Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетах космического назначения.
К ракетным космическим системам предъявляются повышенные требования по надежности, безопасности старта, полета и выхода на околоземную траекторию без нарушения режимов работы и управления, обеспечению выполнения заданных точностных параметров и достижению командных целеуказаний.
Известна ракета космического назначения, содержащая стартовую ступень с хвостовым отсеком, маршевые и высотную ступени, орбитальный аппарат с приборным отсеком, соответственно с двигателями и сопловыми блоками в них, осесимметрично расположенными и скрепленными между собой соединительными и переходным корпусными отсеками, опорными кольцевыми поясами, подкосами с узлами их крепления, носовым обтекателем и средством управления (патент РФ 2073187, МПК F 42 В 15/00, 1997).
Известны и другие многоступенчатые ракеты аналогичного назначения, в том числе по патенту РФ 2025645, МПК F 42 В 15/00, 1994 г., по патенту РФ 2076058, МПК В 64 G 1/00, 1997г. по патенту РФ 2149125, МПК В 64 G 1/00, 2000 г. , в которых имеются соединительные и переходной корпусные отсеки и опорные кольцевые пояса.
Одной из основных проблем этих ракет продолжает оставаться необходимость в снижении их стартового веса и повышения доли полезной нагрузки. Уменьшение веса ракет может быть достигнуто за счет выполнения соединительных и переходного корпусных отсеков из композиционных материалов. Выполнение опорных кольцевых поясов снаружи корпусных отсеков увеличивает габаритные размеры.
Наиболее близким аналогом, выбранным в качестве прототипа, является ракета космического назначения по патенту РФ 2073187.
Основной задачей изобретения является создание ракеты, в которой соединительные и переходной корпусные отсеки и опорные кольцевые пояса были бы выполнены с ориентированными силовыми структурами из однонаправленных нитей и полимерного связующего.
Техническим результатом от использования изобретения является уменьшение массы изделия, обеспечение повышенной жесткости, прочности и надежности конструкции.
Основная задача решена и технический результат достигнут за счет изменения конструкции соединительных и переходного корпусных отсеков и опорных кольцевых поясов, создания их с использованием ячеистых структур, принципа распределения материалов.
Для этого в ракете космического назначения, содержащей стартовую ступень с хвостовым отсеком, маршевые и высотную ступени, орбитальный аппарат с приборным отсеком, соответственно с двигателями и сопловыми блоками в них, осесимметрично расположенными и скрепленными между собой соединительными и переходным корпусными отсеками, опорные кольцевые пояса, подкосы с узлами их крепления, носовой обтекатель и средство управления, хвостовой, соединительные и переходной корпусные отсеки выполнены с подобными силовыми каркасами ячеистой структуры из повторяющихся по толщинам их стенок слоев систем перекрещивающихся спиральных и кольцевых лент, образующих узлы перекрестий и ребра жесткости между ними при углах наклона спиральных лент 15-30o и внешними силовыми оболочками при приведенной поверхностной плотности материала 5-15 кг/м2, соответственно выполненными из однонаправленных нитей, скрепленных полимерным связующим, с двухсторонним примыканием кольцевых ребер к узлам пересечения спиральных ребер, с местными кольцевыми поясами из слоистого композиционного материала на наружной поверхности внешних силовых оболочек в соединительных и переходном корпусных отсеках, охватывающими узлы пересечения спиральных ребер в окружном направлении с примыкающими к ним кольцевыми ребрами и размещением под ними внутри соединительных и переходном корпусных отсеках опорных кольцевых поясов в виде плоских кольцевых пластин, выполненных с наружными и кольцевыми внутренними кольцевыми полками с множеством крестообразно пересекающихся наклонных и радиальных распорных плоских ребер, зафиксированных концами в полках с расположением армирующих нитей в ребрах и полках в радиальных параллельных плоскостях, перпендикулярно оси симметрии отсеков, на основе высокомодульных, например углеродных или борных волокон, скрепленных полимерным эпоксисодержащим связующим, причем наружные кольцевые полки кольцевых пластин равномерно скреплены с местными кольцевыми поясами на наружной поверхности внешних силовых оболочек через радиальные отверстия в них и стенках отсеков стержневыми резьбовыми элементами, а узлы крепления подкосов - соответственно с их внутренними кольцевыми полками и стенками отсеков в зонах расположения соседних кольцевых ребер. Опорные кольцевые пояса могут быть выполнены с соотношениями наружного и внутреннего диаметров, находящихся в пределах от 1,1 до 1,5.
