СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ Российский патент 2003 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2220305C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям с форсажной камерой (ТРДФ).

Известны способы контроля тяги ТРДФ в высотных условиях путем измерения на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель, а также коэффициента избытка топлива в форсажной камере α, определяемого по отношению расхода воздуха к расходу топлива, поступающих в двигатель (см. , например, Э. Л. Солохин "Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение, 1975, стр.272).

В известном способе возникает существенный разброс тяговых характеристик различных экземпляров двигателей одного типа в высотных условиях в зависимости от атмосферных условий, при которых проходили испытания на стенде, что недопустимо. Указанные обстоятельства объясняются влиянием водяных паров, содержащихся в воздухе, на тягу двигателя и коэффициент избытка воздуха, что приводит к выпуску с заводских стендов более форсированных по тяге двигателей летом и менее форсированных зимой (при условии одинаковой стендовой отладки тяги и коэффициента избытка воздуха). Количественная оценка показывает, что разбросы тяги могут достигать 2-3% при работе двигателя в условиях влажного климата и высокой температуры среды.

Влияние влажности воздуха на тягу двигателя реализуется через замещение части кислорода в воздухе парами воды, что вызывает снижение реального значения коэффициента избытка воздуха в форсажной камере и приводит, благодаря этому, к уменьшению полноты сгорания топлива в ней, что, в свою очередь, снижает температуру продуктов горения в реактивном сопле и, следовательно, реактивную тягу ТРДФ.

Указанный недостаток может быть устранен осушкой подаваемого к двигателю воздуха (см. , например, Э.Л. Солохин "Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение, 1975, стр.127, 147), однако в связи с существенным усложнением испытательного оборудования осушители устанавливаются только на уникальных стендах, а обычные заводские стенды ими не оборудуются.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является поддержание стабильных характеристик ТРДФ в высотных условиях независимо от атмосферных условий, при которых осуществлены испытания двигателя на заводском стенде.

Поставленная задача решается за счет того, что при отладочных испытаниях ТРДФ на стенде измеряют тягу R0, давление Р0 и температуру Т0 воздуха на входе в двигатель, а также коэффициент избытка воздуха в форсажной камере α по отношению расходов воздуха и топлива, поступающих в двигатель, для данного типа двигателей экспериментально определяют зависимость коэффициента полноты сгорания топлива η от коэффициента избытка воздуха α, рассчитывают коэффициент влияния полноты сгорания топлива на тягу

((см., например, книгу "Теория воздушно-реактивных двигателей", под ред. С. М. Шляхтенко, М., Машиностроение, 1975, стр.243), где Δη - изменение коэффициента полноты сгорания топлива, измеряют парциальное давление паров воды в воздухе Рв и к измеренной тяге добавляют поправку ΔR = kRo[η(α)-η(αe)], где αe - уточненный коэффициент избытка воздуха, определяемый по формуле αe = α(1-Pв/Po).
При реализации предлагаемого изобретения все экземпляры ТРДФ данного типа независимо от атмосферных условий, при которых проводились стендовые испытания, обеспечат одинаковые тяговые характеристики в высотных условиях, где в связи с низкой температурой воздушной среды (а следовательно, крайне низким содержанием паров воды в воздухе) влияние влажности воздуха ничтожно мало.

Рассмотрим пример реализации предлагаемого способа применительно к гипотетическому ТРДФ.

На этапе стендового испытания:
1. Измеряют давление воздуха Р0=760 мм рт.ст.

2. Измеряют температуру воздуха Т0=313К (40oС).

3. Измеряют расход воздуха и топлива, в результате чего определяют коэффициент избытка воздуха α=1,1.

4. Измеряют относительную влажность воздуха В=80%, что соответствует парциальному давлению паров воды Рв=38,4 мм рт.ст.

5. Определяют уточненный коэффициент избытка воздуха
αe = 1,1(1-38,4/760) = 1,044.

6. Экспериментально для данного типа двигателя было получено
η(α = 1,1) = 0,915,
η(α = 1,044) = 0,876.

7. Расчетным путем для данного типа двигателя в стендовых условиях испытания (Н=0, М=0) определен коэффициент влияния
.

