СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ НЕГАБАРИТНОГО ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2002 года по МПК B63B35/00 

Описание патента на изобретение RU2180636C2

Изобретение относится к области перевозок водным путем негабаритных тяжеловесных грузов, а более конкретно - к технике погрузки-выгрузки без применения крановых средств и транспортировки на судне негабаритных тяжеловесных объектов.

Известен способ погрузки-выгрузки и транспортировки негабаритных тяжеловесных объектов с помощью плавучих кранов класса "Волгарь" и крановых судов класса "Станислав Юдин" ["Судостроение", 6, июнь 1986 г., с. 8. Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения. Под редакцией к.т.н. Ю. Н. Горбачева. Л.: Судостроение, 1990 г., с. 434].

Однако основным недостатком при использовании этого способа в условиях новых экономических отношений является слишком высокая стоимость. Например, согласно данным компании SEAWAY HEALY LIFTING LTD заявленная стоимость использования плавкранов и крановых судов составляет от 100,0 до 200,0 тысяч долларов США на подъем-опускание одного тяжеловесного объекта. К указанной сумме необходимо еще добавить одноразовые затраты на мобилизацию кранового средства, величина которых составляет 1,5 млн долларов США, причем без учета расходов на транспортировку объекта, стоимости топлива и машинного масла. Изложенное характеризует величину затрат в процессе применения крановых средств, которые при большом количестве транспортируемых тяжеловесных объектов делают этот способ для России практически неприемлемым.

Известен также способ и устройство погрузки-выгрузки и транспортировки негабаритных тяжеловесных объектов без применения крановых средств на плавучих доках [Ловягин М.А. и др. Металлические плавучие доки. Л.: Судостроение, 1964, с.291], при котором тяжеловесный объект, размещенный на горизонтальной поверхности береговой стенки на судовозных тележках, передвигают с помощью тросов тяговой лебедки на плавучий док, зафиксированный у стенки, причем уровень стапель-палубы дока предварительно совмещают с уровнем поверхности береговой стенки с помощью наведения носовой и кормовой части дока на специально подготовленные береговые и подводные опоры с последующим приемом балласта и возведения на стапельной палубе дока специально подготовленной эстакады, после транспортировки объекта в доке к месту назначения выгрузку выполняют в обратном погрузке порядке - прототип.

Однако при использовании этого способа в качестве транспортного средства используется крупногабаритный плавучий док, который при буксировке на морских трассах и узкостях заливов вызывает значительные трудности, что приводит к высокой вероятности навигационных ошибок и соответственно повышению вероятности аварийных ситуаций, характеризующихся повреждениями плавсредств. Кроме того, в пунктах погрузки и выгрузки тяжеловесных объектов возникает необходимость строительства специально подготовленных береговых и подводных опор, а на стапель-палубе дока - специально подготовленной эстакады.

Все это приводит к большим дополнительным материальным затратам. Кроме того, возникает проблема дополнительных расходов при организации перевозок в доках вследствие отрицательного отношения администрации заводов - владельцев доков к использованию их для транспортировки, поскольку доки являются основой технологического процесса судостроительных и судоремонтных предприятий.

Задачей заявляемого изобретения является сокращение материальных затрат, повышение безопасности и надежности в процессе погрузки-выгрузки и транспортировки на судне негабаритных тяжеловесных объектов.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе погрузки-выгрузки и транспортировки на судне негабаритного тяжеловесного объекта, включающем размещение на горизонтальной поверхности береговой стенки установленного на судовозных тележках объекта, установку судна к береговой стенке, фиксирование его положения относительно береговой стенки и совмещение уровня палубы судна с уровнем поверхности береговой стенки, передвижку на судовозных тележках объекта на палубу судна при его погрузке преимущественно с помощью тросов тяговых лебедок, расфиксирование судна от береговой стенки и транспортировку объекта к месту назначения, где осуществляют выгрузку объекта проведением операций обратных его погрузке, операцию фиксирования судна к береговой стенке осуществляют путем опирания судна на горизонтальную поверхность береговой стенки через опорные башмаки, установленные на выносных кронштейнах в кормовой части судна, а для совмещения уровня палубы судна с уровнем горизонтальной поверхности производят регулировку по высоте положения опорных башмаков с последующей балластировкой судна путем заполнения его днищевого понтона, причем при передвижке объекта на судовозных тележках по палубе судна в процессе погрузки или выгрузки поддерживают горизонтальность поверхности палубы, для чего при достижении значения дифферента судна выше предельно допустимой величины останавливают перемещение судовозных тележек и при погрузке опорожняют, а при выгрузке заполняют балластные отсеки, начиная от наиболее отдаленного от береговой стенки, до достижения палубой горизонтального положения, после чего продолжают перемещение судовозных тележек.

