КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК F23R3/60 

Описание патента на изобретение RU2206025C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано при создании камер сгорания газотурбинных двигателей.

Известна камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус с закрепленным в нем штуцером и трубку для подачи топлива, закрепленную входным концом в штуцере (см. патент Великобритании 829132, МПК F 23 F 3/00, 24.02.1960).

В данной камере сгорания наблюдается растрескивание трубки в месте заделки в штуцере, что снижает надежность конструкции.

Задачей изобретения является повышение надежности работы камеры сгорания за счет снижения напряжений.

Указанный технический результат достигается тем, что камера сгорания содержит корпус с закрепленным в нем штуцером и трубку для подачи топлива, закрепленную входным концом в штуцере. В штуцере за местом закрепления трубки по ходу топлива выполнена кольцевая полость, в которой установлены фиксирующие кольца и размещенная между ними демпфирующая втулка. Второе по ходу топлива кольцо расположено от входного сечения кольцевой полости на расстоянии не меньше двух диаметров трубки. Кольцевая полость выполнена с уступом в выходной части, первое по ходу топлива кольцо установлено с упором в данный уступ, при этом оба кольца установлены с натягом в штуцере и с зазором относительно трубки. Демпфирующая втулка изготовлена из упругого материала и установлена с натягом в местах контакта со штуцером и трубкой.

На наружной поверхности штуцера в зоне входного сечения кольцевой полости выполнено глухое радиальное отверстие, а напротив него в корпусе камеры сгорания - паз, при этом в отверстии с зазором относительно паза закреплен фиксирующий цилиндрический стержень, причем диаметры отверстия и стержня равны половине диаметра трубки, а глубина отверстия выполнена с размером от 0,4 до 0,6 диаметра трубки.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлен общий вид корпуса камеры сгорания со штуцером и трубкой для подачи топлива; на фиг.2 - продольный разрез штуцера совместно с трубкой, а на фиг.3 - вид А фиг.2.

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с закрепленным в нем штуцером 2 и трубку 3 для подачи топлива, закрепленную входным концом 4 в штуцере 2. В штуцере 2 за местом закрепления трубки 3 по ходу топлива выполнена кольцевая полость 5, в которой установлены фиксирующие кольца 6, 7 и размещенная между ними демпфирующая втулка 8, причем второе по ходу топлива кольцо 7 расположено от входного сечения кольцевой полости 5 на расстоянии 1, не меньше двух диаметров трубки 3 (т.е. 1≥2d). Кольцевая полость 5 выполнена с уступом 9 в выходной части. Первое по ходу топлива кольцо 6 установлено с упором в данный уступ 9, при этом оба кольца 6, 7 установлены с натягом в штуцере 2 и с зазором относительно трубки 3. Демпфирующая втулка 8 изготовлена из упругого материала и установлена с натягом в местах контакта со штуцером 2 и трубкой 3. На наружной поверхности штуцера 2 в зоне входного сечения кольцевой полости 5 выполнено глухое радиальное отверстие 10 диаметром D, а напротив него в корпусе 1 камеры сгорания - паз 11, при этом в отверстии 10 с зазором относительно паза 11, например, равным 0,25 мм, закреплен фиксирующий цилиндрический стержень (палец) 12, причем диаметры отверстия D и стержня 12 равны половине диаметра d трубки 3, а глубина h отверстия 10 выполнена с размером от 0,4 до 0,6 диаметра d трубки 3.

При работе камеры сгорания авиационного газотурбинного двигателя топливо к форсункам (на чертеже не показаны) поступает через штуцер 2 по трубке 3, при этом закрепление трубки 3 в штуцере 2 во входной его части и фиксация в выходной части посредством демпфирующей втулки 8, установленной между двумя фиксирующими кольцами 6 и 7, позволяет уменьшить напряжения в месте заделки трубки 3 и избежать ее разрушения.

Установка в отверстии 10 фиксирующего стержня 12 предохраняет штуцер от его скручивания, что позволяет снизить уровень напряжений при сборке.

При работе камеры сгорания авиационного газотурбинного двигателя топливный коллектор испытывает значительные тепловые перегрузки, что, как правило, приводит к трещинам в местах заделки трубки 3. Для предотвращения возможности возникновения трещин перемещение трубки 3 относительно штуцера 2 ограничивают демпфирующей втулкой 8 и фиксирующими кольцами 6, 7.

При этом, как показывают расчеты и эксперименты, при изменении величины l/d от 1 до 2 происходит резкое падение напряжения в заделке независимо от величины деформации трубки 3 и начального диаметра трубки d. При увеличении l/d от 2 до 3.5 падение напряжения заметно уменьшается и при дальнейшем росте l/d становится несущественным. При сохранении l/d<1 при испытании камеры трубка 3 разрушалась.

Демпфирующая трубка 8 может быть изготовлена из упругого материала, например из прессованных спиралей тонкой проволоки. Втулка 8 устанавливается с натягом как в месте контакта с трубкой 3, так и в месте контакта со штуцером 2. Такое выполнение камеры сгорания позволяет повысить надежность ее работы.

