Изобретение.относится к многогусеничным транспортным средствам.
Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства путем уменьшения сопротивления движе1нию и уплотнения трунта перед дополнительной гусеницей.
На фиг. 1 показано предлагаемое транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 - бортовой движитель, ограничительный упор переднего рычага и дополнительную гусеницу (обтекатель условно снят), вид спереди; на фиг. 3 - то же, с приводом дополнительной гусеницы; на фиг. 4 - то же, вид снизу; на фиг. 5-12 варианты
.исполнения обтекателя; на фиг.13 - вариант подвески дополнительной гу
сеницы на дополнительных звеньях, шарнирно закрепленных на раме транспортного средства с образованием че- тырехзвенного механизма, в поднятом положении, вид сбоку; на фиг.14 - то же, в опущенном положении дополнительной гусеницы.
Транспортное средство включает раму 1 , на каждом из бортов которой при помощи осей 2 и 3 смонтированы попарно передние 4 и задние 5 поворотные рычаги. При необходимости каждый борт может нести и более чем пару указанных рычагов, однако, по .крайней мере рычаги 4 и 5 по каждому борту снабжаются ограничительными упо- упорами 6 и 7, выступающими под днище рамы 1. В случае, когда предусго
ДО&
матринается более двух поворотных рычагов по каждому боргу, промежуточные рычаги при необходимости также могут быть снабжены ограничительными упорами.
Непосредственно на рычагах 4 и 5 либо на закрепленных на них поворотных балансирах 8, снабженных осями 9, установлены опорные катки 10. Опорные кагки 10 опираются на грунт через гусеничные цепи 11 бортовых движителей которые включают также ведущие звездочки 12, связанные через трансмиссию с силовой установкой (двигателем) транспортного средства, направляющие колеса 13 с пружинными амортизаторами 14 и винтами 15 для натяжения цепей 11, расположенных по обоим бортам рамы 1. При необходимости, например , доя повышения скоростей движения, транспортное средство может включать рессоры 16, устанавливаемые между упорами 6 передних поворотных рычагов 4 и рамой 1.. Аналогичные рессоры могут быть установлены между упорами 7 рычагов 4. Могут быть использованы и другие варианты под- рессоривания рамы 1 транспортного i средства за счет установки рессор того или иного типа, например торсионных между поворотными рычагами 4 и 5 и рамой 1, между смежными опорными катками 10 и другие.
Между упорами 6 и 7, смонтирован-i ными по крайней мере на рычагах 4 и 5 и выступающими под днище рамы 1, под днищем вдоль рамы 1 смонтирована дополнительная гусеница 17. Она состоит, например, из корпуса 18, выполненного из двух параллельных балок, расположенных вдоль днища рамы 1 и разнесенных по ее ширине, между которыми на осях 19 установлены опорные катки 20, на которые надет гусеничный обвод. Последний может быть собран, например, из отдельных траков 21, снабженных; грунтозацепами 22 и соединенных пальцами 23 либо выполнен в виде гибкой, например, резиновой или резино-металлической ленты, или набран из цепей. Катки 20 могут быть выполнены в виде колес или роликов. Катки 20 и гусеничный обвод снабжены ребордами, канавками, ограничителями того или иного типа, препятствующими их относительному поперечному смещению и выполненными по
0
5
0
5
0
5
0
5
общеизвестным конструктивным решениям.
Корпус 18 подвешен к днищу рамы 1, например, при помощи передних 24 и задних 25 кронштейнов, размещенных попарно с каждого борта рамы 1. Количество пар этих кронштейнов может быть и более двух и определяется размерами гусеницы 17 и воспринимаемыми ею нагрузками. Для натяжения гусеничного обвода гусеницы 17 задняя пара кронштейнов 25 может быть выполнена,на- пример,подвижной совместно с крайним задним катком вдоль днища рамы 1 с фиксацией кронштейнов 25 в необходимом для натяжения гусеничного обвода положении при помощи болтов 26. Могут быть использованы и другие способы натяжения гусеницы 17, например, за счет раздвижения балок корпуса 18 вместе с крайним задним катком, играющим в данном случае роль натяжного колеса.