Устройство для погрузки-выгрузки и транспортировки на судне негабаритного тяжеловесного объекта, включающее береговую стенку, судно, снабженное днищевым понтоном с балластными отсеками, имеющими насосы, и тяговыми лебедками с тросами, дооборудовано по крайней мере двумя опорными башмаками, имеющими шарнирные опоры, установленными на выносных кронштейнах, закрепленных на судне в его кормовой части, и выполненными с возможностью регулировки их положения по высоте, при этом судно снабжено автоматизированной системой слежения и управления поддержанием горизонтального положения палубы судна, включающей дифферентометр и связанные с ним через блок микропроцессора исполнительные механизмы управления электроприводами насосов балластной системы и тяговых лебедок.

Выполнение процесса погрузки (выгрузки) негабаритного тяжеловесного объекта на судно, снабженное регулируемыми по высоте опорными башмаками и автоматизированной системой управления электроприводами насосов балластной системы и тяговых лебедок, позволяет исключить применение в операциях фиксирования судна относительно береговой стенки и совмещения палубы судна с горизонтальной поверхностью береговой стенки такие дорогостоящие сооружения, как доки, береговые и подводные опоры, так и возведение эстакады на судне (либо на стенке) и, соответственно, исключить затраты на их сооружение и существенно снизить материальные затраты погрузки-выгрузки и транспортировки.

Необходимость поддержания горизонтальности палубы судна в процессе погрузки-выгрузки негабаритного объекта, а также наличие в устройстве погрузки (выгрузки) негабаритного тяжеловесного объекта на судно автоматизированной системы поддержания горизонтального положения палубы судна позволяет, с одной стороны, исключить из процесса погрузки-выгрузки самый ненадежный элемент - "человеческий фактор" и, с другой стороны, исключить возможность аварийной ситуации, связанной с самопроизвольным и непредвиденным движением объекта на судовозных тележках по палубе судна в ее наклонном положении, и тем самым повысить надежность погрузки-выгрузки тяжеловесного объекта на судно.

Оборудование судна по крайней мере двумя опорными башмаками позволяет исключить сооружение подводных береговых опор для фиксирования судна к береговой стенке, а наличие шарнирных опор у опорных башмаков обеспечивает возможность приведения палубы с помощью балластной системы в горизонтальное положение.

Выполнение опорных башмаков с возможностью регулировки его положения по высоте дает возможность совмещения по высоте уровней палубы судна и береговой стенки, и тем самым исключает необходимость строительства эстакады на палубе судна.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематически показано предлагаемое устройство для реализации предлагаемого способа.

Устройство включает береговую стенку 1 с установленным к ней судном 2, снабженным днищевым понтоном с балластными отсеками 3, имеющими насосы с электроприводом 4, тяговыми лебедками с электроприводом 5 и с тросами 6. Судно 2 оборудовано по крайней мере двумя опорными башмаками 7, имеющими шарнирные опоры 8, установленными на выносных кронштейнах 9, которые закреплены на судне 2 в его кормовой части. Башмаки 7 выполнены с возможностью регулировки их положения по высоте при опирании на поверхность береговой стенки 1.

Судно имеет автоматизированную систему слежения и управления поддержанием горизонтального положения палубы судна, включающую дифферентометр 10, связанный через блок микропроцессора 11 с исполнительными механизмами управления электроприводом (не показаны) насосов 4 балластной системы и электроприводом лебедок 5.

На судне показан погруженный на него негабаритный тяжеловесный объект 12, установленный на судовозных тележках 13.

Предлагаемый способ реализуется с помощью предлагаемого устройства следующим образом.

Негабаритный тяжеловесный объект 12, установленный на судовозных тележках 13, размещают на береговой стенке 1, к которой кормой устанавливают судно 2. Осуществляют фиксирование судна 2 к береговой стенке 1 путем опирания опорных башмаков 7 на горизонтальную поверхность береговой стенки 1. Затем совмещают уровень грузовой палубы судна с уровнем горизонтальной поверхности береговой стенки 1 путем регулирования опорных башмаков по высоте и с помощью заполнения балластных отсеков 3 днищевого понтона. Процесс погрузки-выгрузки объекта 12 на палубу судна 2 осуществляют передвижкой его на судовозных тележках 13 с помощью тяговых лебедок 5 с тросами 6. При этом автоматически поддерживают горизонтальное положение грузовой палубы, для чего опорожняют поочередно балластные отсеки 3, начиная с наиболее отдаленного от береговой стенки 1 (а при выгрузке - заполняют отсеки) до достижения палубой горизонтального положения.

