ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ Российский патент 2003 года по МПК B61H7/08 

Описание патента на изобретение RU2216471C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а более точно к тормозным устройствам подвижного состава.

Известны электромагнитные рельсовые тормоза (ЭМРТ), содержащие магнитопроводы, каждый из которых образован двумя сердечниками, установленными с зазором в ярме, при этом сердечники снабжены полюсными наконечниками, и катушку обмотки, охватывающую ярма магнитопроводов и расположенную в каркасе (см. , например, а.с. СССР, MПK B 61 H 7/08, 334108, 1969 г. и 518404, 1975 г.).

Недостаточная эффективность работы - недостаток данных ЭМРТ.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому является электромагнитный рельсовый тормоз, содержащий магнитопроводы, каждый из которых образован двумя Г-образными сердечниками, установленными с зазорами в ярме, при этом сердечники снабжены полюсными наконечниками, прикрепленными к ним, и катушку обмотки, охватывающую ярма магнитопроводов и расположенную в каркасе (см. а.с. СССР, MПK В 61 Н 7/08, 740578, 1980 г.). Данный электромагнитный рельсовый тормоз выбран нами в качестве прототипа.

Полюсное деление ЭМРТ в поперечном направлении мало, и при больших воздушных зазорах между полюсными наконечниками и рельсами магнитный поток не пересекает рельсы, что приводит к увеличению времени ЭМРТ к работе, снижению эффективности его эксплуатации и невозможности использования его в качестве вихретокового тормоза. Это - недостатки прототипа.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков и разработка электромагнитного рельсового тормоза, развивающего большие усилия притяжения между индуктором ЭМРТ и рельсом, имеющего меньшее время подготовки к работе и способного работать в качестве вихретокового тормоза.

Решение технической задачи достигается тем, что в электромагнитном рельсовом тормозе, содержащем магнитопроводы, каждый из которых образован двумя Г-образными сердечниками, установленными с зазорами в ярмах, при этом сердечники снабжены полюсными наконечниками, прикрепленными к ним, например, при помощи болтов, и катушку обмотки, охватывающую ярма магнитопроводов и расположенную в каркасе, согласно изобретению в Г-образных сердечниках выполнены отверстия, имеющие в поперечном сечении прямоугольную форму, сквозь которые пропущены стержни из магнитопроводящей резины, при этом витки катушки обмотки состоят из проводников, которые при прямом ходе намотки расположены вначале над ярмами первой части магнитопроводов, а затем - под ярмами второй части магнитопроводов, а при обратном ходе намотки проводники катушки вначале расположены над ярмами второй части магнитопроводов, а затем - под ярмами первой части магнитопроводов.

Выполнение отверстий в Г-образных сердечниках, размещение в них стержней из магнитопроводящей резины и порядок намотки катушки обмотки ЭМРТ, при котором при прямом ходе намотки проводники обмотки расположены вначале над ярмами первой части магнитопроводов, а затем - под ярмами второй части магнитопроводов, а при обратном ходе намотки проводники катушки обмотки вначале расположены над ярмами второй части магнитопроводов, а затем - под ярмами первой части магнитопроводов, являются конструктивными признаками, составляющими новизну данного технического решения.

В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:
фиг. 1 изображает поперечное сечение электромагнитного рельсового тормоза;
фиг.2 схематично показывает вид спереди магнитопроводов ЭМРТ, ярма которых охватываются проводниками катушки обмотки. На фиг.2 штриховыми линиями изображен путь замыкания магнитного потока электромагнитного рельсового тормоза в продольном направлении;
фиг. 3 схематично представляет вид магнитопроводов ЭМРТ в аксонометрии. Здесь виден порядок намотки витков катушки обмотки (на примере расположения одного витка). На фиг.3 штриховыми линиями обозначены пути замыкания магнитного потока ЭМРТ в поперечном направлении. На этом чертеже не показаны зазоры в ярмах магнитопроводов, отверстия в сердечниках и пропущенные через них стержни из магнитопроводящей резины.

Электромагнитный рельсовый тормоз (фиг. 1) содержит магнитопровод 1, образованный двумя Г-образными сердечниками 2, установленными с зазором в ярме. Сердечники 2 снабжены полюсными наконечниками 3, прикрепленными к ним, например при помощи болтов (на фиг.1 не показаны). Катушка обмотки 4 охватывает ярма магнитопроводов и расположена в каркасе 5. В сердечниках 2 выполнены отверстия 6, имеющие в поперечном сечении прямоугольную форму, в которых размещены cтержни 7, изготовленные из магнитопроводящей резины и объединяющие сердечники ЭМРТ в единую магнитную систему. Заметим, что форма отверстий в сердечниках магнитопроводов и, соответственно, форма поперечного сечения стержней из магнитопроводящей резины могут быть и иными, например круглыми или трапецеидальными.

