БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО Российский патент 2003 года по МПК B63B1/18 

Описание патента на изобретение RU2199466C2

Изобретение относится к судостроению, в частности к быстроходным судам, оборудованным комплексом автоматически управляемых интерцепторов и движущимся в режиме глиссирования.

Известно быстроходное судно (см. патент РФ 2108260 от 25.03.96), оборудованное кормовыми автоматически управляемыми интерцепторами. Известно также быстроходное судно (см. патент 2108258 с приоритетом от 25.03.96), в котором корпус судна выполнен с днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии, и имеются автоматически управляемые интерцепторы.

Однако при движении на скоростях, соответствующих числам Фруда по водоизмещению Fr≥3,5 (для судна водоизмещением 120 т - Vs≥47 уз.), при наличии бокового ветра судно на прямом курсе движется с большими углами дрейфа и перекладки рулей, увеличивая тем самым значения сопротивления движению и потребляемую мощность.

Технический результат от реализации предлагаемого изобретения заключается в снижении значения сопротивления движению и потребляемой мощности и увеличении скорости хода при фиксированном значении располагаемой мощности на скоростях, соответствующих числам Фруда по водоизмещению Fr≥3,5.

Этот технический результат достигается тем, что у быстроходного судна, содержащего корпус со скулой и днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан, с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии, за которым заподлицо с днищем установлены автоматически управляемые интерцепторы, на днище судна перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока.

Предлагаемая совокупность отличительных признаков с присущей ей положительным эффектом авторам из патентной и научно-технической литературы не известна.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 показано быстроходное судно (вид сбоку), оборудованное носовыми и кормовыми автоматически управляемыми интерцепторами, на днище которого перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока.

На фиг.2 показано сечение по шпангоуту в районе установки стабилизатора.

На фиг.3 - профиль продольного сечения стабилизатора.

Быстроходное судно 1 (фиг.1, 2) содержит корпус 2 с остроскулыми обводами 3 и килеватым реданированным днищем 4. В носовой части днища 4 выполнен днищевой редан (уступ) 5, переходящий на скуле в бортовой редан 6 с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии 7. За днищевым реданом установлены носовые автоматически управляемые интерцепторы 8. На фиг.1 показаны кормовые автоматически управляемые интерцепторы 9, установленные за транцевой плитой 10, но они могут располагаться и за кормовым реданом, аналогичным носовому.

Перед носовыми интерцепторами, установленными за носовым реданом, на днище устанавливается стабилизатор в виде вертикальной профилированной пластины 11. На фиг.1 показан стабилизатор прямоугольным, однако он может быть выполнен как трапециевидным, так и эллиптическим.

Установка стабилизатора перед носовыми интерцепторами смещает центр гидродинамического давления в нос, обеспечивая уменьшение углов перекладки рулей и угла дрейфа при движении судна на скоростях, соответствующих Fr≥3,5 при действии бокового ветра, снижая тем самым значения сопротивления движению судна и потребляемой мощности и увеличивая скорость хода.

Предлагаемое техническое решение заложено в проектную документацию быстроходных судов проектов 14310 и 12200, выполненных ГУП ЦМКБ "Алмаз".

Результаты модельных и натурных испытаний показали, что при движении судна на прямом курсе с относительными скоростями Fr≥3,5 при скорости бокового ветра 6-10 м/с предлагаемое техническое решение обеспечивает уменьшение балансировочных углов перекладки рулей и углов дрейфа в 1,5-2 раза. При этом снижение сопротивления движению судна и потребляемой мощности составило около 15%, а увеличение наибольшей скорости хода составило около 7%.

Изобретение предполагается запатентовать в странах, поставляющих на мировой рынок быстроходные морские суда.

Похожие патенты RU2199466C2

название год авторы номер документа
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Баганин А.А.
  • Банников Ю.М.
  • Бомштейн И.Ш.
  • Бочагов В.И.
  • Лукашевский В.А.
  • Серков Н.А.
  • Шляхтенко А.В.
RU2108258C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2000
  • Бочагов В.И.
  • Карпышев А.В.
RU2163554C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2000
  • Рогожкин С.Я.
  • Иванушкин С.А.
  • Солодкий П.М.
  • Якименко И.В.
  • Чабан Т.Н.
RU2172271C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2008
  • Бочагов Виталий Иванович
  • Лейкис Борис Аврамович
  • Грабовец Леонид Герасимович
RU2386567C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Баганин А.А.
  • Банников Ю.М.
  • Бомштейн И.Ш.
  • Бочагов В.И.
  • Лукашевский В.А.
  • Серков Н.А.
  • Шляхтенко А.В.
RU2108260C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Баганин А.А.
  • Банников Ю.М.
  • Бочагов В.И.
  • Лукашевский В.А.
  • Серков Н.А.
  • Шляхтенко А.В.
RU2108259C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Баганин А.А.
  • Банников Ю.М.
  • Бочагов В.И.
  • Лукашевский В.А.
  • Серков Н.А.
  • Шляхтенко А.В.
RU2096240C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2007
  • Бочагов Виталий Иванович
  • Лейкис Борис Аврамович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
RU2355592C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1993
  • Багно А.Н.
  • Вальдман В.А.
  • Кудряшова С.Б.
  • Лордкипанидзе А.Н.
  • Мизина М.Я.
  • Розенман Б.А.
  • Басин М.А.
RU2088463C1
КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1999
  • Бурнаев В.И.
  • Овсиенко Е.И.
RU2161105C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 199 466 C2

Реферат патента 2003 года БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО

Изобретение относится к судостроению и касается строительства быстроходных судов, движущихся в режиме глиссирования и оборудованных комплексом автоматически управляемых интерцепторов. Быстроходное судно имеет корпус со скулой и днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии. За реданом заподлицо с днищем установлены автоматически управляемые интерцепторы. На днище перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока. Модельными и натурными испытаниями показано, что при ходе судна на прямом курсе с относительными скоростями Fr≥3,5 при скорости бокового ветра 6-10 м/с потребляемая мощность может снижаться примерно на 15%, а наибольшая скорость хода может быть увеличена приблизительно на 7%. Технический результат реализации изобретения заключается в снижении значения сопротивления движению и потребляемой мощности, а также в увеличении скорости хода при фиксированном значении располагаемой мощности на скоростях хода, соответствующих числам Фруда по водоизмещению Fr≥3,5. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 199 466 C2

Быстроходное судно, содержащее корпус со скулой и днищевым реданом, переходящим на скуле в бортовой редан с высотой, уменьшающейся до нуля выше стояночной ватерлинии, за которым заподлицо с днищем установлены автоматически управляемые интерцепторы, отличающееся тем, что на днище перед носовыми интерцепторами установлен вертикальный стабилизатор, профилированный вдоль потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2199466C2

БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1996
  • Баганин А.А.
  • Банников Ю.М.
  • Бомштейн И.Ш.
  • Бочагов В.И.
  • Лукашевский В.А.
  • Серков Н.А.
  • Шляхтенко А.В.
RU2108258C1
US 3902445 А, 02.09.1975
US 3763810 А, 09.10.1973.

RU 2 199 466 C2

Авторы

Арсеньев Ю.В.

Афремов А.Ш.

Бомштейн И.Ш.

Оглоблин Ю.Ф.

Осинкин А.Н.

Смолина Н.А.

Шляхтенко А.В.

Даты

2003-02-27Публикация

2000-11-27Подача