На днище рамы 1 перед гусеницей 17 и упорами 6 передней пары рычагов 4 по всей ширине гусеницы 17 смонтирован обтекатель 27, передняя входная часть которого выполнена заостренной.
Заострение обтекателя 27 может быть выполнено различным образом. В качестве вариантов обтекатель может по всей ширине заострения в продольной плоскости иметь плоское днище и представлять собой клин (см. фиг. 5), иметь треугольное в поперечном сечении днище (см. фиг. 6), криволинейное (см. фиг. 7), со скосами внутрь (см. фиг. 8). Он может быть также выполнен с меньшей шириной передней части по сравнению с задней, например, в виде трапеции (в плане) или треугольника (см. фиг. 9-12).
Обтекатель 27 своей задней тыпь ной частью примыкает к упорам 6 передних рычагов 4 с некоторым минимально возможным зазором, обеспечивающим возвратно-поступательное смещение упоров 6 относительно обтекателя 27. Аналогичный зазор, необходимый лишь для вращения гусеницы 17, предусмотрен также между последней и упорами 6 передних рычагов 4. Кроме того, обязательным является то условие, что гусеница 17 должна быть смонтирована на кронштейнах 24 и 25 таким образом, что нижняя ветвь ее гусеничного обвода располагается ни
516
же как задней кромки обтекателя 27, так и нижней кромки упоров 6 передних рычагов 4.
Гусеница 17 может быть выполнена как пассивной, неприводной, так и активной, снабженной приводом. Привод ее может быть автономным от отдельной силовой установки или от двигателя транспортного средства через трансмиссию подобно применяемому в аналоге. В случае автономного привода и в качестве силовой установки может быть использован, например, гидромотор 28, крутящий момент от ко- торого через редуктор 29 передается на последний каток гусеницы 17, который играет в данном случае роль ведущей звездочки. Корпус редуктора 29 выполняет в данном случае также функ- цию заднего кронштейна, поддерживающего заднюю часть корпуса 18 гусеницы 17. На раме 1 корпус редуктора 29 может быть смонтирован с помощью болтов 30 с возможностью смещения вдоль рамы 1 и последующей фиксации для натяжения гусеничного обвода гусеницы 17.
Корпус 18 гусеницы 17 может быть
подвешен на раме
с возможностью
перемещения относительно нее в продольной вертикальной плоскости за счет перестановки в кронштейнах 24 и 25 на ту или иную высоту или посредством привода. Для этого кронштейны 24 и 25 могут быть снабжены рядом отверстий для корпуса 18 и, например, крайних катков 20 гусеницы 17 или вертикальными пазами с фиксаторами положения корпуса 18. При этом предусматривается также наклонное положение губеницы 17 с боль- шей осадкой задней части. В качестве привода перемещения гусеницы 17 может быть использован гидроцилиндр 31 (см. фиг. 13). При этом может быть предусмотрен также такой вариант подвески гусеницы 17v когда передняя часть ее корпуса 18 шарнирно закреплена на раме транспортного средства с помощью кронштейнов 24, а задняя шарнирно подвешена к раме 1 на звеньях 32, шарнирно закрепленных на раме и связанных с приводом перемещения корпуса гусеницы 17 в продольной вертикальной плоскости, например, в виде гидроцилиндра 31.
Возможен также вариант, когда передняя и задняя части корпуса 18
10
21
- , 0 5
0
0
5 5
5
0
71(
гусеницы 17 шарнирно подвешены к раме 1 на дополнительных звеньях 32 и 33, шарнирно закрепленных на раме 1 с образованием четырехзвенного, в частности, направляющего механизма, связанного с гидроцилиндром 31 перемещения корпуса 18 гусеницы 17 в продольной вертикальной плоскости, причем на дополнительных звеньях 33 подвески передней часги корпуса 18 дополнительной гусеницы смонтирован дополнительный обтекатель 34. При этом гусеница 17 может быть также выполнена как пассивной, неприводной, так и активной, снабженной приводом.