На фиг. 2 схематически представлен вид спереди электромагнитного рельсового тормоза, вокруг ярм магнитопроводов 1 намотана катушка обмотки 4, состоящая из одного витка (в этом случае чертеж не затемняется и отчетливо виден порядок намотки). Стержни 7 из магнитопроводящей резины проходят через все магнитопроводы 1. По стержням 7 магнитный поток ЭМРТ замыкается в продольном направлении (силовая линия этого потока обозначена штриховой линией 8). Северные и южные полюса магнитопроводов обозначены соответственно символами "N" и "S", а направление тока в проводниках катушки 4 показано стрелками. На фиг.2 видно, что при первом ходе намотки проводник обмотки вначале расположен над ярмами первой части магнитопроводов, а затем - под ярмами второй части магнитопроводов. При обратном ходе намотки проводник катушки 4 проходит вначале над ярмами второй части магнитопроводов 1, а затем - под ярмами первой части магнитопроводов. В этом случае в продольном направлении первая и вторая часть магнитопроводов имеют противоположную полярность (фиг. 2), что определяется по правилу "буравчика".

На фиг.3 ЭМРТ изображен схематически в аксонометрии. Штриховыми линиями 9 показаны пути, по которым замыкается магнитный поток в поперечном направлении в каждом магнитопроводе. Остальные обозначения те же, что и фиг.1 и 2.

Рассмотрим принцип действия предложенного электромагнитного рельсового тормоза.

При опускании ЭМРТ на рельс при помощи, например, пневмоцилиндров и подключении катушки его обмотки к источнику постоянного напряжения по обмотке потечет ток, создающий магнитодвижущую силу, под действием которой возникает магнитный поток, составляющие которого будут замыкаться в продольном (фиг.2) и в поперечном (фиг.3) движению транспортного средства (поезда) направлениях. Пути замыкания магнитного потока обозначены штриховыми линиями 8 и 9 (фиг. 2 и фиг. 3). При прохождении магнитного потока через рельс последний намагничивается и притягивается к полюсным наконечникам ЭМРТ. Поскольку магнитный поток замыкается в продольном и поперечном направлениях, усилие притяжения ЭМРТ к рельсу увеличивается, а длина тормозного пути поезда сокращается, т. е. электромагнитный рельсовый тормоз работает эффективнее. Кроме того, из-за значительной величины полюсного деления электромагнитного рельсового тормоза в продольном направлении (фиг.2) силовые линии продольного магнитного потока начинают пересекать рельс (через большой воздушный зазор) сразу же после подачи тока в катушку обмотки. При этом создаются усилия притяжения между ЭМРТ и рельсом, что уменьшает время подготовки тормоза к работе, он быстрее прижимается к рельсу и начинает тормозить поезд. Если не использовать пневмоцилиндры для прижатия включенного электромагнитного тормоза к рельсу, то ЭМРТ превращается в вихретоковый тормоз, т.к. продольный магнитный поток будет пересекать рельс и при больших воздушных зазорах, т. е. у него появляется еще одна дополнительная функция. Магнитопроводящая резина содержит включения из ферромагнитных опилок или окислов железа. При использовании в конструкции ЭМРТ стержней из магнитопроводящей резины для создания путей для замыкания магнитного потока в продольном направлении снижаются потери энергии, и эффективность работы тормоза возрастает за счет увеличения силы притяжения между ЭМРТ и рельсом. Это дополнительно приводит к уменьшению длины тормозного пути.

За счет создания пути для прохождения магнитного потока дополнительно и в продольном направлении, что обусловлено способом намотки катушки обмотки ЭМРТ и использованием магнитопроводящих резиновых стержней, достигнуто снижение времени подготовки тормоза к работе, увеличение усилий притяжения между тормозом и рельсом (повышена эффективность ЭМРТ) и возможность его использования в качестве вихретокового тормоза. Все это позволяет избежать недостатков, присущих прототипу.

