Изобретение относится к военно-медицинской технике, а именно к техническим средствам военно-медицинской эвакуации. Оно предназначено для извлечения раненых из труднодоступных мест: из люков боевых машин, отсеков кораблей, траншей, подвалов и др.
Извлечение раненых из труднодоступных мест, особенно из боевых машин (например, танков) - сложное и ответственное дело, требующее определенных навыков, осторожности, понимания характера ранения и состояния раненого. Малые размеры внутреннего помещения боевой машины, особенно танка, когда все члены экипажа находятся на своих местах, практически исключают возможность проникновения туда санитаров. Извлечение раненого из боевой машины связано с резкими движениями, которые могут привести к ухудшению состояния раненого - нередко к шоку (см. например, Энциклопедический словарь военной медицины. Под ред. Е. И. Смирнова, т.5. М.: Изд-во медицинской литературы, 1948, с. 438-446). По опыту Великой Отечественной войны эвакуация раненых через аварийный (десантный) люк практически не производилась из-за небольшого расстояния от днища танка до поверхности земли. Считалась возможной эвакуация через этот люк при условии, если земля (снег) под люком будет подкопана и образуется пространство, необходимое для манипуляций подползающего санитара. Чаще эвакуация раненых производится через верхние люки.
В подавляющем большинстве случаев извлечение из верхних люков производится при помощи лямок.
Известны лямки для облегчения труда санитара при переноске раненых (больных) на носилках и без носилок (см., например, А.И.Чирков, Р.А.Марасанов, И. А. Васягин и др. Технические средства медицинской службы Вооруженных Сил СССР. М. : Воениздат МО СССР, 1986, с.25-26). Лямка представляет собой парусиновую ленту с накладкой в средней части и металлической пряжкой на одном конце. Применяется сложенной (восьмеркой) или "кольцом", а при использовании носилок на переправах - развернутой. Лямки применяются на поле боя, в медицинских пунктах батальона и полка, в отдельных медицинских батальонах и отрядах, в подразделениях и частях медицинской эвакуации.
При использовании таких лямок для извлечения раненого из верхнего люка санитар (боец), находящийся внутри танка, после наложения лямок, поднимает и направляет тело раненого, а двое санитаров (бойцов), стоя на башне, осторожно тянут за лямки. Один из стоящих на башне, становясь на колени, поддерживает бедра раненого, в дальнейшем помогая придать ему горизонтальное положение для того, чтобы положить на носилки. Если по характеру и тяжести ранения наложение лямок затруднено, то в танке для подъема раненого должны находиться два санитара. По извлечении из верхнего люка раненого кладут на носилки, поставленные на броню машинного отделения (корму танка).
То есть использование таких устройств (лямок) для извлечения раненых из боевых машин требует участия нескольких санитаров, что было возможно в танках (боевых машинах) периода Второй мировой войны и пятидесятых годов. В современных же боевых машинах из-за отсутствия свободного места для санитаров такое извлечение раненых из люков практически исключено.
Известно также устройство для извлечения раненых из люков боевых машин - "лямка санитарная специальная" (см., например, А.И.Чирков, Р.А.Марасанов, И. А. Васягин и др. Технические средства медицинской службы Вооруженных Сил СССР. М.: Воениздат МО СССР, 1986, с.25-27), предназначенное для извлечения раненых из люков боевых машин, отсеков кораблей, траншей, подвалов и других труднодоступных мест. Оно представляет собой парусиновую ленту с двумя металлическими полукольцами и накладкой из парусины. Это устройство по технической сути является наиболее близким к заявляемому и принимается за его прототип. Для фиксации раненого устройство (лямка) накладывается перекрестно, охватывая концами ноги в верхней части, и закрепляется карабинами за полукольца. Как и в предыдущем случае, это устройство применяется на поле боя, в медицинских пунктах батальона, полка, в отдельных медицинских батальонах и отрядах, в подразделениях и частях медицинской эвакуации.
Оно имеет и такие же недостатки. Его наложение на раненого в современных боевых машинах (особенно в танках с управляемым ракетно-пушечным вооружением) еще более затруднено и возможно только сверху из-за стесненного положения членов экипажа, вызванного большим количеством оборудования на их рабочих местах (вооружение, средства связи и управления, приборы разведки целей и др.). При таком наложении элементов устройства на тело раненого члена экипажа еще больше увеличивается опасность его дополнительного травмирования и нанесения вторичного поражения, а в ряде случаев, как показывает проведенное нами макетирование на современных танках, полностью исключено.