Для автоматического поддержания горизонтальности грузовой палубы судна используют автоматизированную систему слежения и управления этим процессом, которая управляет работой электроприводов насосов 4 балластной системы 3 и электроприводов тяговых лебедок 5.

Слежение за горизонтальностью палубы автоматизированной системой осуществляется следующим образом. В процессе погрузки, при заходе первых судовозных тележек 13 с объектом 12 на палубу судна 2 на палубе образуется дифферент носовой части, измеряемый дифферентометром 10. При достижении значения измеряемого дифферента выше предельно допустимой величины микропроцессорный блок 11 дает команду на остановку работы тяговых лебедок 5 и на включение насосов 4 для откачки воды из наиболее отдаленного от береговой стенки балластного отсека 3. После достижения палубой горизонтального положения автоматизированная система включает тяговые лебедки 5 и прерывистый процесс перемещения объекта 12 с автоматической корректировкой дифферента судна повторяется до полной погрузки объекта на штатное место на палубе судна.

При выгрузке объекта с палубы судна в пункте назначения объекта автоматизированная система дает команды в обратном порядке, но уже поочередно заполняя отсеки водой.

Похожие патенты RU2180636C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПУНКТ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО ХРАНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Виноградов А.А.
  • Вишняков Ю.М.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев И.Р.
  • Копченов В.П.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пашин В.М.
  • Струев В.П.
RU2174087C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ-ЛИХТЕРОВОЗЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ 2001
  • Вишняков Ю.М.
  • Воропаев Е.Л.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев Р.И.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Струев В.П.
RU2207288C2
МОРСКОЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО ДЛЯ ПОДЪЕМА, ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ В ПУНКТ ПРИЕМА 2008
  • Дегтерёв Михаил Александрович
  • Малышев Сергей Павлович
  • Чернов Владимир Эдуардович
  • Ефимов Олег Иванович
RU2377155C1
СПОСОБ ПОГРУЗКИ И ДОСТАВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ИЗ ДОК-КАМЕРЫ ОДНООТСЕЧНЫХ БЛОКОВ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРОВАННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК К МОРСКОМУ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Вишняков Ю.М.
  • Воропаев Е.Л.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев Р.И.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пименов А.О.
  • Струев В.П.
RU2207287C2
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ СТРОЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ПУНКТ ИХ УТИЛИЗАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Вишняков Юрий Михайлович
  • Воропаев Евгений Львович
  • Дымова Наталья Петровна
  • Ермаков Сергей Николаевич
  • Каипов Рафаэль Ахметович
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Малышев Сергей Павлович
  • Струев Вячеслав Петрович
RU2321532C1
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК 2012
  • Волков Владимир Андреевич
  • Волков Иван Владимирович
RU2506196C1
КОМПЛЕКС ПЛАВСРЕДСТВ ДЛЯ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, КОРАБЛЕЙ И СУДОВ 2002
  • Вишняков Ю.М.
  • Волошанюк В.В.
  • Воропаев Е.Л.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев Р.И.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пименов А.О.
  • Струев В.П.
RU2218288C1
КОРПУС ПОДВОДНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МОРСКИХ И ОКЕАНИЧЕСКИХ ГЛУБИН 1999
  • Дружиловский Б.В.
  • Рябов В.М.
  • Спиро В.Е.
RU2162425C2
СПОСОБ ПОГРУЗКИ СБОРОЧНО-МОНТАЖНОЙ ЕДИНИЦЫ В ОБЪЕКТ 1996
  • Герасимов Н.И.
  • Ива А.А.
  • Клестов М.И.
  • Герварт А.Ю.
  • Романов В.С.
  • Абаканов А.Н.
  • Файков А.А.
RU2117623C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАДИАЦИОННО-ЗАЩИТНОЙ БЛОК-УПАКОВКИ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА БЕРЕГОВОЕ ХРАНЕНИЕ 2005
  • Александров Николай Иванович
  • Анитропов Виктор Александрович
  • Аладышкин Сергей Иванович
  • Коваленко Виктор Николаевич
  • Митрофанов Станислав Александрович
  • Старшинов Валентин Алексеевич
RU2293386C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НА СУДНЕ НЕГАБАРИТНОГО ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Способ погрузки-выгрузки и транспортировки на судне негабаритного тяжеловесного груза включает в себя фиксирование судна к береговой стенке путем опирания судна на горизонтальную поверхность береговой стенки через опорные башмаки, установленные на выносных кронштейнах в кормовой части судна, совмещение уровня палубы судна с уровнем горизонтальной поверхности путем регулировки по высоте положения опорных башмаков с последующей балластировкой судна путем заполнения его днищевого понтона и передвижку объекта на судовозных тележках по палубе судна тяговыми лебедками. При передвижке объекта по палубе судна в процессе погрузки и выгрузки поддерживают горизонтальность поверхности палубы, для чего при достижении значения дифферента судна выше предельного останавливают тележки и соответственно опорожняют или заполняют поочередно балластные отсеки, начиная от наиболее отдаленного от береговой стенки, до достижения палубы горизонтального положения, после чего продолжают перемещение судовозных тележек. Устройство для погрузки-выгрузки и транспортировки на судне негабаритного тяжеловесного объекта дооборудовано по крайней мере двумя опорными башмаками, имеющими шарнирные опоры, установленными на выносных кронштейнах, закрепленных на судне в его кормовой части, и выполненными с возможностью регулировки их положения по высоте, при этом судно снабжено автоматизированной системой слежения и управления поддержанием горизонтального положения палубы судна, включающей дифферентометр и связанные с ним через блок микропроцессора исполнительные механизмы управления электроприводами насосов балластной системы и тяговых лебедок. Такое выполнение изобретения обеспечивает повышение надежности и безопасность процесса погрузки. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 180 636 C2