Изобретение может быть использовано как в основных камерах сгорания газотурбинных двигателей, так и в форсажных камерах сгорания.

Похожие патенты RU2206025C1

название год авторы номер документа
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Фомин Е.А.
RU2205989C1
ЛОПАТОЧНЫЙ ВЕНЕЦ СТАТОРА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Фомин Е.А.
  • Фомченко В.А.
  • Копылов Ю.М.
RU2123614C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Иванов Петр Глебович
RU2280814C1
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Иванов П.Г.
RU2212588C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Белоусов В.А.
  • Фомченко В.А.
  • Березин И.В.
RU2123125C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Иванов П.Г.
RU2213875C1
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2003
  • Иванов П.Г.
RU2245447C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Василевский Г.А.
RU2204728C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Симонов М.П.
  • Окроян М.О.
  • Антонян Р.А.
  • Белоусов В.А.
  • Демкин Н.Б.
  • Наумов А.Н.
  • Артамонов Е.С.
  • Иванов П.Г.
RU2181163C1
ЖАРОВАЯ ТРУБА КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Иванов П.Г.
RU2238477C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 206 025 C1

Реферат патента 2003 года КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус с закрепленным в нем штуцером и трубку для подачи топлива, закрепленную входным концом в штуцере. В штуцере за местом закрепления трубки по ходу топлива выполнена кольцевая полость, в которой установлены фиксирующие кольца и размещенная между ними демпфирующая втулка. Второе по ходу топлива кольцо расположено от входного сечения кольцевой полости на расстоянии не меньше двух диаметров трубки. Кольцевая полость выполнена с уступом в выходной части. Первое по ходу топлива кольцо установлено с упором в данный уступ. Оба кольца установлены с натягом в штуцере и с зазором относительно трубки. Демпфирующая втулка изготовлена из упругого материала и установлена с натягом в местах контакта со штуцером и трубкой. На наружной поверхности штуцера в зоне входного сечения кольцевой полости выполнено глухое радиальное отверстие, а напротив него в корпусе камеры сгорания - паз. В отверстии с зазором относительно паза закреплен фиксирующий цилиндрический стержень. Диаметры отверстия и стержня равны половине диаметра трубки, а глубина отверстия выполнена с размером 0,4-0,6 диаметра трубки. Изобретение позволяет повысить надежность работы камеры сгорания за счет снижения напряжений. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 206 025 C1

1. Камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус с закрепленным в нем штуцером и трубку для подачи топлива, закрепленную входным концом в штуцере, отличающаяся тем, что в штуцере за местом закрепления трубки по ходу топлива выполнена кольцевая полость, в которой установлены фиксирующие кольца и размещенная между ними демпфирующая втулка, причем второе по ходу топлива кольцо расположено от входного сечения кольцевой полости на расстоянии не меньше двух диаметров трубки. 2. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что кольцевая полость выполнена с уступом в выходной части, первое по ходу топлива кольцо установлено с упором в данный уступ, при этом оба кольца установлены с натягом в штуцере и с зазором относительно трубки, а демпфирующая втулка изготовлена из упругого материала и установлена с натягом в местах контакта со штуцером и трубкой. 3. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что на наружной поверхности штуцера в зоне входного сечения кольцевой полости выполнено глухое радиальное отверстие, а напротив него в корпусе камеры сгорания - паз, при этом в отверстии закреплен с зазором относительно паза фиксирующий цилиндрический стержень, причем диаметры отверстия и стержня равны половине диаметра трубки, а глубина отверстия выполнена с размером 0,4 - 0,6 диаметра трубки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2206025C1

Примесеулавливатель 1979
  • Покутнев Леонид Сергеевич
SU829132A1
Способ нейтрализации гидролизатов растительного сырья 1974
  • Гельфанд Ефим Дмитриевич
  • Каменный Владимир Иванович
  • Макаровский Борис Михайлович
  • Шалагинова Евдокия Георгиевна
  • Эйхерт Георгий Августович
SU523935A1
ЕР 0628728 A1, 14.12.1994
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Кузнецов В.А.
SU1753783A1
0
  • К. И. Жданов, А. Г. Томилин, А. М. Пол Ков, А. А. Лужин, Ю. Н. Васильев, Н. А. Шеремет, Г. П. Каинов, Ю. Г. Бехли
  • Е. П. Федоров
SU288453A1
ДИФФУЗОР КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1981
  • Фетисов В.И.
  • Бобров Ю.И.
  • Шамбан М.А.
  • Шухов Ф.В.
  • Логовиков Б.С.
SU1032866A1
КАРБЮРАТОР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Белецкий М.А.
  • Борисов В.Н.
  • Федоров В.В.
  • Шлафман Л.И.
RU2044913C1

RU 2 206 025 C1

Авторы

Иванов П.Г.

Даты

2003-06-10Публикация

2002-02-14Подача