Изобретение относится к способам и устройствам для обучения каллиграфическому письму детей младшего школьного возраста, лишенных навыков письма, а также коррекции почерка у детей, подростков и взрослых и направлено на формирование и закрепление правильного графического навыка письма.
Графический навык - это определенные привычные движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные буквы и их соединения.
Неверно сформированный графический навык создает ряд определенных трудностей при письме и последующем его чтении: небрежно написанные буквы, имеющие искаженную форму, неверный наклон, непропорциональные высоту и ширину, создают неразборчивый и некрасивый почерк.
Откорректированный почерк позволяет писать красиво верные по форме буквы, правильно соединять их друг с другом, в результате он становится разборчивым, легко читаемым, а написанный таким почерком текст более полноценно воспринимаемым.
Отсутствие эффективного способа коррекции графических навыков с применением вспомогательных средств либо их нерациональное использование делает усилия педагогов и обучающихся малоэффективными.
Известен способ коррекции почерка с помощью аппарата, снабженного несколькими сменными жетонами с отверстиями, имеющими форму букв алфавита (патент США №3740872, кл. МПК G09В 11/04, 13.10.1971 г.). Согласно этому способу под жетоны кладется бумага, ученик обводит отверстия, и на бумаге возникает изображение буквы. Эффективность данного способа низка, так как от однообразных, чисто механических действий, не требующих умственных усилий происходит быстрое утомление и снижается работоспособность обучаемых. Кроме того, поиск нужного сменного жетона требует дополнительного времени.
Согласно способу, описанному в заявке на патент Франции №2258678 (кл. МПК G09В 11/04, пр. 18.08.1975 г.), используется устройство в виде пластины с вырезанными трафаретами букв. Это устройство кладется на лист бумаги и с помощью карандаша или ручки обводится обучаемым. В данном случае происходит точное повторение графического изображения букв. Недостатком этого способа является то, что производимые обучаемым механические действия не позволяют оценить ему пропорциональность ширины и высоты буквы, длину ее характерных элементов и четкую последовательность их написания.
Также известен способ коррекции почерка (патент США №3638332, кл. МПК G09В 11/04, пр. 06.03.1970 г.), согласно которому предлагается использовать бумагу с различно окрашенными параллельными линиями. Такой способ может быть использован для развития правильной ориентации на листе бумаги, но недостатком его является то, что он не позволяет выработать верный наклон и правильную форму букв, а также не может быть использован в ученических тетрадях.
В способе по патенту РФ №2206923(кл. МПК G09B 17/00, G09B 11/06, пр. 03.12.2002 г.) предложено проводить обучение детей, лишенных навыков письма и чтения, в четыре этапа, на первом из которых ребенок отслеживает сформированный на демонстрационном средстве соответствующий звучащему тексту рукописный текст. На втором этапе, используя в качестве трафарета рукописный текст, выполненный из букв со свободным пространством между линиями, образующими буквы, производит написание текста путем заполнения данного пространства. На третьем этапе копирует текст на прозрачном носителе, совмещенном с рукописным текстом, используя его в качестве графического ориентира. На четвертом этапе производит написание рукописного текста на носителе записей. Недостатком данного способа является то, что обучаемые работают постоянно способом «копирования», у них нет практики самостоятельного написания букв, а значит, замедляется правильное воспроизведение отдельных элементов с учетом их пропорциональности. Правильные траектории написания букв в указанном способе закрепляются больше в сознании, чем на практике, таким образом, отсутствует работа по формированию независимости графического навыка. Кроме того, использование данного способа в ученических тетрадях вызывает определенное неудобство.
Наиболее близким способом обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка к заявляемому способу и потому взятым за прототип является способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка, описанный в патенте РФ №2206128 (кл. МПК G09В 11/04, пр. 21.02.2002 г.). В данном изобретении предлагается способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка с использованием безотрывного письма под удары метронома. В процессе обучения используются последовательно три вида трафаретов, два из которых достаточно трудно применять при письме в рабочей тетради, так как они являются специально подготовленными печатными листами, что составляет определенное неудобство и непрактичность. Кроме того, использование третьего трафарета, предполагающего переход письма с отдельных листов в ученическую тетрадь с широкой разлиновкой, также является недостатком, поскольку не позволяет обучаемым самостоятельно оценивать пропорциональность буквенных элементов, тем самым затрудняет и замедляет формирование независимости графического навыка письма от привязки к разлиновке. Вследствие поэтапного использования трех видов трафаретов увеличивается время приобретения устойчивых навыков правильного письма.