8. Измеряют тягу двигателя Ro=10000 кГ.

9. Определяют поправку к измеренной тяге
ΔR=0,33(0,915-0,876)•10000=129 кГ.

Следовательно, в условиях "сухого" воздуха данный экземпляр двигателя обеспечит тягу R=R0+ΔR=10129 кГ, т.е. на 1,3% выше измеренной. Эта величина должна быть принята базовой для расчета тяги данного экземпляра двигателя в высотных условиях. При исходной отладке α=1,05 и влажности В=100% величина поправки может достигать 2,5% от величины измеренной тяги.

Использование предложенного способа контроля тяги ТРДФ позволит обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателя данного типа, независимо от атмосферных условий проведения стендовых испытаний. При этом не требуется специального оборудования для осушки поступающего в двигатель воздуха.

Похожие патенты RU2220305C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Эзрохи Александр Борисович
RU2312242C2
Способ испытания газотурбинного двигателя 2018
  • Клинский Борис Михайлович
RU2702443C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫМ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2014
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Дрыгин Алексей Сергеевич
  • Ежова Ирина Вячеславовна
  • Нечкин Михаил Михайлович
  • Царьков Александр Павлович
RU2574213C1
СПОСОБ ОТЛАДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2008
  • Черноморский Вадим Семенович
RU2389008C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПРЯМОТОЧНЫХ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2004
  • Верхоломов В.К.
  • Суриков Е.В.
RU2261425C1
Способ управления турбореактивным двухконтурным двигателем 2018
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Кизеев Илья Сергеевич
  • Хорева Елена Александровна
RU2692189C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2442001C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435969C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Клинский Б.М.
  • Рыбко В.А.
RU2252406C1
Форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя 2016
  • Ахметов Эмель Борисович
RU2642712C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям с форсажной камерой (ТРДФ). Способ контроля тяги ТРДФ включает измерение на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель, а также коэффициента избытка воздуха α. Новым в предложенном способе является то, что определяют зависимость коэффициента полноты сгорания топлива η от коэффициента избытка воздуха α, рассчитывают влияние полноты сгорания топлива на тягу

где Δη - изменение коэффициента полноты сгорания топлива, измеряют парциальное давление паров воды в воздухе Рв и к измеренной тяге добавляют поправку ΔR = kRo[η(α)-η(αe)], где αe - уточненный коэффициент избытка воздуха, определяемый по формуле αe = α(1-Pв/Po). Изобретение позволяет обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателей данного типа, независимо от атмосферных условий при проведении стендовых испытаний.

Формула изобретения RU 2 220 305 C1

Способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной камерой в высотных условиях путем измерения на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель и коэффициента избытка воздуха α, отличающийся тем, что определяют зависимость коэффициента полноты сгорания топлива η от коэффициента избытка воздуха α, рассчитывают влияние полноты сгорания топлива на тягу

,

где Δη - изменение коэффициента полноты сгорания топлива, измеряют парциальное давление паров воды в воздухе Рв и к измеренной тяге добавляют поправку

ΔR=kR0[η(α)-η(αе)],

где αе - уточненный коэффициент избытка воздуха, определяемый по формуле αе=α(1-Рв0).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2220305C1

СОЛОХИН Э.Л
Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей
-М.: Машиностроение, 1975, с.127, 147
СОЛОХИН Э.Л
Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей
- М.: Машиностроение, 1975, с.272
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНОГО НАПОРА ГАЗОВОГО ПОТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЯГИ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Подколзин В.Г.
  • Полунин И.М.
  • Буканов Е.Г.
RU2100788C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Покровский Н.В.
RU2162593C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ТЯГИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В СОСТАВЕ САМОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Антонов О.Н.
  • Питько В.В.
RU2027981C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Куликов Г.Г.
  • Степанов В.В.
  • Арьков В.Ю.
RU2023897C1
ЕР 0458453 А2, 26.11.1991
US 3543574 A, 01.12.1970.

RU 2 220 305 C1

Авторы

Эзрохи А.Б.

Даты

2003-12-27Публикация

2002-11-19Подача