Похожие патенты RU2216471C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ 2000
  • Балон Л.В.
  • Соломин В.А.
  • Риполь-Сарагоси Т.Л.
RU2192980C2
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ 2008
  • Балон Леонид Вениаминович
  • Соломин Владимир Александрович
  • Риполь-Сарагоси Леонид Францискович
RU2361761C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ 2007
  • Соломин Владимир Александрович
  • Курносик Марина Александровна
  • Соломин Андрей Владимирович
  • Замшина Лариса Леонидовна
RU2336191C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ 2002
  • Соломин А.В.
RU2233223C2
РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ОСАЖДЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ ВЛАГИ ИЗ СЖАТЫХ ГАЗОВ 2001
  • Риполь-Сарагоси Т.Л.
  • Соломин В.А.
  • Балон Л.В.
RU2192917C1
ПРИВОД ТОРМОЗНОГО БАШМАКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЬСОВОГО ТОРМОЗА 1994
  • Балон Л.В.
  • Дорожкин В.Н.
  • Щавинский И.Ю.
  • Экаладзе А.А.
RU2090409C1
Электромагнитный рельсовый тормоз с полюсными креплениями 2016
  • Лещенко Василий Васильевич
RU2641400C1
ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Соломин Владимир Александрович
  • Риполь-Сарагоси Леонид Францискович
  • Куценко Вячеслав Владиславович
RU2402860C1
Электромагнитный рельсовый тормоз 2016
  • Лещенко Василий Васильевич
RU2641559C1
Электромагнитный рельсовый тормоз с рельсовыми полюсами 2016
  • Лещенко Василий Васильевич
RU2645559C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 216 471 C2

Реферат патента 2003 года ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к железнодорожному и промышленному транспорту. Электромагнитный рельсовый тормоз содержит магнитопровод, в сердечниках которого выполнены отверстия, имеющие в поперечном сечении прямоугольную форму, сквозь которые пропущены стержни из магнитопроводящей резины. На ярмах магнитопроводов размещена катушка обмотки, расположенная в каркасе. Катушка обмотки состоит из проводников, которые при прямом ходе намотки расположены вначале над ярмами первой части магнитопроводов, а затем - под ярмами второй части магнитопроводов. При обратном ходе намотки проводники катушки обмотки вначале расположены над ярмами второй части магнитопроводов, а затем - под ярмами первой части магнитопроводов. Технический результат - повышение эффективности электромагнитного рельсового тормоза, снижение времени подготовки тормоза к работе и возможность использования в качестве вихретокового тормоза. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 216 471 C2

Электромагнитный рельсовый тормоз, содержащий магнитопроводы, каждый из которых образован двумя Г-образными сердечниками, установленными с зазором в ярме, при этом сердечники снабжены полюсными наконечниками, прикрепленными к ним, например, при помощи болтов, и катушку обмотки, охватывающую ярма магнитопроводов и расположенную в каркасе, отличающийся тем, что в Г-образных сердечниках выполнены отверстия, имеющие в поперечном сечении прямоугольную форму, сквозь которые пропущены стержни из магнитопроводящей резины, при этом витки катушки обмотки состоят из проводников, которые при прямом ходе намотки располагаются вначале над ярмами первой части магнитопроводов, а затем под ярмами второй части магнитопроводов, а при обратном ходе намотки проводники катушки обмотки вначале располагают над ярмами второй части магнитопроводов, а затем - под ярмами первой части магнитопроводов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2216471C2

Электромагнитный рельсовый тормоз 1976
  • Балон Леонид Вениаминович
  • Шашкин Валентин Борисович
SU740578A1
ПРИВОД ТОРМОЗНОГО БАШМАКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЬСОВОГО ТОРМОЗА 1994
  • Балон Л.В.
  • Дорожкин В.Н.
  • Щавинский И.Ю.
  • Экаладзе А.А.
RU2090409C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ 2000
  • Балон Л.В.
  • Соломин В.А.
  • Риполь-Сарагоси Т.Л.
RU2192980C2
Устройство для монтажа и демонтажа монтажных мачт, оборудованных башмаком 1978
  • Демат Михаил Платонович
  • Шер Давид Михайлович
  • Лыкин Борис Дмитриевич
SU716970A1
DE 3743899 А1, 24.05.1989
СПОСОБ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ЭКСТРУЗИИ ЖИРОСОДЕРЖАЩЕГО ВЕЩЕСТВА ДЛЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ЭКСТРУДИРОВАННОЕ ЖИРОСОДЕРЖАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО 1997
  • Джюри Марк
  • Грук Саймон Джон
  • Мэкли Малколм Роберт
RU2182434C2
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1

RU 2 216 471 C2

Авторы

Балон Л.В.

Соломин В.А.

Риполь-Сарагоси Т.Л.

Даты

2003-11-20Публикация

2001-01-05Подача