СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ Российский патент 2003 года по МПК C21C5/28 

Описание патента на изобретение RU2215045C1

Изобретение относится к области черной металлургии, конкретно к производству стали в конвертере, и связано с использованием в конвертерной плавке нетрадиционных теплоносителей, например отработанных автомобильных покрышек.

Известен способ использования отработанных автомобильных покрышек в качестве металлургического топлива в доменной плавке (А.с. СССР 721009, С 21 В 3/02, 1977).

Недостатком способа является то, что он не приспособлен для использования в области кислородно-конвертерного производства стали.

Известен способ, согласно которому в процессе выплавки стали в конвертер загружают отработанные автомобильные покрышки, покрытые огнеупорным материалом, который после загрузки может расплавляться в конвертере (Патент Японии JP 1-247524 A, С 21 С 5/28, 03.10.1989).

Недостатком данного способа является увеличение затрат на покрытие покрышек огнеупорным материалом.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ выплавки стали, принятый за прототип, в котором после завалки лома и по ходу его прогрева и расплавления загружаются отработанные автомобильные покрышки в количестве 10-15 кг на 1 т лома, причем загрузку ведут порциями по 5-10 мин, при этом расход кислорода увеличивают на 0,8-1,2 нм3 на 1 кг покрышек через 1-2 мин после их загрузки на период 3-5 мин (А.с СССР 1125258, С 21 С 5/28, БИ 43, 23.11.84 г.).

Недостатком известного способа является его ограниченное применение, так как способ направлен на переработку металлошихты, состоящей из 100% металлолома в конвертере с комбинированным дутьем. Порционная загрузка покрышек и их порционное сжигание с несколькими промежуточными повалками приводит к увеличению цикла плавки, усложнению грузопотоков, снижению производства стали и увеличению затрат, связанных с необходимостью применения дорогостоящего природного газа. Загрузка автопокрышек сверху расплавляемого металлолома значительно уменьшает тепловосприятие от их горения с дожиганием выделяющихся горючих газов за пределами конвертера, особенно в периоды максимального увеличения их количества при одновременном увеличении кислорода.

Задачей изобретения является снижение расхода твердых углеродсодержащих теплоносителей, снижение расхода чугуна на производство стали и увеличение стойкости футеровки конвертеров.

Поставленная задача достигается тем, что в способе производства стали в конвертере, включающем завалку отработанных автомобильных покрышек, шлакообразующих и углеродсодержащих материалов и металлолома, подогрев и расплавление лома, продувку кислородом, автомобильные покрышки загружают перед завалкой лома в соотношении (0,009-0,02): 1 соответственно с последующим вводом шлакообразующих и углеродсодержащих материалов в соотношении 1: (0,10-0,35) соответственно, затем подают кислород с расходом 0,25-0,45 номинального, продолжительностью до 35% от общей продолжительности прогрева лома с последующим увеличением расхода кислорода до 0,6-0,8 номинального, при этом общая продолжительность прогрева составляет 30-65% общей продолжительности продувки плавки, после чего в конвертер заливают жидкий чугун и продувают плавку кислородом.

Технический результат заключается в том, что загрузка покрышек перед завалкой лома предохраняет футеровку конвертера. Пиролитическое разложение материала покрышек, которые до 96% состоят из каучука с теплотворной способностью 3500 кДж/кг, начинается практически сразу после их загрузки в конвертер и происходит под металлоломом, что увеличивает степень восприятия тепла, прогрева лома и шлакообразующих материалов при выделении из покрышек и горении газообразных углеводородов в объеме металлолома. Кроме этого, использование покрышек в период прогрева лома позволяет удалить серу из покрышек при уменьшении количества серы, приходящей из углеродсодержащих теплоносителей, в газовую фазу до основной продувки плавки с чугуном, не увеличивая удельные сернистые выбросы в целом за плавку.

Загрузка автопокрышек в количестве менее 0,009 металлолома не приводит к заметному тепловому эффекту, и снижение расхода твердых углеродсодержащих теплоносителей и чугуна на плавку не достигается. При расходе покрышек более 0,02 расхода лома увеличивается продолжительность их загрузки в конвертер, возрастает длительность их сгорания и, следовательно, прогрева лома и шлакообразующих, что приводит к увеличению цикла плавки и снижению производительности конвертера.

При соотношении расхода шлакообразующих и углеродсодержащих материалов 1: (0,10-0,35) обеспечиваются условия эффективного прогрева лома, извести и доломита, уменьшается пассивный период расплавления марганецсодержащих материалов.

При соотношении расхода шлакообразующих и углеродсодержащих материалов более 1:0,10 соответственно эффективность прогрева лома и шлакообразующих не достигается, так как избыток шлакообразующих охладителей приводит к захолаживанию плавки.

При соотношении расходов шлакообразующих и углеродсодержащих материалов менее 1:0,35 соответственно избыток присаживаемых углеродсодержащих теплоносителей увеличивает расход кислорода, продолжительность прогрева.

