Способ восстановления относится к ремонтному производству и может быть использован при восстановлении зубчатых передач.
Известны способы восстановления зубчатых колес с разными числами зубьев z1 и z2, любого модуля и коэффициентами смещения равными нулю, при которых геометрические параметры зубьев колес сохранены такими же, какими они были до износа, т.е. у новых передач. Известные способы восстановления включают наплавку зубчатых венцов, их опрессовку, точение по наружному диаметру и торцам, зубонарезание или зубодолбление, зубошевингование, термообработку и прошивку отверстия, контроль [1,2].
Наиболее близким по технической сущности является способ восстановления зубчатых венцов колес, включающий наплавку на поверхность колес с обеих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом и механическую обработку до заданных размеров, отжиг, прошивку базовых отверстий, при котором геометрические параметры зубьев сохранены такими же, какими они были до износа [3].
Недостатком известных способов восстановления колес передач является то, что долговечность восстановленных передач сохранена на уровне новых передач, т.к. геометрические параметры зубьев при их восстановлении не изменены. В то же время зубья колес с меньшим числом зубьев имеют толщину у основания значительно меньшую, чем зубья колес с большим числом зубьев. Следовательно, зубья колес с меньшим числом зубьев изнашиваются быстрее до отказа (поломки), чем зубья колес с большим числом зубьев, уменьшая тем самым срок службы (долговечность) зубчатой передачи. Кроме того, при восстановлении передач с неизмененными параметрами зубьев необходимо наплавлять зубчатые венцы обоих колес, т. к. после выработки определенного ресурса изношенными оказываются зубья обоих колес, а компенсировать в этом случае износ зубьев колеса с большим числом зубьев невозможно.
Задача, на решение которой направлен способ восстановления зубчатых передач и технический результат от его использования, заключается в повышении долговечности восстановленных зубчатых передач путем соответствующего перемещения режущего или отделочного инструментов и снижения затрат на их восстановление.
Технический результат достигается тем, что согласно способу восстановления зубчатых передач с парами колес разного числа зубьев и коэффициентами смещения, равными нулю, включающему наплавку на поверхность колес с обеих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом и механическую обработку до заданных размеров, отжиг, прошивку базовых отверстий, зубчатые венцы колес с меньшим числом зубьев изготавливают с положительным коэффициентом смещения режущего инструмента, а зубчатые венцы колес с большим числом зубьев - с отрицательным коэффициентом смещения, при этом коэффициенты смещения должны отвечать условиям: их сумма должна быть равна нулю, а толщины зубьев у основания обоих колес передачи должны быть одинаковыми, т.е. x1=-x2;
a1=a2.
На фиг.1 представлена восстановленная зубчатая передача с неизмененными геометрическими параметрами зубьев. На фиг.2 - восстановленная передача с измененными геометрическими параметрами.
Из фиг.1 видно, что у восстановленного колеса 1 с меньшим числом зубьев толщина зубьев a1 у основания значительно меньше толщины а2 зубьев у основания восстановленного колеса 2 с большим числом зубьев. При работе передачи зубья колеса с меньшим числом зубьев изнашиваются значительно раньше зубьев колеса с большим числом зубьев. Следовательно, долговечность зубчатой передачи определяется сроком службы до поломки зубьев колеса с меньшим числом зубьев, а она (долговечность) невелика, т.к. зубья колеса с меньшим числом зубьев ослаблены меньшей толщиной зубьев у основания. Кроме того, при восстановлении передачи необходимо наплавлять зубчатые венцы обоих колес, т. к. после определенного срока службы изношенными оказываются зубья как одного, так и другого колеса. А при наплавке зубчатого венца с большим числом зубьев значительно возрастают затраты на его восстановление.
При восстановлении передачи по предлагаемому способу (фиг.2) положительный коэффициент x1 смещения режущего инструмента [4] значительно увеличил толщину a1 зубьев у основания колеса 1 с меньшим числом зубьев, чем у прежних (фиг. 1), а у зубьев колеса 2 (фиг.2) в результате отрицательного коэффициента смещения х2 режущего инструмента к центру колеса толщина а2 несколько уменьшилась по сравнению с исходными профилями (фиг.1). В результате этого толщины зубьев колес 1 и 2 выровнялись, т.е. a1 стала равна а2, а срок службы передачи возрос за счет увеличения срока службы колеса 1 с меньшим числом зубьев. При этом наплавлять зубчатый венец колеса с большим числом зубьев нет необходимости, т.к. отрицательный коэффициент смещения х2 предполагает смещение режущего инструмента при нарезании зубьев в тело этого колеса, которое устраняет износ и нарезает зубья с новой геометрией. Последнее обстоятельство значительно экономит затраты на восстановление зубчатых передач.
Главное в предлагаемом способе то, что зубчатые венцы обоих колес восстановленной зубчатой передачи имеют зубья с одинаковым ресурсом их работы, который значительно выше ресурса работы исходной зубчатой передачи. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении коэффициентов смещения режущих или отделочных инструментов при нарезании и отделке зубчатых венцов восстанавливаемых передач.
Определяют коэффициенты смещения режущих или отделочных инструментов x1 и х2 из условий:
Выразив а1 и a2 с помощью соответствующей формулы (формула VI-54, стр. 163 [4]) и, обозначив x1 через х, а х2 через -х, а затем подставив эти значения в уравнение (1), получают квадратное уравнение вида:
Ax2+Bx+C=0, (3)
из решения которого
где
z1 и z2 - числа зубьев колес;
m - модуль зубьев, мм;
α - угол зацепления (α=20o);
rf1 и rf2 - радиусы окружностей впадин некорригированных колес, мм;
invα = tgα-α - инволюта угла зацепления α.
