СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА Российский патент 2003 года по МПК G01P3/64 

Описание патента на изобретение RU2208794C1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости линейного перемещения объектов по заданной траектории.

Известен способ измерения скорости движения объекта [Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 1, М., 1974. С.160], заключающийся в измерении интервала времени Δt прохождении объектом базового расстояния Δx между двумя датчиками и определении скорости как

Недостатком данного способа измерения скорости является низкая точность измерения скорости, поскольку он предполагает измерение среднего значения скорости на интервале пути Δx, которое отличается от мгновенного значения скорости движения объекта в соответствующей координате внутри интервала пути Δx на траектории движения объекта. Это приводит к большой (до 50%) методической погрешности измерения скорости. Снижение методической погрешности, в принципе, возможно путем уменьшения базового расстояния Δx (в пределе при стремлении Δx к нулю методическая погрешность также стремится к нулю, так как определенное согласно (1) на таком малом интервале пути значение скорости является мгновенной скоростью). Однако на практике такое уменьшение базового расстояния Δx до предельно малого значения сталкивается с проблемами не только экономического (требуется большое количество датчиков положения), но и технологического характера, когда из-за конечных размеров датчиков невозможно разместить их в непосредственной близости друг от друга.

Известен способ измерения скорости движения объекта, являющийся наиболее близким техническим решением к заявляемому (прототипом) [авт. свид. СССР 1672378, кл. G 01 P 3/64, БИ 31, 1991], который также основан на времяпролетном принципе измерения и использовании датчиков положения, установленных вдоль траектории движения. Этот способ позволяет измерять значения скорости, приближающиеся к мгновенным за счет уменьшения базовых интервалов пути без увеличения количества датчиков. Способ-прототип основан на использовании датчиков положения, установленных вдоль траектории движения, предварительном формировании и запоминании эталонной функции как отношения зависимостей от координаты местоположения объекта выходных напряжений двух соседних датчиков положения, измерении текущих значений напряжений этих датчиков в процессе движения объекта, определении текущей функции от времени отношения этих напряжений, сравнении значений эталонной и текущей функций, определении и запоминании моментов времени ti равенства значений текущей функции заданным значениям эталонной функции, определении по эталонной функции значений координат Хi положения объекта, задании их в качестве точек Δti=ti-ti-1 регистрации, соответствующих упомянутым моментам, вычислении интервалов времени Δti= ti-ti-1 прохождения объектом расстояния Δxi между соседними точками регистрации Хi-1 и Xi и определении значений средней скорости на интервале пути Δxi по формуле

где Δxi=Xii-1, - соответственно, интервал пути и интервал времени между моментами регистрации ti и ti-1;
i=1, 2,..., N-1;
N - количество точек регистрации.

Согласно данному способу путем разбиения основного интервала между двумя соседними датчиками на достаточно большое количество (N-1) малых подинтервалов, ограниченных с обеих сторон заданными заранее точками (координатами) регистрации, можно достигнуть резкого уменьшения методической погрешности измерения скорости за счет уменьшения базового расстояния Δxi=Xii-1 при вычислении скорости по формуле и приближении тем самым измеренного значения скорости к мгновенному. Однако при таком способе одновременно со снижением методической составляющей погрешности измерения скорости так же резко возрастает относительная инструментальная составляющая погрешности, так как относительное значение погрешности измерения интервала пути (времени) увеличивается с уменьшением этих интервалов при использовании того же измерительного инструментария. (Например, при измерении (задании) расстояния между координатами регистрации, находящимися друг от друга на расстоянии 1 см прибором, абсолютная погрешность которого 1 мм, относительная погрешность измерения расстояния будет равна 10%, а при уменьшении этого расстояния с 1 см до 2 мм относительная погрешность измерения тем же прибором составляет уже 50%. То же относится и к измерению интервала времени). Таким образом, уменьшение расстояния между задаваемыми точками регистрации, с одной стороны, приводит к уменьшению методической погрешности измерения скорости, а с другой стороны, - к увеличению относительной инструментальной погрешности измерения интервалов пути и времени, а в конечном итоге - к снижению эффекта от уменьшения расстояния между точками регистрации: способ-прототип хотя и обеспечивает измерение почти мгновенных значений скорости, но с большой погрешностью из-за резкого увеличения доли относительной инструментальной погрешности.