Задачей предлагаемого изобретения является создание способа и устройства для коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма, позволяющих за счет определенной системной последовательности действий на каждом этапе обучения формировать каллиграфический почерк у детей, лишенных навыков письма, и корректировать ранее неверно сформировавшиеся графические навыки письма у детей младшего школьного возраста, подростков и взрослых, а также получить в результате у обучаемых почерк, имеющий одинаковую графическую структуру, повысить эффективность процесса обучения и сократить его сроки.
Эта задача решается за счет того, что в известном способе, включающем написание элементов и букв в определенной последовательности и в определенном ритме с помощью трафарета, согласно заявляемому техническому решению, коррекция почерка и обучение каллиграфическому письму происходят в несколько этапов. На первом этапе педагог вместе с обучаемым проводят анализ почерка. На втором этапе обучаемый пишет основные элементы и соединения элементов строчных букв, используя трафарет и определенные алгоритмы их написания. На третьем этапе обучаемый пишет отдельные строчные буквы, применяя трафарет и алгоритмы написания элементов, усвоенные на втором этапе, причем строчные буквы сформированы в группы: и й ш ц щ а б, у д ф, л м я, п т р г, н ы к, о ю, е е в, ч ь ъ, с э х ж, з, а порядок написания каждой строчной буквы в группе произвольный. На четвертом этапе обучаемый усваивает написание соединений строчных букв, используя трафарет и определенные алгоритмы. После того как обучаемый усвоил принцип написания строчных букв и их соединений, переходят к написанию отдельных слов, затем и фраз. На пятом этапе проводят обучение написанию основных элементов и соединений элементов заглавных букв, используя трафарет и определенные алгоритмы. На шестом этапе обучаемый пишет заглавные буквы, сформированные в группы: И Ш Ц Щ Ч У, А Ф Л М Я, Н К, Б В Е Е З, Г П Т Р, О Ю, Ф, С Э Х Ж, Д. На этом этапе обучают производить написание каждой заглавной буквы в группе в произвольном порядке, применяя трафарет и алгоритмы написания элементов заглавных букв, усвоенные на пятом этапе. На седьмом этапе обучают соединению заглавных букв со строчными, используя определенные алгоритмы, усвоенные на четвертом этапе. Затем переходят к написанию слов и фраз, используя и заглавные, и строчные буквы.
В качестве трафарета используется лист, разлинованный косыми линиями темного цвета толщиной от 0,5 до 0,9 мм, причем они расположены друг от друга на расстоянии от 1,8 до 2,5 мм, и угол их наклона составляет от 50 до 70 градусов. Данный трафарет подкладывается под тетрадный лист во время обучения и закрепления полученных навыков письма.
Для закрепления сформировавшегося или откорректированного почерка обучаемый производит написание произвольного текста под счет или ритмичную музыку, причем каждый отсчет или такт в музыкальном произведении соответствует одному элементу буквы, а темп счета или музыки при написании постепенно увеличивается.
Обучение каллиграфическому письму детей младшего школьного возраста, а также коррекция почерка у детей, подростков и взрослых происходит с помощью устройства, представляющего собой тетрадь со страницами определенной разлиновки и полями. Согласно заявляемому техническому решению в данной тетради на первом виде страниц разлиновка выполнена в виде чередующихся горизонтальных линий, расстояние между которыми 4 мм по высоте страницы, причем толщина одной линии составляет от 0,7 до 0,8 части толщины другой линии. На втором виде страниц разлиновка выполнена в виде аналогичных линий, но на левой стороне страницы и составляет от 0,2 до 0,7 части ширины страницы, а остальная часть страницы выполнена как продолжение более толстых линий. На третьем виде страниц разлиновка выполнена в виде аналогичных линий на правой стороне и составляет от 0,2 до 0,7 части ширины страницы, а остальная часть страницы выполнена как продолжение более толстых линий. Количество каждого вида страниц в тетради может быть от 1 до 30 каждого вида. Кроме того, тетрадь содержит страницы с широкой разлиновкой, чередующиеся произвольно со страницами первого, второго и третьего видов. Тетрадь может содержать вверху и внизу страниц надписи, которые стимулируют учащихся на выполнение правильного графического написания букв и побуждают контролировать их написание. Например, вверху страницы - «Сравнивай высоту букв в начале строки и в конце. Старайся, чтобы она была одинаковой», «Старайся при письме не выходить за линии строк. Запоминай высоту букв», «Старайся до конца строки удерживать одинаковую высоту букв» и так далее; внизу - «Если твои буквы не выходили за линии строк, ты - молодец», «Если высота твоих букв на всей строке одинаковая, ты - молодец», «Если высота твоих букв одинаковая и она, как на предыдущей странице, ты - молодец» и так далее.