В исходном выражении (1) для его упрощения и из-за малости значений пренебрегли выражениями инволют invα1 = tgα1-α1 и invα2 = tgα2-α2, в которых
α1 и α2 - профильные углы, соответствующие радиусам окружностей впадин r'f1 и r'f2 корригированных колес.
Пример. Для передачи с параметрами: z1=17, z2=50, m=4 мм, rf1=29 мм, rf2= 95 мм и inv20o=0,014904 - корни квадратного уравнения (3) получаются равными: x'1= -29, х'2=0,4. Поставленным условиям задачи удовлетворяет коэффициент коррекции х=x1=0,4. Тогда x2=-0,4.
Работа восстановленной цилиндрической зубчатой передачи заключается в следующем. Смещение режущего или отделочного инструментов в соответствии с коэффициентами смещения x1 и x2 при изготовлении зубчатых венцов колес восстановленной передачи выравнивает толщины зубьев у основания обоих колес передачи. В связи с этим при работе передачи износ зубьев колес по величине также выравнивается, а долговечность передачи возросла, т.к. увеличилась толщина зубьев колеса с меньшим числом зубьев.
Использование предлагаемого способа восстановления в зависимости от соотношения чисел зубьев колес соответствующим образом повышает долговечность восстановленных зубчатых передач и значительно сокращает затраты на их восстановление, т.к устраняет наплавку зубчатого венца большего колеса.
Источники информации
1. Тищенко П. Е. , Чудновский Е.Е., Шкуть М.М. Восстановление шестерен коробок передач / Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1990, 5, с.51-52.
2. Чудновский Е.Е. Термическая обработка шестерен при восстановлении / Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1990, 5, с.52-53.
3. Авторское свидетельство 1449302, кл. В 23 Р 6/00, 1988.
4. Давыдов Б. Л., Скородумов Б.А., Бубырь Ю.В. Редукторы: Конструкция, расчет и испытание. - M. - Киев: Машгиз, 1963. - 474 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШПРИЦ | 1999 |
|
RU2169583C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СДАИВАНИЯ МОЛОКА У КОРОВ ИЗ ДОЛЕЙ ВЫМЕНИ, БОЛЬНЫХ МАСТИТОМ | 2000 |
|
RU2189133C2 |
БОТВОУДАЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2225689C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СДАИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ПЕРВЫХ СТРУЕК МОЛОКА | 2000 |
|
RU2185054C2 |
ИГЛА-ТРОАКАР ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ШВОВ НА ВУЛЬВУ | 2000 |
|
RU2192809C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ СОСКОВ ВЫМЕНИ ПОСЛЕ ДОЕНИЯ | 2000 |
|
RU2212788C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АВТОРЕГУЛЯТОР | 2001 |
|
RU2201487C2 |
ПРУТКОВЫЙ ЭЛЕВАТОР КОРНЕКЛУБНЕУБОРОЧНОЙ МАШИНЫ | 2001 |
|
RU2212779C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО СНЯТИЯ ДОИЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2203535C2 |
СПОСОБ ПРИРАБОТКИ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР ТРЕНИЯ | 1998 |
|
RU2152543C1 |
Изобретение относится к области ремонтного производства. Способ относится к восстановлению зубчатых передач, имеющих пары колес с различным числом зубьев и коэффициентами смещения, равными нулю, и включает наплавку на поверхность колес с меньшим числом зубьев с обоих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом, механическую обработку до заданных размеров, отжиг и прошивку базовых отверстий. Для повышения долговечности при механической обработке зубчатые венцы колес с меньшим числом зубьев изготавливают с положительным коэффициентом смещения режущего или отделочного инструмента, который определяют как решение квадратного уравнения, коэффициенты которого определяются по приведенным формулам в зависимости от числа зубьев колес, модуля, угла зацепления и радиусов окружностей впадин некоррегированных колес. 2 ил.
Способ восстановления зубчатых передач, имеющих пары колес с различным числом зубьев и коэффициентами смещения, равными нулю, включающий наплавку на поверхность колес с меньшим числом зубьев с обоих сторон венцов компенсирующего износ материала, его деформирование вдавливанием в осевом направлении в тело колеса беззубчатым штампом, механическую обработку до заданных размеров, отжиг и прошивку базовых отверстий, отличающийся тем, что при механической обработке зубчатые венцы колес с меньшим числом зубьев изготавливают с положительным коэффициентом смещения (x1) режущего или отделочного инструмента, который определяют как решение квадратного уравнения
Ax2+Вх+С=0,
где
z1 и z2 - числа зубьев колес;
m - модуль зубьев, мм;
α - угол зацепления;
rf1 и rf2 - радиусы окружностей впадин некорригированных колес, мм;
invα = tgα-α - инволюта угла зацепления α,
а зубчатые венцы колес с большим числом зубьев - с отрицательным коэффициентом смещения (х2), который определяют из уравнения: x2=-x1.
Способ восстановления зубчатых венцов колес | 1985 |
|
SU1449302A1 |
Способ восстановления изнношенных шестерен | 1976 |
|
SU591303A1 |
Способ восстановления зубчатых колес | 1991 |
|
SU1803298A1 |
US 3273232, 20.09.1966 | |||
DE 3018869 A1, 18.10.1981 | |||
ДАВЫДОВ Б.Л | |||
и др | |||
Редукторы | |||
Конструкция расчет и испытания | |||
- М | |||
- Киев: Машгиз, 1963, с.163. |
Авторы
Даты
2003-10-10—Публикация
2001-07-05—Подача