Задачей изобретения является повышение точности измерения скорости за счет создания условий, приводящих к минимизации суммы методической и инструментальной составляющих погрешности измерения скорости. Указанные условия создаются путем выбора и задания непосредственно в процессе измерения вполне определенных (оптимальных) интервалов пути между соседними точками (координатами) регистрации на контролируемом участке траектории движения объекта, обеспечивающих минимизацию суммарной погрешности измерения.

Решение задачи достигается тем, что в способе измерения скорости движения объекта, основанном на использовании датчиков положения, установленных вдоль траектории движения, предварительном формировании и запоминании эталонной функции как отношения зависимостей от координаты местоположения объекта выходных напряжений двух соседних датчиков положения, измерении текущих значений напряжений этих датчиков в процессе движения объекта, определении текущей функции от времени отношения этих напряжений, сравнении значений эталонной и текущей функций, определении и запоминании моментов времени ti равенства значений текущей функции заданным значениям эталонной функции, определении по эталонной функции значений координат Хi положения объекта, задании их в качестве точек Δti=ti-ti-1 регистрации, соответствующих упомянутым моментам, вычислении интервалов времени Δti=ti-ti-1 прохождения объектом расстояния Δxi между соседними точками регистрации Хi-1 и Xi и определении значений средней скорости на интервале пути Δxi по формуле

где Δxi=Xii-1, - соответственно, интервал пути и интервал времени между моментами регистрации ti и ti-1;
i=1, 2,..., N-1;
N - количество точек регистрации,
дополнительно при задании координат Xi регистрации с шагом Δx1 интервал пути Δx1 между первым и вторым моментами регистрации, соответствующими координатам Х2 и Х1 местоположения объекта, определяют по формуле

а интервалы пути Δxi между последующими моментами регистрации определяют по формуле

где σм1 - среднеквадратическое отклонение методической погрешности на 1-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;
i= 2, 3,..., N-1 - закон изменения отношения среднеквадратических отклонений методической погрешности σмi+1 на (i+1)-м и σмi на i-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;
σx - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности задания координаты регистрации объекта;
σt - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности измерения интервала времени Δt;
Δti-1 время прохождения объектом интервала пути Δxi-1 между двумя соседними точками регистрации, предшествующего интервалу пути Δxi, на котором измеряется текущее значение скорости Vi.

Заявляемое решение отличается от способа-прототипа тем, что при задании координат Xi регистрации с шагом Δxi интервал пути Δx1 между первым и вторым моментами регистрации, соответствующими координатам Х2 и Х1 местоположения объекта, определяют по формуле

а интервалы пути Δxi между последующими моментами регистрации определяют по формуле

где σм1 - среднеквадратическое отклонение методической погрешности на 1-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;
, i= 2, 3,..., N-1 - закон изменения отношения среднеквадратических отклонений методической погрешности σмi+1 на (i+1)-M и σмi на i-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;
σx - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности задания координаты регистрации объекта;
σt - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности измерения интервала времени Δt;
Δti-1 - время прохождения объектом интервала пути Δxi-1 между двумя соседними точками регистрации, предшествующего интервалу пути Δxi, на котором измеряется текущее значение скорости Vi.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволяет установить соответствие его критерию "новизна".

В соответствии с предлагаемым способом для определения условий измерений, обеспечивающих снижение общей погрешности измерения скорости, необходимо учитывать, кроме относительной методической погрешности γм, составляющие относительной погрешности измерения средней скорости, зависящие от Δx, а значит и от количества n контролируемых интервалов траектории и количества N точек регистрации при заданной длине S контролируемого участка траектории движущегося объекта. К составляющим относительной погрешности измерения средней скорости относится, во-первых, приведенная относительная погрешность γx измерения интервала Δx пути (погрешность из-за неточности задания точек регистрации на траектории движения)
γx = Δx/Δx, (2)
где Δx - абсолютное значение погрешности измерения интервала Δx.
Второй составляющей погрешности измерения средней скорости является приведенная относительная погрешность γt измерения временного интервала Δti
γi = Δt/Δt = VcpiΔt/Δx, (3)
где Δt - абсолютное значение погрешности измерения времени на i-м интервале Δx.
Учитывая, что при оценке погрешностей измерения скорости прямолинейного движения необходимо в качестве расчетного режима рассматривать равноускоренное движение [статья: Кириевский Е.В., Михайлов А.А. Выбор расчетного режима для оценки методической погрешности измерителей скорости времяпролетного типа // Известия Сев. - Кавк. Научн. Центра высш. шк., сер. "Техн. науки", 3-4, 1993, с.92-98], значение методической погрешности измерения на i-м интервале траектории принимаем равным величине aΔti/2, откуда можно представить относительную приведенную методическую погрешность γмi на i-м интервале как:

где Vсрi - средняя скорость на i-ом интервале траектории.

