Изобретение относится к авиационной технике, в частности к грузовым люкам вертолетов, и может быть использовано в качестве устройства погрузки и транспортировки грузов.
Известен грузовой трап летательного аппарата, содержащий рампу, шарнирно соединенную с порогом грузовой кабины и с секциями-наездами, и устройство управления секциями-наездами, выполненное в виде качалок, шарнирно соединенных тягами регулируемой длины с порогом грузовой кабины и секциями-наездами. (Авторское свидетельство СССР N 801402. Грузовой трап летательного аппарата. - МПК: B 64 C 1/24. - БИ N 11, 23.03.1986.). Недостатком данного изобретения является сложность конструкции, недостаточная надежность работы трапа, трудности в эксплуатации, ограниченные функциональные возможности.
Известна шарнирная грузовая аппарель, содержащая две секции, которые шарнирно соединены между собой таким образом, что они могут образовывать ось наклона аппарели. Первая из двух секций шарнирно связана с грузовым полом летательного аппарата таким образом, что она может сочленяться с грузовым полом повторно при наклоне. Вторая секция примыкает к поверхности, на которую должен передаваться или с которой должен перемещаться груз. Шарнирное соединение между двумя секциями аппарели обеспечивает перемещение второй секции относительно первой секции аппарели вокруг оси крена так же, как и вокруг оси продольного наклонения при тангаже. (Заявка РСТ (WO) 92/13757. Шарнирная грузовая аппарель. - МПК: B 64 C 1/22. - ИСМ N 11, 1993). Недостатком данного технического решения является громоздкость конструкции, большой вес, сложность в эксплуатации, ограниченные функциональные возможности.
Известен грузовой люк летательного аппарата, содержащий шарнирно закрепленную на фюзеляже с помощью расстыковочных узлов створку и привод ее отклонения, выполненный с расстыковочным узлом и расположенный в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа, при этом створка в опущенном состоянии выполняет роль трапа. (Авторское свидетельство СССР N 1822075 A1. Грузовой люк летательного аппарата. - МПК: B 64 C 1/14, B 64 D 9/00. - БИ N 8, 20.03.1996). Данное изобретение принято за прототип.
Недостатками известного грузового люка летательного аппарата, принятого за прототип, являются ограниченные эксплуатационные и функциональные возможности, которые заключаются в следующем. Сложность подготовки грузового люка к погрузке-выгрузке, например, колесной техники. Чтобы произвести погрузку самоходной техники, необходимо выполнить операции расстыковки привода, отклонить привод вверх изъятием общей оси вращения и зафиксировать расстыковочный узел отклонения привода вверх относительно оси вращения. Невозможна транспортировка длинномерных грузов с открытым люком, а также имеет место повышенный износ и повреждения рабочей поверхности трапа при погрузке-выгрузке, отсутствуют дренажные отверстия в основании внутренней полости трапа, что приводит к накоплению влаги и ускоренному разрушению конструкции.
