Изобретение относится к области психологии и педагогики.
Из уровня техники также известна система психологической диагностики, описанная в заявке Японии №2004-049855, МПК G09B 5/14, от 19.02.2004. Указанная система предполагает использование мобильного телефона, имеющего возможность измерения физиологических параметров человека (пульса, температуры тела и т.п.). Пользователь применяет указанные возможности как средства обследования своего текущего психологического состояния, передает результаты обследования через Internet на сервер, являющийся основным сервером системы диагностики психологического состояния и сохраняющий их в персональную базу данных. Диагностическая программа, записанная на сервере, позволяет проводить диагностику психологического состояния человека, в том числе состояние внутренней церебральной системы. Сервер передает результаты на мобильный телефон пользователя, позволяя ему оценить свое психологическое состояние. Сервер также оснащен программой ориентации, которая позволяет пользователю сравнить свое текущее состояние с состоянием, которое он считал бы идеальным. К недостаткам данной системы также следует отнести необходимость использования дорогостоящей электронной техники (мобильного телефона с вышеуказанными возможностями). Оценка состояния осуществляется с помощью субъективных характеристик и не учитывает объективного психологического состояния пользователя, а также глубинных причин возникновения стрессовой ситуации. Отсутствует также какой-либо контроль со стороны специалиста соответствующего профиля, а оценку состояния осуществляет компьютерная программа, невольно использующая усредненные характеристики и, как следствие, не обеспечивающая индивидуального подходя к каждому пользователю.
Из уровня техники известен способ обучения и усвоения учебного материала по патенту РФ на изобретение №2197748, МПК G09B 5/14, 20.09.2003, позволяющий обеспечить многостороннее представление учебного материала с полной индивидуализацией процесса обучения при сохранении возможности диалога и фиксации данных учебного материала. Указанное достигается тем, что учебный материал передают обучаемым блоками данных, фиксированными на группе носителей информации с трехвидовым членением по признаку познания соответственно индивидуального, группового и эталонного, при этом блок данных индивидуального вида представляют на носителе информации в виде локального мультимедийного запоминающего устройства, блок данных группового вида представляют на носителях информации в виде сетевых мультимедийных запоминающих устройств с возможностью дополнения избыточными данными из общедоступных средств информации и данными обмена информацией между членами группы обучаемых и обучающим, а блок данных эталонного вида представляют на автономном носителе информации с фиксированным отображением данных учебного курса в визуальной форме. Данный способ является наиболее близким к заявленному.
К недостаткам данного способа следует отнести невозможность осуществления обучения без стационарного компьютерного оборудования, без которого невозможна оперативная связь «обучаемый - обучающий», что не только существенно увеличивает затраты на осуществление учебного процесса, но и увеличивает время освоения обучаемым учебного материала.
Задачей настоящего изобретения является создание нового способа обучения, расширяющего арсенал средств заявленного назначения и лишенного вышеуказанных недостатков. Технический результат, который может быть получен при реализации способа, заключается в обеспечении ускорения и упрощения освоения учебного материала, индивидуального подхода при массовом обучении, простоты освоения способа и его применения и мобильности за счет возможности использования способа обучаемым практически в любой точке мира.
Технический результат достигается за счет того, что способ дистанционного обучения, включающий передачу обучаемому информации об учебном материале на носителе информации, обмен сообщениями между обучаемым и обучающим с использованием сетевых средств коммуникации носителей информации, контроль действий обучаемого с учебным материалом на носителях информации в режиме сравнения, характеризуется также тем, что размещают управляющую программу на носителе информации сетевого управляющего запоминающего устройства с возможностью доступа к ней обучаемого через глобальную и/или локальную информационную сеть, информация об учебном материале, размещенная на сетевых мультимедийных носителях информации, поступает к обучаемому на средство мобильной связи через глобальную и/или локальную информационную сеть в виде структурированных в логической последовательности модулей с учебным материалом и заданиями, обучаемый после изучения текущего модуля выполненное задание формирует как ответ в виде цифрового кода, распознаваемого управляющей программой управляющего запоминающего устройства, и передает указанный код на блок распознавания и сравнения сетевого управляющего запоминающего устройства, с использованием, по меньшей мере, одного средства мобильной связи через глобальную и/или локальную информационную сеть, контроль выполнения задания осуществляют путем сравнения кодов после передачи обучающим кода на сетевое запоминающее устройство, а общий контроль успеваемости обучаемого осуществляют с помощью управляющей программы путем сравнения отношения количества выполненных заданий к общему количеству ответов обучаемого по выполненным заданиям текущего модуля, с верхней и нижней границами области успеваемости, заданными обучающим, которые определяются как отношение соответственно максимально или минимально установленного количества выполненных заданий к общему количеству ответов обучаемого по выполненным заданиям текущего модуля, при этом при выходе по результатам ответов за верхнюю границу обучаемый получает доступ в следующему модулю.
