АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО Российский патент 2003 года по МПК B64D25/04 B60N2/42 

Описание патента на изобретение RU2198827C2

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.

Известно амортизационное кресло летчика вертолета, содержащее каркас, сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки по росту и амортизатор, закрепленный за спинкой сиденья (изделие "Памир", руководство по технической эксплуатации С280-7500-0 РЭ, 1984 г.).

Недостатком данного решения является то, что кресло пилота гасит в основном вертикальную составляющую, возникающую при аварийной посадке, силы удара и очень незначительную часть горизонтальной составляющей, что может привести к получению травм летчиком.

Технической задачей заявляемого изобретения является устранение указанного недостатка, т.е. уменьшение возможности травмирования человека, например пилота летательного аппарата, при действии ударных перегрузок, возникающих вследствие аварийной посадки.

Поставленная задача решается тем, что известное амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки кресла по росту и амортизатор, дополнительно снабжено основанием, кронштейном, двумя спаренными рычагами, шарнирно закрепленными между сидением и кронштейном, поясничной опорой, установленной на спинке сидения, и энергопоглощающими устройствами, расположенными на основании в местах крепления к полу кабины. Кроме того, амортизатор выполнен телескопического типа и состоит из пуансона в виде кольца с вмонтированными в него стальными шариками и деформируемого стержня, поясничная опора выполнена съемной с возможностью вертикального перемещения, а механизм регулировки по росту выполнен механическим и состоит из четырех рычагов, двух закрепленных между сиденьем и кронштейном силовых пружин и фиксатора с управляющей ручкой.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен вид сбоку амортизационного кресла, а также его положение после аварийной посадки,
на фиг.2 - вид спереди амортизационного кресла,
на фиг.3 - вид амортизатора в разрезе,
на фиг.4 - вид энергопоглощающего устройства в разрезе,
на фиг.5 - вид механизма регулировки кресла по росту.

Амортизационное кресло, например, пилота летательного аппарата содержит сиденье 1 со спинкой 2, привязную систему 3, основание 4 с энергопоглощающим устройством 5, кронштейн 6, закрепленные между основанием и кронштейном два спаренных рычага 7, механизм регулировки кресла по росту, состоящий из четырех рычагов 8, двух силовых пружин 9, и устройство фиксации 10 сиденья в необходимом положении с управляющей ручкой 11. Между спаренными рычагами в их центральной части шарнирно крепится амортизатор 12, состоящий из пуансона 13 в виде кольца с вмонтированными в него стальными шариками 14 и деформируемого стержня 15. Спинка дополнительно снабжена поясничной опорой 16, которая выполнена съемной с возможностью вертикального перемещения.

Заявляемое амортизационное кресло, например, пилота летательного аппарата работает следующим образом.

В режиме нормальной посадки летательного аппарата деформации энергопоглощающих устройств 5, амортизатора 12 и изменения положения амортизационного кресла не происходит.

В случае аварийной посадки после удара летательного аппарата о землю пол кабины подвергается деформации. Одновременно с этим деформируются закрепленные в основании 4 энергопоглощающие устройства 5, которые частично гасят перегрузки. После этого оставшиеся перегрузки действуют одновременно на спаренные рычаги 7, которые, поворачиваясь, опускают кресло вниз, и на амортизатор 12, который создает необходимое сопротивление данному перемещению, воспринимая как вертикальную, так и горизонтальную составляющие силы удара. Затем перегрузки передаются на механизм регулировки кресла по росту и сиденье 1 со спинкой 2. При этом сиденье со спинкой представляют собой мягкие подушки, которые под действием перегрузки сжимаются и перегрузки передаются непосредственно пилоту. Размещенная в удобном положении поясничная опора 16 позволяет более равномерно распределить приходящуюся на позвоночник пилота нагрузку. Если под действием перегрузки возникает составляющая силы, имеющая направление "спина-грудь", то в работу включается привязная система 3, которая фиксирует пилота в нужном положении.