Задачей предлагаемого решения является создание более простой конструкции грузового люка вертолета, удобной в управлении и пригодной для транспортировки длинномерных грузов и колесной техники, обеспечивающей оперативную загрузку-выгрузку ее в экстремальных условиях, и надежной в эксплуатации.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является повышение эксплуатационных и функциональных возможностей грузового люка вертолета.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном грузовом люке летательного аппарата, содержащем проем грузовой кабины и аппарель, выполняющую функции створки проема и грузового трапа, шарнирно соединенную одной стороной с порогом грузовой кабины, и привод отклонения аппарели, согласно предложенному техническому решению конструкция аппарели выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса, состоящего из взаимосвязанного набора шпангоутов, лонжеронов, балок, стрингеров, обшивки с внутренней и наружной сторон аппарели, в которой лонжероны и балки расположены в зоне прохода колес закатываемой техники, причем на концах крайних балок выполнены элементы шарнирного соединения с порогом грузовой кабины, а грузовой люк дополнительно снабжен двумя тросовыми опорами, подвижно закрепленными одним концом с краями аппарели и другим - с боковыми сторонами проема грузовой кабины посредством, например, кронштейнов; что концы тросовых опор взаимосвязаны с аппарелью посредством быстроразъемных соединений; что тросовые опоры изготовлены длиной, обеспечивающей положение аппарели на уровне плоскости пола грузовой кабины; что вдоль боковых сторон проема грузовой кабины установлены фиксаторы, в которые укладываются тросовые опоры; что поперечные стрингеры внутренней стороны аппарели, выполненные П-образной формы, размещены снаружи обшивки параллельно порогу грузовой кабины и закреплены вместе с обшивкой на балках и лонжеронах каркаса, образуя настил; что П-образные профили установлены длиной, меньшей ширины аппарели, по крайней мере, на величину прилегания ее к проему грузовой кабины, и с шагом, исключающим деформацию обшивки колесами закатываемой техники; что в торце аппарели, примыкающем к порогу грузовой кабины, выполнены дренажные отверстия; что на пороге грузовой кабины установлены щитки, с возможностью поворота их на угол отклонения посредством контакта с аппарелью; что проем грузового люка по периметру снабжен резиновым уплотнителем; что на конце аппарели со стороны наружной обшивки последняя дополнительно оснащена сменной окантовкой; что сменная окантовка выполнена из антикоррозионного материала; что привод аппарели выполнен в виде двух гидроцилиндров, установленных шарнирно посредством кронштейнов по обоим бортам грузовой кабины, при этом шток каждого цилиндра шарнирно соединен с кронштейнами, установленными на каркасе аппарели, а гидроцилиндры соединены с автономной бортовой гидравлической системой привода; что грузовой люк снабжен в верхней части проема двумя стопорными устройствами, состоящими из замков, установленных на бортах грузовой кабины, и бугелей, выполненных на амортизирующих кронштейнах и смонтированных в нише аппарели; что грузовой люк оснащен двумя буферными устройствами с задаваемым усилием прижима к стопорным устройствам аппарели, установленными на боковых сторонах проема выше замков грузового люка.
На фиг. 1 изображен грузовой люк вертолета, вид изнутри на левый борт; на фиг. 2 - схема конструкции аппарели; на фиг. 3 - поперечное сечение аппарели, на фиг. 4 - вид снаружи на концевую часть аппарели.
Грузовой люк вертолета, расположенный в хвостовой части грузовой кабины 1 фюзеляжа, содержит проем 2 грузового люка, аппарель 3, узел шарниров подвески 4 аппарели к порогу грузовой кабины, гидроцилиндры 5 привода аппарели, узлы крепления 6 гидроцилиндров к бортам фюзеляжа, откидные щитки 7, тросовые опоры 8, узлы подвижного соединения 9 тросовой опоры аппарели с фюзеляжем, фиксаторы 10 тросовых опор, замки 11 стопорного устройства, буферные устройства 12, резиновый уплотнитель 13 (фиг. 1). Аппарель 3 выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса, состоящего из балок 14, лонжеронов 15, шпангоутов 16, стрингеров 17, быстроразъемных соединений 18 тросовых опор с аппарелью, бугелей 19, кронштейнов 20 крепления штоков гидроцилиндров, дренажных отверстий 21 и П-образных профилей 22 (фиг. 2). Аппарель содержит обшивку внутренней стороны 23, обшивку наружной стороны 24 (фиг. 3). На конце аппарели 3, с наружной ее стороны, установлена сменная окантовка 25 из антикоррозионного материала (фиг. 4).
Грузовой люк работает следующим образом.
