Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей для воспламенения топлива в потоке.
Известен каталитический воспламенитель для поджигания топлива в потоке воздуха, содержащий каталитический реактор, включающий корпус с размещенным в нем катализатором, снабженный коническим стабилизатором, входным отверстием и выходным соплом. Подача топлива в известном устройстве осуществляется через форсунку, расположенную на определенном расстоянии от каталитического реактора. Катализатор выполнен из свернутой в рулон сетки, изготовленной из платины или ее сплавов (см. патент США №3355885, кл. 60-39.82, 1965). Известны и другие аналогичные технические решения (см. патенты США №3156094, кл. 60-39.82, 3196614, кл. 60-39.82, ФРГ №1526856, 46 g, 3/10).
Недостатком известных технических решений является малая мощность факела на выходе из каталитического реактора, ограниченная массой катализатора из платины. Увеличение мощности факела требует увеличения массы каталитического материала - платины.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является увеличение поджигающей способности факела.
Поставленная задача решается за счет того, что в каталитическом воспламенителе для поджигания топлива в потоке, преимущественно в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя, содержащем корпус воспламенителя с расположенными по его оси топливной форсункой и каталитическим реактором, включающим корпус, одно или несколько входных отверстий, катализатор, выходное сопло и конический стабилизатор, согласно изобретению между корпусом каталитического реактора и корпусом воспламенителя выполнена кольцевая щель для подвода топливовоздушной смеси к кромке конического стабилизатора, а катализатор выполнен в форме продольно гофрированной сетки из платиносодержащего материала, изолированной от корпуса каталитического реактора керамической втулкой. Поступающая через кольцевую щель топливовоздушная смесь воспламеняется от первичного очага пламени, выходящего из каталитического реактора, и тем самым увеличивает поджигающую мощность воспламенителя.
Поставленная задача решается также за счет того, что выходное сопло каталитического реактора выполнено в виде равномерно перфорированной отверстиями перегородки с шагом между отверстиями не более половины шага продольного гофра каталитической сетки.
На фиг.1 представлен общий вид предлагаемого каталитического воспламенителя; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Каталитический воспламенитель содержит корпус воспламенителя 1 с расположенной по его оси топливной форсункой 2 и каталитическим реактором 3, включающим корпус 4, катализатор 9, перегородку с входными отверстиями 5 и выходное сопло 6. Корпус реактора 4 снабжен коническим стабилизатором 7. Между корпусом реактора 4 и корпусом воспламенителя 1 выполнена кольцевая щель 8 для подвода топливовоздушной смеси к кромкам стабилизатора 7. Катализатор 9 выполнен в форме продольно гофрированной сетки из платиносодержащего материала и изолирован от корпуса реактора 4 керамической втулкой 10. Выходное сопло 6 каталитического реактора 3 выполнено в виде равномерно перфорированной отверстиями 11 перегородки с шагом 1 между отверстиями 11 не более половины шага продольного гофра h на каталитической сетке 9. Перегородка 5 снабжена втулкой 12 для фиксации катализатора 9.
При подаче топлива через форсунку 2 в поток газа, поступающего на вход каталитического пускового устройства, внутри корпуса воспламенителя 1 образуется топливовоздушная смесь, часть которой через отверстия в перегородке 5 поступает к катализатору 9, на поверхности которого возникает химическая реакция окисления топлива, что приводит к появлению на выходе из сопла 6 первичного очага горения. Оставшаяся часть топливовоздушной смеси через кольцевую щель 8 поступает к кромке стабилизатора 7 и воспламеняется от первичного очага горения, создавая более мощный вторичный очаг горения. Выполнение катализатора 9 в виде продольно гофрированной сетки из платиносодержащего материала, заключенной между керамическими втулками 10 и 12, позволяет сохранять форму катализатора 9, а применение выходного сопла 6 в виде равномерно перфорированной отверстиями 11 перегородки с шагом между отверстиями 1 не более половины шага продольного гофра h каталитической сетки препятствует выползанию сетки 9 через сопло 6 под действием скоростного напора.
Изобретение позволяет создать мощный и надежный поджигающий факел при ограниченном расходе катализатора из платиносодержащего материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2161756C2 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ | 2007 |
|
RU2343356C1 |
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2028545C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2008495C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ | 2007 |
|
RU2347144C1 |
ГАЗОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА | 1997 |
|
RU2146788C1 |
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2245447C1 |
Дожигатель отработавших газов двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1745999A1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2133411C1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ И СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В НЕЙ | 2005 |
|
RU2285865C1 |
Каталитический воспламенитель для поджигания топлива в потоке, преимущественно в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя, содержит корпус воспламенителя с расположенными по его оси топливной форсункой и каталитическим реактором, включающим корпус, одно или несколько входных отверстий, катализатор, выходное сопло и конический стабилизатор. Между корпусом каталитического реактора и корпусом воспламенителя выполнена кольцевая щель для подвода топливовоздушной смеси к кромке конического стабилизатора. Катализатор выполнен в форме продольно гофрированной сетки из платиносодержащего материала, изолированной от корпуса реактора керамической втулкой. Выходное сопло каталитического реактора выполнено в виде равномерно перфорированной отверстиями перегородки с шагом между отверстиями не более половины шага продольного гофра на катализаторе. Изобретение увеличивает поджигающую способность факела. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2269754C2 |
US 3355885 A, 05.12.1967 | |||
US 3156094 A, 10.11.1969 | |||
US 3196614 A, 27.07.1965 | |||
ГОРЕЛКА, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 1996 |
|
RU2143643C1 |
Способ сжигания топлива | 1988 |
|
SU1795227A1 |
Авторы
Даты
2004-07-10—Публикация
2002-12-23—Подача