ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2003 года по МПК B62D55/08 B62D57/00 

Описание патента на изобретение RU2207282C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости.

Известно транспортное средство с пневмокатковым движителем, содержащее корпус с примыкающими к нему с обеих сторон опорными участками катков, пневматические катки, оси которых соединены между собой шарнирными цепями, и ведущие звездочки, приводящие пневматические цепи в движение [1].

Недостатком данного средства является то, что опорные участки катков крепятся к боковой стенке корпуса транспортного средства посредством фланцевого соединения. Такой способ крепления является ненадежным и достаточно трудоемким. При наезде на препятствие, вызванное неровностями дороги, вся нагрузка через опорные участки катков передается на стенку корпуса в районе крепления фланца, где постоянно в процессе движения действуют циклические нагрузки, которые приводят к усталости металла и преждевременному выходу из строя самого транспортного средства. Наличие значительного количества отверстий в стенке корпуса для установки крепежных изделий фланца является дополнительным концентратором напряжений, что значительно понижает надежность крепления.

Известно также транспортное средство, содержащее корпус с примыкающими к нему с обеих сторон опорных участков катков пневматическими катками, оси которых соединены между собой шарнирными цепями, ведущие и ведомые колеса, опорные элементы катков, выполненные подвижными [2].

Недостатками этого средства являются все вышеперечисленные в первом случае. Кроме того, автоматическое натяжение шарнирных цепей не обеспечивает их надежность, а наоборот снижает ее, так как в процессе движения этого транспортного средства звенья цепи постоянно скользят по натяжным упорам и преждевременно выходят из строя.

Известно транспортное средство с катково-гусеничным движителем, содержащее корпус, пневмокатки, оси которых соединены между собой гибкими связями, образующие бесконечную тяговую цепь, находящуюся в зацеплении с ведомыми и ведущими колесами, опорно-несущие элементы пневмокатков, расположенные по обе стороны корпуса с элементами зацепления и опорными катками между ними, охваченные гибкой лентой с элементами ее блокировки на корпусе транспортного средства [3].

Недостатком этого движителя является также ненадежное крепление опорных участков катков к боковой стенке корпуса транспортного средства со всеми вытекающими последствиями, раскрытыми в первом случае.

Известно транспортное средство, состоящее из корпуса с равномерно расположенными по его длине направляющими балками, пронизывающими его боковые стенки и жестко закрепленными с ними. На направляющих балках с обеих сторон закреплены опорно-несущие элементы пневмокатков с беговыми дорожками, по периферии которых установлены опорные катки, выполненные в виде рольгангов, с натяжными барабанами, выполненными в виде ступиц с продольными и поперечными пазами, в которых установлены сегменты со штоками и пружинными упорами.

Барабаны с рольгангами охвачены бесконечной опорной металлической лентой. Оси пневмокатков соединены между собой также металлическими лентами, которые жестко закреплены в пазах подшипниковых узлов пневмокатков посредством самозажимаемых эксцентриковых штифтов и образуют бесконечную тяговую цепь, которая находится в зацеплении с ведомыми и ведущими колесами [4].

Недостатком данного средства, как и вышеперечисленных, является отсутствие амортизирующих устройств движителей, что снижает скорость движения транспортного средства по пересеченной местности, ухудшает комфортабельность хода и другие эксплуатационные характеристики.

Изобретение направлено на решение задачи, заключающейся в обеспечении повышения скорости движения транспортного средства по пересеченной местности, комфортабельность хода и улучшении эксплуатационных характеристик.

Указанный технический результат достигается тем, что в транспортном средстве с катково-гусеничным движителем, содержащим корпус с равномерно расположенными по его длине направляющими балками, пронизывающими его боковые стенки, где роль передней и задней балки заменяют поперечные многолистовые рессоры, один конец рессоры соединен через серьгу и палец с днищем одного опорно-несущего элемента пневмокатков, а второй свободно перемещается в направляющих, также связанных с днищем одного опорно-несущего элемента пневмокатков. В другом варианте направляющие балки, расположенные в корпусе транспортного средства, имеют длину, равную ширине корпуса, в которых размещены торсионы, закрепленные в средней части балки, на выходных концах торсионов укреплены рычаги подвески, которые другим концом связаны с днищами опорно-несущих элементов пневмокатков, связь ведущих колес и натяжных барабанов с трансмиссией транспортного средства выполнена через карданы равных угловых скоростей.