Как отмечалось выше, из выражений (2)-(4) видно, что величины обеих составляющих инструментальной погрешности прямо пропорциональны, а величина методической погрешности обратно пропорциональна количеству интервалов n=N-1 на контролируемом участке пути. Тогда, выбирая в качестве критерия оптимальности интервала пути Δx минимум суммы методической и инструментальной погрешности измерения скорости, можно определить удовлетворяющие этому критерию значения Δx, n, N.

Более строгий подход предполагает учет случайного характера соответствующих погрешностей. Прологарифмируем и продифференцируем по времени t левую и правую части формулы (1) для средней скорости, в которой для простоты опустим индексы при Δt и Vср:

Отсюда после несложных преобразований получаем

или, полагая, что погрешности достаточно малы и поэтому допускается переход от дифференциалов к соответствующим приращениям, получаем общее выражение для относительной погрешности косвенного измерения среднего значения скорости

Как видно из (5), относительная погрешность измерения средней скорости состоит из двух составляющих: погрешности Δx/Δx задания точек (координат) регистрации на траектории движения и погрешности Δt/Δt определения момента времени для каждого из концов временного интервала Δti. В свою очередь, погрешность Δt/Δt также состоит из двух составляющих: собственно погрешности измерения временного интервала и погрешности формирования старт-стопных сигналов таймера.

Выражение (5) для относительной погрешности косвенного измерения среднего значения скорости имеет вид

где σиxt - соответственно, с.к.о. погрешности измерения средней на интервале скорости, с. к. о. погрешности измерения интервала пути и с.к.о. погрешности измерения времени.

Кроме с. к.о. составляющей погрешности измерения среднего значения скорости σи, введем в рассмотрение с.к.о. методической составляющей погрешности измерения скорости σм. После возведения в квадрат левой и правой частей уравнения (6), добавления в левую и правую части полученного уравнения слагаемого σ2м

/V2cp
извлечения квадратного корня из левой и правой частей последнего уравнения, получим:

В левой части уравнения (7) числитель представляет собой характеристику случайной погрешности измерения скорости, состоящей из методической погрешности σм и погрешности измерения средней скорости Левую часть уравнения (7) можно трактовать как нормированное значение с.к.о. случайной погрешности измерения скорости представляющее собой сумму двух составляющих - нормированных значений с.к.о. методической γσм погрешности и с. к. о. погрешности γσи измерения средней скорости. Здесь - с.к.о. суммарной погрешности измерения скорости.

Таким образом, выражение (7) может быть представлено в виде:

где γ2σи

= (σx/Δx)2+(σt/Δt)2.
Исследуем функционал (8) на экстремум с целью определения условий возникновения минимума γσΣ на i-м интервале пути Δxi. В результате получаем:

Тогда правая часть уравнения (7) для i-го интервала пути может быть представлена как:

где индексы "i" обозначают i-й интервал пути.

Определим минимум γσΣ на i-м интервале пути, приравняв нулю производную по Δxi от выражения (9):

Преобразуем данное выражение к форме, в которой правая часть будет содержать только погрешности измерения и ускорение на данном интервале пути. Полагая, что расчетный закон движения разгоняемого объекта - равноускоренный [статья: Кириевский Е.В., Михайлов А.А. Выбор расчетного режима для оценки методической погрешности измерителей скорости времяпролетного типа // Известия Сев. - Кавк. Научн. Центра высш. шк., сер. "Техн. науки", 3-4,1993, с. 92-98] и используя очевидные выражения для i-го интервала пути 2аΔi=(Vк+Vн) (Vк-Vн), Vср1=(Vк+Vн)/2, σмi = (Vк-Vн)/2, имеем
Vcpi = aΔxi/2σмi. (11)
После несложных преобразований из (11) получаем

Учитывая, что при равноускоренном движении

имеем
Подставляя последнее выражение в (12), получаем расчетное выражение для оптимальных значений интервалов пути между соседними точками (координатами) регистрации на контролируемом участке пути:

Выбирая расстояние Δxi между соседними точками (координатами) регистрации в соответствии с выражением (13), можно обеспечить измерение скорости на i-том интервале пути (начиная со 2-го) с минимальной суммарной погрешностью γσΣ. (Предполагается, что погрешности измерения расстояния Δxix) и времени Δtit) на всех интервалах измерения одинаковы, так как измерения производятся одними и теми же приборами).