Отличительными особенностями ракеты космического назначения являются следующие признаки:
- выполнение хвостового, соединительных и переходного корпусных отсеков с подобными силовыми каркасами ячеистой структуры,
- образование силовых каркасов отсеков из повторяющихся по толщинам их стенок слоев систем перекрещивающихся спиральных и кольцевых лент, с узлами перекрестий и ребрами жесткости между ними,
- выполнение спиральных лент с углами наклона к осям симметрии 15-30o, с приведенной поверхностной плотностью материала отсеков с внешними силовыми оболочками 5-15 кг/м2,
- двухстороннее примыкание кольцевых ребер к узлам пересечения спиральных ребер,
- выполнение спиральных лент из однонаправленных нитей, скрепленных полимерным связующим,
- выполнение местных кольцевых поясов из слоистого композиционного материала на наружной поверхности внешних силовых оболочек в соединительных и переходном корпусных отсеках, охватывающих узлы пересечения спиральных ребер в окружном направлении с примыкающими к ним кольцевыми ребрами,
- размещение опорных кольцевых поясов внутри соединительных и переходного отсеков,
- выполнение опорных кольцевых поясов в виде плоских кольцевых пластин с наружными и внутренними кольцевыми полками с множеством крестообразно пересекающихся наклонных и радиальных распорных плоских ребер, зафиксированных концами в полках,
- расположение армирующих нитей в ребрах и полках в радиальных параллельных плоскостях, перпендикулярных оси симметрии отсеков, на основе высокомодульных, например, углеродных или борных волокон, скрепленных полимерным эпоксисодержащим связующим,
- скрепление наружных кольцевых полок кольцевых пластин с местными кольцевыми поясами на наружной поверхности внешних силовых оболочек через радиальные отверстия в них и стенках отсеков стержневыми резьбовыми элементами,
- скрепление узлов крепления подкосов соответственно с внутренними кольцевыми полками и стенками отсеков в зонах расположения соседних кольцевых ребер,
- выполнение опорных кольцевых поясов с соотношениями наружного и внутреннего диаметров, находящихся в пределах 1,1-1,5.
Указанные отличительные признаки являются существенными, так как каждый из них в отдельности и совместно направлен на решение поставленной задачи и достижение нового технического результата.
Выполнение корпусных отсеков с подобными силовыми ячеистыми каркасами позволяет с высокой точностью обеспечить жесткостные параметры ракетной системы, определить расчетами действующие комбинированные нагрузки и массы ступеней, корпусов двигателей, отсеков, оптимально распределить структуру их силовых каркасов и опорных поясов из композиционных материалов на основе ориентированных по расчетным схемам однонаправленных нитей в виде жгутов углеродных или борных волокон и полимерного эпоксисодержащего связующего и обеспечить их надежное скрепление в узлах стыковки. Такие конструктивные особенности корпусных отсеков и опорных кольцевых поясов позволяют обеспечить их машинное производство по специально разработанным программам с минимальными расходами материалов и затратами труда, сократить время их изготовления по сравнению с изделиями из металла.
Указанные отличительные существенные признаки являются новыми, так как их использование в таком конструктивном исполнении в известном уровне техники, аналогах и прототипе, не обнаружено, что позволяет характеризовать предложенное техническое решение соответствию критерию "новизна".
Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными существенными признаками позволяет решить поставленную задачу и достигнуть новый технический результат, связанный с созданием ракеты космического назначения нового поколения, что характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями от известного уровня техники, аналогов и прототипа. Предложенное техническое решение является результатом опытно-конструкторской работы и исследований, связанных, с получением оригинальных ячеистых структур силовых каркасов корпусных отсеков и опорных силовых поясов без использования каких-либо стандартов, проектировочных решений или рекомендаций в данной области техники, характеризуется творческим вкладом, новизной и неочевидностью, соответствует критерию "изобретательский уровень".
Сущность изобретения поясняется чертежами с кратким их описанием:
На фиг. 1 представлен общий вид ракеты космического назначения, ее принципиальная схема; на фиг.2 - показ корпусного отсека с опорным кольцевым поясом и подкосами; на фиг.3 - показ ячеистой структуры корпусного отсека; на фиг.4 - вид опорного кольцевого пояса в аксиальном направлении; на фиг.5 - радиально-аксиальное сечение кольцевого пояса, на фиг.6 - узел крепления кольцевого пояса с корпусным отсеком, на фиг.7 - узел крепления подкоса с внутренней кольцевой полкой опорного кольцевого пояса, на фиг.8 - узел крепления подкоса с корпусом отсека.
Более подробное описание сущности изобретения состоит в следующем.