На фиг.1 показаны элементы и соединения элементов строчных букв; на фиг.2 показаны соединения букв; на фиг.3 - элементы и соединения элементов заглавных букв; на фиг.4 - трафарет; на фиг.5 - первый вид страниц устройства по заявляемому техническому решению; на фиг.6 - второй вид страниц устройства по заявляемому техническому решению; на фиг.7 - третий вид страниц устройства по заявляемому техническому решению; на фиг.8 - страницы с широкой разлиновкой устройства по заявляемому техническому решению; на фиг.9 - пример сформировавшегося каллиграфического почерка у учащихся 1 класса; на фиг.10 - пример почерка детей младшего и среднего школьного возраста, полученного в результате коррекции; на фиг.11 - пример почерка подростка, полученного в результате коррекции; на фиг.12 - пример почерка взрослого, полученного в результате коррекции.
Сущность предлагаемого изобретения и возможность достижения технического результата показывают следующие примеры.
Пример 1.
С учащимися 1-го класса были проведены занятия по формированию каллиграфических навыков письма с помощью заявляемого изобретения. На первом этапе учащиеся были ознакомлены с тетрадью, которая содержала страницы заявленной разлиновки, и трафаретом.
На втором этапе в тетради на страницах первого вида они обучались верному графическому написанию основных элементов и соединений элементов строчных и заглавных букв, используя при этом определенные алгоритмы их написания и трафарет.
На третьем этапе в тетради на страницах первого вида проходило обучение написанию строчных и заглавных букв в порядке, соответствующем программе начальных классов по обучению грамоте. На этом этапе использовались навыки написания элементов строчных и заглавных букв, их соединений. Важно отметить, что алгоритмы написания букв и их соединений специально учащимися не заучивались, а после их осмысления в дальнейшем выводились самостоятельно. Детям подробно разъяснялось правильное использование разлиновки трафарета при письме букв и их соединений.
На четвертом этапе учащиеся практиковались в соединениях строчных букв со строчными и заглавных букв со строчными в тетради на страницах второго и третьего видов, используя при этом определенные алгоритмы и трафарет.
Для закрепления усвоенных навыков письма использовались страницы второго и третьего видов и страницы с широкой разлиновкой, в которых учащиеся писали как отдельные слова, так и словосочетания.
Далее производился контроль за четким и последовательным выполнением алгоритмов и правильным использованием разлиновки трафарета при письме. Затем полученные навыки доводились до автоматизма. В результате у всех учащихся сформировался почерк, имеющий одинаковую графическую структуру.
Для закрепления сформировавшегося почерка учащиеся производили написание текста под счет, а далее и ритмичную музыку с постепенным увеличением ее темпа в тетради на страницах второго, третьего видов, страницах с широкой разлиновкой с использованием трафарета. Достигнутый результат при использовании заявляемых способа и устройства показан на фиг.9.
Пример 2.
Работа по коррекции почерка с учащейся 2-го класса проводилась с использованием заявляемых способа и устройства. На первом этапе обучения учащейся вместе с педагогом был проанализирован имеющийся у нее на данный момент почерк. Ей были указаны недостатки почерка, а именно: нарушение наклона букв, неравномерные высота и ширина элементов букв, отсутствие их пропорциональности, неверные соединения букв. Учащаяся поняла, что из-за этих недостатков ее почерк неразборчив, некрасив и его трудно читать. Для коррекции почерка использовался трафарет, который подкладывался под страницы тетради и давал возможность соблюдать одинаковый наклон букв, размеры их элементов и расстояние между буквами и словами. На втором этапе в тетради на страницах первого вида учащаяся обучалась верному графическому написанию основных элементов и соединений элементов строчных букв, используя при этом определенные алгоритмы и трафарет.
