Изобретение относится к строительным материалам, в частности к получению связующего, которое может быть использовано для изготовления дорожного покрытия.
Аналогом заявляемого изобретения является связующее для изготовления дорожного покрытия, содержащее битум и аминный активатор адгезии, в качестве которого применяется ингибитор отложения солей ИМОС-1 (а.с. 1458342, кл. С 04 В 26/26, 1989).
Недостатком известного связующего является то, что использование в качестве аминного активатора адгезии ингибитора отложения солей ИМОС-1, обеспечивает высокое водонасыщение полученных смесей, что в конечном итоге приводит к недостаточной водостойкости и сдвигоустойчивости дорожного покрытия.
Прототипом заявляемого изобретения является связующее для изготовления дорожного покрытия, содержащее битум и аминный активатор адгезии, в качестве которого применяется смола анилина, являющаяся отходом производства анилина.
Существенные признаки прототипа "связующее для изготовления дорожного покрытия, содержащее битум и аминный активатор адгезии" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком прототипа является то, что в качестве аминного активатора адгезии применяется в связующем смола анилина, которая является токсичным продуктом, что приводит к определенным трудностям практического применения ее на всех этапах от производителя до потребителя, так как смола анилина в зависимости от содержания в ней анилина имеет согласно классификации токсичности 2-й или 3-й класс опасности.
Целью настоящего изобретения является улучшение эксплуатационных показателей и снижения вредности при производстве и эксплуатации дорожных покрытий.
Поставленная задача решается тем, что в заявляемом связующем для изготовления дорожного покрытия, содержащем битум и аминный активатор адгезии, в качестве аминного активатора адгезии применяется добавка, получаемая конденсацией смолы анилина со смолой каптакса и уротропина, при этом процесс конденсации смолы анилина со смолой каптакса и уротропина производится при температуре 100-130oС в соотношении 1:1:0,05-0,2.
Существенные признаки заявляемого изобретения "в качестве аминного активатора адгезии применяется добавка, получаемая конденсацией смолы анилина со смолой каптакса и утропина, при этом процесс конденсации смолы анилина со смолой каптакса и уротропина производится при температуре 100-130oС в соотношении 1:1:0,05÷0,2" являются отличительными признаками от признаков прототипа.
Смола анилина представляет собой отход производства анилина, образующийся в процессе синтеза и дистилляции целевого продукта анилина, получаемого каталитическим восстановлением нитробензола и представляет собой густую, быстро застывающую массу с остаточным содержанием свободного анилина 15-40%.
Смола каптакса является крупнотоннажным отходом производства 2 меркоптобензтиазола (2 МВт) и образуется на стадии конденсации 2МБт, получаемого из анилина, нитробензола и серы и представляет собой клейкую, вязкую при нормальных условиях массу темно-коричневого цвета.
Смола уротропина - готовый продукт (ТУ 6-09.09-353-74).
Процесс получения аминного активатора адгезии в виде предложенной добавки осуществляется следующим образом.
В реактор, снабженный обогревом и мешалкой, загружают расплавленную сухую смолу каптакса, смолу анилина в соотношении 1:1, нагревают до температуры 80oС и перемешивают до получения однородной массы. Затем при перемешивании в реакционную смесь вводится предварительно измельченный сухой уротропин из расчета 0,05÷0,2 вес.ч. на 2 вес.ч. смеси и дается выдержка при температуре 60-70oС в течение 1 часа. Далее реакционную массу постепенно нагревают до температуры 100÷130oС и выдерживают при этой температуре до достижения температуры размягчения по КиШ не ниже 50o и остаточного содержания влаги не более 0,5%. По окончании процесса подвижную реакционную массу выгружают из аппарата, охлаждает до нормальной температуры, измельчают и фасуют.
Полученная, таким образом, предложенная добавка представляет собой твердый продукт черного цвета, не имеющий резкого неприятного запаха, плотность которого 1,1÷1,2 г/см3 при массовой доли влаги не более 0,5%, температурой размягчения по Киш 50-70oС и без присутствия свободного анилина.