Анализ выражения (13) показывает, что для определения оптимальных значений интервалов пути Δxi между соседними точками (координатами) регистрации необходимо знать закон изменения методической погрешности от интервала к интервалу пути и постоянные значения инструментальных погрешностей σt и σx приборов для измерения времени и интервалов пути соответственно, а в процессе контроля движения объекта измерять время Δti-1 прохождения объектом расстояния между соседними точками (координатами) регистрации на предшествующих интервалах пути Δxi-1. Закон изменения отношения методических погрешностей согласно [Кириевский Е.В., Михайлов А.А. Исследование методической погрешности измерителей скорости времяпролетного типа// Известия Сев. - Кавк. Научн. Центра высш. шк., сер. "Техн. науки", 3-4,1993, с.84-92] определяется из выражения

Тогда, получая из последнего выражения имеем окончательное выражение для закона измерения отношения методических погрешностей на соседних интервалах, начиная со второго:

Особо следует отметить, что осуществить на первом интервале пути (между первой и второй точками регистрации) требуемую согласно (13) операцию измерения интервала времени прохождения объектом участка траектории, предшествующего участку, на котором измеряется скорость, невозможно в принципе из-за того, что измерения начинаются только с места установки первого датчика. Поэтому необходимо предложить иной механизм определения оптимального интервала пути между первым и вторым датчиками, также обеспечивающий минимизацию суммы методической и инструментальной погрешностей, но не требующий измерения интервала времени прохождения интервала пути, предшествующего первому интервалу пути. Для этого исследуем функционал (8) на экстремум с целью определения условий возникновения минимума γσΣ на 1-м интервале пути Δx1, для которого, как известно [статья: Кириевский Е.В., Михайлов А.А. Исследование методической погрешности измерителей скорости времяпролетного типа// Изв. Сев. - Кавк. науч. центра высш. шк. Техн. науки. 1993. 3-4. С. 84-92], характерна максимальная методическая погрешность измерения скорости.

Учитывая, что (как отмечалось выше), в качестве расчетного следует принимать режим равноускоренного движения, а также то, что согласно [там же] с. к.о. методической погрешности на 1-м интервале пути где Δм1max = a•Δt/2 - максимальное значение абсолютной методической погрешности на 1-м интервале пути [там же], получаем:

где Δt1 - время движения объекта на 1-м интервале пути.

С учетом (14) правая часть уравнения (7) для 1-го интервала пути имеет вид:

где индексы "1" обозначают 1-й интервал пути.

Определим экстремум описывающей суммарную погрешность функции, взяв производную по Δx1 от выражения (15) и приравняв результат нулю. В результате получаем условие обеспечения минимума суммарной погрешности γσΣ на 1-м интервале пути:

Учитывая, что для равноускоренного движения V2cp1

= a•Δx1/2, из (16) имеем:
Δx21
= 12(σ2x
+V2cp1
σ2t
). (17)
Так как согласно [статья: Кириевский Е.В., Михайлов А.А. Исследование методической погрешности измерителей скорости времяпролетного типа// Изв. Сев. - Кавк. науч. центра высш. шк. Техн. науки. 1993. 3-4. С.84-92] причем, Vcp1 = Δм1max или выражение (17), в свою очередь, может быть представлено как

Таким образом, выбирая расстояние Δx между первой (совпадающей с местом установки первого датчика) и второй точками регистрации в соответствии с выражением (18), можно обеспечить измерение скорости на первом интервале пути Δx1 с минимальной суммарной погрешностью γσΣ.
Как видно из сравнения выражений (13) и (18), для определения оптимального интервала пути между первой и второй точками регистрации в отличие от последующих интервалов не требуется операции измерения интервала времени на предшествующем первому интервалу ("несуществующем") интервале пути.

Таким образом, суть предлагаемого технического решения заключается в том, что, в отличие от способа-прототипа, согласно которому точки регистрации располагают с равномерным шагом вдоль траектории движения объекта, в предлагаемом способе точки регистрации располагают с неравномерным шагом таким образом, что выбор интервалов пути между соседними точками регистрации в соответствии с выражениями (13) на первом интервале пути и (18) на всех последующих интервалах пути обеспечивает минимизацию суммы методической и инструментальной погрешностей измерения скорости, а значит по сравнению со способом-прототипом заявляемый способ обеспечивает повышенную точность.