На фиг.1 изображен общий вид транспортного средства.

На фиг.2 - поперечный разрез А-А с поперечной рессорой и элементами крепления.

На фиг.3 - второй тип торсионной подвески транспортного средства, общий вид.

На фиг.4 - торсионная подвеска с элементом крепления.

Транспортное средство состоит из корпуса 1, в одной части которого расположена направляющая балка 2, пронизывающая его боковые стенки и жестко связанная с ними. На направляющей балке 2 с обеих сторон установлены опорно-несущие элементы пневмокатков 3 с беговыми дорожками 4, по периферии которых установлены опорные катки 5, выполненные в виде рольгангов, с натяжными барабанами 6. В передней и задней частях корпуса вместо направляющих балок установлены многолистовые рессоры 7, жестко соединенные одним из известных методов с корпусом транспортного средства, а концевые части рессор через проушины 8, пальцы 9 и кронштейны 10 связаны с днищем несущих элементов пневмокатков 3. В другом варианте направляющие балки 2, расположенные в корпусе транспортного средства 1, имеют длину, равную ширине средней части корпуса 1, в которых размещены торсионы 11, закрепленные в средней части балок 2, на выходных концах торсионов 11 укреплены рычаги 12, другим концом жестко связанные с проушинами 13 несущих элементов пневмокатков 3.

Ведущие колеса 14 привода пневмокатковых движителей связаны с трансмиссией транспортного средства через карданные передачи равных угловых скоростей.

Транспортное средство работает следующим образом.

При движении транспортного средства 1 по относительно ровному основанию или при наличии неровностей не более одной третьей величины диаметра пневмокатка воздействие ударных нагрузок со стороны дороги воспринимается самими пневмокатками, которые работают как амортизирующие устройства.

При движении транспортного средства 1 по пересеченной местности со значительными препятствиями, когда амортизирующих свойств пневмокатков 15 недостаточно, а колебания транспортного средства возрастают, в работу вступают рессорные подвески 7, обеспечивая относительные перемещения опорно-несущих элементов 3 относительно корпуса 1 транспортного средства, при набегании на неровности поверхности перемещения и сбегания с указанных неровностей, за счет работы рессорной подвески, так как воздействие от неровностей пути, воспринимаемое опорно-несущим элементом 3 пневмокатков 15, через днище передаются кронштейном 10 через пальцы 9 и проушины 8 рессорам 7.

В другом варианте указанные воздействия от неровностей пути движения через опорно-несущие элементы 3, рычаги подвески 12 воспринимаются торсионами 11. В обеих случаях указанные нагрузки на корпус 1 транспортного средства передаются через систему подвески, которая вместе с пневмокатковой системой движителя качественно улучшает эксплуатационные характеристики, такие как плавность хода, повышение скорости движения по пересеченной местности, повышение параметров геометрической проходимости транспортного средства.

Источники информации
1. Патент США 2915006, 115-1, 08.12.59.

2. Патент США 3902765, 305-34, 02.09.75.

3. Авт. св. СССР 628023, кл. B 62 D 57/00, 1978.

4. Патент RU 2070127, кл. B 62 D 57/00, 10.12.1996 (прототип).

Похожие патенты RU2207282C2

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1992
  • Суржиков А.Ф.
  • Бабин В.А.
  • Бобов Г.С.
  • Конушин В.М.
  • Лемонджава Т.Ш.
RU2070127C1
Пневмокатковый движитель транспортного средства 1977
  • Шестопалов Владимир Васильевич
  • Никонов Николай Михайлович
SU628023A1
ВНЕДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2001
  • Суржиков А.Ф.
  • Пульников С.А.
  • Куликов А.В.
  • Нятин Е.И.
RU2199463C2
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Апарин Анатолий Федорович
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Вандяев Иван Михайлович
  • Ерофеев Владимир Александрович
  • Кондратьев Иван Андреевич
  • Шаповалов Виктор Владимирович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2423681C1
Подвеска и гусеница для снегохода 2016
  • Смурыгин Константин Александрович
RU2661645C2
Стенд для испытания пневматических шин и упругих элементов подвесок транспортных средств 2021
  • Новиков Вячеслав Владимирович
  • Поздеев Алексей Владимирович
  • Рябов Игорь Михайлович
  • Колесов Николай Михайлович
  • Плахотник Борис Юрьевич
RU2765511C1
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ БОЛОТОХОДНОЕ 2012
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Липкань Александр Васильевич
RU2511195C1
Стенд для испытания пневматических шин и упругих элементов подвесок транспортных средств 2021
  • Новиков Вячеслав Владимирович
  • Поздеев Алексей Владимирович
  • Рябов Игорь Михайлович
  • Колесов Николай Михайлович
  • Кузьмин Григорий Анатольевич
RU2765166C1
Транспортное средство 1989
  • Горбачев Николай Николаевич
SU1652171A1
ХОД ПОЛУГУСЕНИЧНЫЙ СМЕННЫЙ 2017
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Ипатов Константин Игоревич
  • Суходоев Иван Георгиевич
RU2662567C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 207 282 C2