Транспортное средство работает следующим образом.
При работе на грунтах с низкой несущей способностью с ростом количества проходов и колеи под гусеничными цепями 11 основных бортовых движителей, когда сопротивление движению преодолевается за счет тягово-сцепных качеств, но уже приближается к предельному вследствие осадки транспортного средства в контакт с грунтом в межколейном пространстве входит первоначально гусеница 17. За счет роста опорной поверхности и при этом снижения удельного давления на грунт на определенной период работы ipanc- портное средство вновь сохраняет необходимую проходимость. Однако, по мере дальнейшего роста числа проходов по одному и тому же пути (волоку) за счет повторных нагрузок, а следовательно, разрушения грунта при этом вновь возникает осадка транспортного средства. На этом этапе включается в работу обтекатель 27. В отличие от известного он, во-первых, устраняет лобовое сопротивление движению, создаваемое передней (лобовой) частью гусеницы 17, а, во-вторых, плавно внедряясь в грунт вследствие заострения, при движении транспортного средства уплотняет грунт перед гусеницей 17„ Вследствие чего под гусеницу 17 поступает уплотненная поверхность, более прочная: с увеличенной несущей способностью, т.е. с улучшенными физико-механическими характеристиками, чем создаются вновь более благоприятные условия для проходимости. В приводном режиме гусеницы 17, который может потребоваться, например, при уклоне местности, последняя работает на уплотненном грунте,
более эффективно, без перемешивания частиц грунта, что, в свою очередь, исключает затягивание транспортного средства в почву. Кроме того, обтекатель 27 за счет наклона создает подъемную силу, способствующую самовытягиванию транспортного сред- ства.
Играющие отрицательную роль упоры 6 передних рычагов 4 (когда они внедряются в почву в межколейном пространстве и подобно якорям за счет бульдозерного эффекта создают столь значительное сопротивление) при наличии обтекателя 27, закрывающего их, не оказывают какого-либо тормозящего действия. Более того, они начинают выполнять новые положительные функции, так как постоян- .но перемещаясь вверх-вниз вместе с поворотными рычагами 4 при движении транспортного средства, очищают пространство между задней кромкой обтекателя 27 и лобовой частью гусеницы , 17 от частиц грунта, который может попасть в указанное пространство. Это особенно необходимо в зимнее время, когда влажный грунт может обледенеть, препятствуя вращению гусеницы 17. Перемещаясь, упоры 6 скалывают грунт в указанной зоне с наименьшими зазорами и в этот период времени.
Наличие обтекателя 27 перед упорами 6 передних рычагов 4 и гусеницы 17 перед упорами 7 задних рычагов 5 исключает задевание этими упорами различных препятствий (пней, камней, валежника), что также улучшает качество транспортного средства по проходимости.
При наличии на лесосеке часто встречающихся локальных заболоченностей вследствие выхода, например, на поверхность почвенной воды, т.е. в наиболее неблагоприятных экстремальных условиях, гусеницу 17 опускают перед входом на такой участок на почву с помощью гидроцшшндра 31 на поворотных звеньях 32 и 33 направляющего че тырехзвенника, тем самым резко увеличивая опорную поверхность, и преодолевают этот участок без его разрушения.
После прохода такого участка с особо тяжелыми условиями гусеницу 17 с помощью гидроцилиндра 31 поднимают на пов оротных звеньях 32 и 33 в верхнее положение (см. фиг. 13). Это положение обеспечивает необходимые условия движения транспортного средства по грунтам с высокой несущей
способностью, при наличии препятствий, Д9рогам.