На фиг.1 приведена структурная схема устройства, реализующего способ, на фиг. 2 - пример схемной реализация блока памяти 13, на фиг.3 - пример реализации измерителя временных интервалов 8.

Устройство для измерения скорости по данному способу (фиг.1) содержит два датчика положения 1 и 2 (например, индукционных), подключенных к первому и второму входам блока деления (БД) 3. Кроме того, выход второго датчика подключен к блоку выделения (БВ) максимума сигнала 4. Выход БВ 4 соединен с входом управляемого ключа (K1) 5, второй вход которого объединен с входом управляемого ключа (К2) 6, выход которого подключен к входу схемы сравнения (СС) 7. Выход СС 7 соединен с измерителем временных интервалов (ИВИ) 8. Кроме того, устройство содержит счетчик импульсов (СЧ) 9, к входу которого подсоединен выход первого элемента "ИЛИ1" 10, вход которого соединен с выходом СС 7. К двум другим входам ИВИ 8 подключены соответственно выход второго элемента "ИЛИ2" 11 и генератор импульсов (ГИ) 12. К выходу СЧ 9 подключены вход управляемого источника опорного напряжения (ИОН) 13, вход вычислителя (ВЫЧ) 14. Выход ИОН 13 подключен к другому входу СС 7. Устройство содержит также шину управления 15, к которой подключены другой вход ИОН 13 и входы ключей 5 и 6. Выход БД 3 соединен с дополнительным входом ИОН 13 и другим входом ключа 6.

Кроме того, устройство содержит шину установки устройства в исходное состояние 16, к которой подключен другой вход СЧ 9 и вход ИЛИ2 11. К входу ВЫЧ 4 подсоединен выход элемента задержки импульсов (τ1) 17, вход которого соединен с выходом СС7 и входом ИЛИ1 10.

К другому входу ИЛИ2 11 подключен выход элемента задержки импульсов (τ2) 18, к входу которого подключен выход ВЫЧ 14. К этому же выходу последнего подключен вход регистра памяти (РП) 19, два других входа которого соединены, соответственно, с выходом ИВИ 8 и шиной установки устройства в исходное состояние 16, а выход РП 19 соединен с входом ВЫЧ 19.

К соответствующим входам ВЫЧ 14 подводятся задаваемые значения хi и скорости Vэ. Один выход ВЫЧ 14 подключен к другому входу ИЛИ1 10 и входу ИОН 13. Другой выход ВЫЧ 14 является выходом устройства.

ИОН 13 (фиг.2) содержит блок управления (БУ) 20, одним выходом подключенный к аналого-цифровому преобразователю (АЦП) 21, а вторым выходом - к первому входу блока памяти (БП) 22, к второму входу которого подключен выход АЦП 21, а выход блока памяти 22 - к входу цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) 23. Третий выход БУ 20 подключен к первому входу блока ключей (БК) 24, второй и третий входы которого соединены, соответственно, с выходами вычислителя 14 и второго счетчика 9 (фиг.1). Вход БУ 20 соединен с шиной 15, другой вход АЦП 21 - с БД 3 (фиг.1), а выход БК 24 соединен с другим входом БП 22. Выход ЦАП 23 является выходом ИОН 13 и подключен к СС 7 (фиг.1).

Измеритель временных интервалов 8 (фиг.3) содержит триггер 25, R- и S-входы которого соединены соответственно с R- и S- входами ИВИ 8 (фиг.1). Выход триггера 25 подключен к первому входу элемента "И" 26, второй вход которого соединен с выходом ГИ 12 (фиг.1). Выход элемента "И" 26 соединен со счетным входом счетчика СЧ 27, вход установки в исходное состояние которого через элемент τ 28 задержки импульса соединен с S - входом ИВИ 8. Выходы СЧ 27 являются выходом устройства ИВИ 8 и соединены с входом ВЫЧ 14 (фиг.1).

