Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения моторного и котельного топлив для средне-, малооборотных дизелей и котельных установок, особенно в отдаленных и труднодоступных районах Крайнего Севера, дальнего Востока и приравненных к ним, отличающихся экстремальными условиями эксплуатации и максимально жесткими требованиями к надежности и безотказности работы техники.
Известен способ получения моторных топлив, включая флотские мазуты, и котельных топлив по ГОСТ 1667 и ГОСТ 10585 [1] (Справочник по ГСМ под ред. В.М.Школьникова, изд., "Техинформ",1999).
Первые вырабатываются компаундированием остаточных фракций прямой перегонки и термокаталитических процессов со средними дистиллятами этих процессов в соотношении примерно 1:1 и предназначены для применения в средне- и малооборотных дизелях водного, железнодорожного транспорта, автономных дизельэлектрических агрегатов, дорожно-строительной техники и т.п.
Котельные топлива представляют собой смесь остаточных фракций прямой перегонки, вторичных процессов переработки нефти со средними дистиллятами (до 10-15%) этих процессов и предназначены для применения в стационарных, транспортных котельных установках и промышленных печах.
Фракционный состав моторных топлив ограничивается требованием "до 250oС перегоняется не более 15%" (см. ГОСТ 1667), котельных и флотских мазутов не нормируется, но значительно уже, чем моторных топлив. Отличительной их особенностью является широкий диапазон вязкости (от 36 при 50oС до 100 мм2/с при 80oС), температуры застывания (от минус 8 до плюс 40oС) и коксуемости 10%-ого остатка (от 3 до 9%), характеризующей также склонность топлива к осадкообразованию. Естественно, что использование таких топлив, например, в Якутии в зимний период при среднесуточных температурах минус 45 - минус 50oС практически исключается, хотя круглогодичная потребность в них составляет не менее 300 тысяч тонн. Поэтому в настоящее время вся потребность в дешевых моторных топливах и мазутах покрывается Северным завозом дорогостоящих и остродефицитных зимнего сорта дизтоплива марки "З" минус 35oС и авиакеросина типа ТС-1. При температурах минус 30oС и ниже северный вид дизтоплива готовят на нефтебазах компаундированием зимнего дизтоплива и авиакеросина в соотношении 1:2. Это означает, что для выработки 1 т такого северного смесевого топлива необходимо переработать около 6 т нефти.
Вместе с тем, например, Республика Саха (Якутия) располагает значительными запасами извлекаемой из недр нефти. Однако строительство нефтеперерабатывающих предприятий по общепринятой технологической схеме в большинстве случаев технически и экономически нецелесообразно по причине возникновения трудностей с реализацией остаточных топлив, потенциальное содержание которых в нефти составляет в среднем около 50%.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению можно отнести способ получения моторных топлив, состоящий в подготовке, нагреве и фракционировании нефти методом испарения с выделением бензиновой фракции [2] , но объем остаточной фракции составляет 60% (пат. РФ 2110560, С 10 L 1/02, 1995).
Целью изобретения является такой способ получения моторных и котельных топлив, который по сравнению с существующим исключал бы отходы переработки нефти, обеспечивал бы стабильный уровень их низкотемпературных свойств, соответствующих экстремальным условиям их применения на Крайнем Севере, а по моторно-эксплуатационным свойствам - соответственно уровню применения дизельного топлива.
Указанная цель достигается тем, что в известный способ получения моторного и котельного топлив, состоящий в подготовке, нагреве и фракционировании нефти методом испарения с выделением бензиновой фракции вносятся следующие технологические операции:
1. В процессе нагрева всей исходной нефти осуществляют антиструктурирующую вибрационную (виброструйную) обработку всей нефти в магнитном поле.
2. Выделяют бензиновую фракцию при атмосферно-вакуумной разгонке в зависимости от типа вырабатываемого топлива в интервале НК 120-150oC с повышением температуры вспышки остатка нефти, при этом:
- в интервале НК 120oС для повышения температуры вспышки в закрытом тигле остатка нефти после отбора указанной бензиновой фракции до температуры не ниже 30oС, что соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к моторным топливам для автономных дизельэлектрических установок (ТЭУ);
- в интервале НК 150oС путем повышения вакуума на 0,18-0,2 кг/см2 без изменения температуры в реакторе для повышения температуры вспышки в закрытом тигле остатка нефти после отбора данной бензиновой фракции до температуры не ниже 62oС, что соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к моторным топливам для дизелей судовой и тепловозной техники (ТСУ), подконтрольных Государственному Регистру, и котельному топливу.