На третьем этапе в тетради на страницах первого и второго вида проходило обучение написанию строчных букв по группам в произвольном порядке. На этом этапе использовались навыки написания элементов строчных букв, усвоенные на втором этапе.
На четвертом этапе учащаяся в тетради на страницах первого и второго видов обучалась соединению строчных букв, используя при этом определенные алгоритмы и трафарет. Для закрепления усвоенных навыков письма строчных букв использовались страницы второго и третьего видов и страницы с широкой разлиновкой, в которых учащаяся писала как отдельные слова, так и словосочетания.
На пятом этапе учащаяся в тетради на страницах первого и второго видов обучалась написанию основных элементов и соединений элементов заглавных букв, используя при этом определенные алгоритмы и трафарет.
На шестом этапе в тетради на страницах первого, второго видов и страницах с широкой разлиновкой учащаяся писала заглавные буквы по группам в произвольном порядке, используя при этом навыки, приобретенные на пятом этапе.
На седьмом этапе в тетради на страницах второго и третьего видов и страницах с широкой разлиновкой учащаяся обучалась соединению заглавных и строчных букв, используя при этом алгоритмы, усвоенные на четвертом этапе, и трафарет.
В дальнейшем производился контроль за четким и последовательным выполнением алгоритмов и правильным использованием разлиновки трафарета при письме. Далее полученные навыки доводились до автоматизма.
В результате семи занятий у учащейся сформировался каллиграфически верный почерк, который стал разборчивым и легко читаемым. Достигнутый результат показан на фиг.10
Пример 3.
Работа по коррекции почерка с учащимся 8-го класса проводилась с использованием заявляемых способа и устройства. На первом этапе обучения учащимся вместе с педагогом был проанализирован имеющийся у него на данный момент почерк. В результате анализа он понял, что его почерк обладает рядом недостатков, а именно: наклон букв нарушен, неравномерные высота и ширина элементов букв, отсутствует их пропорциональность. Был сделан вывод о том, что почерк неразборчивый и трудно читаемый. Следующие этапы коррекции почерка проводились в последовательности, аналогичной приведенной в примере 2.
В результате за пять занятий почерк был откорректирован. Достигнутый результат показан на фиг.11.
Пример 4.
Коррекция почерка с использованием заявляемых способа и устройства проводилась у девушки 23-х лет. Она сама без труда назвала недостатки своего почерка и признала его неразборчивым. Следующие этапы коррекции почерка проводились в последовательности, аналогичной приведенной в примере 2. Коррекция почерка проходила быстрее, чем с учащимися в примерах 2 и 3, так как за время одного занятия обучаемая усваивала навыки письма сразу нескольких этапов. В результате за четыре занятия почерк был откорректирован. Достигнутый результат показан на фиг.12.
Способ и устройство коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма, заявленные в предлагаемом изобретении, позволяют значительно сократить сроки коррекции почерка у обучающихся детей и взрослых. Так, при индивидуальном обучении коррекция почерка происходила за 4-7 занятий, а при групповом - за 10-12 занятий. Обучение каллиграфическим навыкам письма первоклассников с помощью заявляемых способа и устройства не требует коррекции их почерка в дальнейшем, формирует у детей аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, что особенно важно в период становления личности, который совпадает с периодом становления почерка. Кроме того, необходимо отметить, что почерк имеет одинаковую графическую структуру у всех обучаемых.
Источники информации
1. Патент США №3740872, кл. МПК G09В 11/04, 13.10.1971 г.
2. Заявка на патент Франции №2258678 (кл. МПК G09В 11/04, пр. 18.08.1975 г.).
3. Патент США №3638332, кл. МПК G09В 11/04, пр. 06.03.1970 г.
4. Патент РФ №2206923, кл. МПК G09B 17/00, G09B 11/06, пр. 03.12.2002 г.
5. Патент РФ №2206128, кл. МПК G09В 11/04, пр. 21.02.2002 г.
