Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости.
Известно транспортное средство с пневмокатковым движителем, содержащее корпус с примыкающими к нему с обеих сторон опорными участками катков, пневматические катки, оси которых соединены между собой шарнирными цепями, и ведущие звездочки, приводящие пневматические цепи в движение [1].
Недостатком данного средства является то, что опорные участки катков крепятся к боковой стенке корпуса транспортного средства посредством фланцевого соединения. Такой способ крепления является ненадежным и достаточно трудоемким. При наезде на препятствие, вызванное неровностями дороги, вся нагрузка через опорные участки катков передается на стенку корпуса в районе крепления фланца, где постоянно в процессе движения действуют циклические нагрузки, которые приводят к усталости металла и преждевременному выходу из строя самого транспортного средства. Наличие значительного количества отверстий в стенке корпуса для установки крепежных изделий фланца является дополнительным концентратором напряжений, что значительно понижает надежность крепления.
Известно также транспортное средство, содержащее корпус с примыкающими к нему с обеих сторон опорных участков катков пневматическими катками, оси которых соединены между собой шарнирными цепями, ведущие и ведомые колеса, опорные элементы катков, выполненные подвижными [2].
Недостатками этого средства являются все вышеперечисленные в первом случае. Кроме того, автоматическое натяжение шарнирных цепей не обеспечивает их надежность, а наоборот снижает ее, так как в процессе движения этого транспортного средства звенья цепи постоянно скользят по натяжным упорам и преждевременно выходят из строя.
Известно транспортное средство с катково-гусеничным движителем, содержащее корпус, пневмокатки, оси которых соединены между собой гибкими связями, образующие бесконечную тяговую цепь, находящуюся в зацеплении с ведомыми и ведущими колесами, опорно-несущие элементы пневмокатков, расположенные по обе стороны корпуса с элементами зацепления и опорными катками между ними, охваченные гибкой лентой с элементами ее блокировки на корпусе транспортного средства [3].
Недостатком этого движителя является также ненадежное крепление опорных участков катков к боковой стенке корпуса транспортного средства со всеми вытекающими последствиями, раскрытыми в первом случае.
Известно транспортное средство, состоящее из корпуса с равномерно расположенными по его длине направляющими балками, пронизывающими его боковые стенки и жестко закрепленными с ними. На направляющих балках с обеих сторон закреплены опорно-несущие элементы пневмокатков с беговыми дорожками, по периферии которых установлены опорные катки, выполненные в виде рольгангов, с натяжными барабанами, выполненными в виде ступиц с продольными и поперечными пазами, в которых установлены сегменты со штоками и пружинными упорами.
Барабаны с рольгангами охвачены бесконечной опорной металлической лентой. Оси пневмокатков соединены между собой также металлическими лентами, которые жестко закреплены в пазах подшипниковых узлов пневмокатков посредством самозажимаемых эксцентриковых штифтов и образуют бесконечную тяговую цепь, которая находится в зацеплении с ведомыми и ведущими колесами [4].
Недостатком данного средства, как и вышеперечисленных, является отсутствие амортизирующих устройств движителей, что снижает скорость движения транспортного средства по пересеченной местности, ухудшает комфортабельность хода и другие эксплуатационные характеристики.
Изобретение направлено на решение задачи, заключающейся в обеспечении повышения скорости движения транспортного средства по пересеченной местности, комфортабельность хода и улучшении эксплуатационных характеристик.
Указанный технический результат достигается тем, что в транспортном средстве с катково-гусеничным движителем, содержащим корпус с равномерно расположенными по его длине направляющими балками, пронизывающими его боковые стенки, где роль передней и задней балки заменяют поперечные многолистовые рессоры, один конец рессоры соединен через серьгу и палец с днищем одного опорно-несущего элемента пневмокатков, а второй свободно перемещается в направляющих, также связанных с днищем одного опорно-несущего элемента пневмокатков. В другом варианте направляющие балки, расположенные в корпусе транспортного средства, имеют длину, равную ширине корпуса, в которых размещены торсионы, закрепленные в средней части балки, на выходных концах торсионов укреплены рычаги подвески, которые другим концом связаны с днищами опорно-несущих элементов пневмокатков, связь ведущих колес и натяжных барабанов с трансмиссией транспортного средства выполнена через карданы равных угловых скоростей.
На фиг.1 изображен общий вид транспортного средства.
На фиг.2 - поперечный разрез А-А с поперечной рессорой и элементами крепления.
На фиг.3 - второй тип торсионной подвески транспортного средства, общий вид.
На фиг.4 - торсионная подвеска с элементом крепления.
