СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ МАРШРУТНОЙ АЭРОСЪЕМКИ Российский патент 2003 года по МПК G01C11/00 

Описание патента на изобретение RU2213326C1

Изобретение относится к способам проведения маршрутной аэросъемки, в т. ч. многоспектральной, подстилающей поверхности с борта летательных аппаратов (ЛА).

Известны способы проведения маршрутной аэросъемки (в т.ч. многоспектральной) с борта ЛА, которые включают горизонтальный полет ЛА над подстилающей поверхностью и плановое и/или перспективное (в т.ч. в режиме бокового обзора) фотографирование (съемку), как правило, с перекрытием кадров - см., например, "Аэросъемка", "Аэрофотосъемка", Большая Советская Энциклопедия, т. 2, М., Изд-во "Советская энциклопедия", 1970 г., стр. 492-494.

Известно также, что в качестве носителей съемочной аппаратуры используются преимущественно из атмосферных ЛА - самолеты (в т.ч. дельтапланы и малоразмерные дистанционно пилотируемые ЛА), вертолеты и автожиры, из внеатмосферных ЛА - искусственные спутники на низких и средних орбитах; при этом ближайшим аналогом признан способ проведения аэросъемки с ЛА самолетной схемы - см. , например, В.Вельцер "Аэроснимки в военном деле", М., Воениздат, 1990 г. , стр. 48, рис. 1.42 - который позволяет, в частности, работать по малым локальным участкам подстилающей поверхности и при этом - в случае применения малоразмерных ЛА - не является чересчур громоздким, дорогим и неоперативным.

Однако способ-ближайший аналог требует наличия квалифицированного персонала для подготовки и проведения пуска ЛА, управления полетом, осуществления послеполетных регламентов двигательной установки, системы управления, целевой нагрузки и т.д.

Целью предлагаемого изобретения является создание способа проведения аэросъемки локальных участков подстилающей поверхности по автономной (в т.ч. "жесткой") программе, допускающего участие неквалифицированного (малоквалифицированного) персонала в работах с ЛА.

Указанная цель достигается тем, что аэросъемку проводят с борта ЛА - ракетоплана, запускаемого по маршруту съемки по баллистической траектории со стартовым углом наклона к горизонтали от 40 до 89o, который в верхней точке баллистической траектории увеличением аэродинамического качества переводят в планирующий полет по маршруту съемки, при снижении ЛА на 20-60% от достигнутой максимальной высоты подъема его разворачивают на обратный курс и возвращают в зону запуска.

Схема функционирования ЛА по предложенному способу представлена на фиг. 1. Приняты обозначения:
1 - точка старта (точка О),
2 - баллистическая кривая,
3 - зона максимальной высоты подъема ЛА (расчетная точка L),
4 - участок планирования,
5 - зона разворота по азимуту (расчетная точка R),
6 - зона посадки (расчетная точка К).

Аэродинамическая схема ракетоплана (РП) представлена на фиг.2 (вариант). Приняты обозначения:
7 - фюзеляж (корпус) РП,
8 - поворотное крыло,
9 - стабилизатор/руль,
10 - реактивный двигатель (например, ракетный двигатель твердого топлива),
11 - целевая нагрузка (аэрофотоаппарат, видеокамера, радиолокационная станция, радиационный датчик и т.п.).

В наиболее простом варианте проведение аэросъемки по данному способу осуществляется следующим образом. Ракетоплан устанавливают под углом ϕ= (40-89)o к горизонту в азимутальной плоскости съемки (фиг.1, поз. 1 - точка О) - с целью одновременного набора высоты и выхода на заданный маршрут. Производится запуск РП, который за счет тяги реактивного двигателя (фиг.2, поз. 10) начинает движение по баллистической кривой (фиг.1, поз. 2) в азимутальной плоскости съемки. Достигнув за весьма непродолжительное время максимальной высоты подъема (фиг.1, поз. 3 - точка L), РП разворачивает крыло (фиг. 2, поз. 8) относительно фюзеляжа (фиг.2, поз. 7) для реализации режима планирования с максимальным значением аэродинамического качества (т.е. максимизацией отношения аэродинамической подъемной силы, создаваемой в основном крылом, к общему аэродинамическому сопротивлению ЛА). Участок планирования (фиг. 1, поз. 4) до зоны разворота (фиг.1, поз. 5 - точка R) располагается в той же азимутальной плоскости, что и баллистическая кривая (фиг.1, поз. 2), и по тому же маршруту (т.е. аппарат удаляется от точки старта).

Зона разворота (фиг.1, поз. 5) определяется из соображений досягаемости для ЛА после разворота зоны посадки (фиг.1, поз. 6 - точка К) на режиме планирования назад по маршруту съемки; это соответствует снижению ЛА на 20-60% от достигнутой максимальной высоты подъема (другими словами
HR=(0,4-0,8) Нmax, см. фиг.1).

При развороте РП на высоте, большей указанного интервала, протяженность маршрута съемки является неудовлетворительной, при развороте РП на высоте, меньшей указанного интервала, энергетики режима планирования не хватит для достижения требуемой зоны посадки вблизи точки старта.

Маршрутная аэросъемка (в т.ч. многоспектральная, например, в видимом, и/или инфракрасном, и/или ультрафиолетовом, и/или радиолокационном, и/или рентгеновском и т.п. диапазонах) производится посредством специализированного оборудования - целевой нагрузки ЛА (фиг.2, поз. 11).

