Изобретение относится к амортизационным креслам пилотов летательных аппаратов и может быть использовано, например, на вертолетах военного и гражданского назначения.
Известно амортизационное кресло летчика вертолета, содержащее сиденье со спинкой, основание, размещенный между ними механизм регулировки по росту, состоящий из четырех рычагов и устройства фиксации сиденья, и амортизационное устройство, размещенное между основанием и полом кабины (см. заявку №2000133197/28, приоритет от 29.12.2000 г.).
Недостатком данного решения являются:
- ступенчатая ручная регулировка кресла по высоте не обеспечивает установку кресла по линии визирования с необходимой точностью на объектах военного назначения, а также вызывает неудобства на учебных объектах при смене стажеров в процессе полета;
- отсутствие бесступенчатой регулировки с дистанционным управлением (например, при использовании электромеханизма) затрудняет пилотирование объекта и отвлекает внимание пилота, например, при посадке вертолета на палубу;
- когда кресло, при необходимости, переводят в верхнее положение;
- включение механизма регулировки по росту непосредственно в состав амортизационного кресла усложняет как само кресло, так и делает практически невозможным унификацию пилотских и пассажирских кресел;
- встроенный непосредственно в кресло механизм регулировки по росту не позволяет унифицировать его для различных объектов;
- размещение механизма регулировки по росту на сиденье, а основания кресла на амортизационной системе увеличивает суммарную амортизируемую массу и увеличивает тем самым потребную энергоемкость амортизатора и, следовательно, его габариты и вес.
Технической задачей заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков и расширение эксплуатационных возможностей механизма регулировки по росту.
Поставленная задача решается тем, что в известном амортизационном кресле механизм регулировки по росту размещен под основанием кресла, его рычаги выполнены двуплечими, закреплены на параллельных трубах и шарнирно установлены в опорах, которые закреплены на общей платформе. Одно плечо каждого из рычагов шарнирно соединены с основанием кресла, а другие плечи соединены между собой попарно тягами. В торцевых отверстиях одной из трубы ее опорах выполнены зубчатые венцы внутреннего зацепления с различным количеством зубьев. С венцами взаимодействуют зубчатые шестерни, установленные на эксцентриковом валу. На одном из торцев вала установлен приводной маховичок с фиксатором.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показано амортизационное кресло с механизмом регулировки по росту; на фиг.2 показан вид по стрелке Б; на фиг.3 - сечение А-А с вариантом ручного привода; на фиг.4 - сечение А-А с вариантом электромеханического привода.
Амортизационное кресло содержит основание 1, сиденье 2 со спинкой 3, рычажное амортизационное устройство 4 с телескопическим амортизатором 5 и механизм регулировки по росту, состоящий из четырех рычагов 6 и 7. Рычаги 6 и 7 выполнены двуплечими и закреплены на двух параллельных трубах 8, шарнирно установленных в опорах 9 и 10, закрепленных на общей платформе 11.
Одно плечо каждого из рычагов 6 и 7 шарнирно соединено с основанием 1 кресла, а другие плечи соединены между собой попарно тягами 12. В торцевых отверстиях одной из труб 8 и ее опорах 9 выполнены зубчатые венцы 13 и 14 внутреннего зацепления с различным числом зубьев. Внутри трубы 8 размещен вал 15, на концах которого выполнены эксцентрики 16, а из них установлены зубчатые шестерни 17, каждая из которых находится в зацеплении, как с зубчатым венцом трубы 8, так и с зубчатым венцом 14 опоры 9.
На одном из торцев вала 15 установлен подпружиненный приводной маховичок 18 с фиксатором 19, выполненный в виде выступа на опоре 9 и ряда расположенных по окружности отверстий на маховичке 18.
При использовании электромеханического привода в одной из опор 20 устанавливается соединенная с валом 15 зубчатая шестерня 21, которая через промежуточную зубчатую шестерню 22 находится в зацеплении с валом-шестерней 23, соединенным с электромеханизмом 24, закрепленным на общей платформе 11.
Работа механизма регулировки по росту осуществляется при ручном приводе путем выведения маховичка 18 из зацепления с фиксатором 19 и его вращения в ту или другую сторону для подъема или опускания сиденья 2, а при электромеханическом приводе - дистанционным включением электромеханизма 24 на подъем или опускание сиденья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО | 2000 |
|
RU2198827C2 |
КРЕСЛО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА | 1966 |
|
SU181769A1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА С ГИДРОВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2014 |
|
RU2604252C2 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2611326C1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА С ГИДРОВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2014 |
|
RU2603812C2 |
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО | 2003 |
|
RU2236959C1 |
КАБИНА ВЕРТОЛЕТА С ТРАВМОБЕЗОПАСНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2265556C1 |
КРЕСЛО | 2015 |
|
RU2609543C1 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170906C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ | 1992 |
|
RU2026699C1 |
Изобретение относится к амортизационным креслам пилотов с механизмом регулировки по росту и может быть использовано, например, на вертолетах военного и гражданского назначения. Кресло содержит основание, сиденье, размещенный между ними механизм регулировки по росту, систему амортизации, размещенную между основанием и полом кабины. В кресле система амортизации размещена между сиденьем и основанием и унифицирована для пилотских и пассажирских кресел. Механизм регулировки по росту располагается между основанием и полом кабины, и выполнен в виде автономного агрегата с ручным или электромеханическим приводом. Технический результат - бесступенчатая регулировка сиденья по росту, максимальное унифицирование пилотских и пассажирских сидений. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2136518C1 |
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2121445C1 |
Кресло члена экипажа летательного аппарата | 1986 |
|
SU1336436A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ ОТРАЖАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА | 2000 |
|
RU2243540C2 |
US 4911381, 27.03.1990 | |||
СПОСОБ АТРАВМАТИЧНОГО УДАЛЕНИЯ КОРНЯ ЗУБА (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2736912C1 |
EP 0423348 A1, 24.04.1991. |
Авторы
Даты
2004-09-20—Публикация
2003-02-14—Подача