Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к четырехтактным двигателям внутреннего сгорания с устройствами для регулирования объема камеры сгорания.
Известно устройство для регулирования объема камеры сгорания и степени сжатия двигателя внутреннего сгорания, содержащее цилиндр, поршень, головку цилиндра, в которой размещены, по меньшей мере, один впускной и один выпускной клапаны, установленный в отверстии подклапанного стакана головки цилиндра подвижный подклапанный стакан, распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанного стакана, причем подклапанный стакан со стороны поршня снабжен седлом выпускного клапана (см. заявку Великобритании 2033960, опубл. 29.05.1980).
Недостатком известного устройства является недостаточно высокий коэффициент полезного действия (КПД) ввиду плохой очистки паразитного (мертвого) объема камеры сгорания, невозможности регулирования объема камеры сгорания и степени сжатия в зависимости от режима работы двигателя и недостаточно надежная работа устройства.
Задачей изобретения является повышение КПД двигателя, снижение расхода топлива, увеличение эффективности работы двигателя и повышение надежности устройства.
Поставленная задача достигается тем, что устройство для регулирования объема камеры сгорания и степени сжатия двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндр, поршень, головку цилиндра, в которой размещены, по меньшей мере, один впускной и один выпускной клапаны, установленный в отверстии подклапанного стакана головки цилиндра подвижный подклапанный стакан, распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанного стакана, причем подклапанный стакан со стороны поршня снабжен седлом выпускного клапана, согласно изобретению подклапанный стакан со стороны поршня снабжен седлом для впускного клапана, с противоположной от поршня стороны подклапанный стакан снабжен изолирующей втулкой, размещенной коаксиально седлу впускного клапана, сообщенной с впускным трактом двигателя и разделяющей впускной и выпускной тракты двигателя, в головке цилиндра, во впускном тракте выполнено углубление для перемещения втулки, на наружных сторонах подклапанного стакана и втулки установлены уплотняющие элементы, с противоположной от поршня стороны подклапанный стакан снабжен, по меньшей мере, одним направляющим стержнем, камера сгорания образована днищем поршня, днищами подклапанного стакана, впускным и выпускным клапанами и стенками отверстия подклапанного стакана, стержень снабжен пружиной, расположенной со стороны распределительного вала, с возможностью обеспечения связи между подклапанным стаканом и рабочим органом приводного механизма подклапанного стакана, между штоками впускного и выпускного клапанов и кулачками распределительного вала установлены компенсаторы зазора, причем при минимальных нагрузках двигателя и запуске подклапанный стакан выполнен с возможностью перемещения в крайнее нижнее положение в сторону поршня, обеспечивая минимальный объем камеры сгорания и максимальную степень сжатия, а при увеличении нагрузки на двигатель подклапанный стакан выполнен с возможностью перемещения в противоположную от поршня сторону под действием пружины, увеличивая при этом объем камеры сгорания и уменьшая степень сжатия, причем при номинальной нагрузке на двигатель подклапанный стакан выполнен с возможностью смещения в крайнее верхнее относительно поршня положение, обеспечивая при этом увеличение объема камеры сгорания до максимальной величины и уменьшение степени сжатия до минимальной величины.
При остановке двигателя подклапанный стакан может быть выполнен с возможностью перемещения в крайнее нижнее положение относительно поршня, обеспечивая минимальный объем камеры сгорания и максимальную степень сжатия.
Рабочий орган приводного механизма подклапанного стакана может быть выполнен в виде втулки, установленной в углубление, выполненное в днище отверстия подклапанного стакана.
Торцевая сторона втулки может образовывать опорную поверхность для подклапанного стакана при работе двигателя на режимах от минимального до номинального.
Опорная поверхность может быть выполнена ребристой для сообщения объема между верхней торцевой поверхностью подклапанного стакана и днищем отверстия подклапанного стакана с выпускным трактом.
Втулка может быть дополнительно связана с дополнительным приводным механизмом подклапанного стакана с возможностью перемещения в сторону, противоположную от поршня от дополнительного приводного механизма.
Втулка может быть связана с одним приводным механизмом подклапанного стакана с возможностью перемещения как в сторону, противоположную от поршня, так и в сторону поршня.
Приводной механизм подклапанного стакана может быть выполнен или гидравлическим, или электрическим, или механическим и снабжен блоком управления.
Днище подклапанного стакана напротив отверстия для свечи зажигания может быть снабжено желобом для искры зажигания при объеме камеры сгорания меньше максимальной величины.
Днище подклапанного стакана может быть снабжено дополнительном желобом для впрыска топлива при объеме камеры сгорания меньше максимальной величины.
Днище поршня напротив отверстия для свечи зажигания может быть снабжено желобом для искры зажигания при объеме камеры сгорания меньше максимальной величины.
Днище поршня может быть снабжено дополнительном желобом для впрыска топлива.