Целью настоящего технического решения является повышение эффективности процесса эвакуации раненых из боевых машин и снижение вероятности возникновения при этом вторичного травмирования.
Эта цель достигается тем,что парусиновая лента выполнена с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и снабжена поперечными и двумя продольными ремнями с пряжками, второй и третьей накладками из парусины, двумя жесткими вставками, верхним и нижним иммобилизующими щитами, соединенными между собой шарнирно с возможностью их стопорения в развернутом положении, а с парусиновой лентой - посредством троса и петель, размещенных с ее тыльной стороны по периметру иммобилизирующих щитов, причем первые части ремней, снабженные пряжками, и вторые, выполненные без пряжек, укреплены на противоположных краях парусиновой ленты, первая и вторая жесткие вставки установлены соответственно у верхнего и нижнего краев парусиновой ленты, симметрично и перпендикулярно к ее продольной оси, и прикреплены к ней соответственно первой и второй накладками, третья парусиновая накладка размещена симметрично и перпендикулярно к продольной оси парусиновой ленты в створе с первой и второй частями самого нижнего поперечного ремня и скреплена с парусиновой лентой по своим верхнему и нижнему краям с образованием поперечной полости, обеспечивающей протягивание через нее второй части самого нижнего поперечного ремня, первые и вторые части продольных ремней закреплены соответственно на первой и второй накладках симметрично продольной оси парусиновой ленты, а полукольца размещены подвижно по одному на каждую из первых частей продольного ремня с возможностью их продольного перемещения между пряжкой и верхним краем парусиновой ленты. Ширина и длина парусиновой ленты выполнены в соответствии с выражениями
0,8Bc≤Bпл≤1,1Bc;
0,9(Lc+Hсп)(Lпл≤1,2(Lc+Hсп),
где Вс - ширина сиденья,
Впл - ширина парусиновой ленты,
Lc - длина сиденья,
Нсп - ширина спинки.
Расстояния между креплениями первых частей продольных ремней и вторых их частей установлены в диапазонах (0,5-0,6)Вс и (0,2-0,3)Вс соответственно. Кроме того, на наружной поверхности продольных ремней в их рабочем положении прикреплены петли для протягивания поперечных ремней, а иммобилизирующие щиты снабжены зацепами для захвата носилок, ручками, подголовником с фиксатором головы и удлинителем, по бокам иммобилизирующих щитов выполнены гнезда со стопорами для зацепов и ручек, в верхней части верхнего иммобилизирующего щита соосно с его продольной осью выполнено гнездо со стопором для подголовника, а в нижней части нижнего иммобилизирующего щита выполнены гнезда со стопорами для удлинителя.
Существенным отличием от прототипа заявляемого технического решения является изменение отношения размеров парусиновой ленты, что позволяет использовать ее в качестве элемента сиденья, а также введение дополнительных элементов, обеспечивающих облегчение и ускорение подготовки устройства и раненого к эвакуации и повышающих степень безопасности самой эвакуации.
Таким образом, в предлагаемом техническом решении обеспечивается получение существенного положительного эффекта, не предусмотренного ни в прототипе, ни в аналогичных технических решениях. Авторам не известны и другие технические решения, в которых решалась бы поставленная задача таким образом.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется двумя чертежами, на которых показаны внешний вид устройства в развернутом положении и размещение его элементов со стороны члена экипажа (фиг.1) и размещение элементов устройства с его тыльной стороны (фиг.2).
На чертежах приняты следующие обозначения:
I - первая (верхняя) часть парусиновой ленты,
II - вторая (нижняя) часть парусиновой ленты,
1 - пряжка продольного ремня,
2 - первая часть продольного ремня,
3 - полукольцо,
4 - первая жесткая вставка,
5 - первая парусиновая накладка,
6 - парусиновая лента,
7 - пряжка поперечного ремня,
8 - первая часть поперечного ремня,
9 - вторая часть поперечного ремня,
10 - третья парусиновая накладка,
11 - поперечная полость,
12 - вторая парусиновая накладка,
13 - вторая жесткая вставка,
14 - вторая часть продольного ремня,
15 - верхний иммобилизирующий щит,
16 - трос,
17 - гнездо со стопором подголовника,
18 - петля,
19 - гнездо со стопором зацепа или ручки иммобилизирующего щита,
20 - ручка парусиновой ленты,
21 - шарнир со стопором,
22 - гнездо со стопором удлинителя,
23 - нижний иммобилизирующий щит.