При движении по глубокому снежному покрову последний либо раздвигают в стороны, либо приминают. Для раэдвижения снега на днище рамы транспортного средства 1 монтируют обтекатель 27, например, с треугольным в поперечном сечении днищем (см.фиг.10). При необходимости проминки трассы на
днище рамы 1 транспортного средства монтируют клиновой обтекатель 27 (см. фиг. 5) или обтекатель 27 со скосами внутрь (см. фиг. 8). Гусеница 17 при этом выполняет аналогичные
Функции, что и при движении по слабому грунту: снижает удельное давление, в приводном режиме обеспечивает дополнительную силу тяги, работая на уплотненной обтекателем 27 среде с
улучшенными физико-механическими свойствами.
Формула изобретения
Т, Транспортное средство, содержащее раму, две основные и закрепленную между ними на рычагах с возможностью вертикального перемещения передней и задней частей дополнительную гусеницу с элементами перемещения, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости путем уменьшения сопротивления движению и уплотнения грунта перед дополнительной гусеницей, оно снабжено клиновым обтекателем с передней заостренной частью, закрепленным на днище рамы перед дополнительной гусеницей и выступающими наиболее низкими частями рамы, при этом задняя кромка обтекателя расположена выше нижней ветви обвода дополнительной гусеницы. -2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что оно
снабжено дополнительным обтекателем, установленным на передних рычагах дополнительной гусеницы.
3.Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что обтекатель выполнен с плоским днищем.
4.Транспортное средство по пп.1 иЗ, отличающееся тем,
91652171
что обтекатель выполнен с расширением от передней части к задней.
5. Транспортное средство по пп.1 и 4, отличающееся тем, что обтекатель выполнен с днищем в виде двух плоских поверхностей с общим ребром наружу.
10
6.Транспортное средство по пи.4 и5, отличающееся тем, что поверхности вогнуты внутрь.
7.Транспортное средство по пп.1 и4, отличающееся тем, что обтекатель выполнен с днищем в виде двух плоских поверхностей с общим ребром внутрь.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движитель гусеничного транспортного средства | 1987 |
|
SU1423449A1 |
АВТОПРИЦЕП - АМФИБИЙНЫЙ ПАРОМ | 2007 |
|
RU2339537C1 |
Гусеничное транспортное средство | 1982 |
|
SU1121169A1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТЕР | 2003 |
|
RU2260541C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2230683C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2279628C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2037447C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 1998 |
|
RU2147284C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
Изобретение относится к многогусеничным транспортным средствам. , /Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства путем уменьшения сопротивления движению и 1 уплотнения грунта перед дополнительной гусеницей. Транспортное средство включает раму 1, на каждом из бортов которой при помощи осей 2 и 3 смонтированы попарно передние 4 и задние 5 поворотные рычаги с выступающими под днище рамы ограничительными упорами 6 и 7, ведущие звездочки и гусеничные цепи 11 бортовых движителей. Между упорами 6 и 7 рычагов 4 и 5 бортов под днищем вдоль рамы 1 смонтирована дополнительная гусеница 17, перед которой и перед упорами рычагов 4 по всей ширине этой гусеницы 17 выполнен заостренный обтекатель 27, причем нижняя ветвь обвода гусеницы 17 расположена ниже задней кромки обтекателя 27 и упоров 6 и 7. 6 з.п. ф-лы, 14 ил. с (О
П
/// 777
/// ////У/ /7/
Фиг, 2
1В 19 20
и
гг
К
х./.
Л - - л . - А A fc Аг А
Л1 И
i / /у ftл///
и я, и в Ј Мф
ы 91 а
Ш2Ј91
Фиг.7
Фиг.9
Фиг.п
Фиг. 8
Фие.ю
Фиг.12
г-32 37
Фиг. 13
Фиг. М
Многогусеничное транспортное средство | 1983 |
|
SU1118576A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1991-05-30—Публикация
1989-03-10—Подача