3. После выделения упомянутых в п. 2 бензиновых фракций вводят в весь остаток нефти многофункциональную присадку, обладающую депрессорными, моюще-диспергирующими, антинагарными и антикоррозионными свойствами.
В качестве многофункциональной присадки используют композицию:
- сополимер этилена с винилацетатом, мол. вес от 1000 до 65000 - от 20 до 60 вес. частей;
- сульфонат щелочноземельных металлов со щелочностью от 20 до 1000 мг KOH/1 г - от 5 до 15 вес. частей;
- алкилдиметиламин с длиной алкильного радикала С4-С20 - от 5 до 15 вес. частей;
- растворитель алкилароматический - от 20 до 60 вес. частей.
Антиструктурирующую вибрационную, в частности виброструйную, обработку в магнитном поле осуществляют со следующими параметрами:
Напряженность магнитного поля - 104 - 106 А/м
Диапазон частоты модуляции - 0,1 - 50 Гц
Ускорение вибратора - 70 - 120 g
Скорость затопленных струй - 10 - 30 м/с
Способ выполняют следующим образом.
В качестве исходного сырья была использована малосернистая нефть Талаканского месторождения Республики Саха (Якутия).
Поскольку Талаканская нефть обладает неудовлетворительными реологическими свойствами, склонна к осадко- и структурообразованию, на начальной стадии подготовки к переработке ее подвергают комплексному воздействию умеренного подогрева (до 50-60oС) и одновременной виброструйной в магнитном поле обработке со следующими параметрами:
Напряженность магнитного поля - 104 - 106 а/м
Основной диапазон частоты модуляции - 0,1 - 50 Гц
Ускорение вибратора - 70 - 120 g
Скорость затопленных струй - 10 - 30 м/с
Этот новый прием позволяет довести основные реологические качества нефти после хранения до их исходных значений (см. табл. 1.).
Из резервуара после упомянутой обработки нефть поступает в реактор однократного испарения, где ее подвергают дополнительному подогреву и при атмосферно-вакуумной разгонке отбирают фракцию ПК 120oС, реализуемую как компонент бензина А-76. Нефтяные газы до С5 утилизируют в печах котельной.
После отбора фракции НК 120oС остаток нефти перекачивают магистральным насосом в товарный парк. По пути движения потока на вход магистрального насоса дополнительно подают под давлением композиционную многофункциональную присадку с помощью дозировочного насоса в концентрации до 0,5%. Тщательное перемешивание присадки с топливом обеспечивают созданием в трубопроводе турбулентного потока с числом Рейнольдса не ниже 25000.
В состав многофункциональной композиционной присадки вовлечены соединения, представляющие собой:
- высокомолекулярные структуры, обладающие депрессорными свойствами;
- металлоорганические продукты, обладающие моюще-диспергирующими и антинагарными свойствами;
- аминосодержащие, обладающие антикоррозионными свойствами.
Пример
- Cополимер этилена с винилацетатом, мол. вес от 1000 до 65000 - 40 вес. частей; - сульфонат щелочноземельных металлов со щелочностью от 20 до 1000 мг KOH/l г - 10 вес. частей;
- алкилдиметиламин с длиной алкильного радикала С4-С20 - 10 вес. частей;
- алкилароматический растворитель, например Нефрас С4-150/200 - 40 вес. частей.
Как следует из данных исследований, представленных в табл. 2, в результате виброструйной обработки нефти, расширения фракционного состава и вовлечения высокоэффективной присадки получено моторное топливо из Талаканской нефти для автономных дизельэлектрических установок (ТЭУ) с температурой застывания минус 50oС и ниже, кинематической вязкостью при 50oС не выше 15 мм2/с и коксуемостью 10%-го остатка не более 2,5% при допустимом уровне температуры вспышки в закрытом тигле не ниже 30oС (см. ГОСТ 305 для дизтоплив марки "А").
Моторное топливо для дизелей судовой и тепловозной техники (ТСУ), подконтрольное Государственному Регистру, а также котельное топливо должны обладать температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 62oС.
В табл. 2 представлены результаты фракционирования Талаканской нефти с отбором фракции НК 140oС путем повышения вакуума на 0,18-0,2 кг/см2 без изменения температуры в реакторе. Как видно, температура вспышки ТСУ составляет 66oС, коксуемость не превышает 3%, допускаемая по ГОСТ 1667 кинематическая вязкость топлива достигает всего лишь 16 мм2/с.