Результат также обеспечивается тем, что в указанном способе модули с учебным материалом и заданиями формируют системный стиль мышления и представлены последовательно в следующем порядке: модуль преодоления психологической инерции, модуль саногенного стиля мышления, модуль идеалистического стиля мышления, модуль синтетического стиля мышления, модуль прагматического стиля мышления, модуль реалистического стиля мышления, модуль аналитического стиля мышления, модуль творческого стиля мышления.
Кроме того, указанным способом обучают бесконфликтной адаптации личности к стрессу и саморазвитию.
Результат также обеспечивается тем, что в указанном способе обучение ведут в режиме on-line.
Следует подчеркнуть, существенность всей совокупности признаков изобретения для достижения результата, в том числе отличий в средствах, с помощью которых осуществляется способ, - использование носителя информации сетевого управляющего запоминающего устройства, на котором, в отличие от известного способа, размещена управляющая программа, использование возможности доступа к ней обучаемого через глобальную и/или локальную информационную сеть, блока распознавания кодов и их сравнения.
ПРИМЕР. Способ осуществляют следующим образом. Модули с учебным материалом и упражнениями формируют системный стиль мышления и представлены последовательно в следующем порядке: модуль преодоления психологической инерции, модуль саногенного стиля мышления, модуль идеалистического стиля мышления, модуль синтетического стиля мышления, модуль прагматического стиля мышления, модуль реалистического стиля мышления, модуль аналитического стиля мышления, модуль творческого стиля мышления. Предлагаемый способ обучения может быть также использован для обучения бесконфликтной адаптации личности в проблемной (стрессовой) ситуации, например, в режиме on-line - известен и широко применяется на практике способ адаптации человека в проблемной (стрессовой) ситуации, включающий обучение пяти коммуникативным стилям мышления (аналитическому, прагматическому, идеалистическому, реалистическому, синтетическому). Однако используя только эти стили, человек не всегда может выйти из конфликтной (проблемной) ситуации эффективно, без ущерба для здоровья, не породив внешний или внутренний конфликт. Это объясняется тем, что каждая личность имеет свой стиль мышления, неосознанно сформированный в течение жизни, как правило, различный с партнером или коллегой, что порождает непонимание при коммуникациях и приводит к конфликту. Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что бесконфликтная адаптация в коммуникациях осуществляется за счет обучения навыкам системного стиля мышления на предлагаемой новой инновационной технологии дистанционного обучения с помощью мобильной системы. Системный стиль мышления включает в себя семь стилей мышления (саногенный, аналитический, прагматический, идеалистический, реалистический, синтетический и творческий). Именно благодаря системности мышления появляется качественно новый системный эффект, выраженный в бесконфликтной адаптации личности к проблемной ситуации, что обеспечивает саморазвитие и самореализацию личности, а также ее качество. Использование предлагаемого способа обучения для обучения адаптации в проблемной ситуации (к стрессу) является универсальным. Новизна его определяется тем, что с целью бесконфликтного разрешения стрессовой ситуации и, как следствие, сохранения здоровья человека (благополучие физическое, благополучие психическое, благополучие духовное) необходимо:
обучить средствам и механизмам формирования системного мышления, состоящего из семи стилей мышления. При освоении всех этих стилей мышления личность сможет бесконфликтно адаптироваться к проблемным ситуациям и стрессу; обеспечить в процессе обучения строгую последовательность освоения составляющих системного мышления стилей как средств адаптации в проблемных ситуациях: средства адаптации эмоциональные - саногенный стиль; средства адаптации коммуникативные - аналитический, прагматический, идеалистический, реалистический, синтетический стили; средства адаптации креативные - творческий стиль.
Обучение эмоциональным средствам адаптации предусматривает овладение человеком саногенного стиля мышления и механизма управления эмоциями с помощью изучения специального модульно-кодового учебного пособия «Управление переживанием ОБИДЫ, ВИНЫ, СТЫДА, СТРАХА НЕУДАЧ» при использовании интеллектуальной мобильной поддержки на основе предлагаемого дистанционного способа обучения (сотовый телефон, книга, компьютер).
Обучение коммуникативным средствам адаптации предусматривает овладение человеком пятью стилями мышления - аналитическим, прагматическим, идеалистическим, реалистическим, синтетическим с помощью предлагаемого способа.
