АВТОПОЕЗД Российский патент 2003 года по МПК B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2214338C1

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано, например, в конструкциях автомобильных поездов с полуприцепами.

Известен автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача МАЗ-6222, агрегатируемого с полуприцепом МАЗ-9398 (см. книгу Краткий автомобильный справочник - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983 год, стр.91).

Существенным недостатком такого автопоезда является то, что грузоподъемность его используется неполностью за счет "пустого" пространства, располагаемого между кузовом полуприцепа и кабиной автомобиля-тягача. Это существенно сказывается на рентабельности автомобильных перевозок, особенно при транспортировке грузов на большие расстояния.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности использования грузовместимости автопоезда за счет уменьшения габаритного просвета между кабиной автомобиля-тягача и торцевой частью полуприцепа.

Поставленная цель достигается тем, что опорно-сцепное устройство жестко закреплено на дополнительном корпусе, имеющем возможность углового поворота и одновременно линейного перемещения в горизонтальной плоскости направляющих рамы тягача соответственно относительно вертикальной и продольной ее осей, дополнительный корпус снабжен жестко присоединенными к нему зубчатыми секторами и взаимодействующими с ними подпружиненными с одной стороны и упертыми в раму тягача с другой зубчатыми рейками, установленными подвижно также в направляющих рамы тягача, причем на опорном листе полуприцепа в продольной его плоскости и в продольной оси автопоезда расположен шкворень и палец, контактирующий с опорно-сцепным устройством тягача.

На фиг.1 показан общий вид автопоезда сбоку, на фиг.2. - вид сверху при его маневрировании, на фиг.3 - сечение с видом по АА фиг.1, на фиг.4 - сечение по ВВ фиг.3, на фиг.5 - сечение по СС фиг.3 и на фиг.6 - сечение по ДД фиг.3.

Автопоезд состоит из автомобиля-тягача 1, снабженного опорно-сцепным устройством 2 с седлом 3. Устройство 2 жестко закреплено на дополнительном корпусе 4, расположенном с помощью упорного подшипника 5 в направляющих 6 рамы 7 автомобиля-тягача 1. К дополнительному корпусу 4 жестко присоединены зубчатые секторы 8, находящиеся в зацеплении с зубчатыми рейками 9, которые подвижно размещены в направляющих 6 рамы 7. Одни концы реек 9 подпружинены пружинами сжатия 10 относительно рамы 7, а другие уперты в ограничитель 11. С автомобилем-тягачом 1 сцеплен полуприцеп 12 при помощи шкворня 13, жестко закрепленного на опорном листе 14 рамы 15 полуприцепа 12. На опорном листе 14 так же, как и шкворень 13, установлен палец 16.

Работает автопоезд следующим образом. При прямолинейном движении автопоезда, когда зазор δ, определяющий минимальное расстояние между кузовом прицепа 12 и кабиной автомобиля-тягача 1 (см. фиг.1), зубчатые рейки 9 уперты в ограничители 11 рамы 7 автомобиля-тягача 1 под действием пружин сжатия 10, а шкворень 13 и палец 16 расположены в продольной оси автопоезда, т.е. продольные оси симметрии рамы 7 автомобиля-тягача 1 и рамы 15 полуприцепа 12 совпадают. При повороте автопоезда, например, как это показано на фиг.2, полуприцеп 12 поворачивается на седле 3 опорно-сцепного устройства 2, но так как палец 16 связан с седлом 3 опорно-сцепного устройства 2, то он по стрелке N (см. фиг.4 и 5) поворачивает опорно-сцепное устройство 2, а следовательно, и дополнительный корпус 4 в этом же направлении в своих направляющих 6. А так как дополнительный корпус 4 жестко связан с зубчатыми секторами 8, то и они совершают угловой поворот по стрелке N (см. фиг.5). В свою очередь за счет зацепления зубчатых секторов 8 с зубчатыми рейками 9 происходит перемещение правой зубчатой рейки 9 по стрелке М (см. фиг.5), осуществляя сжатие ее пружины 10, а перемещение зубчатой рейки 9, находящейся слева по ходу движения автопоезда, не может происходить, так как под действием левого зубчатого сектора 8 она своим торцом упирается в ограничитель 11 рамы 7 автомобиля-тягача 1. Так как левая зубчатая рейка 9 в данный момент времени неподвижна, то зубчатые секторы 8 (левый и правый) получают линейное перемещение по стрелке G (см. фиг.2, 4 и 5), что и обеспечивает увеличение зазора δ, исключая воздействие полуприцепа 12 на кабину тягача 1. Закончив поворот, полуприцеп 12 совместно с опорно-сцепным устройством 2, дополнительным корпусом 4 и зубчатыми секторами 8 возвращается в исходное положение, при этом сжатая правая пружина 10 способствует такому возвращению вышеуказанных деталей. В то же время пружины 10 в момент резкого трогания с места автопоезда играют роль демпфера, способствующего гашению продольных нагрузок, воспринимаемых опорно-сцепным устройством 2. Поворот полуприцепа вправо происходит подобно тому, как это описано выше, только в этом случае "работает" левая зубчатая рейка 9, сжимая свою пружину 10.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения очевидно, так как оно позволяет существенно снизить конструктивные зазоры между кабиной автомобиля-тягача и кузовом полуприцепа, а это в свою очередь позволит использовать этот объем для дополнительной перевозки грузов.