Простота, оперативность и относительная дешевизна проведения аэросъемки малых локальных участков подстилающей поверхности в рамках предложенного технического решения, особенно при выполнении специальных задач (например, при чрезвычайных ситуациях, в военном деле и т.п.) с привлечением неквалифицированного (малоквалифицированного) персонала, позволяет прогнозировать появление и развитие нового класса перспективных специализированных ЛА-РП.

Похожие патенты RU2213326C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЗЕМНЫХ И МОРСКИХ ЦЕЛЕЙ БОРТОВЫМ РАДИОЛОКАТОРОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЖЕСТКО ЗАКРЕПЛЕННОЙ ФЮЗЕЛЯЖНОЙ АНТЕННОЙ БОКОВОГО ОБЗОРА 2011
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Иванов Илья Александрович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Ларин Геннадий Игоревич
  • Натаров Борис Николаевич
  • Точилов Леонид Сергеевич
  • Шаповалов Лев Александрович
RU2466421C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ РАКЕТЫ 2015
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Мартынов Вячеслав Иванович
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Иванов Илья Александрович
  • Свирин Николай Степанович
RU2595282C1
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Чистяков Николай Валерьевич
  • Силкин Артём Анатольевич
RU2547122C2
СПОСОБ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО КРЕНУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ОПТИЧЕСКОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 2004
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Палкин Максим Вячеславович
RU2280590C2
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ЗАПРЕТНОЙ ЗОНЕ 2010
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Ефремов Герберт Александрович
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Бурганский Аркадий Ильич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Палкин Максим Вячеславович
  • Крамаренко Валентин Васильевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Лавренов Владимир Александрович
RU2445579C2
СПОСОБ НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2018
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Мартынов Вячеслав Иванович
  • Свинцов Анатолий Вячеславович
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Иванов Илья Александрович
  • Свирин Николай Степанович
  • Костромин Никита Сергеевич
RU2686453C1
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2019
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Иванов Илья Александрович
  • Костромин Никита Сергеевич
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Лавренов Владимир Александрович
  • Петухов Роман Андреевич
  • Рундаев Дмитрий Сергеевич
  • Свирин Николай Степанович
RU2704381C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ МОРСКИХ ЦЕЛЕЙ 2013
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Иванов Илья Александрович
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Натаров Борис Николаевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Салехов Лерий Лериевич
  • Свирин Николай Степанович
RU2554640C2
ГОЛОВНОЙ ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Бычков Михаил Сергеевич
  • Сафин Мурад Дильшатович
  • Иванов Владимир Петрович
  • Мартынов Вячеслав Иванович
  • Страхов Андрей Николаевич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Яцык Владимир Самуилович
  • Милюченко Сергей Георгиевич
  • Иванов Илья Александрович
  • Свирин Николай Степанович
  • Петухов Роман Андреевич
  • Огнев Владимир Анатольевич
  • Сурков Дмитрий Михайлович
RU2505452C1
УПРАВЛЯЮЩИЙ БЛОК РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА 2012
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Палкин Максим Вячеславович
RU2505777C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 213 326 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ МАРШРУТНОЙ АЭРОСЪЕМКИ

Изобретение относится к способам проведения маршрутной аэросъемки, в т. ч. многоспектральной, подстилающей поверхности с борта летательного аппарата. Способ включает проведение маршрутной аэросъемки с борта ракетоплана. Ракетоплан запускается по маршруту съемки по баллистической траектории со стартовым углом наклона к горизонтали от 40 до 89o. В верхней точке баллистической траектории увеличением аэродинамического качества ракетоплан переводят в планирующий полет по маршруту съемки. При снижении ракетоплана на 20 - 60% от достигнутой максимальной высоты подъема его разворачивают на обратный курс и возвращают в зону запуска. Технический результат состоит в обеспечении проведения аэросъемки локальных участков подстилающей поверхности по автономной программе, участии в работе неквалифицированного персонала, простоте, оперативности и относительной дешивизне проведения аэросъемки локальных участков. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 213 326 C1

Способ проведения маршрутной аэросъемки, в том числе многоспектральной, подстилающей поверхности с борта летательного аппарата (ЛА), отличающийся тем, что аэросъемку проводят с борта ЛА-ракетоплана, запускаемого по маршруту съемки по баллистической траектории со стартовым углом наклона к горизонтали от 40 до 89o, который в верхней точке баллистической траектории увеличением аэродинамического качества переводят в планирующий полет по маршруту съемки, при снижении ЛА на 20-60% от достигнутой максимальной высоты подъема его разворачивают на обратный курс и возвращают в зону запуска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2213326C1

ВЕЛЬЦЕР В
Аэроснимки в военном деле
- М.: Воениздат, 1990, с
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ 1921
  • Новкунский И.И.
SU48A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ПОВОРОТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2010
  • Бегелс,Йоханнес
  • Кноф,Рай
RU2536851C2
СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СНАРЯДА 1997
  • Бабичев В.И.
  • Бальзамов И.А.
  • Гусев Е.А.
  • Елесин В.П.
RU2126130C1
Способ съемки с борта самолета 1991
  • Черноок Владимир Ильич
  • Мясников Владимир Ильич
  • Юлгушев Рифат Османович
SU1818615A1
US 5628033 A, 06.05.1997.

RU 2 213 326 C1

Авторы

Лавренов А.Н.

Лукашева Э.П.

Силкин А.А.

Чистяков Н.В.

Даты

2003-09-27Публикация

2002-03-20Подача