Реферат патента 2003 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости. Сущность изобретения заключается в том, что транспортное средство с катково-гусеничным движителем содержит корпус с расположенными по его длине направляющими балками. Роль передней и задней балки выполняют поперечные многолистовые рессоры, выходящие концы которых через серьги, пальцы и кронштейны связаны с днищем опорно-несущих элементов пневмокатков. В другом варианте направляющие балки, расположенные в корпусе транспортного средства, имеют длину, равную ширине корпуса, в которых размещены торсионы, закрепленные в средней части балки. На выходных концах торсионов укреплены рычаги, которые другим концом связаны с днищами опорно-несущих элементов пневмокатков. Техническим результатом является обеспечение повышения скорости движения транспортного средства по пересеченной местности, комфортабельности хода и улучшения эксплуатационных характеристик. 2 с.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 207 282 C2

1. Транспортное средство с катково-гусеничным движителем, содержащее корпус с расположенными по длине направляющими балками, пневматики, оси которых соединены между собой гибкими связями, образующими бесконечную тяговую цепь, находящуюся в зацеплении с ведущими и ведомыми колесами, опорно-несущие элементы пневмокатков, расположенные по обе стороны корпуса с элементами зацепления и опорными катками между ними, охваченными бесконечной гибкой опорной лентой с элементами ее блокировки на корпусе барабана, выполнены в виде секционных натяжных барабанов с подпружиненными секциями, сама лента выполнена металлической с обрезиненной наружной поверхностью, а гибкая связь, соединяющая оси пневмокатков, также выполнена в виде металлической ленты, жестко закрепленной в пазу подшипникового узла пневмокатка посредством самозажимного эксцентрикового штифта, отличающееся тем, что транспортное средство снабжено амортизирующими устройствами в виде поперечных многолистовых рессор, расположенных в передней и задней частях корпуса, выходящие концы которых через серьги, пальцы и кронштейны связаны с днищем опорно-несущих элементов пневмокатков. 2. Транспортное средство с катково-гусеничным движителем, содержащее корпус с расположенными по длине направляющими балками, пневматики, оси которых соединены между собой гибкими связями, образующими бесконечную тяговую цепь, находящуюся в зацеплении с ведущими и ведомыми колесами, опорно-несущие элементы пневмокатков, расположенные по обе стороны корпуса с элементами зацепления и опорными катками между ними, охваченными бесконечной гибкой опорной лентой с элементами ее блокировки на корпусе барабана, выполнены в виде секционных натяжных барабанов с подпружиненными секциями, сама лента выполнена металлической с обрезиненной наружной поверхностью, а гибкая связь, соединяющая оси пневмокатков, также выполнена в виде металлической ленты, жестко закрепленной в пазу подшипникового узла пневмокатка посредством самозажимного эксцентрикового штифта, отличающееся тем, что направляющие балки, расположенные в корпусе, имеют длину, равную ширине средней части корпуса, в которых размещены торсионы, закрепленные в средней части направляющих балок, на выходных концах торсионов укреплены рычаги, другой конец которых жестко связан с проушинами, скрепленными с днищем опорно-несущих элементов пневмокатков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207282C2

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1992
  • Суржиков А.Ф.
  • Бабин В.А.
  • Бобов Г.С.
  • Конушин В.М.
  • Лемонджава Т.Ш.
RU2070127C1
СЕЛИВАНОВ И.И
Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости
- М.: Наука, 1967, с.172, фиг.161
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Пинигин Б.Н.
  • Каюков В.К.
  • Казанцев С.В.
  • Важенин М.А.
RU2025377C1
US 2916006 A, 08.12.1959.

RU 2 207 282 C2

Авторы

Суржиков А.Ф.

Зыкова В.К.

Носков Н.Н.

Даты

2003-06-27Публикация

2001-01-12Подача