Ракета космического назначения содержит стартовую ступень 1 с хвостовым отсеком 2, маршевые и высотную ступени, соответственно 3, 4, 5, орбитальный аппарат 6 с приборным отсеком 7, соответственно с двигателями 8-12 и сопловыми блоками 13-17 в них, осесимметрично расположенными и скрепленными между собой соединительными и переходным корпусными отсеками 18-21, опорные кольцевые пояса 22-24, подкосы 25 с узлами их крепления 26, 27, носовой обтекатель 28 и средство управления 29.
Хвостовой, соединительный и переходной корпусные отсеки 2, 18-21 выполнены с подобными силовыми каркасами 50 ячеистой структуры из повторяющихся по толщинам их стенок слоев 31 систем перекрещивающихся спиральных и кольцевых лент 32-34, образующих узлы перекрестий 35 и ребра жесткости 36-39 между ними при углах наклона спиральных лент 32, 33 - 15-30o и внешними силовыми оболочками 40 при приведенной поверхностной плотности материала 5-15 кг/м2 соответственно выполненными из однонаправленных нитей 41, скрепленных полимерным связующим 42, с двухсторонним примыканием кольцевых ребер 38, 39 к узлам пересечения спиральных ребер 36, 37, с местными кольцевыми поясами 44 из слоистого композиционного материала на наружной поверхности 45 внешних силовых оболочек 40 в соединительных и переходном корпусных отсеках 18-21, охватывающими узлы пересечения 43 спиральных ребер 36, 37 в окружном направлении с примыкающими к ним кольцевыми ребрами 38, 39 и размещением под ними внутри соединительных и переходного корпусных отсеках 18-21 опорных кольцевых поясов 22-24 в виде плоских кольцевых пластин (фиг.2 и 4), выполненных с наружными и внутренними кольцевыми полками 46, 47 с множеством крестообразно пересекающихся наклонных и радиальных распорных плоских ребер 48-50, зафиксированных концами в полках 46,47, с расположением армирующих нитей 51-53 в ребрах 48-50, 46, 47 - полках, в радиальных параллельных плоскостях 54, перпендикулярных оси симметрии 55 отсеков 18-21 на основе высокомодульных, например углеродных или борных волокон, скрепленных полимерным эпоксисодержащим связующим. Наружные кольцевые полки 46 кольцевых пластин 22-24 равномерно скреплены с местными кольцевыми поясами 44 на наружной поверхности 45 внешних силовых оболочек 40 через радиальные отверстия 56 в них и стенках силовых каркасов 30 стержневыми резьбовыми элементами 57, а узлы крепления 26, 27 подкосов 25 - соответственно с их внутренними кольцевыми полками 47 и стенками отсеков 18-21 в зонах расположения соседних кольцевых ребер 38, 39. Опорные кольцевые пояса 22-24 могут быть выполнены с соотношениями наружного и внутреннего диаметров в пределах 1,1-1,5.
Изготовление корпусных отсеков и опорных кольцевых поясов производится способами намотки армирующих нитей, пропитанных полимерным связующим. В качестве армирующих нитей могут быть использованы жгуты, ленты из высокомодульных нитей, в качестве связующего - полимерное эпоксисодержащее связующее, отверждаемое при повышенных температурах в камерных печах.
Корпусные отсеки с опорными поясами благодаря такому новому конструктивному решению на основе использования уникальных свойств армирующих нитей и полимерного связующего обеспечивают надежное функционирование в составе изделия всей его системы.
Техническое решение в совокупности предложенных новых и известных существенных признаков при реализации в корпусных отсеках, опорных поясах хорошо реализуется промышленным способом. Натурные отсеки при испытаниях на прочность показали положительные результаты.
Таким образом, новое техническое решение при реализации в изделии соответствует и критерию "промышленная применимость", т.е. уровню изобретения.