Окончательный процесс получения предложенного связующего для изготовления дорожного покрытия осуществляется следующим образом.
В аппарат, снабженный обогревом и мешалкой, загружают битум и приготовленную адгезионную добавку в количестве 1-3% от веса битума. Смесь нагревают до температуры 120-140oС, после чего перемешивают при этой температуре в течение 30-60 мин до получения однородной массы и вводят наполнитель, нагретый до температуры 150-170oС.
С предложенным связующим были приготовлены 1, 2, 3 смеси дорожного покрытия известного состава согласно ГOCТ 9128-84 типа В, прочностные характеристики которых представлены в таблице.
Как видно из таблицы, использование нового связующего в дорожных покрытиях улучшает прочностные свойства, а использование новой адгезионной добавки улучшает адгезию и эластичность связующего за счет содержащихся в ней ароматических амидов и смолистых веществ, кроме того, снижается токсичность связующего и решается экологическая проблема утилизации химических отходов - смолы анилина и смолы каптакса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРОБИТУМА | 2010 |
|
RU2452748C1 |
КЛЕЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2001 |
|
RU2204579C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УСКОРИТЕЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ РЕЗИНОВОЙ СМЕСИ | 2001 |
|
RU2221791C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА | 1997 |
|
RU2116329C1 |
РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2277108C1 |
Применение кокса в качестве модификатора битума | 2020 |
|
RU2753763C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ПОЛИМЕРНЫХ ОТХОДОВ | 1997 |
|
RU2110535C1 |
ХОЛОДНАЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННАЯ МАСТИКА | 2000 |
|
RU2161141C1 |
Применение нефтяного кокса в качестве модификатора битума | 2021 |
|
RU2769049C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ БИТУМОВ | 2001 |
|
RU2203305C1 |
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к получению связующего, которое может быть использовано для изготовления дорожного покрытия. Технический результат: улучшение эксплуатационных показателей и снижение вредности при производстве и эксплуатации дорожных покрытий. Связующее для изготовления дорожного покрытия содержит битум и аминный активатор адгезии. В качестве аминного активатора адгезии используют добавку, получаемую конденсацией при температуре 100-130oС смолы анилина со смолой каптакса и уротропина в весовом соотношении 1:1:0,2-0,5. Указанная смола анилина является отходом производства анилина, образующимся в процессе синтеза и дистилляции целевого продукта, содержащим 15-40 мас.% свободного анилина. Смола каптакса является отходом стадии конденсации целевого продукта в производстве 2-меркаптобензтиазола из анилина, нитробензола и серы. 1 табл.
Связующее для изготовления дорожного покрытия, содержащее битум и аминный активатор адгезии, отличающееся тем, что в качестве аминного активатора адгезии используют добавку, получаемую конденсацией при температуре 100-130oС смолы анилина со смолой каптакса и уротропина в весовом соотношении 1: 1: 0,2-0,5, причем указанная смола анилина представляет собой отход производства анилина, образующийся в процессе синтеза и дистилляции целевого продукта, содержащий 15-40 мас.% свободного анилина, а смола каптакса является отходом стадии конденсации целевого продукта в производстве 2-меркаптобензтиазола из анилина, нитробензола и серы.
Способ приготовления смеси для дорожного строительства | 1987 |
|
SU1458342A1 |
RU 2063990 C1, 20.07.1996 | |||
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ БИТУМОВ | 1999 |
|
RU2160301C1 |
БИТУМПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 1998 |
|
RU2132857C1 |
Способ приготовления асфальтобетонной смеси | 1986 |
|
SU1423524A1 |
Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий | |||
- М.: Транспорт, 1978, с.46 | |||
Технические поверхностно-активные вещества из вторичных ресурсов в дорожном строительстве | |||
Под ред | |||
Королева И.В | |||
- М.: Транспорт, 1991, с.44-47, 54, 68, 70. |
Авторы
Даты
2003-07-10—Публикация
2002-02-20—Подача