Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к четырехтактным двигателям внутреннего сгорания с устройствами для изменения рабочего объема камеры сгорания.
Известно устройство для изменения рабочего объема камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания, содержащее цилиндр, поршень, головку цилиндра, в которой размещены впускной и выпускной клапаны, по меньшей мере, один подвижный цилиндрический подклапанный стакан, установленный в отверстии подклапаного стакана головки цилиндра, распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанных стаканов, причем подклапанный стакан со стороны впускного тракта двигателя снабжен отверстием для впуска воздуха или топливовоздушной смеси, а со стороны поршня - седлом клапана (см. авторское свидетельство СССР 1288319, МПК F 02 B 19/14, опубл. 07.02.1987).
Недостатком известного устройства является недостаточно высокий коэффициент полезного действия (КПД) ввиду плохой очистки паразитного (мертвого) объема камеры сгорания и невозможности получения наиболее эффективного объема камеры сгорания при различных тактах рабочего процесса.
Задачей изобретения является повышение КПД двигателя, снижение расхода топлива и увеличение эффективности работы двигателя.
Поставленная задача достигается тем, что устройство для изменения рабочего объема камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндр, поршень, головку цилиндра, в которой размещены впускной и выпускной клапаны, по меньшей мере, один подвижный цилиндрический подклапанный стакан, установленный в отверстии подклапаного стакана головки цилиндра, распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанного стакана, причем подклапанный стакан со стороны впускного тракта двигателя снабжен отверстием для впуска воздуха или топливовоздушной смеси, а со стороны поршня - седлом клапана, согласно изобретению на наружной стороне подклапанного стакана установлен уплотняющий элемент, на противоположной от поршня стороне подклапанного стакана выполнен, по меньшей мере, один направляющий шток, причем при рабочем такте в крайнем верхнем относительно поршня положении подклапанный стакан с впускным клапаном отделяет камеру сгорания, образованную днищем поршня, днищами подклапанного стакана и впускного клапана и стенками отверстия подклапанного стакана от впускного тракта, на такте выхлопа подклапанный стакан выполнен с возможностью перемещения вместе с впускным клапаном навстречу поршню, вытесняя отработавшие газы из камеры сгорания, а в крайнем нижнем положении относительно верхней мертвой точки (ВМТ) поршня отделяет камеру сгорания от полости цилиндра, на такте всасывания при перемещении поршня от ВМТ к нижней мертвой точке (НМТ) подклапанный стакан выполнен с возможностью перемещения в крайнее верхнее положение относительно поршня, впускной клапан - с возможностью перемещения в крайнее нижнее положение относительно поршня, а после завершения такта всасывания впускной клапан выполнен с возможностью закрытия при неизменном положении подклапанного стакана.
Подклапанный стакан может быть снабжен дополнительным седлом выхлопного клапана, дополнительным отверстием для соединения с выхлопным трактом двигателя и перегородкой между впускным и выхлопным клапанами.
Выхлопной клапан может быть выполнен с возможностью открытия в направлении, совпадающем с движением поршня к ВМТ.
Выхлопной клапан может быть выполнен с возможностью открытия в направлении, противоположном движению поршня к ВМТ, в этом случае в днище поршня может быть выполнена выемка для выхлопного клапана.
Приводной механизм подклапанного стакана может быть выполнен или гидравлическим, или в виде кулачков на распределительном валу.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 показано устройство для изменения рабочего объема камеры сгорания с подклапанным стаканом в крайнем верхнем положении при рабочем такте;
на фиг. 2 - устройство для изменения рабочего объема камеры сгорания с подклапанным стаканом в крайнем нижнем положении во время такта выхлопа при открытом выхлопном клапане;
на фиг. 3 - устройство для изменения рабочего объема камеры сгорания с подклапанным стаканом в крайнем нижнем положении во время такта выхлопа при закрытом выхлопном клапане;
на фиг. 4 - пример выполнения устройства для изменения рабочего объема камеры сгорания с открытым впускным клапаном на такте всасывания и с выхлопным клапаном, который открывается на такте выхлопа в направлении, противоположном направлению движения поршня к ВМТ;
на фиг. 5 - пример выполнения устройства для изменения рабочего объема камеры сгорания с открытым впускным клапаном на такте всасывания и с выхлопным клапаном, который открывается на такте выхлопа в направлении, совпадающем с направлением движения поршня к ВМТ;
на фиг. 6 - пример выполнения устройства для изменения рабочего объема камеры сгорания с подклапанным стаканом, имеющим седла для впускного и выхлопного клапанов.
Устройство для изменения рабочего объема камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, головку 3 цилиндра, в которой размещены впускной и выпускной клапаны 4 и 5 соответственно, по меньшей мере, один подвижный цилиндрический подклапанный стакан 6, установленный в отверстии подклапаного стакана головки 3 цилиндра. Имеются распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанного стакана (не показаны). Подклапанный стакан 6 со стороны впускного тракта 12 двигателя снабжен отверстием 8 для впуска воздуха или топливовоздушной смеси, а со стороны поршня - седлом 7 для впускного клапана 4. На наружной стороне подклапанного стакана 6 установлен уплотняющий элемент 10, на противоположной от поршня 2 стороне подклапанного стакана 6 выполнен, по меньшей мере, один направляющий шток 9. При рабочем такте в крайнем верхнем относительно поршня 2 положении подклапанный стакан 6 с впускным клапаном 4 отделяет камеру сгорания 11, образованную днищем поршня 2, днищами подклапанного стакана 6 и впускного клапана 4, а также стенками отверстия подклапанного стакана от впускного тракта 12. В этом случае камера сгорания 11 соединена с полостью 13 цилиндра.