Обучение средствам адаптации креативным методологиям ТРИЗ (теория решения изобретательских, то есть творческих, задач) приведет к нестандартному, бесконфликтному решению проблемных ситуаций. Эти средства адаптации предусматривают предоставление человеку возможности саморазвития и самореализации за счет нестандартного мышления.
Базовым средством в изучении каждого стиля мышления является механизм преодоления психологической инерции (ПНИ) из методологии ТРИЗ, навык которого необходим в освоении любого стиля мышления в составе системного мышления.
Предлагаемая технология обучения сформирует бесконфликтную и ресурсную личность за счет быстрого, с помощью предлагаемого способа, приобретения навыка системного мышления, что позволит человеку преодолеть психологическую инерцию мышления и сублимировать свою жизненную энергию в творчество, овладев высоким качеством жизни. Это приведет к сознательной регуляции личности в стрессовой ситуации за счет развития творческого воображения и фантазии, используя методологию ТРИЗ (теория решения изобретательских (или творческих) задач).
Предлагаемое изобретение дает возможность организовать и развить сознательную, непроизвольную деятельность личности при решении проблемных (стрессовых) ситуаций путем освоения системного стиля мышления.
Сознательное изучение составных стилей системного мышления и развитие навыка системного стиля мышления снимут мыслительные шаблоны личности в проблемной ситуации и приведут к бесконфликтной адаптации в стрессовой ситуации, что выразится в нижеприведенных аспектах:
психологический аспект - общество остро нуждается в принципиально новых возможностях обработки эмоционального стресса, требующих от человека не просто "изменения взглядов на жизнь", а, в первую очередь, глубокой личностной трансформации и новых навыков сознательной регуляции поведением. За счет приобретения навыка системного стиля мышления с помощью актуальной и доступной формы мобильной связи естественные внутренние механизмы "переработки" стресса - эмоции и механизмы психологической защиты личности - начинают эффективно работать и справляться с большим количеством проблем, предъявляемых современной жизнью, ее темпам. Сформированная новая способность к адаптации путем саморазвития навыка системного стиля мышления блокирует возникновение хронического эмоционального стресса, приводящего личность к депрессии, хронической усталости, агрессии, ошибочным решениям. Человек становится коммуникабельным и адекватным в любой проблемной ситуации, это даст возможность проявить себя и испытать состояние счастья от воплощенной мечты и результативности;
медицинский аспект - системный стиль мышления как средство снятия хронического стресса и управления эмоциями в проблемной ситуации. За счет навыка системного стиля мышления улучшится качество жизни и здоровье личности (благополучие физическое, благополучие психическое, благополучие духовное);
социальный аспект - системный стиль мышления приведет к бесконфликтному разрешению любых проблем и эффективности в достижении результативности личности;
педагогический аспект - освоение системного стиля мышления с помощью предлагаемого способа приведет к высокой мотивации в обучении и высокой усваемости материала, а приобретение устойчивого навыка к бесконфликтной адаптации с помощью предлагаемого способа разовьет и оздоровит личность.
На практике предложенный способ в общем виде реализуют следующим образом. В качестве учебного пособия может быть использована, например, книга со структурированным учебным материалом, разбитым на модули в логической последовательности изложения. Модули пронумерованы в сквозном порядке, а их содержимое состоит из трех частей - теоретического или учебного материала, упражнений для его закрепления и справочного материала. Теоретический материал призван сообщить обучающемуся ядро информации по прорабатываемой в данный момент теме. Текст его разбит на абзацы - как правило, не более 6-8. Упражнения оформлены в виде тестовых заданий закрытого типа - от 10 до 15, служащих для закрепления теоретического материала и осмысленности его усвоения, при этом каждому из ответов присвоен соответствующий цифровой код, назначение которого будет разъяснено ниже. Цель справочного материала - комментировать ответы обучающегося, указывая, в чем состоит ошибка и, при необходимости, абзацы в теоретическом материале для более полного разъяснения. К каждому модулю разрабатывают матрицу сопоставления вопросов, ответов и справок. Матрицы всех модулей объединены в управляющую программу, размещенную в информационной сети, например Internet.
