КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ Российский патент 2003 года по МПК F16H21/16 F02B75/32 

Описание патента на изобретение RU2210692C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к созданию механизмов для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.

Известен кривошипно-шатунный механизм [1], стр.167 сх. а., на которой показана его структурная схема, состоящая из кривошипа, шатуна и ползуна. Этот механизм позволяет получать возвратно-поступательное движение ползуна. Недостатком такого механизма является невозможность обеспечения строгой точности прохождения оси ползуна через ось кривошипа,
Наиболее близким к предлагаемому является механизм, приведенный в [1], стр. 167 сх. е., в котором кривошип и шатун выполнены в виде эксцентриков. При этом элементы шарниров и звенья размещены внутри ползуна [1], стр.168.

Недостатком такого механизма является то обстоятельство, что для расположения шарниров и звеньев внутри ползуна необходимо сложное изготовление самого ползуна, К тому же плоский ползун не может быть использован в реальных конструкциях в виде поршня приводного двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является упрощение форм звеньев и обеспечение использования в составе механизма поршня от двигателя, например, внутреннего сгорания.

Решение задачи достигается тем, что в механизме, включающем в себя ползун, шатун и кривошип, соединенные между собой через эксцентриковые поверхности, согласно изобретению шатун выполнен в виде двух шайб, расположенных в параллельных плоскостях и жестко связанных между собой, геометрические оси цилиндрических поверхностей которых смещены друг относительно друга на величину, меньшую радиуса кривошипа, а плоский ползун жестко соединен со штоком поршня приводного двигателя.

На чертеже показан предлагаемый кривошипно-шатунный механизм.

Механизм содержит: эксцентриковый кривошип 1, шатун 2 в виде двух круглых шайб 2| и 2II с цилиндрическими поверхностями, выполненных в параллельных плоскостях и жестко связанных между собой, плоский ползун 3, поршень 4 приводного двигателя, неподвижный цилиндр 5. Между кривошипом 1 и шатуном 2, шатуном 2 и ползуном 3 установлены подшипники 6. Геометрические оси вращения звеньев обозначены: O1O1 - ось вращения кривошипа, О2О2 - ось вращения шатуна относительно кривошипа, О3О3 - ось вращения шатуна относительно плоского ползуна, О4О4 - ось возвратно-поступательного движения поршня приводного двигателя. При этом расстояние между осями О2О3 выбрано меньшим, чем радиус кривошипа 1.

Подвижность системы можно доказать по формуле Чебышева П.Л. [2], форм. 2.8.

W=3n-2p5;
где W - подвижность механизма; n - число подвижных звеньев; p5 - число одноподвижных кинематических пар.

В предлагаемом механизме три подвижных звена: кривошип 1, шатун 2 с двумя шайбами 2| и 2||, плоский ползун 3, жестко соединенный со штоком поршня 4 приводного двигателя, т.е. n=3, а кинематических пар четыре: связь кривошипа с неподвижным звеном - стойкой, связь шатуна и кривошипа, связь шатуна и ползуна, который соединен заодно с поршнем приводного двигателя, связь поршня с неподвижным цилиндром приводного двигателя. Так как n=3, a p5= 4, то W=3•3-2•4=1, т.е. система является работоспособной, следовательно, при задании движения одному из звеньев (поршню приводного двигателя) кривошип начинает вращаться.

В предлагаемом механизме элементы шарниров и звеньев вынесены за пределы плоского ползуна, тем самым упрощается изготовление самого ползуна. Соединение плоского ползуна с выходным штоком поршня двигателя внутреннего сгорания позволит использовать этот механизм в реальных конструкциях.

Работает механизм следующим образом, при возвратно-поступательном движении поршня 4 относительно неподвижного цилиндра 5 под действием, например, сгорающего топлива выходной шток поршня 4 передает возвратно-поступательное движение плоскому ползуну 3, который через шатун 2 с двумя шайбами 2| и 2|| приводит во вращательное движение кривошип 1.

Источники информации
1. Крайнев А. Ф. Словарь справочник по механизмам. М.: Машиностроение, 1987 г.

2. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1988 г.

Похожие патенты RU2210692C1

название год авторы номер документа
ПРОХОДНОЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ 2005
  • Дворников Леонид Трофимович
  • Большаков Никита Сергеевич
RU2289741C1
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕССА 2001
  • Дворников Л.Т.
  • Чужиков О.С.
  • Стариков С.П.
RU2201348C1
РЫЧАЖНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УСИЛИЙ 2001
  • Дворников Л.Т.
  • Никулин А.А.
  • Баклушина И.С.
RU2204748C2
УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ 1998
  • Дворников Л.Т.
  • Климентьев В.Ю.
RU2143073C1
УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ 1998
  • Дворников Л.Т.
  • Язьков А.В.
RU2147662C1
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ 2006
  • Дворников Леонид Трофимович
  • Большаков Никита Сергеевич
RU2301928C1
УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ 1998
  • Дворников Л.Т.
  • Кошуков А.В.
RU2148143C1
РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 1999
  • Дворников Л.Т.
  • Кассир Г.А.
  • Князев Д.С.
RU2155894C1
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания 2021
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2776460C1
УДАРНЫЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ 2006
  • Дворников Леонид Трофимович
  • Большаков Никита Сергеевич
RU2303728C1

Реферат патента 2003 года КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот. Технический результат: упрощение форм звеньев и обеспечение использования в составе механизма поршня от двигателя. Механизм содержит плоский ползун и шатун, соединенный с эксцентриковым кривошипом. Шатун выполнен в виде двух шайб в параллельных плоскостях и жестко связанных между собой. Геометрические оси цилиндрических поверхностей шайб смещены друг относительно друга на величину, меньшую радиуса кривошипа. Плоский ползун жестко соединен со штоком поршня приводного двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 210 692 C1

Кривошипно-шатунный механизм, включающий ползун и шатун, соединенный с эксцентриковым кривошипом, отличающийся тем, что шатун выполнен в виде двух шайб в параллельных плоскостях и жестко связанных между собой, геометрические оси цилиндрических поверхностей которых смещены друг относительно друга на величину, меньшую радиуса кривошипа, а плоский ползун жестко соединен со штоком поршня приводного двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210692C1

КРАЙНЕВ А.Ф
Словарь-справочник по механизмам
- М.: Машиностроение, 1987, с.167
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Костин А.И.
  • Миллер А.О.
  • Штагер В.П.
  • Расов М.В.
  • Дьяков М.В.
RU2117790C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 1992
  • Харлов Н.М.
  • Дочкин В.П.
  • Харлов С.Н.
RU2079668C1
Эксцентриковый кривошипно-ползунный механизм 1983
  • Королев Валентин Петрович
SU1110969A1

RU 2 210 692 C1

Авторы

Дворников Л.Т.

Никонов А.Е.

Большаков Н.С.

Даты

2003-08-20Публикация

2001-11-26Подача