Похожие патенты RU2198827C2

название год авторы номер документа
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Прокудин Дмитрий Валерьевич
  • Севастьянов Виктор Борисович
  • Шор Александр Михайлович
RU2509005C1
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО 2003
  • Данилин Р.С.
  • Наумов В.А.
  • Фомичев В.М.
RU2236959C1
ПРОТИВОМИННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Безбородов Владимир Александрович
RU2489669C1
КАБИНА ВЕРТОЛЕТА С ТРАВМОБЕЗОПАСНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ 2004
  • Губарев Б.А.
RU2265556C1
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО 2003
  • Данилин Р.С.
  • Наумов В.А.
  • Фомичев В.М.
RU2236360C1
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Слуханов Герман Никитович
  • Егоров Вениамин Александрович
  • Мартягин Алексей Андреевич
  • Чудакова Людмила Александровна
  • Наумов Виктор Александрович
RU2611326C1
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ 2012
  • Брыкин Михаил Петрович
  • Шкарбан Иван Васильевич
RU2509284C1
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Нафиков Ильгиз Юрисович
RU2500582C2
Энергопоглощающее вертолётное кресло К-1 2016
  • Нафиков Ильгиз Юрисович
RU2623859C1
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Головин Владимир Васильевич
  • Егоров Вениамин Александрович
  • Костюченко Вадим Алексеевич
  • Михеев Сергей Викторович
  • Пожарский Александр Леонидович
  • Северин Гай Ильич
  • Соболев Петр Петрович
  • Слуханов Герман Никитович
RU2270138C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 198 827 C2

Реферат патента 2003 года АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке. Амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки кресла по росту и амортизатор, дополнительно снабжено основанием, кронштейном, двумя спаренными рычагами, шарнирно закрепленными между сидением и кронштейном, поясничной опорой, установленной на спинке сиденья, и энергопоглощающими устройствами, расположенными на основании в местах крепления к полу кабины. При этом амортизатор выполнен телескопического типа и шарнирно закреплен между спаренными рычагами, а механизм регулировки кресла по росту выполнен механическим и расположен между сидением и кронштейном. Техническим результатом является уменьшение возможности травмирования пилота при аварии летательного аппарата. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 198 827 C2

1. Амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки кресла по росту и амортизатор, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено основанием, кронштейном, двумя спаренными рычагами, шарнирно закрепленными между основанием и кронштейном, поясничной опорой, установленной на спинке сиденья, и энергопоглощающими устройствами, расположенными на основании в местах крепления к полу кабины, причем амортизатор выполнен телескопического типа и закреплен между спаренными рычагами, а механизм регулировки кресла по росту расположен между сиденьем и кронштейном. 2. Амортизационное кресло по п.1, отличающееся тем, что поясничная опора выполнена съемной с возможностью вертикального перемещения. 3. Амортизационное кресло по п.1, отличающееся тем, что механизм регулировки по росту выполнен механическим и состоит из четырех рычагов, двух закрепленных между сиденьем и кронштейном силовых пружин и фиксатора с управляющей ручкой. 4. Амортизационное кресло по п.1, отличающееся тем, что амортизатор состоит из пуансона в виде кольца с вмонтированными в него стальными шариками и деформируемого стержня.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2198827C2

Кресло члена экипажа летательного аппарата 1986
  • Костанбаев В.С.
  • Буточников И.В.
SU1336436A1
Устройство для управления включением-отключением электропитания внешних устройств в вычислительной системе 1988
  • Пекелис Виктор Григорьевич
  • Шпота Сергей Дмитриевич
  • Кешишьян Владимир Анатольевич
  • Пекелис Игорь Викторович
SU1580372A1
US 4128217 А, 05.12.1978
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Шарун Ю.А.
  • Дроздов С.В.
  • Михайловский А.А.
  • Тузов А.А.
  • Кобелев В.Н.
RU2136518C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 5-(4-[4-(5-ЦИАНО-3-ИНДОЛИЛ)БУТИЛ]-1-ПИПЕРАЗИНИЛ)БЕНЗОФУРАН-2-КАРБОКСАМИДА 2006
  • Бате Андреас
RU2397981C2

RU 2 198 827 C2

Авторы

Северин Г.И.

Соболев П.П.

Слуханов Г.Н.

Егоров В.А.

Даты

2003-02-20Публикация

2000-12-29Подача