Прогрев загруженных в конвертер материалов в начальный период продолжительностью до 35% от общей продолжительности прогрева производится при расходе кислорода 0,25-0,45 от номинального, обеспечивает эффективное загорание покрышек и углеродсодержащих материалов по всему объему загруженного металлолома при высокой степени усвоения подаваемого кислорода.

При расходе кислорода менее 0,25 от номинального не происходит эффективного загорания традиционных углеродсодержащих теплоносителей и степень усвоения кислорода снижается, а при значительных расходах кислорода - более 0,45 от номинального избыточная интенсивность подачи окислителя также препятствует эффективному загоранию, снижая степень усвоения кислорода, так как площадь зоны воздействия жесткой струи кислорода на металлолом и шлакообразующие незначительная.

По истечении 35% от начала прогрева расход кислорода увеличивается до 0,6-0,8 от номинального, что обеспечивает максимальную степень усвоения кислорода и степень дожигания монооксида углерода до диоксида в полости конвертера, в результате чего эффективность прогрева значительно возрастает.

При расходе кислорода менее 0,6 от номинального уменьшается степень окисления сажистого углерода в объеме конвертера и степень дожигания СО до СO2, что снижает эффективность прогрева лома.

При расходе кислорода более 0,8 от номинального дожигание монооксида углерода до диоксида будет происходить только в верхней части конвертера, что также снижает степень усвоения кислорода и приводит к росту потерь тепла в полости конвертера и уходу тепла в газоотводящий тракт.

Уменьшение продолжительности прогрева менее 30% общей продолжительности продувки плавки не обеспечивает достаточный и полный прогрев по всему объему лома и шлакообразущих материалов. При увеличении продолжительности прогрева более 65% от общей продолжительности продувки плавки появляется жидкая фаза от расплавления мелкого легковесного лома, и присаженные автопокрышки, а также твердые углеродсодержащие теплоносители полностью сгорают, вдуваемый кислород начинает охлаждать металлолом.

Пример. В 160-тонном конвертере с верхним кислородным дутьем загрузили 600 кг отработанных автопокрышек, затем на них завалили 45 т металлолома и после раскантовки в конвертер присадили 6,9 т шлакообразующих (5,7 т извести, 1,0 т марганцевого агломерата и 1,0 т доломита) и углеродсодержащих материалов (1,4 т смеси антрацита и газового угля). Соотношение присаженных металлолома и автомобильных покрышек составило 1:0,133, шлакообразующих и углеродсодержащих материалов 1:0,20. Фурму установили на уровне 4,0 м от поверхности металлолома, произвели подачу кислорода с расходом 140 нм 3/мин (0,35 от номинального) и вели активный розжиг теплоносителей и автопокрышек с подогревом лома, извести, марганцевого агломерата и доломита в течение 2 мин (25% от общей продолжительности прогрева). Затем расход кислорода был увеличен до 280 нм 3/мин (0,7 от номинального). На этом этапе вели дожигание выделяющихся газообразных углеводородов в полости конвертера, обеспечивая высокую степень усвоения кислорода, нагрев лома и шлакообразующих. Общая продолжительность подогрева лома составила 8 мин (55% от общей продолжительности продувки плавки). Затем залили жидкий чугун и продували плавку кислородом в течение 21,6 мин. Температура повалки составила 1625oС, химический состав металла, %: С=0,08; Мn=0,24; S=0,022; Р=0,018. Вес жидкой стали 141 т.

Предлагаемый способ промышленно применим в металлургии и позволяет утилизировать отходы производства автомобильной промышленности.