Компенсаторы зазоров могут быть выполнены в виде подвижных клиновидных элементов, расположенных между штоками впускного и выпускного клапанов и кулачками распределительного вала.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показано устройство для регулирования объема камеры сгорания и степени сжатия, вид спереди; на фиг.2 - устройство для регулирования объема камеры сгорания и степени сжатия, вид сбоку.
Устройство для регулирования объема камеры сгорания и степени сжатия двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, головку 3 цилиндра, в которой размещены впускной и выпускной клапаны 4 и 5, и впускной и выпускной тракты 6 и 7. Подвижный цилиндрический подклапанный стакан 8 установлен в отверстии 9 подклапанного стакана головки 3 цилиндра. Имеется распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов 4 и 5 и приводной механизм подклапанного стакана 8, работающий в режиме изменения объема камеры сгорания (не показан). Подклапанный стакан 8 со стороны поршня снабжен седлом 11 впускного клапана и седлом 12 для выпускного клапана 5. Изолирующая втулка 13 выполнена на подклапанном стакане 8 коаксиально седлу 11 впускного клапана 4, сообщена с впускным трактом 6 двигателя и разделяет впускной и выпускной тракты 6 и 7. В головке 3 цилиндра, во впускном тракте 6 подклапанного стакана выполнено углубление 14 для перемещения втулки 13. На наружных сторонах подклапанного стакана 8 и втулки 13 установлены уплотняющие элементы 15. На противоположной от поршня 2 стороне подклапанного стакана 8 выполнен, по меньшей мере, один направляющий шток 16. Камера сгорания 17 образована днищем поршня 2, днищами подклапанного стакана 8, впускных и выпускных клапанов 4 и 5 и стенками отверстия 9 подклапанного стакана и может быть снабжена не менее чем одной свечой зажигания 10.
При остановке двигателя подклапанный стакан 8 может быть выполнен с возможностью перемещения в сторону поршня 2, обеспечивая минимальный объем камеры сгорания 17, максимальную степень сжатия и минимальный ход впускного клапана 4.
Рабочий орган приводного механизма подклапанного стакана 8, изменяющего объем камеры сгорания, может быть выполнен в виде втулки 18, установленной в углубление, выполненное в днище отверстия 9 подклапанного стакана.
Торцевая сторона втулки 18 может образовывать опорную поверхность для подклапанного стакана 8 при работе двигателя на режимах от минимального до номинального.
Опорная поверхность может быть выполнена ребристой для сообщения объема между верхней торцевой поверхностью подклапанного стакана 8 и днищем отверстия 9 подклапанного стакана с выпускным трактом.
Втулка 18 дополнительно может быть связана с дополнительным приводным механизмом подклапанного стакана, изменяющим объем камеры сгорания (не показан), с возможностью перемещения как в сторону, противоположную от поршня 2, так и в сторону поршня 2.
Приводной механизм подклапанного стакана 8, изменяющий объем камеры сгорания, может быть выполнен или гидравлическим, или электрическим, или механическим и может быть снабжен блоком управления.
Приводной механизм подклапанного стакана, используемый для очистки камеры сгорания (не показан), может быть выполнен десмодромным, например, таким как в авторском свидетельстве СССР 476366 или в авторском свидетельстве СССР 907280.
Днище подклапанного стакана 8 напротив отверстия для свечи 10 зажигания может быть снабжено желобом для искры зажигания при объеме камеры сгорания 17 меньше максимальной величины.
Днище подклапанного стакана 8 может быть снабжено дополнительным желобом для впрыска топлива при объеме камеры сгорания 21 меньше максимальной величины.
Днище поршня 2 напротив отверстия для свечи 10 зажигания может быть снабжено желобом для искры зажигания при объеме камеры сгорания 17 меньше максимальной величины.
Днище поршня 2 может быть снабжено дополнительном желобом для впрыска топлива.
Компенсаторы зазора могут быть выполнены в виде подвижных клиновидных элементов (не показаны), расположенных между штоками впускного и выпускного клапанов 4 и 5 и кулачками распределительного вала.
Устройство работает следующим образом. При минимальных нагрузках двигателя и запуске по сигналу блока управления втулка 18 перемещает подклапанный стакан 8 в крайнее нижнее положение в сторону поршня 2. Это обеспечивает минимальный объем камеры сгорания 17 и максимальную степень сжатия, при этом компенсатор зазора обеспечивает перемещение клиновидных элементов, сохраняя требуемую величину зазора. В результате в процессе впуска в цилиндр 1 двигателя поступает необходимое количество рабочего заряда (воздуха или топливно-воздушной смеси) для запуска двигателя или для работы на минимальной нагрузке. После подачи необходимого количества рабочего заряда (воздуха или топливно-воздушной смеси) начинается цикл сжатия, при котором устанавливается максимальная степень сжатия, наиболее эффективная для этого режима нагрузки двигателя.
