннего сгорания возникают вибрации различной величины при различных режимах работы двигателя, в том числе при детонации:

Устройство регистрации детонации двигателя работает следующим образом.

Сигнал с выхода датчика детонации 1, пропорциональный ускорению двигателя, усиливается усилителем 2, после чего амплитуда сигнала усредняется по времени модулем 6 определения автокорреляционной функции и поступает на первый вход вычитающего устройства 8 и на вход фазочувствительного детектора 9. Сигнал с выхода датчика детонации 3, пропорциональный ускорению переднего лонжерона кузова автомобиля, пропускается через фильтр 4 низких частот, усиливается усилителем 5. После чего амплитуда сигнала усредняется по времени модулем 7 определения автокорреляционной функции и поступает на второй вход вычитающего устройства 8 и на вход фазочувствительного детектора 10. На выходе вычитающего устройства 8 сформируется сигнал, соответствующий разности автокорреляционных функций сигнала с датчика детонации, установленного на двигателе, и сигнала с датчика детонации, установленного на переднем лонжероне кузова, который поступает на первый вход логического устройства 12, на второй вход которого поступает сигнал, сформированный блоком сравнения 11 и соответствующий сдвигу фаз автокорреляционных функций сигнала с датчика детонации, установленного на двигателе, и сигнала с датчика детонации, установленного на переднем лонжероне кузова. Логическое устройство 12 формирует сигнал, учитывающий при сравнении двух автокорреляционных функций сдвиг фаз этих функций, сравниваемый устройством сравнения 13 с опорным напряжением, сформированным блоком формирования уставки 14. Сигнал прямоугольной формы с выхода устройства сравнения 13 поступает на вход индикатора 15 и на вход контроллера 16, входящего в электронную систему управления двигателем, который по этому сигналу изменит режим работы двигателя.

Список используемой литературы
1. Автомобили ВАЗ 21083, ВАЗ 21093, ВАЗ 21099, ВАЗ 21102, ВАЗ 2111. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л) с распределенным впрыском топлива (Российские комплектующие и контроллер М 1.5.4.).

2. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. -М.: Изд-во ЛИВР, 1998. - 86 с.

Похожие патенты RU2195641C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ ИЗНОСА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК АВТОМОБИЛЯ 2001
  • Горшков Б.М.
  • Северин А.А.
  • Шлегель О.А.
  • Кабардин А.Ф.
RU2189561C1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2000
  • Горшков Б.М.
  • Шлегель О.А.
  • Абрамов Г.Н.
  • Северин А.А.
  • Туищев А.И.
RU2215661C2
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2001
  • Горшков Б.М.
  • Северин А.А.
  • Шлегель О.А.
  • Ройтбург Ю.С.
RU2194961C2
СТЕНД ДЛЯ ФОРСИРОВАННЫХ ИСПЫТАНИЙ НА РЕСУРС ТЯГОВО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ 2001
  • Горшков Б.М.
  • Северин А.А.
  • Шлегель О.А.
RU2194963C2
МНОГОКАНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОИСКА СИГНАЛА 2003
  • Бокк О.Ф.
  • Колесниченко Г.Д.
RU2248100C2
ЛИНИЯ РАДИОСВЯЗИ 2001
  • Штефан В.И.
  • Заплетин Ю.В.
  • Безгинов И.Г.
RU2193278C1
СЛЕДЯЩИЙ ПРИЕМНИК ШИРОКОПОЛОСНОГО СИГНАЛА 1999
  • Бокк О.Ф.
  • Колесниченко Г.Д.
RU2157052C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ИНВЕРТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 2000
  • Кузнецов А.В.
RU2183379C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА 2009
  • Менделев Сергей Николаевич
  • Заплатин Михаил Иванович
  • Лосев Герман Петрович
  • Нечаев Владислав Васильевич
RU2397454C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Савченко Олег Федорович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
RU2541072C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 195 641 C2

