СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2016 года по МПК C10L1/10 

Описание патента на изобретение RU2575256C1

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти.

В соответствии с климатическими условиями нашей страны производство низкозастывающих сортов дизельных топлив должно составлять не менее 30% от его общей выработки вместо существующих в настоящее время 12%. Из них всего 4% предназначено для применения при температурах окружающего воздуха минус 30°С и ниже. Производство арктического топлива составляет лишь 1% от общего объема выработки дизельного топлива.

Известен способ получения арктического дизельного топлива путем прямой перегонки нефти с выделением дизельной фракции 160-360°С, вторичной перегонки ее на установке подготовки сырья процесса "Парекс" с выделением фракции НК-200°С, 200°С и 300-360°С, депарафинизации фракции 200-300°С с последующей гидроочисткой и компаундированием депарафинированной фракции 200-300°С, бензиновой фракции НК-200°С от вторичной перегонки дизельного топлива [Энглин Б.А. и др. Получение низкозастывающих дизельных топлив из денормализатов процесса Парекс. // Нефтепереработка и нефтехимия. - 1978. - №1 - с. 1-4].

Недостатком данного способа является применение вторичных процессов, что существенно увеличивает себестоимость топлива и снижает ресурсы его производства. Кроме того, в вышеизложенных способах производства дизельного топлива конец кипения топлива ограничен его низкотемпературными характеристиками не выше 280-300°С, что также значительно снижает его ресурсы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дизельного топлива арктического, включающий первичную перегонку нефти с выделением бензиновой, керосиновой фракций, легкого и тяжелого атмосферного газойля, компаундирование фракций, отличающийся тем, что компаундированию подвергают либо керосиновую фракцию с легким атмосферным газойлем в их массовом соотношении 4:1°С 6:1 или со смесью легкого атмосферного газойля и остатка вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 15:3:1°С 16:4:1; либо смесь керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в массовом соотношении 4:1°С 6:1 со смесью керосиновой фракции с остатком вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 13:4:1°С 15:6:1. Тяжелый атмосферный газойль в топливо арктическое не вовлекается. [Патент RU №2004578, 15.12.93. Бюл. 45-46. Шпунт М.И., Овчинникова Т.Ф., Заяшников Е.Н., Хвостенко Н.Н., Мельман А.З., Прокофьев В.П., Евтушенко В.М., Крылов В.В., Новиков В.Б., Соломахина Л.С., Николаева В.Б., Петровская З.П. Способ получения арктического дизельного топлива]

Недостатком данного способа получения арктического топлива является ограниченность сырьевых ресурсов, обусловленная низким концом кипения топлива, не выше 300°С, а также значительное вовлечение дефицитных керосиновых фракций (см. табл. 1, 2)

Целью данного изобретения является увеличение выхода арктического дизельного топлива из нефти Талаканского происхождения, улучшение их низкотемпературных характеристик.

Поставленная цель достигается путем перегонки нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, отличается тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 (Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. - М.: Химия, 1990. - 238 с.) (сополимерэтилена и ненасыщенного мономера, растворимый в алифатических и ароматических растворителях, изменяющий форму и размеры кристаллов парафинов, формирующихся при понижении температуры, плотность присадки составляет 890-900 кг/м3, температура вспышки 60°С, кинематическая вязкость при 40°С составляет 280 мм2/с, в концентрации 0,55 мас. доли или 0,55 грамм присадки на 100 грамм конечного продукта) в соотношении 0,55 грамм присадки в органическом растворителе.

Полученный таким образом целевой продукт удовлетворяет всем требованиям на арктическое топливо ДАП, с температурой помутнения не выше минус 35°С и застывания не выше минус 55°С (ТУ 38.401879-91). Выход такого топлива составляет 14 мас. на нефть вместо 11% по прототипу [Патент RU №2004578, 15.12.93. Бюл. 45-46. Шпунт М.И., Овчинникова Т.Ф., Заяшников Е.Н., Хвостенко Н.Н., Мельман А.З., Прокофьев В.П., Евтушенко В.М., Крылов В.В., Новиков В.Б., Соломахина Л.С., Николаева В.Б., Петровская З.П. Способ получения арктического дизельного топлива].