Все элементы предложенного устройства, как известные, так и введенные, просты в изготовлении, могут быть выполнены в войсковых условиях и даже в кустарном производстве. Пряжки 1, 7 продольных и поперечных ремней выполняются, как правило, металлическими. Первые 2, 8 и вторые 9, 14 части ремней могут быть как едиными целыми ремнями (продольными или поперечными), так и разнесенными по краям парусиновой ленты (как показано на фиг.1). Полукольца 3, первая 4 и вторая 13 жесткие вставки выполнены металлическими. Первая 5, вторая 12 и третья 10 парусиновые накладки, петли 18 и ручки 20 выполнены из того же материала, что и парусиновая лента 6, но могут быть изготовлены также из кожи или кожезаменителя. Первая 4 и вторая 13 жесткие вставки размещаются соответственно на верхнем и нижнем краях парусиновой ленты, симметрично и перпендикулярно к ее продольной оси, а затем накрываются первой и второй парусиновыми накладками, как правило, пришитыми в дальнейшем по своему периметру к парусиновой ленте, так, чтобы накладки и жесткие вставки не перемещались относительно парусиновой ленты. Этим самым предотвращается возможность сближения продольных ремней между собой, что снижает устойчивость раненого и повышает травмоопасность. Третья парусиновая накладка 10 по аналогии с первыми двумя размещена симметрично и перпендикулярно к продольной оси парусиновой ленты в створе с первой и второй частями самого нижнего поперечного ремня. Она скреплена с парусиновой лентой своими верхними и нижним краями, например прошита с образованием поперечной полости, обеспечивающей протягивание через нее второй части самого нижнего поперечного ремня. Таким же образом выполнены и скреплены с парусиновой лентой петли 18, служащие для переноски раненого вне машины при отсутствии иммобилизующих щитов 15 и 23, однако размещены они по периметру иммобилизирующих щитов, параллельно их краям, и служат они для протягивания через них троса 16, обеспечивающего крепление иммобилизирующих щитов 15 и 23 к парусиновой ленте 6, с ее тыльной стороны.
Первые 2 и вторые 14 части продольных ремней закреплены соответственно на первой и второй накладках, симметрично (в растянутом положении) продольной оси парусиновой ленты. Полукольца 3 размещены подвижно по одному на каждой из первых частей продольного ремня с возможностью перемещения вдоль ремня между пряжкой и верхним краем парусиновой ленты.
Ширина и длина парусиновой ленты 6 определяются выражениями:
0,8Bc≤Bпл≤1,1Bc;
0,9(Lc+Hсп)≤Lпл≤1,2(Lc+Hсп),
где Вс - ширина сиденья,
Впл - ширина парусиновой ленты,
Lc - длина сиденья,
Нсп - ширина спинки.
а расстояние между креплениями первых частей продольных ремней и вторых их частей установлены в диапазонах (0,5-0,6)Вс и (0,2-0,3)Вс соответственно.
Верхний 15 и нижний 23 иммобилизирующие щиты выполнены из многослойной фанеры, что обеспечивает их жесткость, прочность и относительную легкость. В каждом из них выполнены гнезда 17, 19 и 23 со стопорами. Для уменьшения общей толщины иммобилизирующих щитов гнезда выполнены плоскими, а стопоры размещены по их бокам (не показано). Гнездо 17, расположенное в верхней части верхнего иммобилизирующего щита, обеспечивает крепление подголовника, гнезда 19, расположенные по бокам иммобилизирующих щитов, обеспечивают крепление ручек для переноски раненого вне боевой машины или зацепов для захвата носилок, а гнезда 22, расположенные в нижней части нижнего иммобилизирующего щита, обеспечивают крепление удлинителя (не показан) иммобилизирующих щитов для укладки ног раненого при ее переноске или транспортировании вне боевой машины. Шарниры 21 обеспечивают перемещение верхнего и нижнего иммобилизирующих щитов в плоскости перемещения спинки сиденья члена экипажа боевой машины относительно его подушки. Шарниры снабжены стопором, обеспечивающим стопорение верхнего и нижнего иммобилизирующих щитов между собой при их развернутом (соосном) положении.