Реферат патента 2002 года УСТРОЙСТВО РЕГИСТРАЦИИ ДЕТОНАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к измерительной и диагностической технике и может быть использовано для регистрации детонации двигателя. Сигнал датчика детонации, установленный на двигателе, усиливается усилителем, усредняется модулем определения автокорреляционной функции канала двигателя и подается на фазочувствительный детектор канала двигателя и вычитающее устройство, определяющее разницу автокорреляционной функции сигнала датчика детонации канала двигателя и сигнала канала кузова автомобиля, получаемого от датчика детонации, установленного на лонжероне, нормированного фильтром низких частот, усиленного усилителем и усредненного модулем определения автокорреляционной функции канала кузова. Фазочувствительные детекторы определяют фазу сигнала соответствующего канала, сдвиг которых относительно друг друга определяется блоком сравнения. Логическое устройство формирует выходной сигнал, который сравнивается с нормированным сигналом блока формирования уставки и поступает на индикатор или контроллер. Техническим результатом является повышение эффективности работы электронной системы управления двигателем за счет своевременного и безошибочного определения возникшей детонации двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 195 641 C2

Устройство регистрации детонации двигателя, содержащее датчик детонации, установленный на двигателе автомобиля и соединенный с входом контроллера, входящего в электронную систему управления двигателем, отличающееся тем, что дополнительно введены усилитель канала двигателя, модуль определения автокорреляционной функции канала двигателя, фазочувствительный детектор канала двигателя, вычитающее устройство, датчик детонации, установленный на переднем лонжероне кузова автомобиля, фильтр низких частот, усилитель, модуль определения автокорреляционной функции канала кузова, фазочувствительный детектор канала кузова, логический блок, блок сравнения, устройство сравнения, блок формирования уставки, индикатор, при этом выход датчика детонации, установленного на двигателе, соединен с входом усилителя канала двигателя, выход которого подключен к входу модуля определения автокорреляционной функции канала двигателя, выход которого подключен параллельно к входу фазочувствительного детектора канала двигателя и первому входу вычитающего устройства, выход датчика детонации, установленного на переднем лонжероне кузова автомобиля, соединен со входом фильтра низких частот, выход которого соединен со входом усилителя, выход которого соединен со входом модуля определения автокорреляционной функции канала кузова, выход которого параллельно соединен со вторым входом вычитающего устройства и со входом фазочувствительного детектора канала двигателя, выход вычитающего устройства соединен с первым входом логического блока, выход фазочувствительного детектора канала двигателя соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом фазочувствительного детектора канала кузова, выход блока сравнения соединен со вторым входом логического блока, выход которого соединен с первым входом устройства сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока формирования уставки, выход устройства сравнения соединен параллельно с входом индикатора и с входом контроллера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2195641C2

Прибор для определения кривизны буровых скважин 1930
  • Крутулевский И.И.
SU21083A1
Устройство для введения порошкообразных примесей в металл во время его отливки 1925
  • Д.К. Дэвис
SU2111A1
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту
-М.: ЛИВР, 1998, с
Пюпитр для работы на пишущих машинах 1922
  • Лавровский Д.П.
SU86A1
RU 94030792 А1, 20.06.1996
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МЕТОДОМ ИЗМЕНЕНИЯ ХОДА ПОРШНЯ И ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ ЦИЛИНДРОВ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Конюхов В.А.
  • Конюхов А.В.
  • Конюхова Е.В.
RU2121589C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
  • Тютина С.В.
RU2074327C1
DE 4441814 А, 16.11.1995
РЕКОМБИНАТНАЯ ПЛАЗМИДНАЯ ДНК PECO29KI, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СИНТЕЗ ЭНДОНУКЛЕАЗЫ РЕСТРИКЦИИ ECO29KI И ШТАММ ESCHERICHIA COLI - ПРОДУЦЕНТ ЭНДОНУКЛЕАЗЫ РЕСТРИКЦИИ ECO29KI 1992
  • Кравец Анатолий Николаевич[Ua]
  • Солонин Александр Сергеевич[Ru]
  • Перцев Александр Владимирович[Ru]
  • Захарова Марина Викторовна[Ru]
  • Белецкая Ирина Викторовна[Ru]
RU2054037C1
Автооператор 1977
  • Борисов Вячеслав Николаевич
SU622634A1
US 4711213 А, 08.12.1987.

RU 2 195 641 C2

Авторы

Горшков Б.М.

Северин А.А.

Шлегель О.А.

Даты

2002-12-27Публикация

2000-10-25Подача