По ГОСТ 305-82 в зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива: А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше. Согласно этому ГОСТу полученное топливо может называться арктическим. До введения депрессорной присадки базовое топливо имеет температуру помутнения минус 17°С, а температуру застывания минус 28°С. Введение депрессорной присадки указанного состава и концентрации позволяет улучшить низкотемпературные характеристики и получить целевой продукт арктического дизельного топлива с температурой застывания минус 53°С. Анализ компонентного состава арктического топлива показан в таблице 1. Выход арктического топлива увеличивается с 11 мас. до 14 мас. Ниже приведен пример получения арктического топлива по заявленному способу. В предлагаемом способе содержание в арктическом топливе керосиновых фракций составляет 39%, т.е. расход керосина значительно сокращается (см. табл. 1, 2).

Пример. Нефть Талаканского происхождения подвергают перегонке на установках АРНС-Э с выделением керосинового дистиллята - фракции 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С. Базовый компонент керосиновую фракцию компаундирует с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3. В результате получают продукт, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 305-82 на дизельное топливо летнее, и в полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку Difron 315 в соотношении 0,55 грамм присадки в органическом растворителе и получают арктическое дизельное топливо. Базовое топливо имеет температуру помутнения минус 17°С, застывания минус 28°С. Выход топлива составил 14%. Топливо по основным показателям соответствует на топливо с присадкой ГОСТ 305-82, ГОСТ Р 52368-2005 и ТУ 38.401897-91. Следует также отметить, что в арктическое дизельное топливо, получаемое по предлагаемому изобретению, не вовлекаются бензиновые фракции.

Похожие патенты RU2575256C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Новиков В.Б.
  • Заяшников Е.Н.
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Бройтман А.З.
  • Николаева В.Б.
RU2098458C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2673558C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Кондрашев Д.О.
  • Семенов В.М.
  • Кондрашева Н.К.
  • Безруков А.В.
RU2205862C1
АРКТИЧЕСКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2016
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2618231C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1993
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Николаева В.Б.
  • Новиков В.Б.
  • Соломахина Л.С.
  • Заяшников Е.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Овчинников В.Н.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Данилов А.М.
RU2039080C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА 2014
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Шайдулина Алина Азатовна
  • Кондрашов Дмитрий Олегович
RU2570647C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2011
  • Гаврилов Николай Васильевич
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Гришин Владимир Валентинович
RU2455342C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ланин И.П.
  • Гареев Р.Г.
  • Галиакбаров М.Ф.
  • Пугачев И.В.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
  • Набережнев В.В.
RU2141505C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО 2011
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Лохматов Сергей Викторович
RU2464299C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти. Способ получения арктического дизельного топлива включает первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, способ отличается тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 в концентрации 0,55 г в органическом растворителе. Технический результат - создание арктического дизельного топлива из нефти с улучшением его низкотемпературных свойств. 2 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 575 256 C1

Способ получения арктического дизельного топлива, включающий первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля с их последующим компаундированием и введением депрессорной присадки, отличающийся тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют керосиновый дистиллят - фракцию 180-220°С, 96% которой перегоняется от 180°С, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 280°С, полученную керосиновую фракцию компаундируют с легким атмосферным газойлем в соотношении 2:3 и вводят депрессорную присадку Difron 315 в концентрации 0,55 г в органическом растворителе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2575256C1

RU 2004578 С1, 15.12.1993
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Новиков В.Б.
  • Заяшников Е.Н.
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Бройтман А.З.
  • Николаева В.Б.
RU2098458C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Семенов В.М.
  • Калимуллин М.М.
  • Мальцев А.П.
  • Ланин И.П.
  • Салихов Р.Ф.
  • Пережигина И.Я.
  • Митусова Т.Н.
RU2039791C1
Способ очищения амида ортотолуолсульфокислоты 1921
  • Пантелеймонов Б.Г.
SU315A1
Аппарат для нагревания окружающей его воды 1920
  • Соколов Н.Н.
SU257A1

RU 2 575 256 C1

Авторы

Иовлева Елизавета Лонгиновна

Лебедев Михаил Петрович

Захарова Светлана Семеновна

Даты

2016-02-20Публикация

2014-12-17Подача