Для открытия грузового люка при наземных погрузочно-разгрузочных работах замки 11 стопорного устройства отстыковываются от бугелей 19 и аппарель 3 под воздействием гидроцилиндров 5 отклоняется вниз относительно порога грузовой кабины. Одновременно с открытием грузового люка откидные щитки 7 аппарели поворачиваются вокруг своей оси и закрывают стык между аппарелью и порогом грузовой кабины. Аппарель 3 опускается до касания грунта сменной окантовкой 25, предохраняющей наружную сторону обшивки 24 от повреждения. В данном положении аппарель выполняет функции трапа. Закатывание колесной техники производится по настилу, образуемому обшивкой внутренней стороны 23 аппарели 3, оснащенной П-образными профилями 24, при этом колеса опираются на поверхность П-образных профилей в зонах усиления каркаса аппарели балками 14 и лонжеронами 15. Для закрытия грузового люка гидроцилиндры 5 поднимают аппарель 3 до соединения ее с проемом 2 грузового люка. При сближении аппарели с проемом края аппарели вступают в контакт с буферными устройствами 10, которые гасят ударную нагрузку. Стопорение аппарели осуществляется путем соединения бугелей 19 с замками 11. За счет пружинящей конструкции бугеля соединение его с замком происходит плавно. Прижим бугелей к замкам обеспечивается буферными устройствами 10, которые предварительно регулируются на заданную величину усилия прижима. Плотность прилегания аппарели к поверхности проема грузового люка достигается за счет резинового уплотнителя 13. В закрытом положении аппарели 3 через дренажные отверстия 21 происходит удаление влаги из внутренней ее полости. Для транспортировки длинномерных грузов в грузовой кабине вертолета концы тросовых опор 8 присоединяют с помощью быстроразъемных соединений 18 к аппарели 3 и последняя опускается до натяжения опор 8. Аппарель удерживается тросовыми опорами на уровне плоскости пола грузовой кабины, и в таком положении производится транспортировка длинномерных грузов. После завершения транспортировки длинномерных грузов аппарель 3 закрывается, а тросовые опоры 8 отсоединяются от аппарели и укладываются в фиксаторы 10.
По данному изобретению разработана конструкторская документация, изготовлен и испытан опытный образец. Техническая документация подготовлена к серийному выпуску изделия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ | 2000 |
|
RU2175625C1 |
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЁТА | 2001 |
|
RU2196704C1 |
ГРУЗОВОЙ ЛЮК ВЕРТОЛЁТА | 2003 |
|
RU2240955C1 |
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЕТА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2268841C2 |
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЕТА | 2001 |
|
RU2186000C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ | 2005 |
|
RU2293685C1 |
ГРУЗОВОЙ ЛЮК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2180307C1 |
ТРАП СКЛАДНОЙ ВЕРТОЛЕТА | 2021 |
|
RU2756856C1 |
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЕТА | 1993 |
|
RU2090450C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ | 2007 |
|
RU2363619C2 |
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в качестве устройства для погрузки и транспортировки. Грузовой люк содержит аппарель, которая выполняет функции створки проема и грузового трапа. Аппарель выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса. Грузовой люк дополнительно содержит две тросовые опоры. Опоры подвижно закреплены одним концом к краям аппарели, а другим - к боковым сторонам проема грузовой кабины. Такое выполнение аппарели позволит улучшить эксплуатационные и функциональные возможности грузового люка вертолета. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
Кнопочный переключатель со световой индикацией | 1981 |
|
SU1054842A1 |
ГРУЗОВОЙ ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2099240C1 |
ГРУЗОВОЙ ЛЮК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1990 |
|
SU1822075A1 |
ГРУЗОВОЙ ТРАП ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 0 |
|
SU343899A1 |
Грузовой трап летательного аппарата | 1968 |
|
SU265726A1 |
КРЫШКА ЛЮКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1999 |
|
RU2144483C1 |
Грузовой трап летательного аппарата | 1979 |
|
SU801402A1 |
Авторы
Даты
2001-11-10—Публикация
2000-07-25—Подача