Объем предлагаемого изобретения следует понимать шире, чем то конкретное выполнение, приведенное в описании, формуле и чертежах. Следует иметь в виду, что форма выполнения изобретения представляет собой только возможные предпочтительные варианты его осуществления, могут быть различные комбинации в отношении размеров и расположения отдельных элементов, если все это не выходит за пределы объема технического решения, изложенного в пунктах формулы (первый вариант изобретения). Во втором варианте изобретения по меньшей мере один из корпусных отсеков - хвостовой или соединительный, или переходной - выполнен с силовым каркасом ячеистой структуры из повторяющихся по толщине его стенки слоев систем перекрещивающихся спиральных и кольцевых лент, образующих узлы перекрестий и ребра жесткости между ними при углах наклона спиральных лент 15-30o и внешней силовой оболочкой при приведенной поверхностной плотности материала 5-15 кг/м2, соответственно выполненными из однонаправленных нитей, скрепленных полимерным связующим, с двухсторонним примыканием кольцевых ребер к узлам пересечения спиральных ребер, с местными кольцевыми поясами из слоистого композиционного материала на наружной поверхности внешней силовой оболочки, охватывающими узлы пересечения спиральных ребер в окружном направлении с примыкающими к ним кольцевыми ребрами и размещением под ними внутри корпусного отсека опорного кольцевого пояса в виде плоской кольцевой пластины, выполненной с наружными н внутренними кольцевыми полками с множеством крестообразно пересекающихся наклонных и радиальных распорных плоских ребер, зафиксированных концами в полках с расположением армирующих нитей в ребрах и полках в радиальных параллельных плоскостях, перпендикулярных оси симметрии отсека, на основе высокомодульных, например, углеродных или борных волокон, скрепленных полимерным эпоксисодержащим связующим, причем наружные кольцевые полки кольцевой пластины равномерно скреплены с местными кольцевыми поясами на наружной поверхности внешней силовой оболочки через радиальные отверстия в них и стенках отсека стержневыми резьбовыми элементами, а узлы крепления подкосов - соответственно с его внутренней кольцевой полкой и стенкой отсека в зонах расположения соседних кольцевых ребер.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АДАПТЕР В ВИДЕ СЕТЧАТОЙ ОБОЛОЧКИ ВРАЩЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1999 |
|
RU2148496C1 |
СЕТЧАТАЯ ОБОЛОЧКА В ВИДЕ ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2149761C1 |
НЕСУЩАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1996 |
|
RU2103200C1 |
НЕСУЩАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА В ВИДЕ ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2111120C1 |
АДАПТЕР В ВИДЕ СЕТЧАТОЙ ОБОЛОЧКИ ВРАЩЕНИЯ КОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2007 |
|
RU2350818C2 |
АДАПТЕР В ВИДЕ СЕТЧАТОЙ ОБОЛОЧКИ ВРАЩЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2000 |
|
RU2189907C2 |
НЕСУЩАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА, ПАНЕЛЬ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ПАНЕЛЕЙ | 1996 |
|
RU2103198C1 |
СЕТЧАТАЯ ОБОЛОЧКА ВРАЩЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2153419C1 |
ОПОРНЫЙ ШПАНГОУТ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1999 |
|
RU2169306C2 |
НЕСУЩАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА В ВИДЕ ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБ И ОПРАВКА ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2099194C1 |
Изобретения относятся к ракетной технике и могут быть использованы в конструкциях корпусов космических ракет-носителей (РН). Предложенная РН содержит стартовую (с хвостовым отсеком), маршевые и высотную ступени, а также орбитальный аппарат. Ступени и аппарат скреплены между собой соответственно соединительными и переходным корпусными отсеками, имеющими опорные кольцевые пояса и подкосы. При этом в одном варианте все отсеки выполнены в виде каркасов ячеистой структуры из повторяющихся слоев спиральных и кольцевых лент, образующих наклонные и кольцевые ребра жесткости. На внешних силовых оболочках соединительных и переходного отсеков выполнены местные кольцевые пояса из слоистого композиционного материала. Ленты изготовлены из однонаправленных нитей, скрепленных полимерным связующим. Опорные кольцевые пояса в виде плоских пластин размещены внутри отсеков и выполнены с наружными и внутренними кольцевыми полками и множеством пересекающихся ребер. Ребра и полки изготовлены из армирующих нитей на базе высокомодульных (углеродных или борных) волокон, скрепленных полимерным эпоксисодержащим связующим. Узлы крепления подкосов скреплены с внутренними кольцевыми полками и стенками соединительных и переходного корпусных отсеков в зонах расположения соседних кольцевых ребер. В другом варианте, в предложенной РН описанным выше образом выполнен по меньшей мере один из указанных отсеков - хвостовой, соединительный или переходный. Изобретение обеспечивает при высокой прочности и надежности снижение массы конструкции РН. 2 с. и 2 з.п. ф-лы., 8 ил.
RU 2073187 С1 10.02.1997 | |||
РАКЕТА КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2025645C1 |
US 4956971 А 18.09.1990 | |||
US 4851065 А 25.07.1989 | |||
НЕСУЩАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБ И ОПРАВКА ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2083371C1 |
Авторы
Даты
2003-08-20—Публикация
2001-11-22—Подача