СБОРНАЯ КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ТРАМВАЯ Российский патент 2003 года по МПК E01B7/10 

Описание патента на изобретение RU2215081C2

Изобретение относится к области городского железнодорожного транспорта и предназначается к применению в стрелочных переводах и глухих пересечениях трамвайных путей.

Известная конструкция сборных крестовин для пересечений трамвая (см. О. Н. Садиков "Трамвайные пути". М. , Транспорт, 1976, стр.88-90, рис.117), изготавливаемых из рельсовых элементов и вкладышей. Одним из недостатков крестовины является ускоренный износ рельсовых элементов в зоне перекатывания колес с усовиков на сердечник и обратно, из-за чего приходится выбрасывать всю крестовину, хотя остальная ее часть не достигает и половины допуска на износ. Второй недостаток заключается в ограниченной области ее применения, т.к. каждая крестовина имеет свой вполне определенный угол пересечения (марка крестовины) и не пригодна для укладки в пересечения под другими углами.

Известная сборная крестовина для рельсовых пересечений трамвая (см. свидетельство на полезную модель 14941, бюл. 25 от 10.09.2000), содержащая отливку с поверхностью катания для колес подвижного состава, вкладыши и специальные накладки, жестко с помощью болтов сжимающие отливку своими средними участками, и содержащая концевые участки, отогнутые в направлении примыкающих к крестовине рельсов.

В ней наиболее интенсивно изнашиваемая зона перекатывания выполнена в виде отливки из высокопрочной марганцовистой стали, что позволяет частично или полностью избавиться от первого из названных недостатков аналога и повысить тем самым эксплуатационный ресурс всей конструкции. Однако второй недостаток остается в силе.

Недостаток заключается в том, что крестовина не универсальна и может быть использована для укладки в пересечение только под одним вполне определенным углом, соответствующим марке крестовины. Это ограничивает ее функциональные возможности.

Однако указанная крестовина наиболее близка к конструкции предлагаемого изобретения, которое решает задачу расширения функциональных возможностей крестовин за счет создания крестовин переменной марки, обеспечивающих пересечение рельсовых ниток не под одним единственным углом, а в определенном диапазоне изменения этих углов.

Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемой конструкции крестовины, содержащей отливку, вкладыши и накладки с отогнутыми концами, поверхность катания отливки выполнена ровной без усовиков, сердечника и желобов в уровне, расположенном ниже отметки верха головок примыкающих рельсов на величину, равную высоте гребня колеса, а торцы отливки имеют в плане очертания круговых кривых с центром в точке пересечения осей симметрии отливки.

Суть предлагаемого изобретения поясняется с помощью иллюстраций.

Фиг.1 и фиг.2 - общие виды крестовины в плане при укладке их в пересечении, примерно вдвое отличающиеся углами.

Фиг.3 - схема опирания колес при перекатывании по крестовине.

Фиг. 4 - положение колесных пар при проходе по крестовине подвижного состава: а - вид в плане; б - вид с торца.

На фиг. 1, 2 показаны отливка 1 крестовины с поверхностью катания 2, вкладыши 3, 4 и специальные накладки 5, жестко с помощью болтов 6 сжимающие отливку своими средними участками и содержащие концевые участки 7, отогнутые в направлении примыкающих рельсов 8. Причем угол (пересечения этих рельсов может меняться в определенных пределах и каждому значению угла соответствует свой комплект вкладышей и накладок, обеспечивающих свое вполне определенное положение рельсов в торцах 9 и 10. С этой целью торцы 9 и 10 имеют в плане форму окружностей радиуса r с центром в точке С пересечения осей симметрии горизонтальной аa' и вертикальной вв' осей симметрии отливки. Отливка 1 и концы стыкуемых с ней рельсов 8 опираются на металлический мостик 11, обеспечивающий устойчивость всей конструкции.

Конструкция работает следующим образом.

На фиг.3 поверхности катания 12 и очертания гребней 13 колес, проходящих по крестовине, показаны пунктиром. При их движении в направлении, указанном стрелкой, колесо катится по рельсу 8, опираясь на него поверхностью катания 12 в точке А. С переходом на отливку 1 схема опирания колеса меняется.

На отливку 1 оно опирается своим гребнем 13 в точке В. Для того, чтобы изменение схемы опирания колеса происходило без нарушения плавности прохода подвижного состава, разность высотных отметок верха рельса 8 и поверхности катания 2 отливки 1 обеспечивается равной высоте колесного гребня.

Поэтому и вход с отливки на рельс также происходит без скачка.

Перенос точек опирания колес с поверхности катания на гребень практикуется во всех крестовинах с накатом, которые широко применяются на путях трамвая и являются проверенной и хорошо зарекомендовавшей себя конструктивной мерой.

Существенным отличием предлагаемой крестовины от крестовин традиционных конструкций является то, что в пределах отливки 1 отсутствуют усовики, сердечник, а следовательно, и желоба между их рабочими кантами, направляющие движение колес по существующим крестовинам.