Процесс обучения и контроль за его результатами со стороны обучающего происходит следующим образом. Обучаемый прорабатывает теоретический материал и выполняет задания, ответы на которые, в виде соответствующих цифровых кодов, направляет посредством мобильного средства связи, например телефона, в адрес управляющей программы. На практике это происходит следующим образом: после проработки учебного материала конкретного модуля обучаемый обращается с запросом к системе, и на экран мобильного телефона или иного средства связи - пейджер и т.п. выводится задание на выполнение конкретного задания с указанием номера модуля учебного пособия, номера упражнения и список меню для выбора вариантов ответа. После выбора варианта ответа и его отсылки через Internet на компьютер управляющая программа через блок распознавания и сравнения сетевого управляющего запоминающего устройства проводит сравнение, и на экран, например, телефона обучаемого поступает информация о результате выполнения данного задания. При правильном ответе обучаемый (студент, например) получает подтверждение правильности своего ответа, ему предлагаются новые задания, и обеспечивается последовательное продвижение по учебному материалу данного пособия. В случае неправильного ответа система дает краткие комментарии и указания по дальнейшей самостоятельной работе с данным упражнением, добиваясь правильного его выполнения. Попытки нахождения ответов методом «тыка» автоматически распознаются (например, установкой в управляющей программы соответствующих ограничений по числу возвратов), обучаемый снимается с обслуживания и направляется к обучающему для объяснений.
Общий контроль успеваемости обучаемого осуществляют с помощью управляющей программы путем сравнения отношения количества выполненных заданий к общему количеству ответов обучаемого по выполненным заданиям текущего модуля, с верхней и нижней границами области успеваемости, заданными обучающим, которые определяются как отношение соответственно максимально или минимально установленного количества выполненных заданий к общему количеству ответов обучаемого по выполненным заданиям текущего модуля, при этом при выходе по результатам ответов за верхнюю границу обучаемый получает доступ в следующему модулю, то есть контроль со стороны обучаемого происходит опосредованно, посредством задания в управляющей программе области успеваемости, т.е. условного пространства, определяющего критерии успешности обучения. Указанное условно можно представить как систему координат, по оси абсцисс которой задается количество выполненных упражнений по текущему модуля, по оси ординат - успеваемость, выраженная в виде общего количества посланных ответов на упражнения к текущему модулю.
Область успеваемости выглядит как площадь прямоугольника, ограниченного прямыми, проведенными из соответственно заданных нижней и верхней границ по осям ординат и абсцисс. Очевидно, что обучающий имеет возможность первоначально задавать верхнюю и нижнюю границу успеваемости, исходя из уровня предварительной подготовки обучаемого, исключая тем самым предварительный контроль и, в то же время, реализуя возможность индивидуального подхода к каждому из обучаемых при одновременном достаточно большом их количестве. Продвижение обучаемого по учебному материалу (т.е. переход к изучению следующего модуля) происходит в случае его «выхода» за пределы верхней по оси ординат границы области успеваемости. При результативности между верхней и нижней границами области успеваемости обучаемый удерживается в текущем модуле, а при выходе за нижнюю - переводится в предыдущий модуль для повторной проработки учебного материала.
В заключение следует отметить еще одно немаловажное достоинство предложенного способа - его универсальность, заключающуюся в возможности выбора различных учебных программ. Другими словами, от обучающего требуется подготовить только соответствующие пособия, а необходимость взаимодействия его с программистом (или самостоятельное владение подобными навыками) отпадает.
Изобретение относится к области педагогики и психологии. Способ дистанционного обучения достигается за счет того, что размещают управляющую программу на носителе информации сетевого управляющего запоминающего устройства с возможностью доступа к ней обучаемого через глобальную и/или локальную информационную сеть. Информация об учебном материале поступает к обучаемому в виде структурированных в логической последовательности модулей с учебным материалом и заданиями. Обучаемый после изучения текущего модуля выполненное задание формирует как ответ в виде цифрового кода, распознаваемого управляющей программой управляющего запоминающего устройства, и передает указанный код на блок распознавания и сравнения сетевого управляющего запоминающего устройства, с использованием, по меньшей мере, одного средства мобильной связи через глобальную и/или локальную информационную сеть, контроль выполнения задания осуществляют путем сравнения кодов после передачи обучающим кода на сетевое запоминающее устройство. Общий контроль успеваемости обучаемого осуществляют с помощью управляющей программы путем сравнения отношения количества выполненных заданий к общему количеству ответов обучаемого по выполненным заданиям текущего модуля. Изобретение позволяет обеспечить ускорение и упрощение освоения учебного материла. 3 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2197748C2 |
Устройство для программированного обучения | 1975 |
|
SU559266A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОЙ ВИДЕОПРОДУКЦИИ | 2003 |
|
RU2256234C2 |
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 2000 |
|
RU2196359C2 |
US 5120230 A, 09.06.1992. |
Авторы
Даты
2008-10-27—Публикация
2007-08-14—Подача