Похожие патенты RU2214338C1

название год авторы номер документа
ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Игнатьев М.А.
RU2240944C1
ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Путинцев И.И.
  • Пальчун М.Ю.
RU2248903C1
АВТОПОЕЗД 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Хитрых С.А.
  • Сафонов А.В.
RU2229996C1
СЕДЕЛЬНЫЙ АВТОПОЕЗД 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Насонов Д.Г.
  • Антипин С.И.
RU2255874C1
АВТОПОЕЗД 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Тимофеев Михаил Сергеевич
  • Мирохина Татьяна Евгеньевна
RU2314960C1
СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Тимофеев Михаил Сергеевич
  • Мирохина Татьяна Евгеньевна
RU2314959C1
АВТОПОЕЗД 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Никулин Р.Ю.
RU2230682C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Ляпин Сергей Александрович
  • Клявин Владимир Эрнстович
  • Коновалова Виктория Анатольевна
RU2659126C1
СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Хитрых С.А.
  • Сафонов А.В.
RU2236365C1
АВТОПОЕЗД 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Никулин Роман Юрьевич
RU2268837C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 214 338 C1

Реферат патента 2003 года АВТОПОЕЗД

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, а именно к автопоездам. Автопоезд состоит из автомобиля-тягача и полуприцепа, взаимосвязанных между собой опорно-сцепным устройством. Опорно-сцепное устройство имеет возможность получения углового поворота и линейного перемещения за счет установки на нем зубчатых секторов, взаимосвязанных с зубчатыми рейками, расположенными подвижно в продольной плоскости рамы тягача. Технический результат - повышение эффективности использования автопоезда за счет увеличения его грузовместимости. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 214 338 C1

Автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и полуприцепа, рама которого в передней части снабжена опорным листом и шкворнем, располагаемым подвижно в седле опорно-сцепного устройства, отличающийся тем, что опорно-сцепное устройство жестко закреплено на дополнительном корпусе, имеющем возможность углового поворота и одновременно линейного перемещения в горизонтальной плоскости направляющих рамы тягача соответственно относительно вертикальной и продольной ее осей, дополнительный корпус снабжен жестко присоединенными к нему зубчатыми секторами и взаимодействующими с ними подпружиненными с одной стороны и упертыми в раму тягача с другой зубчатыми рейками, установленными подвижно также в направляющих рамы тягача, причем на опорном листе полуприцепа в продольной его плоскости и в продольной оси автопоезда расположен шкворень и палец, контактирующий с опорно-сцепным устройством тягача.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2214338C1

КРАТКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
И ДОПОЛН., М, ТРАНСПОРТ, 1983, С.91
ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ 1992
  • Борисенков В.А.
  • Нилов В.А.
  • Гаврилов А.В.
RU2009932C1
АВТОПОЕЗД 2000
  • Ковальков Г.М.
  • Блынский Ю.Н.
  • Гуськов Ю.А.
  • Голубь С.А.
  • Неустроев Р.Н.
RU2175927C2
Автопоезд 1981
  • Воробец Владимир Николаевич
  • Радченко Валерий Борисович
SU998206A1
Сочлененное транспортное средство 1983
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Бондаренко Александр Петрович
  • Тульчинская Нина Николаевна
SU1169874A1
US 3825089, 23.07.1974
DE 4429986 A1, 18.05.1995
Пожарный двухцилиндровый насос 0
  • Александров И.Я.
SU90A1
Способ прессиометрических испытаний горных пород 2016
  • Патутин Андрей Владимирович
  • Сердюков Сергей Владимирович
  • Шилова Татьяна Викторовна
  • Сердюков Александр Сергеевич
RU2655007C1

RU 2 214 338 C1

Авторы

Сливинский Е.В.

Хитрых С.А.

Даты

2003-10-20Публикация

2002-07-03Подача