Следовательно, предлагаемый способ получения моторного и котельного топлив позволяет на одной и той же установке, только понижая или повышая вакуум в небольших пределах, получать либо моторное топливо для автономных дизельэлектрических установок (ТЭУ), либо моторное топливо для дизелей судовой и тепловозной техники (ТСУ) и котельное топливо.
На моторном стенде Нижегородского предприятия "Русские Моторы" (РУМО) были проведены сравнительные параметрические испытания полноразмерного дизеля Г-72М (1200 л.с. при 350 мин-1) на 3-х видах топлива: дизельного Л-0,2-62 ГОСТ 305, ДТ ГОСТ 1667 и ТЭУ по ТУ 38.301-1-2000. Приведенные в табл. 3. данные свидетельствуют о том, что опытное топливо ТЭУ по всем моторным характеристикам превосходит стандартное моторное топливо ДТ и находится на уровне применения дизельного топлива Л-0,2.
Таким образом, разработан новый способ получения широкофракционной единой серии моторного и котельного топлив по унифицированной технологии, позволяющей полностью перерабатывать нефть без отходов, загрязняющих среду Северных регионов, расширяющий их фракционный состав и увеличивающий в 1,8 - 2 раза выход целевого продукта, обеспечивающий снижение температуры применения топлив с плюс 20 - минус 5oC до минус 40 - минус 50oC, а также замену дорогостоящего завозного зимнего топлива на дешевое из собственного нефтяного сырья.
Источники
1. Справочник по ГСМ под. Ред. Школьникова, изд. "Техинформ", 1999 г.
2. Патент РФ 2110560, МКИ C 10 L 1/02, 1995 г. "Установка для получения моторных топлив из углеводородного сырья".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 1998 |
|
RU2186085C2 |
СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2001 |
|
RU2200182C2 |
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ НА МАЛОГАБАРИТНОЙ УСТАНОВКЕ | 2004 |
|
RU2269372C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2014 |
|
RU2575256C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2001 |
|
RU2206596C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2205862C1 |
АТМОСФЕРНО-ВАКУУМНАЯ УСТАНОВКА ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ ИЗ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2001 |
|
RU2211853C2 |
СПОСОБ ВИСБРЕКИНГА ОСТАТОЧНОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2008 |
|
RU2389751C2 |
СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И НЕФТИ) | 2000 |
|
RU2191800C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2110560C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения моторных и котельных топлив для средне-, малооборотных дизелей и котельных установок, предназначенных для использования в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, отличающихся экстремальными условиями эксплуатации и жесткими требованиями к надежности и безотказности работы техники. Способ состоит в подготовке, нагреве и фракционировании нефти методом испарения с выделением бензиновой фракции, при этом вносятся следующие технологические операции: в процессе нагрева всей исходной нефти осуществляют антиструктурирующую вибрационную (виброструйную) обработку всей нефти в магнитном поле. Бензиновую фракцию выделяют при атмосферно-вакуумной разгонке в интервале НК - 120-150oC с повышением температуры вспышки моторных и котельных топлив. В весь остаток нефти после выделения бензиновой фракции вводят многофункциональную присадку, обладающую депрессорными, моюще-диспергирующими, антинагарными и антикоррозионными свойствами, обращая его в моторное или котельное топливо. Способ позволяет полностью переработать нефть без отходов, загрязняющих среду, расширить фракционный состав и увеличить в 1,8-2,0 раза выход целевого продукта при снижении температуры применения топлив от диапазона минус 5 - плюс 20oС до диапазона минус 40 - минус 50oС и исключить завоз дорогостоящего зимнего топлива. 2 з.п.ф-лы, 3 табл.
Напряженность магнитного поля - 104-106 А/м
Диапазон частоты модуляции - 0,1-50 Гц
Ускорение вибратора - 70-120 g
Скорость затопленных струй - 10-30 м/с
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве многофункциональной присадки используют композицию: сополимер этилена с винилацетатом от 1000 до 65000 мол. вес, от 20 до 60 вес.ч.; сульфонат щелочноземельных металлов со щелочностью от 20 до 1000 мг КОН/1г, от 5 до 15 вес.ч., алкилдиметиламин с длиной алкильного радикала С4-С20 от 5 до 15 вес.ч., алкилароматический растворитель от 20 до 60 вес.ч.
ШИХТА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1994 |
|
RU2110500C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ, УГЛЕВОДОРОДОВ | 1999 |
|
RU2149886C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2098454C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 0 |
|
SU197074A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
2003-04-20—Публикация
2001-02-09—Подача