Работа по эвакуации раненых из боевых машин с предложенным устройством происходит следующим образом.
В исходном положении, перед посадкой экипажа в боевую машину для выполнения боевого задания, устройство (парусиновая лента 6 с закрепленными на ее тыльной стороне посредством троса 16 и петель 18 иммобилизирующими щитами) устанавливается на сиденье члена экипажа. При этом его правая (верхняя) часть I устанавливается на спинке сиденья, а вторая (нижняя) часть II - на подушке так, чтобы нижний край второй (нижней) части парусиновой ленты совпадал с передним краем подушки, а верхний край первой (верхней) ее части совпадал с верхним краем спинки сиденья. Вторые части продольных ремней пропускаются снизу подушки и сзади спинки сиденья до пряжек 1 первых частей ремней и с их помощью ремни затягиваются, но так, чтобы парусиновая лента 6 не потеряла контакт с элементами сиденья, особенно по границе между спинкой и подушкой, соответствующей на чертеже поперечной пунктирной линии. Затем вторые части поперечных ремней также пропускаются под подушкой сиденья (поперечные ремни второй (нижней) части парусиновой ленты II) и за его спинкой (поперечные ремни первой (верхней) части парусиновой ленты I) и затягиваются с помощью пряжек 7. Эти операции при отсутствии члена экипажа на сиденье выполняются легко и свободно. В таком положении устройства член экипажа занимает место в сиденье и выполняет заданные функции на своем рабочем месте.
В случае ранения члена экипажа и остановки боевой машины другой член экипажа или санитар открывает люк боевой машины над пострадавшим, наклоняясь через открытый люк, отстегивает продольные и поперечные ремни, прикрепляет ими раненого к парусиновой ленте 6 в следующей последовательности. Вначале прикрепляет ноги раненого к парусиновой ленте, для чего вторую часть самого последнего поперечного ремня продвигает над левой ногой в полость 11 под третьей накладкой 10, вытащив из полости 11 вторую часть ремня, накладывает ее теперь уже на правую ногу сверху и затягивает с помощью пряжки 7. Затем вторые части продольных ремней 14 пропускает между ног раненого и посредством пряжек 1 соединяет без затягивания с их первыми частями 2, последовательно затягивает на раненом поперечные ремни, начиная с предпоследнего нижнего (на второй (нижней) части парусиновой ленты II) и заканчивая верхним - (на первой (верхней) части I) парусиновой ленты 6. При этом необходимо следить, чтобы продольные ремни ровно и равномерно касались тела раненого, без загибов, скручивания и углов. Только после этого вытягиваются пряжки продольных ремней 1. Такая последовательность затяжки ремней обеспечивает плотное прилегание продольных ремней к телу раненого независимо от угла между туловищем раненого и его ногами, что в последующем, при извлечении раненого через люк, обеспечивает возможность изменять этот угол вплоть до 180o (большинство люков современных боевых машин не обеспечивают извлечение через них раненого, если этот угол отличается от 180o более, чем на 40o).
В случае необходимости, если раненый не может удерживать свою голову самостоятельно, то в гнездо 17 устанавливается подголовник, в котором голова фиксируется стяжной лентой (не показано).