При увеличении нагрузки на двигатель по сигналу блока управления втулка 18 перемещает подклапанный стакан 8 в противоположную от поршня 2 сторону. Это приводит к увеличению объема камеры сгорания 17 и уменьшению степени сжатия, при этом компенсатор зазора смещает клиновидные элементы, сохраняя требуемый зазор. При промежуточных нагрузках подклапанный стакан 8 опирается на торцевую поверхность втулки 18. В результате в процессе впуска в цилиндр 1 двигателя поступает необходимое количество рабочего заряда (воздуха или топливно-воздушной смеси) для данной промежуточной нагрузки. После подачи необходимого количества рабочего заряда (воздуха или топливно-воздушной смеси) начинается цикл сжатия, при котором устанавливается оптимальная степень сжатия, меньшая максимальной величины, наиболее эффективная для этого режима нагрузки двигателя.
На номинальной нагрузке на двигатель по сигналу блока управления втулка 18 смещает подклапанный стакан 8 в крайнее верхнее положение относительно поршня 2, обеспечивая при этом увеличение объема камеры сгорания 17 до максимальной величины и уменьшение степени сжатия до минимальной величины, при этом компенсатор обеспечивает перемещение клиновидных элементов для сохранения требуемого зазора. В результате в процессе впуска в цилиндр 1 двигателя поступает необходимое количество рабочего заряда (воздуха или топливно-воздушной смеси) для номинальной нагрузки. После подачи необходимого количества рабочего заряда (воздуха или топливно-воздушной смеси) начинается цикл сжатия, при котором устанавливается минимальная степень сжатия, наиболее эффективная для этого режима нагрузки двигателя.
При остановке двигателя по сигналу блока управления втулка 18 перемещает подклапанный стакан 8 в крайнее нижнее положение относительно поршня 2, обеспечивая минимальный объем камеры сгорания 17 и максимальную степень сжатия, подготавливая тем самым устройство для будущего запуска двигателя.
Перемещение подклапанного стакана 8 может происходить под действием гидравлического приводного механизма, например, известного из а.с. СССР 1288319, или механического, например, с помощью соответствующим образом спрофилированных кулачков, выполненных на распределительном валу и кинематически связанных с втулкой через толкатель, или электромагнитного (силового электромагнита), сердечник которого кинематически связан через толкатель с втулкой 8.
Изобретение может быть использовано в четырехтактных двигателях внутреннего сгорания. Устройство содержит цилиндр, поршень, головку цилиндра с впускным и выпускным клапанами, подвижный подклапанный стакан, распределительный вал с кулачковым механизмом для привода впускного и выпускного клапанов и приводной механизм подклапанного стакана. Подклапанный стакан со стороны поршня снабжен седлами для впускного и выпускного клапанов, с противоположной от поршня стороны подклапанный стакан снабжен изолирующей втулкой, размещенной коаксиально седлу впускного клапана, сообщенной с впускным трактом двигателя и разделяющей впускной и выпускной тракты двигателя. В головке цилиндра, во впускном тракте выполнено углубление для перемещения втулки, на наружных сторонах подклапанного стакана и втулки установлены уплотняющие элементы, с противоположной от поршня стороны подклапанный стакан снабжен направляющим стержнем. Камера сгорания образована днищем поршня, днищами подклапанного стакана, впускным и выпускным клапанами и стенками отверстия подклапанного стакана. При минимальных нагрузках двигателя и запуске подклапанный стакан перемещается в крайнее нижнее положение в сторону поршня, обеспечивая минимальный объем камеры сгорания и максимальную степень сжатия, при этом компенсаторы зазора установлены на максимальный зазор. При увеличении нагрузки на двигатель подклапанный стакан перемещается в противоположную от поршня сторону под действием пружины, увеличивая при этом объем камеры сгорания и уменьшая степень сжатия, при этом компенсаторы зазора уменьшают величину зазора. При номинальной нагрузке на двигатель подклапанный стакан перемещается в крайнее верхнее относительно поршня положение, обеспечивая при этом увеличение объема камеры сгорания до максимальной величины и уменьшение степени сжатия до минимальной величины, а компенсаторы зазора установлены на минимальный зазор. Технический результат заключается в повышении коэффициента полезного действия (КПД) двигателя, снижении расхода топлива, увеличении эффективности работы двигателя и повышении надежности устройства. 12 з.п. ф-лы, 2 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОШТУЧНОЙ ВЫДАЧИ ЛИСТОВ ИЗ СТОПЫ | 1992 |
|
RU2033960C1 |
Устройство для импульсно-эжекционного наддува двигателя внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1288319A1 |
0 |
|
SU330638A1 | |
АППАРАТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРИПИЩЕВОДНОГОДАВЛЕНИЯ | 0 |
|
SU176364A1 |
DE 3908288 A1, 05.10.1989. |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2001-12-21—Подача