Изобретение относится к области обучения, а именно к обучению каллиграфическому письму. Способ коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма состоит из нескольких этапов, включающих обучение написанию элементов и соединений элементов строчных и заглавных букв, написание букв по определенным группам и соединение букв. Для написания букв используют трафарет и закрепляют усвоенный почерк путем письма под счет или ритмичную музыку. Устройство для коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма представляет собой тетрадь с чередующимися страницами определенной разлиновки. Вверху и внизу страниц помещены надписи, стимулирующие учащихся на выполнение правильного графического написания букв и побуждающие контролировать их написание. Техническим результатом изобретения является сокращение времени приобретения устойчивых навыков правильного письма. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 12 ил.
1. Способ коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма, включающий написание элементов и букв с использованием трафарета, который размещают под тетрадным листом, имеющего разлиновку черного цвета в виде параллельных косых линий, расположенных на равном расстоянии друг от друга, и написание элементов и букв в определенном ритме, отличающийся тем, что он состоит из нескольких этапов, когда на первом этапе с обучаемым проводят анализ его почерка, на втором этапе обучают написанию основных элементов и соединений элементов строчных букв, используя заданные алгоритмы, на третьем этапе, формируя из строчных букв группы и й ш ц щ а б, у д ф, л м я, п т р г, н ы к, о ю, е е в, ч ь ъ, с э х ж, з, обучают производить написание каждой строчной буквы в группе в произвольном порядке, применяя алгоритмы написания элементов строчных букв, усвоенные на втором этапе, на четвертом этапе обучают соединению строчных букв, используя заданные алгоритмы, на пятом этапе проводят обучение написанию основных элементов и соединений элементов заглавных букв, используя заданные алгоритмы, на шестом этапе, формируя из заглавных букв группы И Ш Ц Щ Ч У, А Ф Л М Я, Н К, Б В Е Е З, Г П Т Р, О Ю, Ф, С Э Х Ж, Д, обучают производить написание каждой заглавной буквы в группе в произвольном порядке, применяя алгоритмы, усвоенные на пятом этапе, на седьмом этапе обучают соединению заглавных букв со строчными, используя ранее усвоенные на четвертом этапе алгоритмы соединений букв.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве трафарета используется лист, разлинованный косыми линиями темного цвета, толщиной от 0,5 до 0,9 мм, причем косые линии расположены друг от друга на расстоянии от 1,8 до 2,5 мм и угол наклона линий составляет от 50 до 70°.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что производят закрепление сформировавшегося почерка путем написания произвольного текста под счет или ритмичную музыку, причем каждый отсчет или такт в музыкальном произведении соответствует одному элементу буквы, а темп счета или музыки при написании текста постепенно увеличивается.
4. Устройство для коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма, представляющее собой тетрадь со страницами определенной разлиновки и полями, отличающееся тем, что на первом виде страниц разлиновка выполнена в виде чередующихся горизонтальных линий, расстояние между которыми 4 мм по всей высоте страницы, причем толщина одной линии составляет от 0,7 до 0,8 части толщины другой линии, на втором виде страниц разлиновка выполнена в виде аналогичных линий, но на левой стороне страницы, и составляет от 0,2 до 0,7 части ширины страницы, а остальная часть страницы выполнена как продолжение более толстых линий, на третьем виде страниц разлиновка выполнена в виде аналогичных линий на правой стороне и составляет от 0,2 до 0,7 части ширины страницы, а остальная часть страницы выполнена как продолжение более толстых линий, причем количество каждого вида страниц в тетради составляет от 1 до 30 каждого вида.
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что содержит страницы с широкой разлиновкой, чередующиеся произвольно со страницами первого, второго и третьего видов.
6. Устройство по п.4, отличающееся тем, что на страницах вверху и внизу помещены надписи, которые стимулируют учащихся на выполнение правильного графического написания букв и побуждают контролировать их написание.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ И КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА | 2002 |
|
RU2206128C2 |
ЦЕЛЬНЫЙ КЛЕТЬЕВОЙ УСПОКОИТЕЛЬ ДЛЯ РОТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБМОТКОЙ И СБОРНЫМИ ЗУБЦАМИ | 1926 |
|
SU7230A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2002 |
|
RU2206923C1 |
US 6142783 А, 07.11.2000 | |||
US 3731402 A, 08.05.1973. |
Авторы
Даты
2010-05-27—Публикация
2007-03-07—Подача