Устройство по предлагаемому способу работает следующим образом. Этап калибровки устройства осуществляется так же, как и в прототипе, а именно, до начала измерения в вычислитель 14 заносят координаты Xi точек регистрации объекта, на которые разбивают весь путь и величину постоянной скорости Vэ. На шину 16 подают сигнал установки устройства в исходное состояние, а на шину 15 управления подают сигнал установки устройства в исходное состояние в режиме калибровки. При этом ключ 5 замыкается, блок ключей источника опорного напряжения 13 переключается на подключение выходов второго счетчика 9 к адресным входам блока памяти источника опорного напряжения 13, а ключ 6 размыкается. В этот момент запускается эталонный объект по траектории движения. В момент прохождения объектом датчика 1 в последнем возбуждается сигнал и при достижении его максимального значения срабатывает БВ 4, с выхода которого сигнал через замкнутый ключ 5 поступает на вход вычислителя 14, который начинает отсчитывать интервал времени ti, за который эталонный объект достигает точек траектории с координатами Xi. В момент равенства величины ti и величины t, рассчитанной вычислителем 14 по величинам Xi и Vэ, на выходе ВЫЧ. 14 появляется сигнал, который поступает на управляемый ИОН 13. По этому сигналу осуществляется запись в БП 21, входящий в ИОН 13, кода, соответствующего сигналу, поступающему с выхода БД 3, и через первый элемент "ИЛИ" 10 - на счетный вход первого счетчика 9. Код на выходе последнего увеличивается на единицу и поступает в ИОН 13 для выбора следующей ячейки памяти, а также в вычислитель 14 для выбора следующего значения ti+1э для следующей расчетной точки с координатой Хi+1 и так далее, пока не произойдет запись величин сигналов, поступающих из БД 3 в ИОН 13, для всех расчетных точек, расположенных на траектории движения объекта между двумя датчиками.

Отличие между способом-прототипом и заявляемым способом на этапе калибровки заключается лишь в том, что расстояние между точками калибровки выбираются, исходя из необходимой погрешности задания координаты регистрации движущегося объекта при определении скорости, т.е. при калибровке создается "линейка" из точек (координат) регистрации с необходимой дискретизацией, на которой на этапе измерения и производят выбор координат (точек) регистрации движущегося объекта. В результате калибровки устройства в блоке памяти 21 ИОН 13 будут записаны значения отношений напряжений двух соседних точек регистрации на траектории движения с заданными координатами Xi.

В исходном состоянии в устройстве производится расчет и ввод в вычислитель 14 постоянного для всех интервалов между соседними точками регистрации абсолютного значения погрешности измерения средней на каждом интервале скорости, состоящей из погрешности измерения интервала времени и погрешности задания интервала пути между датчиками.

Для осуществления измерения скорости перемещения контролируемого объекта снимают сигнал с шины 15 управления, в результате чего ключ 5 размыкается, а ключ 6 замыкается, и подают сигнал на шину 16, т.е. переключают устройство из режима калибровки в рабочий режим и приводят устройство в исходное состояние. На входе СС 7 с выхода ИОН 13 устанавливается напряжение, соответствующее нахождению объекта в точке траектории с координатой Х1. В процессе измерения скорости контролируемого объекта происходит сравнение на элементе 7 непрерывного сигнала Fk1, получаемого в результате деления сигналов двух датчиков в блоке 3, и фиксированного значения сигнала f, поступающего с выхода ИОН 13. При этом на второй вход ИВИ 8 поступают импульсы от ГИ 12, заполняя счетчик 27 до момента прихода переднего фронта следующего импульса от СС 7, т. е. происходит подсчет количества импульсов от ГИ 12 за время между двумя импульсами от СС 7, а код на выходе ИВИ 8 пропорционален времени прохождения объекта между двумя соседними точками регистрации Х1 и Х2 на траектории движения. При наступлении равенства этих сигналов на выходе СС 7 формируется импульс калиброванной длительности, который поступает на вход "ОСТАНОВ" ИВИ 8, на счетный вход счетчика 9 и через первый элемент задержки импульса τ1 17 на вход "ЗАПУСК ВЫЧИСЛЕНИЯ" вычислителя 14. Импульс с выхода СС 7, пройдя через первый элемент "ИЛИ" 10 на вход счетчика 9, увеличивает выходной код последнего на единицу, после чего этот код поступает на адресный вход вычислителя 14. Определенный вычислителем 14 код координаты Хi, поступая на адресные входы ИОН 13, обеспечивает выборку из памяти последнего следующего значения F для фиксации движущегося объекта в следующей точке с координатой Xi и т.д. до тех пор, пока объект не пройдет мимо всех точек регистрации Xi до датчика 2.