Транспортное средство состоит из корпуса 1, в одной части которого расположена направляющая балка 2, пронизывающая его боковые стенки и жестко связанная с ними. На направляющей балке 2 с обеих сторон установлены опорно-несущие элементы пневмокатков 3 с беговыми дорожками 4, по периферии которых установлены опорные катки 5, выполненные в виде рольгангов, с натяжными барабанами 6. В передней и задней частях корпуса вместо направляющих балок установлены многолистовые рессоры 7, жестко соединенные одним из известных методов с корпусом транспортного средства, а концевые части рессор через проушины 8, пальцы 9 и кронштейны 10 связаны с днищем несущих элементов пневмокатков 3. В другом варианте направляющие балки 2, расположенные в корпусе транспортного средства 1, имеют длину, равную ширине средней части корпуса 1, в которых размещены торсионы 11, закрепленные в средней части балок 2, на выходных концах торсионов 11 укреплены рычаги 12, другим концом жестко связанные с проушинами 13 несущих элементов пневмокатков 3.
Ведущие колеса 14 привода пневмокатковых движителей связаны с трансмиссией транспортного средства через карданные передачи равных угловых скоростей.
Транспортное средство работает следующим образом.
При движении транспортного средства 1 по относительно ровному основанию или при наличии неровностей не более одной третьей величины диаметра пневмокатка воздействие ударных нагрузок со стороны дороги воспринимается самими пневмокатками, которые работают как амортизирующие устройства.
При движении транспортного средства 1 по пересеченной местности со значительными препятствиями, когда амортизирующих свойств пневмокатков 15 недостаточно, а колебания транспортного средства возрастают, в работу вступают рессорные подвески 7, обеспечивая относительные перемещения опорно-несущих элементов 3 относительно корпуса 1 транспортного средства, при набегании на неровности поверхности перемещения и сбегания с указанных неровностей, за счет работы рессорной подвески, так как воздействие от неровностей пути, воспринимаемое опорно-несущим элементом 3 пневмокатков 15, через днище передаются кронштейном 10 через пальцы 9 и проушины 8 рессорам 7.
В другом варианте указанные воздействия от неровностей пути движения через опорно-несущие элементы 3, рычаги подвески 12 воспринимаются торсионами 11. В обеих случаях указанные нагрузки на корпус 1 транспортного средства передаются через систему подвески, которая вместе с пневмокатковой системой движителя качественно улучшает эксплуатационные характеристики, такие как плавность хода, повышение скорости движения по пересеченной местности, повышение параметров геометрической проходимости транспортного средства.
Источники информации
1. Патент США 2915006, 115-1, 08.12.59.
2. Патент США 3902765, 305-34, 02.09.75.
3. Авт. св. СССР 628023, кл. B 62 D 57/00, 1978.
4. Патент RU 2070127, кл. B 62 D 57/00, 10.12.1996 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1992 |
|
RU2070127C1 |
Пневмокатковый движитель транспортного средства | 1977 |
|
SU628023A1 |
ВНЕДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2199463C2 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2423681C1 |
Подвеска и гусеница для снегохода | 2016 |
|
RU2661645C2 |
Стенд для испытания пневматических шин и упругих элементов подвесок транспортных средств | 2021 |
|
RU2765511C1 |
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ БОЛОТОХОДНОЕ | 2012 |
|
RU2511195C1 |
Стенд для испытания пневматических шин и упругих элементов подвесок транспортных средств | 2021 |
|
RU2765166C1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652171A1 |
ХОД ПОЛУГУСЕНИЧНЫЙ СМЕННЫЙ | 2017 |
|
RU2662567C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости. Сущность изобретения заключается в том, что транспортное средство с катково-гусеничным движителем содержит корпус с расположенными по его длине направляющими балками. Роль передней и задней балки выполняют поперечные многолистовые рессоры, выходящие концы которых через серьги, пальцы и кронштейны связаны с днищем опорно-несущих элементов пневмокатков. В другом варианте направляющие балки, расположенные в корпусе транспортного средства, имеют длину, равную ширине корпуса, в которых размещены торсионы, закрепленные в средней части балки. На выходных концах торсионов укреплены рычаги, которые другим концом связаны с днищами опорно-несущих элементов пневмокатков. Техническим результатом является обеспечение повышения скорости движения транспортного средства по пересеченной местности, комфортабельности хода и улучшения эксплуатационных характеристик. 2 с.п. ф-лы, 4 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1992 |
|
RU2070127C1 |
СЕЛИВАНОВ И.И | |||
Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости | |||
- М.: Наука, 1967, с.172, фиг.161 | |||
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2025377C1 |
US 2916006 A, 08.12.1959. |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
2001-01-12—Подача