Подклапанный стакан 6 может быть снабжен дополнительным седлом 7 для выхлопного клапана 5, дополнительным отверстием для соединения с выхлопным трактом двигателя и перегородкой 14 между впускным и выхлопным клапанами 4 и 5 с дополнительным уплотняющими элементами 16.
Выхлопной клапан 5 может быть выполнен с возможностью открытия в направлении, совпадающем с движением поршня 2 к ВМТ (см. фиг.5).
Выхлопной клапан 5 может быть выполнен с возможностью открытия в направлении, противоположном движению поршня 2 к ВМТ, в этом случае в днище поршня может быть выполнена выемка 15 для выхлопного клапана (см. фиг.1-4).
Приводной механизм подклапанного стакана может быть выполнен или гидравлическим, или в виде кулачков на распределительном валу (не показаны).
Устройство для изменения объема камеры сгорания работает следующим образом.
Во время рабочего такта после сгорания топлива поршень 2 перемещается к НМТ. В это время подклапанный стакан 6 находится в крайнем верхнем относительно поршня 2 положении и подклапанный стакан 6 с впускным клапаном 4 отделяет камеру сгорания 11 от впускного тракта 12. В этом случае камера сгорания 11 соединена с полостью 13 цилиндра.
На такте выхлопа при открытом выхлопном клапане 5 подклапанный стакан 6 вместе с впускным клапаном 4 перемещается навстречу поршню 2, уменьшая паразитный (мертвый) объем камеры сгорания 11 и вытесняя из камеры сгорания отработавшие газы. Дойдя до крайнего нижнего положении относительно ВМТ поршня 2, подклапанный стакан 6 с впускным клапаном 4 отделяет камеру сгорания 11 от полости цилиндра 13, уменьшив паразитный (мертвый) объем камеры сгорания до нуля и полностью удалив при этом отработавшие газы из камеры сгорания 11 и полости цилиндра 13. После завершения такта выхлопа выхлопной клапан 5 закрывается.
На такте всасывания, когда поршень 2 перемещается от ВМТ к НМТ, подклапанный стакан 6 перемещается в крайнее верхнее положение, а впускной клапан 4 - в крайнее нижнее положение относительно поршня 2. При открытом впускном клапане 4 происходит процесс всасывания воздуха или топливовоздушной смеси. После завершения такта всасывания, когда поршень 2 опускается в НМТ, впускной клапан 4 закрывается при неизменном положении подклапанного стакана 6 в крайнем верхнем положении.
После завершения такта всасывания, когда подклапанный стакан 6 находится в крайнем верхнем относительно поршня 2 положении и подклапанный стакан 6 с впускным клапаном 4 отделяет камеру сгорания 11 от впускного тракта 12, при перемещении поршня 2 от НМТ к ВМТ начинается такт сжатия рабочего заряда воздуха или топливовоздушной смеси.
После окончания такта сжатия в камеру сгорания подается топливо или электрическая искра, происходит сгорание топлива и начинается рабочий такт.
Перемещение подклапанного стакана 6 может происходить под действием гидравлического приводного механизма, например, такого как в прототипе - а. с. СССР 1288319, или с помощью соответствующим образом спрофилированных кулачков, выполненных на распределительном валу и обеспечивающих перемещение подклапанного стакана 6 для устранения паразитного (мертвого) объема камеры сгорания и очистки ее от отработавших газов и устанавливающих наиболее эффективный объем камеры сгорания для проведения рабочего процесса двигателя.
Изобретение может быть использовано в четырехтактных двигателях внутреннего сгорания с устройствами для изменения рабочего объема камеры сгорания. Устройство содержит цилиндр, поршень, головку цилиндра, в которой размещены впускной и выпускной клапаны, подвижный цилиндрический подклапанный стакан, установленный в отверстии подклапанного стакана головки цилиндра, распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанного стакана. Подклапанный стакан со стороны впускного тракта двигателя снабжен отверстием для впуска воздуха или топливовоздушной смеси, а со стороны поршня - седлом клапана. На наружной стороне подклапанного стакана установлен уплотняющий элемент, на противоположной от поршня стороне подклапанного стакана выполнен, по меньшей мере, один направляющий шток. При рабочем такте в крайнем верхнем относительно поршня положении подклапанный стакан с впускным клапаном отделяет камеру сгорания от впускного тракта. На такте выхлопа подклапанный стакан перемещается навстречу поршню, устраняя паразитный (мертвый) объем камеры сгорания, вытесняя отработавшие газы из камеры сгорания, а в крайнем нижнем положении относительно верхней мертвой точки (ВМТ) поршня отделяет камеру сгорания от полости цилиндра. На такте всасывания при перемещении поршня от ВМТ к нижней мертвой точке (НМТ) подклапанный стакан перемещается в крайнее верхнее положение относительно поршня и открывается впускной клапан. После завершения такта всасывания впускной клапан закрывается при неизменном положении подклапанного стакана. Технический результат заключается в повышении коэффициента полезного действия (КПД) двигателя, снижении расхода топлива и увеличении эффективности работы двигателя. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Устройство для импульсно-эжекционного наддува двигателя внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1288319A1 |
0 |
|
SU330638A1 | |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОШТУЧНОЙ ВЫДАЧИ ЛИСТОВ ИЗ СТОПЫ | 1992 |
|
RU2033960C1 |
АППАРАТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРИПИЩЕВОДНОГОДАВЛЕНИЯ | 0 |
|
SU176364A1 |
DE 3908288 A1, 05.10.1989. |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2001-09-18—Подача