После окончания измерения временного интервала в ИВИ 8 вычислитель 14 по импульсу с выхода первого элемента τ1 17 задержки импульса определяет новый интервал Δxi измерения скорости. После окончания вычислений измеренное значение временного интервала запоминается также в РП 19, а через задержку, величина которой определяется вторым элементом задержки импульса τ2 18, осуществляется обнуление счетчика 27 в ИВИ 8 и включение его на подсчет импульсов с ГИ 12, т.е. измерение нового интервала времени. Запомненное в РП 19 значение временного интервала используется для расчета в вычислителе 14 расстояния Δxi между последующими парами точек (координат) регистрации. В вычислителе 14 определяется значение новой координаты регистрации местоположения объекта в соответствии с выражением Xii-1+Δxi. По данному значению координаты осуществляют выбор каждого значения эталонной функции для соответствующей точки регистрации.

Таким образом, в процессе измерения скорости объекта в ИВИ 8 определяют временной интервал прохождения объектом расстояния между соответствующими точками регистрации, а в вычислителе 14 определяют скорость движения объекта на текущем интервале регистрации скорости. После этого интервал времени Δti, в течение которого объект двигался на i-м интервале измерения скорости, запоминается в РП 19. Вычисление и запоминание скорости на каждом интервале происходит в вычислителе 14 по формуле

По окончании процесса измерения с выхода вычислителя 14 получается информация о скорости объекта. Причем, согласно предлагаемому способу осуществляется последовательное определение интервалов пути Δxi, начиная с интервала между второй и третьей точками регистрации объекта по формуле (13), и выбор на траектории движения соответствующей этому результату расчета точки регистрации объекта. После измерения на данном интервале движения временного интервала Δti осуществляется определение по формуле (19) средних значений скорости на заданных согласно формулам (13), (18) интервалах пути. В результате обеспечивается измерение средней на интервале скорости с минимальной суммарной погрешностью.

Наиболее целесообразно использование предлагаемого способа измерения скорости при решении задач управляемого разгона, например, в электродинамических ускорителях масс, когда необходимо иметь точную информацию о скорости объекта в реальном времени в процессе разгона для формирования команд управления подводом энергии к ускорителю масс и, особенно, на конечном участке контролируемой траектории движения.

Похожие патенты RU2208794C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА 2005
  • Михайлов Анатолий Александрович
  • Михайлова Светлана Анатольевна
RU2322680C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРОВОДНИКА С ТОКОМ 2001
  • Кириевский Е.В.
  • Январев С.Г.
RU2208793C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТА 2001
  • Кириевский Е.В.
  • Январев С.Г.
RU2199753C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1999
  • Кириевский В.Е.
  • Кириевский Е.В.
  • Щедрин В.Н.
RU2172960C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ ЛОКОМОТИВА 2001
  • Зарифьян А.А.
  • Кириевский Е.В.
  • Колпахчьян П.Г.
  • Январев С.Г.
RU2189600C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ ЛОКОМОТИВА 2001
  • Зарифьян А.А.
  • Кириевский Е.В.
  • Январев С.Г.
  • Колпахчьян П.Г.
RU2189599C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ ОТ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙ 1999
  • Кириевский Е.В.
  • Кириевская Т.А.
RU2167479C1
Способ измерения скорости движения объекта 1988
  • Кириевский Евгений Владимирович
SU1744652A1
ФОРМИРОВАТЕЛЬ ЛИНЕЙНО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ НАПРЯЖЕНИЯ 2002
  • Долгих В.В.
  • Ересько И.И.
RU2210856C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА НЕБОЛЬШОГО ДИАМЕТРА, ПРОКЛАДЫВАЕМОГО ПРОДАВЛИВАНИЕМ 1999
  • Груцынов М.В.
  • Меньшенин С.Е.
  • Меньшенина Е.А.
RU2168587C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 208 794 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости линейного перемещения объектов по заданной траектории. Способ измерения скорости линейного перемещения объекта основан на использовании датчиков положения, установленных вдоль траектории движения, предварительном формировании и запоминании эталонной функции как отношения зависимостей от координаты местоположения объекта выходных напряжений двух соседних датчиков положения, измерении текущих значений напряжений этих датчиков в процессе движения объекта, определении текущей функции от времени отношения этих напряжений, сравнении значений эталонной и текущей функции, определении и запоминании моментов времени ti равенства значений текущей функции заданным значениям эталонной функции, определении по эталонной функции значений координат Хi положения объекта, задании их в качестве точек Δti= ti-ti-1 регистрации, соответствующих упомянутым моментам, вычислении интервалов времени Δti=ti-ti-1 прохождения объектом расстояния Δxi между соседними точками регистрации Х i-1 и Хi и определении значений средней скорости на интервале пути Δxi по формуле