Похожие патенты RU2215045C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ 2000
  • Айзатулов Р.С.
  • Протопопов Е.В.
  • Соколов В.В.
  • Комшуков В.П.
  • Шакиров К.М.
  • Буймов В.А.
  • Щеглов М.А.
  • Ермолаев А.И.
  • Машинский В.М.
  • Амелин А.В.
  • Липень В.В.
  • Шишкин В.Г.
  • Ганзер Л.А.
RU2177508C1
СПОСОБ ПЕРЕДЕЛА ЧУГУНА В КОНВЕРТЕРЕ 2000
  • Айзатулов Р.С.
  • Пак Ю.А.
  • Соколов В.В.
  • Комшуков В.П.
  • Буймов В.А.
  • Липень В.В.
  • Щеглов М.А.
  • Амелин А.В.
  • Шишкин В.Г.
  • Протопопов Е.В.
  • Машинский В.М.
  • Ермолаев А.И.
RU2180006C2
СПОСОБ ПЕРЕДЕЛА ЧУГУНА В КОНВЕРТЕРЕ 2002
  • Айзатулов Р.С.
  • Юрьев А.Б.
  • Пак Ю.А.
  • Соколов В.В.
  • Комшуков В.П.
  • Буймов В.А.
  • Казьмин А.И.
  • Липень В.В.
  • Амелин А.В.
  • Щеглов М.А.
  • Шишкин В.Г.
  • Протопопов Е.В.
  • Машинский В.М.
  • Ермолаев А.И.
  • Глухих М.В.
  • Отрощенко С.К.
RU2205231C1
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ 2005
  • Мокринский Андрей Викторович
  • Лаврик Александр Никитович
  • Протопопов Евгений Валентинович
  • Соколов Валерий Васильевич
  • Щеглов Михаил Александрович
  • Казьмин Алексей Иванович
  • Буймов Владимир Афанасьевич
  • Ермолаев Анатолий Иванович
  • Волынкина Екатерина Петровна
  • Машинский Валентин Михайлович
  • Липень Владимир Вячеславович
  • Ганзер Лидия Альбертовна
  • Щеглов Сергей Михайлович
RU2287018C2
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ 1997
  • Айзатулов Р.С.
  • Протопопов Е.В.
  • Соколов В.В.
  • Комшуков В.П.
  • Буймов В.А.
  • Шакиров К.М.
  • Щеглов М.А.
  • Амелин А.В.
  • Сенкевич В.Н.
  • Машинский В.М.
  • Ганзер Л.А.
  • Ермолаев А.И.
RU2107737C1
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОЙ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ И АГРЕГАТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Боровков А.Н.
  • Чирихин В.Ф.
RU2027777C1
СПОСОБ ПЕРЕДЕЛА ВАНАДИЕВЫХ ЧУГУНОВ В СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ АГРЕГАТАХ 1999
  • Кузовков А.Я.
  • Ильин В.И.
  • Лукьяненко А.А.
  • Данилин Ю.А.
  • Кабанов В.И.
  • Евдокимов А.В.
  • Кобелев В.А.
  • Чернушевич А.В.
RU2157414C1
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ 1998
  • Айзатулов Р.С.
  • Протопопов Е.В.
  • Соколов В.В.
  • Комшуков В.П.
  • Буймов В.А.
  • Щеглов М.А.
  • Амелин А.В.
  • Шакиров К.М.
  • Пак Ю.А.
  • Ермолаев А.И.
  • Ганзер Л.А.
RU2135601C1
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КИСЛОРОДНОМ КОНВЕРТЕРЕ 2019
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Захаров Игорь Михайлович
  • Чиглинцев Алексей Викторович
  • Котляров Алексей Александрович
  • Галченков Сергей Валерьевич
  • Егоров Владимир Анатольевич
  • Еремеев Владимир Александрович
  • Ремиго Сергей Александрович
RU2732840C1
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ В КИСЛОРОДНОМ КОНВЕРТЕРЕ 2003
  • Дорофеев Г.А.
RU2233890C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ

Применение: в металлургии, в кислородно-конвертерном производстве. При выплавке стали в кислородном конвертере перед завалкой лома загружают отработанные автомобильные покрышки в соотношении (0,009-0,020):1 соответственно с последующим вводом шлакообразующих и углеродсодержащих материалов в соотношении 1: (0,10-0,35) соответственно. Затем подают кислород с расходом 0,25-0,45 от номинального в течение времени, не превышающего 35% от общей продолжительности прогрева, с последующим увеличением расхода кислорода до 0,6-0,8 от номинального. Общая продолжительность прогрева лома составляет 30-65% общей продолжительности продувки плавки. Затем в конвертер заливают жидкий чугун и продувают плавку кислородом. Технический результат - снижение расхода твердых углеродсодержащих теплоносителей и чугуна, увеличение стойкости футеровки.

Формула изобретения RU 2 215 045 C1

Способ производства стали в конвертере, включающий завалку отработанных автомобильных покрышек, шлакообразующих, углеродсодержащих материалов и металлолома, подачу кислорода, подогрев лома, его расплавление и последующую продувку кислородом, отличающийся тем, что автомобильные покрышки загружают перед завалкой металлолома в соотношении (0,009-0,020): 1, соответственно, с последующим вводом шлакообразующих и углеродсодержащих материалов в соотношении 1: (0,10-0,35), соответственно, затем подают кислород с расходом 0,25-0,45 от номинального, в течение времени, не превышающего 35% от общей продолжительности подогрева, с последующим увеличением расхода кислорода до 0,6-0,8 от номинального, при этом общая продолжительность подогрева лома составляет 30-65% общей продолжительности продувки плавки, после чего в конвертер заливают жидкий чугун и продувают плавку кислородом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2215045C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги 1922
  • Иванов Н.Д.
SU49A1
Электромагнитное реле 1922
  • Коваленков В.И.
SU466A1

RU 2 215 045 C1

Авторы

Соколов В.В.

Лаврик А.Н.

Амелин А.В.

Комшуков В.П.

Щеглов М.А.

Буймов В.А.

Ермолаев А.И.

Лебедев В.И.

Селезнев Ю.А.

Матвеев Н.Г.

Казьмин А.И.

Липень В.В.

Масленников Е.Г.

Волынкина Е.П.

Даты

2003-10-27Публикация

2002-05-06Подача