Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке газовых рулей для ракетных двигателей (преимущественно двигателей на твердом топливе).
Известен газовый руль по патенту США 3251555, в котором перо скреплено с элементами вала с помощью винтов, что усложняет и ослабляет конструкцию.
Известен газовый руль, установленный в закритической части сопла, содержащий перо, тарель, вал с хвостовиком. Хвостовик вала имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели. (См. книгу "Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе" под общей редакцией Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993, стр. 145). Конструкция этого газового руля принята за прототип.
Особенностями условий работы газового руля в проточной части сопла являются:
- тепловое и эрозионное воздействие на перо и тарель сверхзвукового высокотемпературного газового потока с содержанием в нем конденсированной фазы продуктов сгорания топлива;
- наличие механических нагрузок на перо и тарель от воздействия сверхзвукового газового потока.
Недостатком известной конструкции, так же как и по патенту США, является то, что соединение вала с тарелью с помощью винтов (на рис. 3.18 показаны оси винтов) при вышеуказанных условиях работы не обеспечивает ей требуемую механическую прочность и эрозионную стойкость. Крепление тарели к валу хвостовика винтами через отверстия в тарели ослабляет механическую прочность и эрозионную стойкость тарели, приводит к необходимости увеличивать толщину тарели, усложняет конструкцию за счет дополнительной защиты самих винтов со стороны газового потока.
Технической задачей данного изобретения является устранение указанного недостатка.
Технический результат достигается тем, что в газовом руле ракетного двигателя, содержащем перо, тарель, вал, хвостовик которого имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели, между кольцевой выточкой вала, цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой установлено и зафиксировано на тарели, например, штифтами, разжимное кольцо, охватывающее цилиндрический выступ и входящее в кольцевую проточку, при этом хвостовик по кольцевой выточке связан с разжимным кольцом с помощью резьбового соединения, а разжимное кольцо зафиксировано с тарелью и кольцевой выточкой вала хвостовика, например, штифтами.
На чертеже изображена конструкция предлагаемого газового руля.
Газовый руль содержит перо 1, тарель 2 с цилиндрическим выступом 3 и кольцевой проточкой 4, вал 5 с хвостовиком 6, имеющим кольцевую выточку 7, разжимное кольцо 8, охватывающее цилиндрический выступ 3 и входящее в кольцевую проточку 4. Разжимное кольцо 8 зафиксировано на тарели 2 штифтами 9. Хвостовик 6 по кольцевой выточке 7 связан с разжимным кольцом 8 с помощью резьбового соединения и зафиксирован с разжимным кольцом 8 и цилиндрическим выступом 3 тарели 2 штифтами 10.
Сборка газового руля производится в следующей последовательности:
- на цилиндрический выступ 3 устанавливается разжимное кольцо 8 с обеспечением контакта поверхностей разжимного кольца 8 с поверхностями цилиндрического выступа 3, кольцевой проточкой 4, тарели 2 и фиксируется штифтами 9;
- на цилиндрический выступ 3 с зафиксированным штифтами 9 разжимным кольцом 8 устанавливается по резьбе вал 5 с хвостовиком 6 до упора поверхности хвостовика 6 в поверхность тарели 2 и контакта с поверхностью цилиндрического выступа 3 и фиксируется штифтами 10.
При работе ракетного двигателя на газовом руле от сверхзвукового газового потока возникают усилия, которые передаются на вал 5 для управления полетом ракеты через контактируемые поверхности тарели 2, разжимного кольца 8, цилиндрического выступа 3 штифтами 9, 10 на хвостовик вала 5.
Преимущества предлагаемого газового руля по сравнению с прототипом:
- соединение тарели с валом не нарушает целостность тарели со стороны газового потока;
- узел соединения тарели с валом расположен с внешней стороны тарели (по отношению к газовому потоку), имеет высокую механическую прочность, что позволяет передавать большие нагрузки от пера на вал;
- упрощена технология изготовления и сборки, что повышает надежность конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОВЫЙ РУЛЬ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2251013C2 |
ГАЗОВЫЙ РУЛЬ | 2002 |
|
RU2209332C1 |
ГАЗОВЫЙ РУЛЬ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2269023C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С СЕКТОРАМИ ДЕФЛЕКТОРА НА СРЕЗЕ СОПЛА | 2016 |
|
RU2631370C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НАСАДКОМ ИЗ УГЛЕРОД-УГЛЕРОДНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (УУКМ) | 2017 |
|
RU2657400C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2109159C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕФЛЕКТОРОМ НА СРЕЗЕ СОПЛА | 2015 |
|
RU2579294C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕФЛЕКТОРОМ ВНУТРИ СОПЛА | 2018 |
|
RU2686367C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2109160C1 |
ЖРД С ПЕРИФЕРИЙНЫМИ РУЛЯМИ НА СРЕЗЕ СОПЛА | 2022 |
|
RU2783307C1 |
Сущность изобретения: газовый руль ракетного двигателя содержит перо, тарель и вал, хвостовик которого имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели. Между кольцевой выточкой вала, цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой установлено и зафиксировано на тарели, например, штифтами, разжимное кольцо, охватывающее цилиндрический выступ и входящее в кольцевую проточку. Хвостовик по кольцевой выточке связан с разжимным кольцом с помощью резьбового соединения. Разжимное кольцо зафиксировано с тарелью и кольцевой выточкой вала хвостовика, например, штифтами. Изобретение обеспечивает создание более прочной базовой поверхности для закрепления на ней хвостовика вала и передачи управляющих усилий. 1 ил.
Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель, вал, хвостовик которого имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели, отличающийся тем, что между кольцевой выточкой вала, цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой установлено и зафиксировано на тарели, например, штифтами, разжимное кольцо, охватывающее цилиндрический выступ и входящее в кольцевую проточку, при этом хвостовик по кольцевой выточке связан с разжимным кольцом с помощью резьбового соединения, а разжимное кольцо зафиксировано с тарелью и кольцевой выточкой вала хвостовика, например, штифтами.
ЛАВРОВ Л.Н | |||
и др | |||
Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе | |||
- М.: Машиностроение, 1993, с.145 | |||
US 3251555 А, 17.05.1966 | |||
GB 733321 А, 06.07.1955 | |||
US 2957228 А, 25.10.1960 | |||
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ ЛИГАТУРЫ | 0 |
|
SU363754A1 |
US 2969017 А, 24.01.1961 | |||
RU 2070715 C1, 20.12.1996 | |||
RU 94020659 A1, 27.08.1996. |
Авторы
Даты
2003-09-27—Публикация
2001-07-30—Подача