Убедившись в отсутствии помех извлечению раненого, санитар (второй член экипажа) подсоединяет полукольца 3 (например, при помощи карабинов) к стропам подъемного устройства, в качестве которых могут быть использованы подъемные краны (лебедки, тали), установленные на медицинских, ремонтно-эвакуационных машинах, мастерских и т. п. Поскольку полукольца установлены на первых частях продольных ремней подвижно, то обеспечивается их установка в плоскости равнодействующей всех сил, действующих на наводчика, что исключает появление опрокидывающих моментов и предохраняет тем самым раненого от вторичного травмирования. Извлечение раненого возможно и вручную двумя санитарами или членами экипажа. По мере извлечения раненого из люка верхний 15 и нижний 23 иммобилизирующие щиты поворачиваются относительно друг друга, облегчая при этом движение раненого вверх. В самом конце перемещения раненого щиты разворачиваются до угла 180o друг относительно друга и стопорятся между собой, что существенно уменьшает страдание раненого, в случае повреждения его позвоночника или тазобедренного сустава. А при повреждении нижних конечностей к нижнему иммобилизирующему щиту подсоединяется удлинитель, который может быть выполнен как в виде дополнительного иммобилизирующего щита, так и в виде отдельных опор под каждую ногу. После окончательного извлечения раненого из люка боевой машины его перекладывают на носилки для дальнейшей эвакуации. При отсутствии носилок и невозможности эвакуации раненого, его переносят в ближайшее укрытие (безопасное место) непосредственно на иммобилизирующих щитах (с подголовником и удлинителем) с использованием ручек, устанавливаемых в боковых гнездах 19. Если же иммобилизирующие щиты отсутствуют, то для переноски используются ручки парусиновой ленты 20.
Выполнение парусиновой ленты с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и ее снабжение поперечными и продольными ремнями, жесткими вставками и парусиновыми накладками, иммобилизирующими щитами с тросом их крепления и подголовником обеспечивают возможность всестороннего охвата раненого без его перемещения относительно парусиновой ленты с сохранением подвижности ног в коленном и тазобедренном суставах. Это позволяет механизировать и ускорить извлечение раненых из боевых машин и свести при этом к минимуму опасность их вторичного травмирования. А введение в устройство удлинителя и ручек иммобилизирующих щитов обеспечивает в условиях отсутствия средств эвакуации возможность переноса раненого в укрытие с сохранением травмобезопасности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ РАНЕНЫХ ИЗ БОЕВЫХ МАШИН | 2000 |
|
RU2197214C2 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ | 2012 |
|
RU2486936C1 |
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ И ЭВАКУАЦИИ | 2001 |
|
RU2186554C1 |
СПОСОБ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ | 2012 |
|
RU2488766C1 |
ЭВАКУАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕЙНЕР | 2000 |
|
RU2181062C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
ЭВАКУАТОР | 2007 |
|
RU2379016C2 |
ЭВАКУАЦИОННАЯ ПОДЛОЖКА НА СИДЕНЬЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН | 2022 |
|
RU2796415C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ МАШИНЫ ТЯГАЧОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2209141C2 |
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2134398C1 |
Изобретение относится к военно-медицинской технике и может быть использовано для эвакуации раненых из труднодоступных мест, например из боевых машин. Устройство содержит парусиновую ленту с двумя металлическими полукольцами и накладкой из парусины. Парусиновая лента выполнена с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и снабжена поперечными и двумя продольными ремнями с пряжками, второй и третьей накладками из парусины, двумя жесткими вставками, верхним и нижним иммобилизирующими щитами. Иммобилизирующие щиты соединены между собой шарнирно с возможностью стопорения в развернутом положении, а с парусиновой лентой - посредством троса и петель, размещенных с ее тыльной стороны по периметру иммобилизирующих щитов. В исходном положении устройство крепят в виде чехла указанными ремнями к сиденью члена экипажа. В случае его ранения ремни освобождают и используют для закрепления раненого в парусиновой ленте, которая посредством полуколец прикрепляется к внешним подъемным устройствам, благодаря чему механизируется и ускоряется процесс эвакуации раненого из боевой машины. Кроме того, возможность всестороннего охвата раненого без его перемещения относительно парусиновой ленты, иммобилизация корпуса с сохранением подвижности ног в коленных суставах сводит к минимуму опасность его вторичного травмирования, в том числе и при переносе в ближайшее укрытие. В результате повышается эффективность процесса эвакуации раненных из боевых машин и снижается вероятность возникновения при этом вторичного травмирования. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
ЧИРКОВ А.И | |||
и др | |||
Технические средства медицинской службы Вооруженных Сил СССР | |||
- М.: Воениздат, МО СССР, 1986, с.25-27 | |||
Приспособление для подъема раненых на полевых носилках при помощи корабельных подъемных средств | 1953 |
|
SU104731A1 |
Носилки | 1990 |
|
SU1724230A1 |
Носилки | 1986 |
|
SU1461450A1 |
Авторы
Даты
2003-02-20—Публикация
2000-08-24—Подача