1. Способ погрузки-выгрузки и транспортировки на судне негабаритного тяжеловесного объекта, включающий в себя размещение на горизонтальной поверхности береговой стенки установленного на судовозных тележках объекта, установку судна к береговой стенке, фиксирование его положения относительно береговой стенки и совмещение уровня палубы судна с уровнем поверхности береговой стенки, передвижку на судовозных тележках объекта на палубу судна при его погрузке, преимущественно с помощью тросовых тяговых лебедок, расфиксирование судна от береговой стенки и транспортировку объекта к месту назначения, где осуществляют выгрузку объекта проведением операций, обратных его погрузке, отличающийся тем, что фиксирование судна к береговой стенке осуществляют путем опирания судна на горизонтальную поверхность береговой стенки через опорные башмаки, установленные на выносных кронштейнах в кормовой части судна, а для совмещения уровня палубы судна с уровнем горизонтальной поверхности береговой стенки производят регулировку по высоте положения опорных башмаков с последующей балластировкой судна путем заполнения его днищевого понтона, причем при передвижке объекта на судовозных тележках по палубе судна в процессе погрузки и выгрузки поддерживают горизонтальность поверхности палубы, для чего при достижении значения дифферента судна выше предельно допустимой величины останавливают перемещение судовозных тележек и при погрузке опорожняют, а при выгрузке заполняют балластные отсеки, начиная от наиболее отдаленного от береговой стенки до достижения палубой горизонтального положения, после чего продолжают перемещение судовозных тележек. 2. Устройство для погрузки - выгрузки и транспортировки на судне негабаритного тяжеловесного объекта, включающее в себя судовозные тележки для размещения негабаритного тяжеловесного объекта, береговую стенку, размещенные на судне днищевой понтон с балластными отсеками и насосами балластной системы, а также тяговые лебедки с тросами для перемещения упомянутых тележек, отличающееся тем, что судно оборудовано по крайней мере двумя опорными башмаками, выполненными с шарнирными опорами и установленными на закрепленных на судне выносных кронштейнах с возможностью регулировки их положения по высоте и опирания на береговую стенку, при этом судно снабжено автоматизированной системой слежения и управления поддержанием горизонтального положения палубы судна, включающей в себя дифферентометр и связанные с ним через блок микропроцессора исполнительные механизмы управления электроприводов, указанных насосов и тяговых лебедок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180636C2

ЛОВЯГИН М.А
и др
Металлические плавучие доки
- Л.: Судостроение, 1964, с.291
Плавучее сооружение для перевозки тяжелых грузов 1980
  • Петраков Лев Алексеевич
  • Орехов Владимир Акимович
SU979202A1
Судно-носитель для транспортировки морской платформы со строительной площадки на место эксплуатации 1980
  • Миронов Вячеслав Вадимович
  • Патаракин Дмитрий Васильевич
  • Криводедов Виктор Ефимович
SU925751A1

RU 2 180 636 C2

Авторы

Виноградов А.А.

Вишняков Ю.М.

Каипов Р.А.

Кильдеев И.Р.

Копченов В.П.

Мазокин В.А.

Малышев С.П.

Орлов А.М.

Пашин В.М.

Струев В.П.

Даты

2002-03-20Публикация

2000-03-28Подача