где Δxi = Xi-Xi-1 и Δti - соответственно, интервал пути и интервал времени между моментами регистрации t1 и ti-1; i=1,2,...N-1; N - количество точек регистрации, причем при задании координат Хi регистрации с шагом Δxi интервал пути Δx1 между первым и вторым моментами регистрации, соответствующими координатам Х2 и Х1 местоположения объекта, определяют по формуле

а интервалы пути Δxi между последующими моментами регистрации определяют по формуле

где σм1 - среднеквадратическое отклонение методической погрешности на 1-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;

- закон изменения отношения среднеквадратических отклонений методической погрешности σмi+1 на (i+1)-м и σмi на i-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта; σx - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности задания координаты регистрации объекта; σt - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности измерения интервала времени Δt;; Δti-1 - время прохождения объектом интервала пути Δxi-1 между двумя соседними точками регистрации, предшествующего интервалу пути Δxi, на котором измеряется текущее значение скорости Vi. Техническим результатом является повышение точности измерения скорости за счет создания условий, приводящих к минимизации суммы методической и инструментальной составляющих погрешности измерения скорости. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 208 794 C1

Способ измерения скорости линейного перемещения объекта, основанный на использовании датчиков положения, установленных вдоль траектории движения, предварительном формировании и запоминании эталонной функции как отношения зависимостей от координаты местоположения объекта выходных напряжений двух соседних датчиков положения, измерении текущих значений напряжений этих датчиков в процессе движения объекта, определении текущей функции от времени отношения этих напряжений, сравнении значений эталонной и текущей функций, определении и запоминании моментов времени ti равенства значений текущей функции заданным значениям эталонной функций, определении по эталонной функции значений координат Хi положения объекта, задании их в качестве точек Δti= ti-ti-1 регистрации, соответствующих упомянутым моментам, вычислении интервалов времени Δti= ti-ti-1 прохождения объектом расстояния Δxi между соседними точками регистрации Хi-1 и Хi и определении значений средней скорости на интервале пути Δxi по формуле где Δxi = Xi-Xi-1 и Δti - соответственно, интервал пути и интервал времени между моментами регистрации t1 и ti-1; i=1, 2,... N-1; N - количество точек регистрации, отличающийся тем, что при задании координат Хi регистрации с шагом Δxi интервал пути Δx1 между первым и вторым моментами регистрации, соответствующими координатам Х2 и Х1 местоположения объекта, определяют по формуле

а интервалы пути Δxi между последующими моментами регистрации определяют по формуле

где σм1 среднеквадратическое отклонение методической погрешности на l-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;
- закон изменения отношения среднеквадратических отклонений методической погрешности σмi+1 на (i+1)-м и σмi на i-м интервале пути между соседними точками регистрации объекта;
σx - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности задания координаты регистрации объекта;
σt - среднеквадратическое отклонение инструментальной погрешности измерения интервала времени Δt;
Δti-1 время прохождения объектом интервала пути Δxi-1 между двумя соседними точками регистрации, предшествующего интервалу пути Δxi, на котором измеряется текущее значение скорости Vi.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2208794C1

Способ измерения скорости движения объекта и устройство для его осуществления 1988
  • Кириевский Евгений Владимирович
  • Михайлов Анатолий Александрович
  • Седых Александр Иванович
SU1672378A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1999
  • Кириевский В.Е.
  • Кириевский Е.В.
  • Щедрин В.Н.
RU2169926C1
Способ измерения скорости движения объекта 1991
  • Кириевский Евгений Владимирович
  • Седых Александр Иванович
  • Долгих Владимир Васильевич
  • Обыденников Станислав Степанович
SU1818588A1
Способ измерения скорости движения объекта 1988
  • Кириевский Евгений Владимирович
  • Михайлов Анатолий Александрович
  • Седых Александр Иванович
SU1583846A1
Механизм подачи выемочного комбайна 1980
  • Оглоблин Владимир Дмитриевич
  • Локшинский Станислав Григорьевич
  • Толмачев Валентин Васильевич
SU891911A1

RU 2 208 794 C1

Авторы

Кириевский Е.В.

Михайлов А.А.

Кириевский В.Е.

Михайлова С.А.

Даты

2003-07-20Публикация

2001-10-22Подача