Но, как видно на фиг.4,а и б, при проходе подвижного состава по крестовине каждое колесо 14, перекатывающееся через отливку, является частью колесной пары 15, связанной механическими связями 16 и 17 со второй колесной парой 18 и остальными элементами тележки (не показаны). В отличие от железных дорог общего пользования на трамвайных путях укладываются желобчатые рельсы. И пока колесо 14 движется по поверхности катания отливки 1, его движение направляется желобом 19 противоположного рельса. В связи с жесткой насадкой колес расстояние Н между ними в каждой колесной паре не меняется, поэтому желоб 19 формирует траекторию движения обоих колес пары 15, в том числе колеса 14 на небольшом участке отливки 1, не имеющей желобов.

Кроме того, положение колеса 14 на отливке 1 обусловлено связями с колесами второй пары 18 тележки, движение которых также направляется желобами 39 рельсов 8 и 20, что, безусловно, является стабилизирующим фактором. К тому времени, как пара 18, двигаясь в направлении, указанном стрелкой, займет положение на отливке, оба колеса колесной пары 15 уже будут находиться в желобах рельсов, расположенных за крестовиной. Таким образом, при наличии желобчатых рельсов обеспечивается, стабильное положение каждого колеса, перекатывающегося через отливку крестовины за счет жесткой насадки колес колесной пары и механических связей последней с остальными элементами тележки.

Нам не известна конструкция сборной крестовины, позволяющей производить укладку рельсовых пересечений под разными углами.

Следует подчеркнуть, что в процессе эксплуатации активному износу подвергаются только сама отливка и примыкающие к ней рельсы. Остальные элементы (накладки, вкладыши, мостик и болты) в контакт с колесами подвижного состава не вступают и поэтому могут быть использованы многократно.

Все эти качества позволят расширить область применения сборных крестовин на городском железнодорожном транспорте.

Похожие патенты RU2215081C2

название год авторы номер документа
ОСТРАЯ КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ 2011
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Дудкин Евгений Павлович
  • Басовский Дмитрий Аркадьевич
RU2455411C1
КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ 2000
  • Говоров В.В.
  • Говоров П.В.
  • Ларкин А.В.
  • Филатов В.Г.
  • Шмельков Н.А.
RU2167232C1
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 2002
  • Говоров В.В.
  • Ильин А.А.
  • Ларкин А.В.
  • Шмельков Н.А.
  • Говоров П.В.
RU2225907C2
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 2002
  • Говоров В.В.
  • Яковлев В.Ф.
  • Говоров П.В.
  • Ларкин А.В.
  • Шмельков Н.А.
  • Ильин А.А.
RU2230145C2
ТУПАЯ КРЕСТОВИНА ДЛЯ ГЛУХОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 2011
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Дудкин Евгений Павлович
  • Колтаков Антон Васильевич
  • Параскевопуло Юрий Григорьевич
RU2455412C1
КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 2008
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Кудинова Наталия Алексеевна
RU2382131C1
КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 2008
  • Говоров Вадим Владимирович
RU2384665C2
КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 2009
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Колтаков Антон Васильевич
RU2410481C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 1997
  • Попов В.А.
RU2114237C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КРЕСТОВИНА 2014
  • Говоров Вадим Владимирович
RU2550787C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 215 081 C2

Реферат патента 2003 года СБОРНАЯ КРЕСТОВИНА ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ТРАМВАЯ

Изобретение относится к городскому железнодорожному транспорту. Сборная крестовина содержит отливку с поверхностью катания для колес подвижного состава, вкладыши и накладки, жестко с помощью болтов сжимающие отливку своими средними участками. Концевые участки крестовины отогнуты в направлении примыкающих к крестовине рельсов. Поверхность катания отливки выполнена ровной в уровне, расположенном ниже отметки верха головок примыкающих рельсов, на величину, равную высоте гребня колеса. Торцы отливки имеют в плане очертания круговых кривых с центром в точке пересечения осей симметрии отливки. Предложенная сборная крестовина характеризуется универсальностью и обеспечивает, в частности, пересечение рельсовых ниток в диапазоне углов. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 215 081 C2

Сборная крестовина для рельсовых пересечений трамвая, содержащая отливку с поверхностью катания для колес подвижного состава, вкладыши и накладки, жестко с помощью болтов сжимающие отливку своими средними участками, и содержащая концевые участки, отогнутые в направлении примыкающих к крестовине рельсов, отличающаяся тем, что поверхность катания отливки выполнена ровной в уровне, расположенном ниже отметки верха головок примыкающих рельсов, на величину, равную высоте гребня колеса, а торцы отливки имеют в плане очертания круговых кривых с центром в точке пересечения осей симметрии отливки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2215081C2

Контактный медноокисный выпрямитель переменного тока 1927
  • Тейтель Н.М.
SU14941A1
Крестовина для рельсового пересечения 1984
  • Говоров Вадим Владимирович
  • Яковлев Всеволод Федорович
  • Ясеновец Екатерина Павловна
SU1245640A1
Крестовина 1991
  • Пархоменко Петр Ионович
SU1797634A3
Кран для смешивания горячей и холодной воды 1929
  • Фрадкин-Хилинский А.Ф.
SU16154A1

RU 2 215 081 C2

Авторы

Говоров В.В.

Яковлев В.Ф.

Ларкин А.В.

Жуков В.И.

Шмельков Н.А.

Рохманько А.Г.

Рыбаков В.М.

Даты

2003-10-27Публикация

2001-08-17Подача