Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов.
Известен задний отсек фюзеляжа вертолета Ми-8МТВ, включающий пару створок, закрывающих проем грузовой кабины и обеспечивающих плавность аэродинамических обводов фюзеляжа в зоне соединения его с хвостовой балкой. В правой створке выполнен люк для аварийного покидания вертолета, который закрывается крышкой с механизмом аварийного сброса, состоящим из двух запирающих штырей, кинематически связанных с ручкой, расположенной на внутренней стороне крышки. На крышке установлен уплотнитель, контактирующий с поверхностью створки по периметру люка (Кн.: Вертолет Ми-8МТВ/В.А. Данилов, В.М. Занько, Н. П. Калинин, А.И. Кривко. - М.: Транспорт, 1995, с. 19-20). Данный аналог принят за прототип.
Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является ограниченность использования люка, в частности отсутствие возможности десантирования, ввиду малых размеров люка и сложности установки крышки в люке створки.
Основной задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является расширение эксплуатационных возможностей использования люка за счет увеличения его размеров и оперативности установки и запирания крышки.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является расширение эксплуатационных возможностей люка за счет использования его для дополнительного десантирования людей, а также для загрузки и выгрузки грузов, транспортируемых вертолетом.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном заднем отсеке фюзеляжа вертолета, включающем пару створок, закрывающих проем грузовой кабины, на правой створке выполнен люк с крышкой, на последней установлен уплотнитель, контактирующий с поверхностью створки по периметру люка, а крышка запирается на створке с помощью двух штырей, кинематически связанных с ручкой, расположенной на внутренней стороне крышки, согласно предложенному техническому решению крышка люка установлена изнутри фюзеляжа с упором на внутреннюю сторону створки, при этом в средней части ее закреплена круговая диафрагма, в стенке которой выполнены отверстия, и в последних размещены запирающие штыри, а в центре диафрагмы расположена ось вращения с ручками, установленными на концах оси с обеих сторон крышки; на внутренней стороне крышки закреплены диафрагмы с перфорированной обшивкой, последняя соединена с круговой диафрагмой и окантовкой крышки; ручки снабжены кнопочными фиксаторами положений штырей "Открыто"-"Закрыто"; на круговой диафрагме со стороны внутренней обшивки крышки установлен стопор ручки в положении "Закрыто"; в основании крышки установлены два неподвижных штыря, фиксирующие крышку при закрытии люка с помощью отверстий, образованных в рамке люка; крышка и люк сопряжены по периметру клиновидными поверхностями; уплотнитель выполнен трубчатым и контактирует с внутренней стороной створки; на правой створке ниже люка выполнен настил пола, для чего между створкой и настилом установлены диафрагмы; на внутренней стороне левой створки установлены ложементы и эластичные шнуры для установки и закрепления крышки при открытом люке.
На фиг. 1 показан вертолет с люком в правой створке заднего отсека; на фиг. 2 - вид на правую створку изнутри фюзеляжа (внутренняя обшивка условно не показана); на фиг. 3 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.2.
Задний отсек фюзеляжа 1 состоит из надстройки 2, пары створок 3, закрывающих проем грузовой кабины (фиг. 1). На правой створке выполнен люк с крышкой 4, последняя устанавливается изнутри фюзеляжа 1 и запирается на створке 3 с помощью двух штырей 5, кинематически связанных с ручкой 6 (фиг. 2). В средней части крышки 4 закреплена круговая диафрагма 7, на которой установлен стопор 8 ручки 6 в положении "Закрыто", а в стенке диафрагмы 7 выполнены отверстия для размещения тяг 9 запирающих штырей 5. На внутренней обшивке 10 крышки 4 дополнительно установлена скобообразная ручка 11. В основании крышки 4 на окантовке 12 установлены два неподвижных штыря 13, фиксирующие крышку 4 при закрытии люка с помощью отверстий, образованных в рамке 14 (фиг.3). Внутренняя обшивка 10 крышки 4 выполнена перфорированной и соединена с круговой диафрагмой 7 и окантовкой 12. На створке 3 ниже люка с помощью диафрагм 15 выполнен настил пола 16. На крышке 4 установлен уплотнитель 17 трубчатого сечения, контактирующий с внутренней стороной створки 3 по периметру люка. Крышка 4 в закрытом положении сопряжена с люком створки 3 по периметру клиновидными поверхностями окантовки 12 и рамки 14 под углом α (фиг.4). В центре круговой диафрагмы 7 расположена ось вращения 18 с ручками 6 и 19 с кнопочными фиксаторами 20 положения запирающих штырей 5 "Открыто"-"Закрыто", установленными на концах оси 18 с обеих сторон крышки 4 (фиг.5). На внутренней стороне левой створки установлены ложементы и эластичные шнуры для установки и закрепления крышки при открытом люке.
Задний отсек фюзеляжа работает следующим образом. При закрытых створках 3, в случае необходимости перемещения в грузовую кабину фюзеляжа и обратно, крышку 4 удаляют из люка. Для этого в одной из ручек 6 изнутри заднего отсека или 19 снаружи фюзеляжа 1 нажимают на кнопку 20 фиксатора ручки, поворачивают ее и отпускают кнопку, тем самым с помощью тяг 9 удаляют штыри 5 из соответствующих запирающих отверстий, выполненных в рамке 14, отпирают люк створки 3. Затем крышку 4 наклоняют внутрь заднего отсека фюзеляжа и поднимают с помощью ручек 6 и/или 11, освобождая штыри 13 от рамки 14, после чего крышку 4 переносят на левую створку, размещают на ложементах и закрепляют на ней эластичным шнуром. Устанавливают крышку 4 в люк в обратном порядке. Открепляют крышку на левой створке, берут за ручки 6 и 11, переходят на пол 16 створки 3, устанавливают штырями 13 в соответствующие отверстия в рамке 14 люка и наклоняют верх крышки 4 в сторону створки 3 до упора уплотнителем 17 в рамку 14 створки 3, нажимают на кнопку 20 и поворачивают ручку 6 в положение "Открыто". Затем, прижимая крышку 4 к створке 3, поворачивают ручку 6 в положение "Закрыто" и отпускают кнопку 20, тем самым перемещают штыри 5 в отверстия рамки 14 и закрывают люк. При необходимости ручку 6 фиксируют стопором 8, предотвращая проникновение посторонних лиц в грузовую кабину фюзеляжа вертолета.
На предложенное техническое решение разработана конструкторская документация, изготовлены образцы створок, последние испытаны на серийных вертолетах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЁТА | 2001 |
|
RU2196704C1 |
ГРУЗОВОЙ ЛЮК ВЕРТОЛЕТА | 2000 |
|
RU2175623C1 |
ДВЕРЬ СДВИЖНАЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2789263C1 |
ГРУЗОВОЙ ЛЮК ВЕРТОЛЁТА | 2003 |
|
RU2240955C1 |
ДВЕРЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2300483C1 |
ФЮЗЕЛЯЖ | 2000 |
|
RU2197410C2 |
Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата | 2023 |
|
RU2816324C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ | 2005 |
|
RU2293685C1 |
ТРАП СКЛАДНОЙ ВЕРТОЛЕТА | 2021 |
|
RU2756856C1 |
ЛЕГКИЙ ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО И ВОДНОГО БАЗИРОВАНИЯ "ЛАДОГА-9" | 1994 |
|
RU2132290C1 |
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Задний отсек фюзеляжа вертолета включает пару створок, закрывающих проем грузовой кабины, при этом на правой створке выполнен люк с крышкой, устанавливаемый изнутри фюзеляжа с упором на внутреннюю сторону створки через трубчатый уплотнитель. В средней части крышки закреплена круговая диафрагма, в стенке которой выполнены отверстия и в них размещены запирающие штыри, а в центре диафрагмы расположена ось вращения с ручками, установленными на концах оси с обеих сторон крышки, кинематически связанными со штырями. В основании крышки установлены два неподвижных штыря, фиксирующих крышку при закрытии люка с помощью отверстий, образованных в рамке люка. Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей люка для аварийного покидания вертолета за счет его использования для дополнительного десантирования людей, загрузки и выгрузки грузов. 8 з.п.ф-лы, 5 ил.
Маслоотделитель | 1987 |
|
SU1551821A1 |
Дверь летательного аппарата | 1975 |
|
SU525284A1 |
US 4199120 А, 22.04.1980. |
Авторы
Даты
2003-04-20—Публикация
2001-12-24—Подача